Проверка правильности оформления расходов на рекламу (Т. Панченко, "Финансовая газета", N 42, октябрь 1998 г.)

Проверка правильности оформления расходов на рекламу


Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 г. N 108-ФЗ "О рекламе" реклама - это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Рекламой также считается любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации (см. инструкцию Госналогинспекции по г. Москве от 21.12.92 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в городе Москве").

К средствам распространения информации относятся печать (газеты, журналы, каталоги, прейскуранты, справочники, отправления прямой печатной рекламы и другой печатной продукции), эфирное, спутниковое и кабельное телевидение, радиовещание, световые газеты (бегущая строка, световая фиксированная строка), иллюстративно-изобразительные средства (щиты, вывески, афиши, плакаты, календари и т. п.), аудио- и видеозапись, имущество юридических и физических лиц и др.

В соответствии с письмом Минфина России от 6.10.92 г. N 94 расходы на рекламу - это расходы предприятия по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.

К расходам предприятия на рекламу относятся расходы на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т. п.); на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров и т. д.; на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению); на световую и иную наружную рекламу; на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т. п.; на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.; на хранение и экспедирование рекламных материалов; на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах; на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.

В соответствии с п.п. "у" п. 2 Положения о составе затрат к расходам на рекламу относятся участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные затраты.

К рекламным услугам не относятся изготовление и распространение:

информационных вывесок о режиме работы и правилах обслуживания потребителей, размещаемых в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины;

объявлений и извещений об изменении местонахождения организаций, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов;

объявлений органов государственной власти и управления, содержащих информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций;

предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении производства работ, передвижения и т.д. в связи с особенностями данной территории или участка;

прочих информационных сведений, объявлений, не содержащих характер рекламы.

Вся величина фактических расходов на рекламу относится на себестоимость продукции (работ, услуг).

Для целей налогообложения расходы на рекламу включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, утвержденных в установленном порядке.

Предельные размеры расходов на рекламу в год, принимаемые при налогообложении прибыли, установлены в процентном отношении от годового объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иного показателя, используемого при определении финансового результата, включая налог на добавленную стоимость.


Примеры


1. Если предприятие наряду с другими расходами рекламного характера оплатило услуги по монтажу светового табло, то все затраты, в том числе оплата услуг по монтажу светового табло, будут включаться в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с п.п. "у" п. 2 Положения о составе затрат и учитываться для целей налогообложения в пределах норм, установленных письмом Минфина России N 94.

2. В случае если организация имеет затраты по изготовлению и установке (в том числе монтажу) вывесок о режиме работы предприятия и прочей информации, не относящейся к рекламным расходам, то такие затраты носят долгосрочный характер. Учет таких затрат в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56 (ред. от 17.02.97 г.), ведется на счете 01 "Основные средства" или по счету 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" в зависимости от размера фактически произведенных затрат.

3. Если действующее (не вновь вводимое в действие) предприятие произвело оплату за размещенное в печати объявление о наборе рабочих, такие затраты не относятся на расходы по рекламе. Они включаются в состав себестоимости по элементу "Прочие затраты" на организованный набор работников. Но о проведении оргнабора необходимо принять решение, составить план по оргнабору, составить и утвердить смету расходов по данному мероприятию. И только потом публиковать объявления, и затраты на их публикацию относить в себестоимость.

4. Если организация оплатила услуги агентства, осуществляющего поиск и подбор персонала для фирмы, то эти расходы подлежат отнесению на себестоимость продукции (работ, услуг) согласно п.п. "и" п. 2 Положения о составе затрат как затраты, связанные с управлением производством, включая оплату информационных услуг.

При этом согласно ст. 2 Федерального закона от 20.02.95 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Производя оплату услуг агентства по подбору персонала, организация тем самым приобретает информацию об интересующих ее лицах (кадрах), что должно быть оформлено соответствующими оправдательными документами, на основании которых отражаются хозяйственные операции в бухгалтерском учете (Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ст.9).

Аналогичное мнение по данному вопросу изложено в письме Департамента налоговой политики от 21.04.98 г. N 04-02-05/3.

Для иностранных юридических лиц, проводящих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в соответствии с международными соглашениями по устранению двойного налогообложения существуют льготы, которые дают им преимущество по сравнению с российскими предприятиями. Например, по соглашению с Германией расходы на рекламу целиком относятся на себестоимость.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 18.07.95 г. N 108-ФЗ "О рекламе" под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад в этом случае признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

Таким образом, если при оказании спонсорской помощи заключается договор, предполагающий обязательство спонсируемого распространить рекламу о спонсоре либо о его продукции (товарах, услугах), спонсорский взнос относится на себестоимость продукции (работ, услуг) спонсора в соответствии с Положением о составе затрат на основании первичных документов, подтверждающих произведенные затраты. Если же между сторонами заключен договор об оказании спонсорской помощи без условия распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, спонсорский взнос не рассматривается как плата за оказание услуг по рекламе, т.е. не включается в себестоимость продукции (работ, услуг), а производится из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (см. письмо ГНИ по г. Москве от 9.08.96 г. N 11-13/17181 "О вопросах налогообложения").

Если при этом организация-спонсор решит уменьшить налогооблагаемую прибыль в соответствии с п. 1 "в" ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", должны быть соблюдены определенные условия:

взнос направлен организацией только тем предприятиям, объединениям, учреждениям и т. д., которые указаны в п. 1 "в" Закона;

льготируемые суммы фактически уплачены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Следует иметь в виду, что льгота по налогу на прибыль предоставляется в пределах сумм, которые не должны составлять более 3 или 5% облагаемой налогом прибыли, в зависимости от того, кому направлен взнос. Общая сумма благотворительных взносов, подлежащих льготированию, не может превышать 5% облагаемой налогом прибыли.

Организации, получившей такие средства, надо знать, что по окончании отчетного года, в сроки, установленные для сдачи годового бухгалтерского отчета, она обязана представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании. В случае использования средств не по назначению в доход федерального бюджета в установленном порядке может быть взыскана сумма в размере этих средств.

В практике предпринимательской деятельности встречаются случаи заключения договоров между юридическими лицами, по условиям которых одна сторона обязуется предоставить для публикации материал (статью, консультацию) на заранее определенную тему. Другая сторона в качестве оплаты за публикуемый материал обязуется разместить рекламу в своем издании о юридическом лице. Таким образом, в условиях договора предусмотрен неденежный расчет контрагентов по выполненным договорным обязательствам, без прохождения через банковские счета. В данном случае производится бартерная операция, которая по своей сути является договором мены. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой, а товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными (ст. 568 ГК РФ). Следовательно, по условиям заключенного договора цены оказываемых друг другу услуг договаривающимися сторонами должны предусматриваться равными.

Для отражения операций по такому виду договоров организации должны пользоваться письмом Минфина России от 30.10.92 г. N 16-05/4 "О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе".

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость, относящегося к рекламным расходам, не отличается от порядка возмещения налога на добавленную стоимость, относящегося к расходам на командировочные, представительские и другие нормируемые расходы.

В соответствии с Положением о составе затрат в целях налогообложения расходы на рекламу принимаются в пределах установленных законодательством норм. Исходя из этого налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам за приобретенные (выполненные) работы (оказанные услуги), принимается к зачету (возмещению) также с учетом установленных ограничений.


База для исчисления расходов на рекламу
в организациях торговли


В соответствии с п. 3.1 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (приложение 2 к приказу Минфина России от 12.11.96 г. N 97) (в ред. приказов Минфина России от 3.02.97 г. N 8, от 21.11.97 г. N 81н) по статье 010 "Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" формы N 2 показывается выручка от реализации готовой продукции (работ, услуг), от продажи товаров и т. п., учитываемая на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" для определения финансовых результатов от реализации исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Согласно п. 4.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций предприятия, осуществляющие торговую деятельность, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывают выручку от продажи товаров, т.е. товарооборот.

Минфин России в письме от 30.01.98 г. N 04-02-14 (имеет статус официальной переписки, опубликовано не было, в Минюсте не зарегистрировано) рекомендует организациям торговли и общественного питания при определении расходов на рекламу, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), в том числе и для целей налогообложения, применять показатель валового дохода от реализации товара, исчисляемый как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров.

Госналогслужба России в письме от 16.07.96 г. N ПВ-4-13/52н "Об исчислении представительских расходов и расходов на рекламу в организациях торговли для целей налогообложения" разъясняет, что торгующие, снабженческие и сбытовые организации при расчете предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу в год используют для целей налогообложения показатель валового дохода от реализации товаров.

Если организация торговли, следуя разъяснениям Минфина и Госналогслужбы России, базой для определения нормативов затрат на рекламу выбрала показатель валового дохода, то, в случае если выручка для целей налогообложения определяется ею "по оплате", расчет, по нашему мнению, надо производить исходя из оплаченного валового дохода, а не валового дохода, образованного по данным бухгалтерского учета.


Т. Панченко,

ООО "Аудиторская фирма "Русский стиль"


"Финансовая газета" N 42, октябрь 1998 г.



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение