Осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин (В. Коротяев, "Финансовая газета", N 51, декабрь 1998 г.)

Профессиональный комментарий к постановлению Правительства РФ
от 21 ноября 1998 г. N 1364


Правительство Российской Федерации постановлением от 21.11.98 г. N 1364 "О внесении изменений и дополнений в Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" внесло в названный Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 г. N 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3.09.98 г. N 1027), существенные изменения и дополнения.

Перечень можно разделить на две группы. Первую группу составляют организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. К этой же группе также относятся организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации. Порядок использования квитанций устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации.

Значительно расширена группа организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, в части:

продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

продажи ценных бумаг;

продажи лотерейных билетов;

продажи проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте (за исключением такси, а также транспорта, работающего в режиме маршрутного такси);

обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

осуществления мелкорозничной торговли с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин, в развал (при продаже овощей и бахчевых культур);

продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном Министерством путей сообщения Российской Федерации.

К этой же группе относятся:

организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа), по перечню, определяемому органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

религиозные объединения (организации), зарегистрированные в порядке, установленном законом, и их предприятия в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний;

учреждения почтовой связи в части реализации по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.98 г. N 1364 Государственной налоговой службе Российской Федерации поручено с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять анализ положения дел на местах в связи с применением контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с населением и при необходимости вносить в Правительство Российской Федерации предложения по уточнению Перечня.

В практической деятельности возникают вопросы по применению контрольно-кассовых машин.


Каков порядок применения контрольно-кассовых машин в образовательных учреждениях, в частности в случае необходимости принятия денежных средств от студентов в оплату за обучение, в случае оплаты студентами пособий и т.п., а также необходимо ли использование контрольно-кассовых машин в случае приема денег в оплату за участие в консультационном семинаре от участника - физического лица?

Ответственность предприятий за неприменение контрольно-кассовых машин, предусмотренная ст. 7 Закона Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", наступает при осуществлении торговых операций или оказании платных услуг населению на потребительском рынке. Деятельность государственных, а также негосударственных учреждений, получивших лицензии в установленном порядке, регулируется Законом Российской Федерации от 10.07.92 г. N 3266-1 "Об образовании". В соответствии с п. 3 ст. 40 этого Закона (в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании") образовательная деятельность не относится к предпринимательской и образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности освобождены от уплаты всех видов налогов и, следовательно, не подпадают под действие законодательства о применении контрольно-кассовых машин. В то же время образовательное учреждение в своей предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 47 названного Закона приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности, в том числе и законодательства о применении контрольно-кассовых машин. Относится тот или иной род конкретных услуг образовательной деятельности к предпринимательской деятельности или нет, возможно определить лишь при комплексном рассмотрении конкретной ситуации с учетом норм действующего законодательства, действующего устава конкретного учебно-образовательного учреждения и характера использования денежных средств, получаемых им в оплату оказываемых услуг.


Необходимо ли использовать контрольно-кассовые машины в строительной организации в случае реализации остатков материалов, а также в случае реализации малоценных и быстроизнашивающихся предметов и основных средств своим работникам?

Если деятельность предприятия не предусматривает осуществления торговых операций или оказания платных услуг населению в качестве уставной деятельности, то эта деятельность не подпадает под действие законодательства о применении контрольно-кассовых машин. В этом случае разовая реализация остатков строительных материалов, основных средств своим работникам может осуществляться без применения контрольно-кассовых машин, но с обязательной выдачей соответствующих документов, подтверждающих поступление наличных денежных средств в кассу предприятия.


В. Коротяев,

заместитель начальника Управления методологии

и организации контрольной работы

Госналогслужбы России - государственный советник

налоговой службы III ранга


"Финансовая газета" N 51, декабрь 1998 г.



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.