Учет платежей за загрязнение окружающей среды. ("Финансовая газета", N 46, ноябрь 1998 г.)

Учет платежей за загрязнение
окружающей среды


Согласно Положению о составе затрат с учетом изменений и дополнений природоохранные затраты включаются в себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг). Следовательно, для получения достоверной учетной информации о себестоимости продукции необходимо правильно учитывать природоохранные затраты.


Природоохранные затраты - это совокупная величина всех видов ресурсов, затраченных на природоохранные мероприятия.


Объективной предпосылкой выпуска основной продукции является образование отходов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, предусмотренных технологией производства, платежи за загрязнение окружающей среды призваны компенсировать эти затраты.


Для осуществления выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, а также размещения отходов предприятия-загрязнители обязаны иметь официальное разрешение в виде лицензии, которая выдается территориальным комитетом охраны окружающей среды при предоставлении необходимых документов. Для этого предприятиям-загрязнителям надо разрабатывать или обеспечивать разработку "проекта лимитов размещения отходов производства и потребления" (далее - проект лимитов). К данному вопросу предприятиям следует относиться максимально серьезно, так как от этого в конечном счет зависит размер платежей за загрязнение окружающей среды. За предельно допустимые выбросы (сбросы) предприятия платят в однократном размере установленной базы нормативной платы, тогда как за выбросы сверх установленных лимитов - в двадцатипятикратном размере.


Предприятия-загрязнители имеют право самостоятельно разрабатывать для себя проект лимитов, однако на практике из-за отсутствия в штате предприятия эколога и незнания инженерами предъявляемых требований к составлению экологической документации предприятия пользуются сторонними услугами организаций-разработчиков.


Основным документом, регулирующим взаимоотношения предприятий-загрязнителей и организаций-разработчиков, является договор между ними, где оговариваются условия выполнения работы.


Исследования нами практики работы предприятий показали, что вопросы учета затрат по разработке лимитов не решены, т.е. отсутствует единая методика их учета. Это привело к тому, что затраты по подготовке проекта лимитов предприятия отражают по-разному: одни - на дебете счета 31 "Расходы будущих периодов", а другие - как нематериальные активы на дебете счета 04 "Нематериальные активы".


Как правило, проект лимитов разрабатывается на пять лет и, на наш взгляд, по экономическому содержанию относится к нематериальным активам. Особенность данного экологического документа заключается в том, что он готовится индивидуально для каждого предприятия-загрязнителя с учетом специфики его хозяйственной деятельности. Следует отметить, что проект лимитов отличается от других нематериальных активов тем, что, придерживаясь утвержденных лимитов размещения отходов, предприятия-загрязнители, проводя соответствующие мероприятия, в какой-то степени охраняют окружающую среду.


Составленный организацией-разработчиком проект лимитов сдается заказчику (предприятию-загрязнителю) на основании акта приема-сдачи.


Для отражения учета затрат по проекту лимитов размещения отходов предлагаем следующие бухгалтерские проводки:

Содержание
операции
Д-т К-т
На сумму
выданного аванса
организации-
разработчику
61 51
На сумму принятых
к оплате счетов
предприятий-
разработчиков
08 60
На первоначальную
стоимость
проектов лимитов
(нематериальных
активов)
04 08
На сумму НДС по
нематериальным
активам
19 60
На сумму принятых
к зачету по
задолженности
перед бюджетом
сумм НДС,
относящихся к
нематериальным
активам
68 19
На сумму
произведенных
зачетов по
предварительно
выданным авансам
60 61
Погашение
задолженности за
полученные
нематериальные
активы
60 51

Далее проект лимитов представляется в отдел экономического нормирования территориального комитета охраны окружающей среды для утверждения, после чего предприятию выдается разрешение на размещение отходов, причем в отличие от проекта лимитов - только на один год.


Хозяйствующие субъекты вправе ежегодно изменять удельные показатели объемов отходов в зависимости от планируемых объемов производства и образования отходов. Ежегодные расходы по переутверждению разрешения на размещение отходов целесообразно относить в дебет счета 31 "Расходы будущих периодов", после чего ежемесячно списывать на затраты по природоохранной деятельности на счет 20 "Основное производство".


При определении платежей за загрязнение окружающей среды необходимо особое внимание уделять вопросам размещения отходов. Для правильной организации бухгалтерского учета следует классифицировать отходы на безвозвратные отходы и вторичные материальные ресурсы. Данная классификация является важной, так как непосредственно влияет на порядок ведения бухгалтерского учета отходов.


Безвозвратные отходы - это те отходы, которые не пригодны для дальнейшего использования. Следовательно, возникает необходимость в обезвреживании и захоронении таких отходов в специально отведенных местах - полигонах.


Обязательным условием для размещения безвозвратных отходов на полигонах является заключение договора между предприятиями-загрязнителями и организацией (предприятием), утилизирующей производственные отходы, которой принадлежат полигоны ТБО. В договоре указываются виды отходов, годовой объем отходов за год с разбивкой по кварталам, месяцам, условия доставки для обезвреживания или захоронения, стоимость услуг и порядок расчета и т.д. После заключения договора предприятие, оказывающее услуги по обезвреживанию (захоронению) безвозвратных производственных отходов, выдает предприятию-загрязнителю разрешение на размещение отходов на полигоне ТБО.


Предприятия-загрязнители при накоплении в соответствующем периоде объема безвозвратных производственных отходов уведомляют предприятие, утилизирующее отходы (исполнителя), которое выписывает счет-фактуру, являющийся основанием для оплаты услуги.


После получения денег исполнитель выдает предприятию-загрязнителю талоны на право захоронения отходов на полигоне. В талонах указываются марка автомобиля, его государственный знак и грузоподъемность.


Исследование практики работы предприятий показало, что нет единой методики учета талонов, дающих право на захоронение отходов на полигонах. Действующая практика учета талонов такова, что предприятия не ведут учет поступивших талонов, и соответственно на счетах бухгалтерского учета они не находят отражения, а те предприятия, которые учитывают талоны, отражают их как материалы на дебете счета 10 "Материалы".


Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденному приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. (с последующими дополнениями и изменениями), талоны являются объектами бухгалтерского учета. По экономическому содержанию талоны относятся к бланкам строгой отчетности, для учета которых в Плане счетов предусмотрен забалансовый счет 006 "Бланки строгой отчетности". Следовательно, отражение талонов на дебете счета 10 "Материалы" неправомерно.


Для решения вышеизложенных вопросов учета талонов предлагаем следующую методику бухгалтерского учета:

Содержание операции Действующая
методология
Предла-
гаемая
методоло-
гия
Д-т К-т Д-
т
К-т
Предоплата за оказание услуг по
обезвреживанию отходов
76 51 61 51
Поступление талонов, дающих
право на захоронение отходов на
полигоне

10

76
006
76

61
Размещение отходов на полигонах
(использование талонов)
      006
Списание затрат по утилизации
отходов:
а) в пределах установленных
лимитов
б) сверх установленных лимитов


20

88


10

10


20

88


76

76

По нашему мнению, предлагаемая методика учета талонов позволит своевременно и правильно вести учет поступивших и использованных талонов на право захоронения отходов на полигонах.


Предприятия-загрязнители при вывозе безвозвратных отходов выдают водителю талоны и разрешения к ним. Однако на практике выдача талонов водителям никакими документами не оформляется, в результате чего, по нашему мнению, бухгалтерский учет теряет свою контрольную функцию.


Для ведения учета использования талонов нами предлагается учетный регистр "Ведомость учета талонов на право захоронения отходов на полигоне", ведение которого, по нашему мнению, даст возможность предприятию осуществлять не только достоверный учет, но и оперативный контроль за использованием талонов по видам отходов. Помимо этого по данным ведомости можно контролировать своевременность вывоза безвозвратных отходов с производства, что имеет важное значение для обеспечения охраны окружающей среды.


Достоверность калькуляции себестоимости продукции и правильное определение экономической эффективности во многом зависят от грамотной организации бухгалтерского учета возвратных отходов, т.е. вторичного сырья, так как согласно постановлению Правительства РФ от 5.08.92 г. N 552 (с изменениями и дополнениями) из себестоимости продукции исключается стоимость возвратных отходов.


Учитывая требования данного положения, целесообразно вести учет вторичного сырья по каждому виду выпускаемой продукции в местах их образования.


Без стоимостной оценки вторичных ресурсов не возможен их учет. Следовательно, вторичные ресурсы оцениваются экспертным путем, и при этом принимаются во внимание потребительские свойства вторичных ресурсов и затраты, связанные с их транспортировкой, а также спрос рынка по данному вторичному сырью.


Для обеспечения надлежащего учета при оприходовании на склад вторичное сырье взвешивается (обмеряется) и оформляется накладной, в которой указываются количество отходов по видам, их цена и сумма. Если вторичные материальные ресурсы используются внутри предприятия, где они образовались, их движение можно оформить накладной на внутреннее перемещение материалов, а в случае реализации вторичных материальных ресурсов на сторону необходимо составить расходную накладную.


В бухгалтерском учете вторичные материальные ресурсы учитываются на счете 10, субсчет 6 "Прочие материалы" и отражаются записью:


Дебет счета 10/6 "Прочие материалы"


Кредит счетов 20 "Основное производство" или 23 "Вспомогательное производство"


Регистром аналитического учета вторичных ресурсов является журнал учета образования и движения отходов.


Согласно разделу IY Порядка направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды, предприятия ежеквартально на основании данных журнала составляют расчет платежей за загрязнение окружающей среды. Согласно постановлению Правительства РФ от 28.08.92 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1.07.95 г. N 661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" устанавливаются следующие источники платежей за загрязнение окружающей среды:


платежи за предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ и услуг);


платежи за превышение предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, сверхлимитное размещение отходов осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.


В соответствии с п. 4 ст. 20 Закона Российской Федерации от 19.12.91 г. N 2060-1 "Об охране окружающей среды" плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, организациями и учреждениями в бесспорном порядке: 90% - на счета внебюджетных экологических фондов, 10% - в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды. Следовательно, платежи, подлежащие перечислению в экологический фонд, отражаются по кредиту счета 67 "Расчеты с внебюджетными организациями", а в республиканский бюджет по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом". Платежи за загрязнение окружающей среды в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:

Содержание
операции
Д-т К-т
Платежи за
выбросы в
атмосферу
загрязняющих
веществ от
стационарных и
передвижных
источников:
   
а) в пределах
допустимых
нормативов:
   
экологическому
фонду
20 67
республиканскому
бюджету
20 68
б) сверх
установленных
нормативов:
   
экологическому
фонду
88 67
республиканскому
бюджету
88 68
Платежи за сброс
загрязняющих
веществ в
поверхностные и
подземные водные
объекты:
   
а) в пределах
допустимых
нормативов:
   
экологическому
фонду
20 67
республиканскому
бюджету
20 68
б) сверх
установленных
лимитов:
   
экологическому
фонду
88 67
республиканскому
бюджету
88 68

При внесении предприятиями платежей за загрязнение окружающей среды необходимо учитывать механизм корректировки платежей с учетом произведенных расходов предприятиями на выполнение природоохранных мероприятий.


Согласно Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприродой России в 1993 г. по согласованию с Минэкономикой России и Минфином России, корректировке подлежит лишь та часть платежей за загрязнение, которая направляется в экологические фонды. Исходя из этого 10%-ная часть платежей, направляемая в доход федерального бюджета, вносится сразу без учета произведенных природоохранных мероприятий.


Предприятиям необходимо соблюдать своевременность внесения платежей за загрязнение. Согласно действующим правилам плановые платежи осуществляются не позднее 20-го числа последнего месяца квартала, а фактические - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.


Ведомость учета талонов на право захоронения
отходов на полигоне

       /---------------------------------------------------------------\
       | N  | Ф.и.о.     | Талоны       | Подпись | Автомобиль| Дата   |
       | п/п| водителя,  |--------------| водителя| (марка и  | вывоза |
       |    | получившего| номер| дата  |         | номер)    | отходов|
       |    | талон      |      | выдачи|         |           |        |
       |----|------------|------|-------|---------|-----------|--------|
       | 1  | 2          | 3    | 4     | 5       | 6         | 7      |
       |----|------------|------|-------|---------|-----------|--------|
       |    |            |      |       |         |           |        |
       |----+------------+------+-------+---------+-----------+--------|
       |    |            |      |       |         |           |        |
       \---------------------------------------------------------------/

Экспертная группа Международного еженедельника

"Финансовая газета"



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.