Средства массовой информации и книжной продукции: особенности обложения НДС. (В. Леви, "Финансовая газета", N 48, ноябрь 1998 г.)

Средства массовой информации и книжной продукции:
особенности обложения НДС


В 1995 г. был принят и введен в действие ряд нормативных документов, направленных на поддержку издания средств массовой информации и книжной продукции, действие которых распространялось с 1 января 1996 г. по 1 января 1999 г.


В настоящее время Федеральным законом от 22.10.98 г. N 159-ФЗ продлено до 1 января 2002 г. действие Федерального закона от 1.12.95 г. N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации".


В рамках налогового законодательства действие льготы по средствам массовой информации и книжной продукции продлено Федеральным законом от 16.11.98 г. N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах".


На основании Федерального закона от 1.12.95 г. N 191-ФЗ в полном с ним соответствии в части вопросов освобождения от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль был разработан и введен в действие с 1 января 1996 г. Федеральный закон от 30.11.95 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах".


Статьей 1 данного Закона предусмотрено, что от налога на добавленную стоимость освобождаются:


обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции;


услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.


Льготы, предусмотренные настоящим пунктом, не распространяются на продукцию средств массовой информации рекламного и эротического характера и издания рекламного и эротического характера. Изменение Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" было отражено в инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (Изменения и дополнения N 1 от 23.01.96 г., зарегистрированные Минюстом России 29.01.96 г., регистрационный номер 1021).


Неоднозначное толкование введенных в действие вышеуказанных положений налогового законодательства привело к разногласиям между налогоплательщиками и налоговыми органами при его применении на практике. Для решения возникших проблем Госналогслужбой России были подготовлены два массовых письма: от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции", согласованное с Минфином России и зарегистрированное Минюстом России 8.04.96 г. N 1060, и от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции", зарегистрированное Минюстом России 14.06.96 г. N 1106, которые были направлены для руководства во все государственные налоговые инспекции субъектов Российской Федерации и в основные организации средств массовой информации и книжные издательства. В этих письмах изложена методология практического применения льгот, а также более четко очерчен круг объектов льготирования.


Письмом от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н установлено, что освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, на всех этапах прохождения данной продукции - от производителя до ее конечного потребителя, т.е. обороты по реализации редакций средств массовой информации, издательств, информационных агентств, телерадиовещательных компаний, передающих центров, организаций по реализации периодических печатных изданий и книжной продукции (включая оптовую и розничную торговлю). При этом продукция средств массовой информации может реализовываться в любой форме: в напечатанном виде, на магнитных носителях (в виде аудио- и видеозаписей). Аналогичный подход в освобождении от налога на добавленную стоимость прослеживается и в отношении услуг и работ, оказываемых предприятиями, которые осуществляют распространение необлагаемых периодических печатных изданий, включая газеты и журналы, и необлагаемой книжной продукции, т.е. не подпадают под обложение налогом на добавленную стоимость услуги (работы) по распространению указанной продукции от ее производителя до ее конечного потребителя. Такими услугами (работами) являются: осуществление подписки, транспортировка, разгрузка, перегрузка, экспедиционные работы, услуги по доставке населению. Кроме того, освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость услуги и работы, выполняемые полиграфическими предприятиями.


В письме Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393 дается также разъяснение в отношении услуг передающих радио- и телецентров по распространению отдельных выпусков теле-, радио-, кинохроникальных программ. В соответствии с действующим законодательством эти услуги подлежат освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость (тем более что по налогу на прибыль такая льгота есть).


Особо следует отметить, что у всех организаций, осуществляющих производство и реализацию необлагаемых периодических печатных изданий, книжной продукции, теле-, радио-, кинохроникальных программ, не облагаются налогом на добавленную стоимость денежные средства, поступающие от рекламодателей-заказчиков. Это положение позволяет данным организациям существенно улучшить свое финансовое состояние. Затронув тему рекламы, необходимо рассмотреть еще один ее аспект, важный для средств массовой информации. Принимая во внимание тот факт, что большинство рекламодателей при размещении рекламы в средствах массовой информации пользуется посредническими услугами рекламных агентств, существенное значение для рекламодателей имеет правильное определение налогооблагаемой базы рекламным агентством и соответственно правильное оформление счетов-фактур.


При осуществлении рекламными агентствами по договору поручения (комиссии) операций по сбору у рекламодателей и дальнейшем размещении в периодических печатных изданиях, теле-, радиопрограммах (нерекламного и неэротического характера) рекламных материалов стоимость (цена) услуги рекламного агентства должна быть сформирована из собственно стоимости услуги периодического печатного издания, теле-, радиопрограммы (необлагаемая часть) плюс комиссионное вознаграждение с учетом налога на добавленную стоимость (облагаемая часть). Таким образом, облагаемым оборотом у рекламного агентства, оказывающего посредническую услугу по размещению в периодических печатных изданиях, теле-, радиопрограммах нерекламного и неэротического характера рекламных материалов, полученных у рекламодателей, является комиссионное вознаграждение, получаемое данным рекламным агентством.


Порядок льготирования средств массовой информации и книжной продукции не распространяется на производство и распространение продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и эротического характера. Порядок отнесения к рекламной продукции четко определен действующим законодательством. Периодические печатные издания, книжная продукция носят рекламный характер, если удельный вес рекламы превышает 40% объема отдельного номера периодического издания или единицы книжной продукции (по площади), а в теле-, радиопрограммах - 25% объема вещания (по времени).


Налогоплательщикам следует особое внимание обратить на то, что, если хотя бы в одном любом экземпляре (номере) периодического печатного издания реклама будет занимать более 40% площади данного экземпляра (номера) или единицы книжной продукции, облагаться налогом на добавленную стоимость будет данная продукция за весь налоговый отчетный период. Более того, в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, должны быть включены и все льготируемые услуги (работы), перечень которых был приведен в статье ранее, по распространению данной продукции, услуги полиграфических предприятий, а также денежные средства, полученные от рекламодателей-заказчиков. Данный порядок распространяется на теле-, радио-, кинохроникальные программы, аудио- или видеозаписи программ телерадиовещательных компаний, если реклама в отдельные дни в этих программах (тиражах) превышает 25% объема вещания.


Согласно ст. 1 Федерального закона от 1.12.95 г. N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" под средством массовой информации эротического характера следует понимать периодическое печатное издание или теле-, радиопрограмму, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. Такие критерии не позволяют однозначно решить вопрос отнесения продукции к продукции эротического характера, поэтому в случае возникновения разногласий между налогоплательщиком и налоговым органом следует обращаться за разъяснениями в Комитет Российской Федерации по печати.


При решении вопроса по отнесению сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), следует также руководствоваться разъяснениями, данными в письме Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н. Согласно этим разъяснениям при приобретении товаров (работ, услуг), не освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", оплата счетов поставщикам производится с налогом на добавленную стоимость. При этом уплаченные поставщикам суммы налога на добавленную стоимость возмещению (зачету) из бюджета не подлежат, а относятся на издержки производства данной печатной продукции. Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные телерадиовещательными компаниями поставщикам товаров (работ, услуг), используемых при выпуске льготируемых теле-, радио-, кинохроникальных программ и аудио- или видеозаписи программ, также относятся на издержки производства этой продукции и возмещению (зачету) из бюджета не подлежат.


Многочисленные разногласия между налогоплательщиками и налоговыми органами вызывала проблема отнесения книжной продукции к продукции в сфере образования, науки и культуры, которая подпадала под освобождение от налога на добавленную стоимость. Госналогслужба России поддержала позицию Комитета Российской Федерации по печати и в своем письме от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393 дала разъяснения, в соответствии с которыми любая книга содержит элементы либо науки, либо образования, либо культуры, поэтому к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, следует отнести всю книжную продукцию, за исключением продукции рекламного и эротического характера.


При этом собственно к книжной продукции, освобождаемой от налога на добавленную стоимость, следует относить издания, подпадающие под кодовое обозначение Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93):


95 3000 - книги и брошюры;


95 4010 - издания репродукционные, картографические, нотные;


95 4110 - альбомы по искусству;


95 4130 - альбомы, атласы;


95 6000 - нотные издания;


95 7310 - издания для слепых.


Аналогично к периодической печатной продукции следует относить продукцию полиграфической промышленности, подпадающую под кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93):


95 1000 - газеты;


95 2000 - периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники, бюллетени).


Необходимым условием применения данной льготы является ведение предприятиями раздельного учета облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость оборотов. Обязательность данного требования введена законодательно. Согласно п. 5 Федерального закона от 1.04.96 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобожденные от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).


Порядок ведения раздельного учета затрат, в том числе накладных расходов, определяется на основании приказа Минфина России от 28.07.94 г. N 100 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" и оформляется организационно-распорядительным документом руководителя организации (предприятия), в котором может быть предусмотрено распределение затрат (и сумм налога на добавленную стоимость) пропорционально каким-либо критериям: фонду оплаты труда, прямым затратам, любым натуральным показателям и т. д. В том числе распределение затрат по общехозяйственным расходам при производстве облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость видов продукции (работ, услуг) может также производиться и пропорционально объему каждого вида продукции в общем объеме реализации.


В заключение следует отметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8.05.96 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 г. N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 2.02.98 г. N 108) с 1 января 1997 г. для всех плательщиков налога на добавленную стоимость при отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг (как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и освобожденных от данного налога) является обязательным составление счетов-фактур, а также ведение книги продаж, книги покупок и журналов учета выдаваемых и получаемых счетов-фактур. Поэтому при оформлении счетов-фактур предприятиями, осуществляющими производство и реализацию средств массовой информации и книжной продукции, следует строго руководствоваться вышеназванными нормативными документами.


В. Леви,

советник налоговой службы I ранга


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение