Новое в исчислении и внесении в бюджет платы за воду (В. Пашин, В. Семин, "Финансовая газета", N 49, декабрь 1998 г.)

Новое в исчислении и внесении в бюджет платы за воду


Приказ Минфина России от 1.11.98 г. N 49н "О неприменении письма Министерства финансов РСФСР от 27 мая 1991 г. N 16/111 "Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду" издан в связи с введением в действие Федерального закона от 6.05.98 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", а также постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.98 г. N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам". Необходимо также отметить, что во исполнение указанных выше закона и постановления была издана инструкция Госналогслужбы России от 12.08.98 г. N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" (зарегистрирована в Минюсте России 1.09.98 г. N 1599) и вступила в действие с 1 октября 1998 г. Учитывая, что данная инструкция была согласована с Минфином России, после ее издания поступило много вопросов о том, почему в тексте этой инструкции не содержалось указания об утрате силы письма Минфина России N 16/111. Разъясняем, что в данную инструкцию не включен пункт об отмене действия этого письма, так как в соответствии с действующим порядком инструкции по порядку исчисления и уплаты различных налогов издаются Госналогслужбой России. Соответственно решение об отмене действия нормативного акта иного федерального органа должен принимать в данном случае Минфин России.


До сегодняшнего дня поступают вопросы и о том, действительно ли плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, предусмотренная ст. 20, п.п. "в", Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и письмом N 16/111, относится к тому же виду, что и плата, введенная Федеральным законом от 6.05.98 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами". Учитывая многочисленные запросы по данной теме, следует еще раз обратить внимание на то, что в соответствии с Законом "О плате за пользование водными объектами" плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, т.е. организации всех отраслей народного хозяйства. В связи с этим плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, введенная письмом Минфина РСФСР "Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду", предусмотрена указанным выше Законом в составе платы за забор воды из водных объектов, за исключением платы, вносимой в бюджет за воду, получаемую промышленными предприятиями от других промышленных предприятий или от предприятий коммунального хозяйства, которая в соответствии с новыми правилами взиматься не должна.


Что касается действия ст. 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в которой плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем (п.п. "в") относится к налогам субъектов Российской Федерации, необходимо иметь в виду следующее. В этой же статье указано, что налоги, указанные в п.п. "а", "б" и "в", устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. Можно считать, что, во-первых, это и произошло в связи с введением в действие Закона от 6.05.98 г. N 71-ФЗ, и, во-вторых в соответствии со ст. 6 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения. Окончательно все спорные и неопределенные вопросы, связанные с применением указанных выше положений закона, были бы решены при исключении платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, из перечня налогов субъектов Российской Федерации, определенного ст. 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и включении платы за пользование водными объектами в ст. 19 данного Закона.


Следует обратить внимание и на то, что в связи с неприменением письма N 16/111 не должны применяться и те нормативные акты, которые затрагивают порядок исчисления и взимания данного налога. В первую очередь это касается постановления Государственного комитета СССР по ценам от 14.10.88 г. N 551, утвердившего прейскурант N 03-03 "Тарифы на воду, забираемую из водохозяйственных систем (поверхностные и подземные источники)", а также инструкции Министерства финансов СССР от 22.10.84 г. N 154 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за воду", действовавшей на территории Российской Федерации в части, не противоречащей письму Министерства финансов РСФСР от 27.05.91 г. N 16/111. Как отмечено в приказе Минфина России, "при определении органом законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации конкретных ставок платы за пользование водными объектами письмо Министерства финансов РСФСР от 27 мая 1991 г. N 16/111 "Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду" на территории этого субъекта Российской Федерации не применяется".


Данная запись взаимосвязана с нормой Закона Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами" и требует некоторого дополнительного пояснения. Дело в том, что с момента введения в действие Закона от 6.05.98 г. N 71-ФЗ, а затем и постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.98 г. N 818 постоянно возникают вопросы о правомерности взимания платы по тем или иным ставкам, установленным этими двумя нормативными актами. Законом N 71-ФЗ определены минимальные и максимальные ставки платы по видам пользования водными объектами, а постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.98 г. N 818 утверждены минимальные и максимальные ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Однако в соответствии с этим Законом для окончательного введения указанной платы необходимо принятие соответствующих нормативных актов законодательными (представительными) органами субъектов Федерации по утверждению ставок платы уже по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов. По имеющейся информации такая подготовительная работа уже проведена во многих регионах России до утверждения Правительством Российской Федерации минимальных и максимальных ставок платы. В связи с этим можно рассчитывать на ее завершение в ближайшее время и поступление с начала 1999 г. в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации соответствующих платежей. Здесь следует обратить внимание на то, что принятие дифференцированных ставок на уровне субъектов Российской Федерации не ограничено принятием только лишь соответствующего закона субъекта. В целях ускорения взимания налога установление ставок может быть принято и в форме других актов законодательных органов субъектов Российской Федерации, например решения.


Таким образом, в указанных выше законе и постановлении отсутствует норма, позволяющая до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков, рассчитывать плату за соответствующий вид пользования водными объектами по минимальным ставкам (или, например, средним) исходя из уже утвержденных ставок платы. Это и было учтено при подготовке и утверждении рассматриваемого приказа Минфина России с тем, чтобы в регионах затягивание вопроса о введении конкретных ставок не привело к ситуации, когда автоматическая отмена прежнего нормативного акта при принятии другого, устанавливающего новые нормы по данному вопросу (до его фактического введения в действие), позволяла бы вообще не вносить ни те, ни другие платежи.


При этом необходимо отметить, что Федеральным законом Российской Федерации от 26.03.98 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" уже были предусмотрены определенные поступления сумм платы за пользование водными объектами. С целью недопущения срыва выполнения поступления этого налога в размерах, предусмотренных в расчетах федеральных бюджетных назначений на текущий год Госналогслужбой и Минфином России, предложено внести в указанный выше Закон "О плате за пользование водными объектами" дополнения, в соответствии с которыми до утверждения соответствующими органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков платежи за соответствующей вид пользования водными объектами должны рассчитываться по минимальным ставкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.98 г. N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам".


При принятии Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации данных поправок может сложиться достаточно неординарная ситуация, так как одновременно будут действовать и нормы рассматриваемого приказа Минфина России. А именно приказ предусматривает, что письмо N 16/111 утрачивает действие, как уже отмечалось, только после утверждения конкретных ставок на местах. Принятие же поправок к Федеральному закону "О плате за пользование водными объектами" не означает, что эти ставки введены в действие именно региональными органами власти, что формально позволяет взимать практически один и тот же вид платы по двум совершенно разным нормативным актам. Налицо еще один случай несовершенства налогового законодательства.


Однако даже если такая ситуация и не сложится и ставки платы будут введены в соответствии с нормами Закона "О плате за пользование водными объектами", то после 1 января 1999 г. возможно появление другой проблемы, связанной с нормами ст. 2 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". В соответствии с этой статьей предусматривается не взимать с 1 января 1999 г. налоги, сборы и другие платежи, не установленные ст. 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Исходя из этого в настоящее время необходимо ускорить решение вопроса о включении платы за пользование водными объектами в ст. 19 данного Закона, т.е. придании этим платежам статуса федерального налога, как это и предусмотрено Законом "О плате за пользование водными объектами", являющимся в отличие, например, от Закона Российской Федерации "О недрах" налоговым законом. Вместе с тем п. "и" ст. 19 предусмотрены такие федеральные налоги, как платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в бюджеты Российской Федерации в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Таким образом, в данном случае платежи за пользование водными объектами можно рассматривать и как составную часть платежей за пользование природными ресурсами.


Необходимо также отметить следующее. Плата, предусмотренная письмом N 16/111, вносилась за пользование как поверхностными, так и подземными водными объектами. В связи с этим продолжают поступать вопросы о том, должны ли взиматься с промышленных предприятий, вносящих плату за забор воды в соответствии с указанным письмом Минфина РСФСР, также и платежи за добычу после получения лицензий на право пользования недрами. Следует подчеркнуть, что плательщиками в бюджет платы за воду являются предприятия, отнесенные в соответствии с классификатором отраслей народного хозяйства к отрасли "Промышленность" независимо от того, поступает вода непосредственно из водохозяйственных систем, от других промышленных предприятий или от предприятий коммунального хозяйства. При этом Законом "О плате за пользование водными объектами" предусмотрено, что плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.


Таким образом, плата за добычу подземных вод, осуществляемая на основании лицензии на право пользования недрами, является иным видом платежа и взимается на основании Федерального закона от 3.03.95 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах". Из этого вытекает, что ранее взимавшаяся наряду с платой за добычу подземной воды плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, а именно по подземным водам, с момента установления субъектами Российской Федерации конкретных ставок по плате за пользование водными объектами не взимается, что по забирающим такую воду предприятиям позволяет, хотя и незначительно, ослабить налоговую нагрузку.


Другие, часто встречающиеся в настоящее время вопросы при введении новых платежей связаны с неопределенностью ситуации, когда пользование водными объектами осуществляет организация, использующая воду, которая поступает от предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Об этом уже частично говорилось выше. Уточним, что в данном случае организация, получающая воду через систему предприятий ЖКХ, не является плательщиком по новому Закону, так как этим Законом плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


В. Пашин,

советник налоговой службы I ранга

В. Семин,

советник налоговой службы I ранга


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение