Особенности аудита строительных организаций: аудит затрат на производство строительно-монтажных работ (П. Соколов, "Финансовая газета", N 1, январь 1999 г.)

Особенности аудита строительных организаций:
аудит затрат на производство строительно-монтажных работ


Аудит затрат на производство строительно-монтажных работ рекомендуется начинать с ознакомления со структурой проверяемой организации. Производственными единицами строительно-монтажной организации являются строительные участки или отдельные объекты строительства. Количество участков зависит от числа одновременно строящихся объектов и их территориального размещения.

В составе строительно-монтажной организации могут быть подсобно-вспомогательные производства, обслуживающие основную строительную деятельность: карьеры по добыче песка и гравия, растворобетонные узлы, ремонтно-механические мастерские, транспортные службы и др.

В процессе ознакомления устанавливаются объекты учета, по которым проверяемой организацией формируются производственные затраты.

Проверку правильности отнесения затрат на производство рекомендуется производить по статьям затрат, применяемым в учете строительных организаций:

материалы;

расходы на оплату труда рабочих;

расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов;

накладные расходы.

Тема аудита использования материальных ресурсов в строительстве была освещена в предыдущих публикациях.

Рассмотрим особенности аудита расходов строительно-монтажной организации по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов.


Аудит расходов по содержанию и эксплуатации строительных
машин и механизмов


При производстве работ в строительстве используются специальные строительные машины и механизмы, которые или числятся на балансе строительно-монтажной организации, или могут привлекаться для работы по договорам со специализированными организациями - трестами (управлениями) механизации.

Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов учитываются на счете 25 "Общепроизводственные расходы".

Право эксплуатации машин и механизмов должно быть оформлено соответствующим разрешением Госгортехнадзора России.


Расходы по содержанию собственных машин и механизмов


При аудите расходов по содержанию собственных строительных машин и механизмов проверяется в первую очередь правильность начисления амортизационных отчислений. При линейном способе начисление амортизации производится по нормам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. N 1072.

Организация может применять другие способы начисления амортизации, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97) (утверждено приказом Минфина России от 3.09.97 г. N 65н). В этом случае сумма превышения амортизационных отчислений, начисленных выбранным организацией методом, над суммами амортизационных отчислений, исчисленных линейным способом по утвержденным нормам, увеличивает налогооблагаемую прибыль.

При аудите следует проверить, отражена ли сумма превышения по строке 4.23 приложения 11 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (в редакции изменений и дополнений N 4 от 25.08.98 г.).

Строительно-монтажная организация может применять ускоренную амортизацию строительных машин и механизмов, относящихся к активной части производственных основных фондов (п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.94 г. N 967). Начисление амортизации в этом случае производится с применением коэффициента ускорения не выше двух к установленным для соответствующих видов основных средств нормам амортизации. При аудите следует проверить, предусмотрен ли механизм ускоренной амортизации в качестве элемента учетной политики организации. Строительные машины и механизмы, по которым применяется ускоренная амортизация, должны быть включены в Примерный перечень строительных машин, оборудования стройиндустрии и оборудования для жилищно-коммунального хозяйства, к которым применяется механизм ускоренной амортизации, утвержденный приказом Минстроя России от 27.11.95 г. N 17-126.

Следует также проверить правильность списания горючесмазочных материалов (ГСМ) - бензина, дизельного топлива, масел - на работу механизмов. Расход ГСМ должен осуществляться по нормам, разработанным и утвержденным организацией на основании паспортных данных или централизованно утвержденных отраслевых норм расхода.

Учет работы собственных машин и механизмов должен осуществляться в журнале типовой межотраслевой формы N ЭСМ6, включенной в альбом унифицированных форм первичной учетной документации (постановление Госкомстата России от 28.11.97 г. N 78). Журнал учета заполняется прорабом строительного участка организации. По данным журнала устанавливается, на каких строительных объектах работали машины и механизмы. По актам приемки выполненных работ (форма N 2) определяются виды работ по этим объектам и правомерность выполнения указанных работ с применением машин и механизмов. Кроме того, по данным журнала устанавливаются количество времени работы машин и механизмов (машино-часов, машино-дней) и правильность начисления заработной платы рабочим, занятым на управлении механизмов.


Лизинговые платежи


Строительно-монтажные организации используют лизинг для приобретения строительных машин и механизмов. Затраты, связанные с лизингом, относятся на себестоимость в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.06.95 г. N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" (ред. от 21.07.97 г.) и от 20.11.95 г. N 1133, согласно которым в п.п. "с" и "ч" п. 2 Положения о составе затрат внесены соответствующие дополнения.

Состав лизинговых платежей определяется в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету лизинговых платежей, утвержденными Минэкономики России от 16.04.96 г. по согласованию с Минфином России. Согласно п. 4.24 Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ лизинговые платежи отражаются в себестоимости работ по статье "Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов".

В соответствии с письмом Госстроя России от 18.03.98 г. N ВБ-20-98/12 "Об учете лизинговых платежей в сметной документации" размер лизинговых платежей определяется как разница между полной суммой лизинговых платежей и постоянными эксплуатационными затратами, учтенными в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов. Постоянные эксплуатационные затраты определяются по расчету исходя из балансовой стоимости лизингового оборудования (машин и механизмов).

При аудите проверяется правильность определения размера лизинговых платежей в соответствии с вышеуказанными нормативными документами и отнесения их на себестоимость.


Расходы по использованию привлеченных машин и механизмов


При отсутствии на балансе собственных машин и механизмов строительно-монтажная организация может привлекать для работы специализированные организации по договорам на оказание услуг. В этих случаях работа привлеченных машин и механизмов должна оформляться специализированной организацией сменными рапортами и путевыми листами по типовым межотраслевым формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 28.11.97 г. N 78. Выполнение работы строительной машиной (механизмом) подтверждается на сменном рапорте или путевом листе подписью и штампом строительно-монтажной организации.

Расчеты за выполненные строительными машинами (механизмами) работы и оказанные услуги осуществляются по справкам для расчетов за выполненные работы (услуги) по типовой межотраслевой форме N ЭСМ-7, которая выписывается отдельно на каждый рапорт (путевой лист). При аудите проверяются оформление вышеуказанных справок, наличие всех необходимых подписей и печатей. Выполненные работы и оказанные услуги, включенные в справки, должны относиться к конкретным объектам строительно-монтажной организации.

На практике распространены случаи, когда организация-генподрядчик все работы по строительству объекта или основную их часть выполняет силами субподрядных организаций. Согласно условиям договоров субподряда генподрядчик принимает на себя обязанность обеспечения строительства соответствующими машинами и механизмами, привлекая для этого специализированные организации (управления механизации).

Например, согласно договору с управлением механизации на объекте монтируется башенный кран на все время строительства. Для работы привлекаются также землеройные машины и механизмы (экскаваторы, бульдозеры), строительно-отделочные машины, оборудование и др. При производстве строительно-монтажных работ данные машины и механизмы используются не генподрядчиком, а субподрядными организациями. Оплата управлениям механизации за выполненные работы и оказанные услуги производится генподрядчиком.

При аудите следует проверить, отнесена ли генподрядчиком стоимость оплаченных управлениям механизации работ и услуг на расчеты с субподрядными организациями. В собственную себестоимость генподрядчика эти работы и услуги включаться не должны.

При проверке договоров со специализированными организациями следует установить предусмотренный в них порядок приемки работ и услуг и порядок расчетов. Так, тресты и управления механизации, специализирующиеся на выполнении земляных работ и выполнении работ по нулевому циклу (коды по ОКОНХ 61121 и 61122), являются субподрядными организациями. С ними должны быть заключены договоры субподряда, а не договоры на предоставление строительных машин и механизмов. Указанные организации должны иметь государственную лицензию на право осуществления соответствующих видов строительных работ. Оформление выполненных этими организациями работ должно производиться по актам формы N 2 и справкам по форме N КС-3. Отражение в учете выполненных этими организациями работ должно производиться по правилам для субподрядных работ.

С управлениями механизации и другими организациями, оказывающими только услуги (код по ОКОНХ 61135), должны быть заключены договоры o предоставлении механизмов с оплатой за услуги. Оформление выполненных с привлечением строительными машинами (механизмами) работ и услуг производится по справкам для расчетов за выполненные работы (услуги) по типовой межотраслевой форме N ЭСМ-7.


Расходы по использованию привлеченного автотранспорта


Строительно-монтажные организации привлекают для участия в технологическом процессе автомобильный транспорт до договорам с привлеченными автотранспортными организациями. При проверке таких договоров следует установить, имеются ли в данных договорах подтверждения о достижении сторонами соглашений по всем существенным условиям договора:

условиям перевозки грузов;

ответственности сторон по перевозкам (п. 2 ст. 784 ГК РФ);

указание в договоре пункта назначения (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Если в договорах не расшифрованы условия грузоперевозок, объемы и километраж перевозок, вид автотранспорта, то в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ такие договоры не могут считаться действительными.

При договорах на автотранспортные услуги должны быть подтверждения о наличии у специализированной организации государственной лицензии на право осуществления транспортной деятельности.

Работа привлеченного автотранспорта оформляется путевыми листами типовых межотраслевых форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28.11.97 г. N 78. Путевой лист по форме N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам. Путевой лист по форме N 4п применяется при осуществлении перевозок по повременному тарифу.

Форма путевых листов предусматривает отрывные талоны, которые заполняются строительно-монтажной организацией как заказчиком транспорта и служат основанием для предъявления организацией - владельцем автотранспорта счета заказчику. Соответствующие отрывные талоны прилагаются к счету.

При аудите проверяются наличие приложенных к счетам отрывных талонов, правильность их оформления, указание строительного объекта, на котором работал автотранспорт, наличие подписей и печатей ответственных работников строительно-монтажной организации на отрывном талоне.

На практике имеют место случаи, когда стоимость автотранспортных услуг оформляется актами произвольной формы без указания объемов перевезенных грузов, пунктов отправления и назначения, вида автотранспорта, затраченного на перевозку времени.

При ненадлежащем оформлении первичных документов, подтверждающих производственный характер полученных автотранспортных услуг, отнесение их на себестоимость для целей налогообложения является неправомерным.


П. Соколов,

аудитор Аудиторская фирма "Абико"

Контактный телефон (095) 200-00-73


"Финансовая газета" N 1, январь 1999 г.



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.