Налогообложение прибыли организаций средств массовой информации и полиграфических предприятий. (Ю. Сергиенко, "Финансовая газета", N 48, ноябрь 1998 г.)

Налогообложение прибыли
организаций средств массовой информации
и полиграфических предприятий


Редакции средств массовой информации, издательства, информационные агентства, телерадиовещательные компании, организации по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающие центры, полиграфические предприятия и организации рассчитываются с бюджетом по налогу на прибыль наравне с другими налогоплательщиками в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с учетом последующих изменений и дополнений и инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" также с учетом внесенных в нее изменений и дополнений. При этом при исчислении налога на прибыль кроме общих льгот, установленных для всех предприятий и организаций плательщиков налога на прибыль, применяются специальные льготы для этих организаций и предприятий. Так, с 8 февраля 1992 г. действовала специальная льгота, предусматривавшая освобождение от налогообложения прибыли редакций в течение двух лет со дня первого выхода в свет (эфир) продукции средств массовой информации. Эта льгота прекратила свое действие 31 декабря 1995 г. в связи с принятием Федерального закона от 30.11.95 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах". В соответствии с этим Законом с 1 января 1996 г. начали действовать дополнительные льготы по налогу на прибыль, получаемую от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, которые должны были прекратить свое действие 31 декабря 1998 г. В целях поддержки организаций средств массовой информации и полиграфических предприятий срок действия этих льгот был продлен Федеральным законом от 16.11.98 г. N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах". Согласно этому Закону льготы утрачивают силу с 1 января 2002 г.


В связи с неоднозначным толкованием положений Федерального закона от 30.11.95 г. N 188-ФЗ и многочисленными запросами как налогоплательщиков, так и налоговых органов о порядке его применения Госналогслужба России по согласованию с Минфином России письмами от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н и от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393 дала разъяснения о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции. Так, были сняты вопросы в части отнесения отдельных категорий налогоплательщиков к организациям, на которые распространяются льготы. Определено, что организации по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции включают в себя организации оптовой и розничной торговли.


Под передающими центрами согласно Федеральному закону от 1.12.95 г. N 191-ФЗ (ред. от 22.10.98 г.) "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" понимаются радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры и иные организации электросвязи, представляющие услуги по распространению теле- и (или) радиопрограмм, подготовленных организациями теле-, радиовещания. Организации (предприятия) связи, оказывающие услуги по доставке электронных средств массовой информации, подпадают под понятие "передающие центры" в случае, если они распространяют продукцию средств массовой информации, не связанную с рекламой и эротикой. Порядок льготирования распространяется также на услуги по доставке фотоформ для тиражирования печатной продукции в другие города.


К книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, следует относить согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, том 2:


95 3000 - книги и брошюры;


95 4010 - издания репродукционные, картографические, нотные;


95 4110 - альбомы по искусству;


95 4130 - альбомы, атласы;


95 6000 - нотные издания;


95 7310 - календари отрывные ежедневные;


95 9000 - издания для слепых.


К периодической печатной продукции следует относить продукцию полиграфической промышленности, подпадающую под кодовые обозначения этого Общероссийского классификатора:


95 1000 - газеты;


95 2000 - периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники/бюллетени).


Суть рассматриваемых льгот состоит в том, что не подлежит исчислению и уплате в федеральный бюджет налог с прибыли, полученной редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции (включая оптовую и розничную торговлю), передающими центрами:


от производства и распространения продукции средств массовой информации;


от производства и распространения книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.


При определении указанной прибыли учитываются средства, полученные от рекламодателей за размещение рекламы, т.е. с прибыли, полученной от размещения рекламы, также не уплачивается налог в федеральный бюджет. Не подлежит исчислению и уплате в федеральный бюджет также налог с прибыли, полученной полиграфическими предприятиями и организациями от оказания услуг по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, и услуг по производству продукции средств массовой информации. Кроме того, согласно Федеральному закону от 30.11.95 г. N 188-ФЗ не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями и организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции (включая оптовую и розничную торговлю) от других видов деятельности и направленная на финансирование капитальных вложений по основному профилю деятельности.


Перечисленные льготы не распространяются на прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также издания рекламного и эротического характера. В этих случаях при определении прибыли учитываются также средства, полученные от рекламодателей за размещение рекламы, и облагаются налогом в общеустановленном порядке.


При применении льгот необходимо учитывать, что согласно Федеральному закону от 1.12.95 г. N 191-ФЗ под средством массовой информации рекламного характера следует понимать средство массовой информации, в котором реклама превышает 40% объема отдельного номера периодического издания, а в теле-, радиопрограммах - 25% объема вещания. Например, если свыше 40% объема журнала составляет реклама, то такой журнал считается средством массовой информации рекламного характера и на него указанные выше льготы не распространяются.


Под средством массовой информации эротического характера понимается периодическое печатное издание или теле, радиопрограмма, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.


Нередко возникают вопросы о порядке налогообложения прибыли в случаях бесплатного распространения части экземпляров изданий, не реализованных читателям, и при реализации изданий по цене ниже себестоимости. В соответствии с Федеральным законом от 1.12.95 г. N 191-ФЗ под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания. При этом следует иметь в виду, что полученная от рекламодателей плата за размещение рекламы является выручкой от реализации услуги по размещению рекламы. Доходы, полученные от реализации тиража или его части, являются выручкой от реализации продукции. Прибыль, полученная от размещения рекламы в издании, должна исчисляться в этом случае отдельно от прибыли (убытка), полученной от реализации тиража издания, но при расчете налога учитываться в составе прибыли (убытка) от производства и распространения продукции средств массовой информации.


Для целей налогообложения при указанных выше случаях должен применяться п. 5 ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", которым установлен порядок определения налогооблагаемой прибыли для предприятий, реализующих продукцию (работы, услуги) по ценам не выше фактической себестоимости. По 4 августа 1998 г. включительно в данном случае для целей налогообложения принималась максимальная цена реализации этой продукции данным предприятием, по которой она была реализована в течение предыдущих 30 дней. Такой порядок действовал в соответствии с Законом РФ N 2116-1. Согласно Закону, если предприятие в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим ее фактической себестоимости, реализовало аналогичную продукцию по ценам выше ее фактической себестоимости, по всем сделкам в целях налогообложения применялись цены, исчисленные из максимальных цен реализации этой продукции.


С 5 августа 1998 г. Федеральным законом от 31.07.98 г. N 141-ФЗ, внесшим изменения в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", эта норма была отменена. При реализации продукции по ценам не выше фактической себестоимости для целей налогообложения стала применяться рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент реализации. В том случае, когда выпускается и реализуется бесплатно весь тираж, затраты, связанные с его выпуском, должны покрываться за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.


Возникают вопросы налогообложения доходов гостиниц, осуществляющих показ телепрограмм в номерах по системам кабельного телевидения. Такие гостиницы уплачивают налог на прибыль в общеустановленном порядке по установленным ставкам, поскольку они не подлежат регистрации как средства массовой информации. К ним не могут применяться льготы, установленные для средств массовой информации.


Пример налогообложения прибыли организаций СМИ

    Прибыль от
видов
деятельноcти,
оcвобождаемая
от уплаты
налога в
федеральный
бюджет
Прибыль от
других
видов
деятельности
Итого
1. Прибыль *1 200 100 300
2. Льготы:      
  общеустановленные
*2
33 17 50
  специальная
льгота при
использовании
прибыли от других
видов
деятельности на
финансирование
капвложений по
основному профилю
деятельности
- 80 80
3. Налогооблагаемая
прибыль (строка 1
- строка 2)
167 3 170
4. Причитается к
уплате:
     
  в федеральный
бюджет (13%)
- 0,4 0,4
  в бюджеты
субъектов
Российской
Федерации (22%)
36,7 0,7 37,4
-------------------------------------------------------------------------

1. Для получения льгот необходимо ведение раздельного учета по производству и реализации товаров (работ, услуг). Предприятия и организации, осуществляющие другие виды деятельности кроме тех, на которые распространяются льготы по налогу на прибыль (освобождаемые от исчисления и уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет), определяют указанную прибыль в порядке, установленном приказом руководителя предприятия, организации (пропорционально печатным листам-оттискам, выручке от реализации, прямой зарплате, товарообороту (пп. 6 -7 письма Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393).


2. Общая сумма льгот распределяется пропорционально выручке по видам деятельности.


Ю. Сергиенко,

государственный советник налоговой службы III ранга



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.