Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях ("Финансовая газета", N 51, 52, декабрь 1998 г.)

Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях


                     /---------------------\
             /-------| Основные документы  |-----\
             |       \---------------------/     |
             |                                   |
             |                                   |
             |                                   |
/------------------------------\        /-------------------\
| Инструкция по бухгалтерскому |        | Положение о       |
| учету в учреждениях и        |        | бухгалтерском     |
| организациях, состоящих на   |        | учете и           |
| бюджете (утв. приказом       |        | отчетности в      |
| Минфина России от 3.11.93 г. |        | Российской        |
| N 122)                       |        | Федерации,        |
|                              |        | утвержденное      |
|                              |        | приказом Минфина  |
|                              |        | РФ от 26.12.94 г. |
|                              |        | N 170             |
\------------------------------/        --------------------/

Бухгалтерский учет исполнения смет расходов осуществляется по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета, в отдельных случаях может быть разрешено вести бухгалтерский учет исполнения смет расходов по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета при наличии разработанных и согласованных с Министерством финансов Российской Федерации указаний.



     /------------------------------\
     | В обязанности бухгалтерских  |
     | служб входят                 |
     \------------------------------/
          |
          |         /-------------------------------------------\
          |         | обеспечение правильной  организации  бух- |
          |         | галтерского учета в соответствии с требо- |
          |---------| ваниями действующих нормативных  докумен- |
          |         | тов                                       |
          |         \-------------------------------------------/
          |         /-------------------------------------------\
          |         | предварительный контроль за своевременным |
          |---------| и правильным оформлением документов и за- |
          |         | конностью совершаемых операций            |
          |         \-------------------------------------------/
          |         /-------------------------------------------\
          |         | контроль за    правильным   расходованием |
          |         | средств в соответствии с выделенными  ас- |
          |---------| сигнованиями  и их целевым назначением по |
          |         | утвержденным сметам расходов по  бюджету, |
          |         | а  также за сохранностью денежных средств |
          |         | и материальных ценностей                  |
          |         \-------------------------------------------/
          |         /-------------------------------------------\
          |         | учет доходов и расходов по сметам  специ- |
          |---------| альных  средств и учет операций по другим |
          |         | внебюджетным средствам                    |
          |         \-------------------------------------------/
          |         /-------------------------------------------\
          |---------| своевременное проведение расчетов         |
          |         \-------------------------------------------/
          |         /-------------------------------------------\
          |         | составление и представление в установлен- |
          |---------| ные сроки бухгалтерской отчетности        |
          |         \-------------------------------------------/
          |         /-------------------------------------------\
          |         | контроль за     сохранностью     основных |
          |         | средств, малоценных и быстроизнашивающих- |
          |---------| ся  предметов  и других материальных цен- |
          |         | ностей в местах их хранения и  эксплуата- |
          |         | ции                                       |
          |         \-------------------------------------------/
          |         /-------------------------------------------\
          |         | систематизированный учет положений,  инс- |
          |         | трукций,  методических указаний по вопро- |
          |---------| сам учета и отчетности,  других норматив- |
          |         | ных документов, относящихся к компетенции |
          |         | бухгалтерских служб                       |
          |         \-------------------------------------------/
          |         /-------------------------------------------\
          |         | хранение бухгалтерских   документов,  ре- |
          |         | гистров учета,  машинограмм,  смет расхо- |
          \---------| дов, расчетов к ним, других документов, а |
                    | также сдача их в  архив  в  установленном |
                    | порядке                                   |
                    \-------------------------------------------/

Главный бухгалтер (руководитель бухгалтерской службы) устанавливает служебные обязанности для работников бухгалтерии, с тем чтобы каждый работник знал свои обязанности и нес ответственность за их выполнение.


Структура бухгалтерии может быть следующей:


                        /-----------\
      /-----------------| Группы    |------------------\
      |                 \-----------/                  |
 /------------\         /---------------\         /--------------\
 | финансовая |         | материальная  |         | расчетов     |
 |            |         |               |         | с рабочими   |
 |            |         |               |         | и служащими  |
 |            |         |               |         | и т.д.       |
 \------------/         \---------------/         \--------------/

В зависимости от объема работ из финансовой и материальной групп могут быть выделены следующие: оперативно-финансовая, расчетных операций, основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, продуктов питания.

Основанием для отражения записей в учетных регистрах служат надлежаще оформленные первичные документы.

Документы, служащие основанием для записи в регистрах учета, должны представляться в бухгалтерию в сроки, установленные графиком.

Материально ответственные лица представляют первичные документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей при реестре сдачи документов (заполняется отдельно по приходным и расходным документам), составляемом в двух экземплярах. После проведенной в присутствии материально ответственного лица проверки правильности оформления представленных первичных документов один экземпляр реестра с подписью работника бухгалтерии возвращается материально ответственному лицу, второй экземпляр остается в делах бухгалтерии.

С лицами, ответственными за хранение денежных средств и товарно-материальных ценностей, заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности в установленном порядке.

Поступившие в бухгалтерию первичные документы обязательно подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность оформления первичных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей).

Проверенные и принятые к учету документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются мемориальными ордерами - накопительными ведомостями.

Все мемориальные ордера регистрируются в книге "Журнал-Главная". Учет в ней, как правило, ведется по субсчетам, а по решению главного бухгалтера может вестись по счетам.

Книга "Журнал-Главная" открывается записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом за истекший год. Записи в ней производятся по мере составления мемориальных ордеров, а при составлении мемориальных ордеров - накопительных ведомостей один раз за месяц. Сумма мемориального ордера записывается сначала в графу "Сумма по ордеру", а затем в дебет и кредит соответствующих субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по дебету, так и по кредиту должна быть равна итогу графы "Сумма по ордеру". Второй строкой после оборотов за месяц выводится остаток на начало следующего месяца по каждому субсчету.

Аналитический учет ведется в учетных регистрах (в книгах, карточках, накопительных ведомостях, машинограммах и др.). Порядок записей в регистрах учета изложен в соответствующих разделах настоящей инструкции. Формы регистров приведены в альбоме форм бухгалтерской документации для учреждений и организаций, состоящих на бюджете, а машинограммы - в типовых проектах комплексной автоматизации бухгалтерского учета.

Книги бухгалтерского учета при наличии в них по истечении года свободных листов могут быть использованы для записи операций следующего года. В этих случаях книги сдаются в архив один раз в два года.

По окончании каждого месяца в регистрах аналитического учета подсчитываются итоги оборотов и выводятся остатки по субсчетам.

Исправление ошибок, обнаруженных в записях бухгалтерского учета за текущий год, производится в следующем порядке:

а) обнаруженная ошибка за данный отчетный период до момента представления бухгалтерского баланса, не требующая изменения данных мемориального ордера, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и надписываются над зачеркнутым исправленный текст и сумма. Одновременно здесь же на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается оговорка "Исправлено";

б) обнаруженная ошибочная запись до момента представления бухгалтерского баланса, вызванная ошибкой в мемориальном ордере, в зависимости от ее характера исправляется дополнительным мемориальным ордером или по способу "красное сторно"; точно так же исправляются ошибки во всех случаях, когда они обнаружены в записях бухгалтерского учета за тот отчетный период, за который баланс уже представлен. Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "красное сторно" оформляются мемориальными ордерами, в которых помимо обычных реквизитов делается ссылка на номер и дату мемориального ордера, исправляемого данным мемориальным ордером.


В учреждениях непроизводственной сферы, состоящих на федеральном бюджете и работающих в новых условиях хозяйствования, порядок бухгалтерского учета единого фонда финансовых средств, фонда оплаты труда, фонда производственного и социального развития, других фондов и средств, образованных за счет федерального бюджета, и расходов непосредственно с текущих бюджетных счетов без перечисления бюджетных средств на расчетные счета учреждений установлен письмом Минфина СССР от 19.03.90 г. N 38 "О бухгалтерском учете в учреждениях непроизводственной сферы, переведенных на новые условия хозяйствования" и письмом Минфина России от 2.08.95 г. N 82 "О бухгалтерском учете в учреждениях непроизводственной сферы, состоящих на федеральном бюджете и работающих в новых условиях хозяйствования".

В этих документах рекомендован следующий порядок записи на счетах бухгалтерского учета:


Содержание
операции
Дебет Кредит
Получены от
органов
федерального
казначейства или
своих вышестоящих
органов средства
федерального
бюджета на
текущие бюджетные
счета в банках
090 140
Одновременно
производится
запись по
формированию
единого фонда
финансовых
средств за счет
средств
федерального
бюджета
140 270

За счет поступивших в единый фонд финансовых средств ассигнований федерального бюджета по установленным вышестоящей организацией нормативам формируются единый фонд оплаты труда, фонд производственного и социального развития, фонд материального поощрения, средства материальных и приравненных к ним затрат.

Формирование фондов, средств материальных и приравненных к ним затрат производится поквартально или помесячно.

При использовании средств федерального бюджета непосредственно с текущего бюджетного счета учреждения применяют следующий способ распределения и отражения в бухгалтерском учете единого фонда финансовых средств и операции по образованию соответствующих фондов, материальных и приравненных к ним затрат:


Содержание
операции
Дебет Кредит
В плановом
размере (по
смете)
формируются
источники для
возмещения
материальных и
приравненных к
ним затрат
270 249
По установленному
вышестоящей
организацией
нормативу
образуется фонд
производственного
и социального
развития
270 246
Оставшаяся часть
единого фонда
финансовых
средств
направляется на
образование фонда
материального
поощрения
270 240

Если начисленных по плану источников для возмещения материальных и приравненных к ним затрат окажется недостаточно, то в конце квартала (месяца) на сумму превышения производится доначисление этих затрат за счет единого фонда финансовых средств до его распределения в фонд производственного и социального развития. Указанное доначисление отражается по дебету субсчета 270 и кредиту субсчета 249, что уменьшает размеры сумм, подлежащих формированию фонда производственного и социального развития и фонда материального поощрения. Это служит эффективным ограничителем недопущения перерасхода против плановых (сметных) назначений бюджетных средств на материальные и приравненные к ним затраты.


Экспертная группа Международного

еженедельника "Финансовая газета"


"Финансовая газета" N 51, 52, декабрь 1998 г.



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.