Комментарий к Изменениям и дополнениям N 5 к инструкции Госналогслужбы России от 17 апреля 1995 г. N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (Р. Габбасов, Н. Голубева, "Финансовая газета", N 2, январь 1999 г.)

Комментарий к Изменениям и дополнениям N 5
к инструкции Госналогслужбы России от 17 апреля 1995 г. N 29
"По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"


Приказом Госналогслужбы России от 12.11.98 г. N ГБ3-04/291 были утверждены изменения и дополнения N 5 к инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 г. N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", которые зарегистрированы Минюстом России 25 декабря 1998 г. (регистрационный N 1667).

Изменения и дополнения N 5 к инструкции подготовлены в основном в связи с принятием Федеральных законов от 31.12.97 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", от 21.07.98 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", от 25.07.98 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", от 28.10.98 г. N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году", Указом Президента Российской Федерации от 4.08.97 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.09.97 г. N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", от 19.10.98 г. N 1217 "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 749 "Об утверждении порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю".


Ставки земельного налога в 1998 году


В изменениях и дополнениях N 5 к инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 г. N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" ставки и размеры земельного налога приведены в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 4.08.97 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.97 г. N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", согласно которым все платежи по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженности по этим платежам пересчитываются по состоянию на 1 января 1998 г. исходя из нового масштаба цен.

В связи с этим средние размеры земельного налога с 1 га пашни по субъектам Российской Федерации, приведенные в приложении N 1 к Закону Российской Федерации "О плате за землю", применяются в 1998 г. в следующих размерах: по Белгородской области - 11 руб. 77 коп., Астраханской области

- 5 руб. 15 коп., Липецкой области - 8 руб. 71 коп. и т.д. На примере Краснодарского края, рассчитаем средние размеры земельного налога с 1 га пашни, которые в 1998 г. составят:


4950 руб./га х 1,5 х 1,5 х 2 = = 22275 руб./га = 22 руб. 28 коп./га,


где 4950 руб./га - средний размер земельного налога с 1 га пашни (приложение N 1 к Закону Российской Федерации "О плате за землю");

1,5 - коэффициент увеличения ставок земельного налога в 1995 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 7.06.95 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году");

1,5 - коэффициент увеличения ставок земельного налога в 1996 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 3.04.96 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году");

2 - коэффициент увеличения ставок земельного налога в 1997 г. (Федеральный закон от 26.02.97 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год");

22275 руб./га - средний размер земельного налога с 1 га пашни в 1997 г.;

22 руб.28 коп./га - средний размер земельного налога с 1 га пашни в 1998 г. исходя из нового масштаба цен.


Средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах в расчете на 1998 г., если рассмотреть на примере одного из городов Центрального экономического района с численностью населения 600 тыс. человек, составят:


2,3 руб./кв.м х 50 х 2 х 1,5 х 2 = = 690 руб./кв.м = 69 коп./кв.м,


где 2,3 руб./кв. м - средняя ставка земельного налога для города Центрального района с численностью населения 600 тыс. чел. (приложение N 2, таблица 1 к Закону Российской Федерации "О плате за землю");

50 - коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в городах и других населенных пунктах в 1994 г.;

2; 1,5; 2 - коэффициенты увеличения средних ставок земельного налога в городах и других населенных пунктах в 1995-1997 гг. в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 7.06.95 г. N 562, от 3.04.96 г. N 378 и Федеральным законом от 26.02.97 г. N 29-ФЗ;

690 руб./кв.м - средняя ставка земельного налога в 1997 г.;

69 коп./кв.м - средняя ставка земельного налога в 1998 г. исходя из нового масштаба цен.


Кроме того, Законом Российской Федерации "О плате за землю" установлены на отдельные категории земель и по отдельным категориям плательщиков размеры земельного налога в абсолютных цифрах. Так, в 1998 г. с учетом нового масштаба цен налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 6 коп. за 1 кв. м.

Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской, поселковой черты установлен в 1998 г. в размере 6 коп. за 1 кв. м.

За земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота), взимается земельный налог в 1998 г. со всей площади земельного участка в размере 3 коп. за 1 кв. м.

Следует отметить, что почти на протяжении всего 1998 г. решался вопрос об индексации ставок земельного налога. Несмотря на проводимую в 1994-1997 гг. индексацию ставок, земельный налог в расчете на единицу площади земельного участка продолжал оставаться очень низким, особенно в сельской местности. Так, на начало 1998 г. ставки земельного налога по 16 регионам Российской Федерации для сельскохозяйственных организаций составляли до 5 руб. за 1 га пашни, а в 66 регионах России ставки не превышали 10 руб. с 1 га пахотных земель.

В связи с тем что для жителей сел и деревень (землевладельцев, землепользователей), а также членов садово-огороднических товариществ также применяются эти ставки, взимание земельного налога с них просто стало убыточным. Остаются невысокими ставки земельного налога и за городские земли. Для городов от 50 до 250 тыс. населения ставки земельного налога составляют 20-50 коп. за 1кв. м.

18 июля 1998 г. Президент Российской Федерации подписал Указ N 854 "Об индексации ставок земельного налога", который предусматривал введение с 1 сентября 1998 г. индексации действующих ставок земельного налога: с коэффициентом 2 для земельных участков в границах городской (поселковой) черты, занимаемых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами; с коэффициентом 4 для земельных участков прочих категорий земель. В связи с тем что индексацию ставок земельного налога предусматривалось ввести с 1 сентября 1998 г., то двукратное увеличение ставок по землям жилищного фонда, индивидуальных и кооперативных гаражей означало на практике увеличение ставок в расчете в целом за 1998 г. только в 1,33 раза, а четырехкратное повышение ставок по всем остальным категориям земель в расчете в целом на год означало увеличение ставок лишь в 2 раза.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 854 Госналогслужбой России, Минземстроем России и Минфином России были направлены соответствующие указания об организации взимания земельного налога в 1998 г. по повышенным ставкам и на местах в связи с этим проводилась работа по начислению и уплате земельного налога. Юридическими лицами были представлены новые расчеты земельного налога, гражданам направлены извещения о новых суммах налога, подлежащих уплате в 1998 г.

Однако Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обратилась в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 18.07.98 г. N 854 "Об индексации ставок земельного налога". Основанием для обращения в суд явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли названный Указ Конституции Российской Федерации. В то же время Государственная Дума принимает проект Федерального закона "О ставках земельного налога в 1998 году". Данный проект был одобрен Советом Федерации Российской Федерации 15 октября 1998 г. и подписан Президентом Российской Федерации. Федеральный закон от 28.10.98 г. N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году", в соответствии с которым до 1 января 1999 г. сохраняются размеры ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 г., вступил в силу с 30 октября 1998 г. ("Российская газета" N 207). Кроме того, вступил в силу с 28 октября 1998 г. Указ Президента Российской Федерации N 1310 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 18.07.98 г. N 854 "Об индексации ставок земельного налога".

После вступления в силу Федерального закона от 28.10.98 г. N 162-ФЗ и отмены Указа Президента Российской Федерации от 18.07.98 г. N 854 указанные выше ведомства направили в регионы телеграмму о неприменении индексации ставок земельного налога в 1998 г. Согласно этой телеграмме перерасчет по земельному налогу (возврат или зачет в счет предстоящих платежей) рекомендовано было производить согласно действующему законодательству.

Суммы излишне поступивших платежей подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо возврату налогоплательщику. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Чтобы произвести зачет или возврат этих сумм, необходимо письменное заявление плательщика. В заявлении налогоплательщик указывает, что делать с излишне уплаченной суммой, т.е. требует возвратить их ему, зачесть к уплате по другим налогам или зачесть к предстоящей уплате этого же земельного налога.

При отсутствии заявления от налогоплательщика к концу года налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет данной суммы в счет недоимки по другим налогам. При отсутствии недоимки по другим налогам эта сумма будет перенесена в лицевой счет плательщика на 1999 г. в счет уплаты земельного налога. Если в заявлении указывается требование о возврате (при условии отсутствия недоимки по другим налогам) излишне уплаченной суммы земельного налога, то налоговые органы производят возврат в течение 2 недель со дня подачи такого заявления. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога (если в дальнейшем данное лицо не является плательщиком налога в налоговый орган) может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.


О новом порядке перечисления платы за землю по уровням бюджетов


В инструкцию Госналогслужбы России "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" внесены изменения и дополнения N 5, касающиеся порядка перечисления средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы за землю, в бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и в федеральный бюджет.

Действующие до момента введения Федерального закона от 25.07.98 г. N 132-ФЗ "О внесении в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Порядок централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.95 г. N 749, а также Закон Российской Федерации "О плате за землю" предусматривали зачисление платежей за землю на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления - за земли в пределах черты сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение; поселковых, городских органов местного самоуправления - за земли в пределах поселковой, городской черты и другие земли, переданные в их ведение; районных органов местного самоуправления - за земли в границах района за исключением земель, переданных в ведение сельских, поселковых и городских органов местного самоуправления. Средства, поступавшие от взимания земельного налога и арендной платы за землю органы местного самоуправления, ежеквартально по мере их фактического поступления перечисляли в вышестоящий бюджет в соответствии с законодательно установленными долями централизации этих средств в федеральный бюджет и бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Средства, поступавшие в бюджеты субъектов Российской Федерации от взимания платы за землю и подлежащие централизации в федеральный бюджет, зачислялись в него ежеквартально по мере их фактического поступления, но не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Согласно такому порядку перечисления платы за землю органы исполнительной власти многих субъектов Российской Федерации в нарушение законодательства оставляли средства, поступающие от уплаты земельного налога и арендной платы, в своих бюджетах, не направляя вообще эти средства в федеральный бюджет. Ежегодные бюджетные назначения в федеральный бюджет выполнялись не более чем на 50%. Поэтому необходимо было изменить порядок зачисления земельных платежей в бюджеты всех уровней, внеся соответствующие изменения в Закон Российской Федерации "О плате за землю".

Федеральный закон от 25.07.98 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", вступивший в силу 30 июля 1998 г. ("Российская газета" N 143), полностью изменил порядок перечисления средств, поступающих от уплаты земельного налога и арендной платы в доходы бюджетов соответствующего уровня, возложив функции распределения платы за землю на самих налогоплательщиков.

За земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли сельскохозяйственных угодий в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, - в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями плательщик (как юридические, так и физические лица) начиная с 30 июля 1998 г. направляет средства от платы за землю на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации, соответствующую часть средств - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления тремя платежными поручениями. За земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, плательщик направляет средства от платы за землю на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления одним платежным поручением.

Федеральный закон от 26.03.98 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" определил долю средств, перечисляемых в федеральный бюджет от земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков. В связи с этим налогоплательщики за земли в городах и поселках перечисляют в 1998 г. на бюджетные счета Российской Федерации в органах федерального казначейства 30% причитающейся к уплате суммы земельного налога и арендной платы для финансирования Государственной программы повышения плодородия почв, ведения земельного кадастра, проведения мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования, 20% причитающейся к уплате суммы - на бюджетные счета соответствующего субъекта Российской Федерации на централизованно выполняемые мероприятия в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" и 50% на бюджетные счета органов местного самоуправления. При этом в федеральный бюджет не перечисляются средства от платы за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации.

Конкретные доли средств, направляемых в федеральный бюджет за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам Российской Федерации, определены Законом Российской Федерации "О плате за землю" (приложение N 1 к Закону). Например, по Ставропольскому краю 40% от суммы земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья должны быть отправлены непосредственно самим плательщиком в федеральный бюджет, по Тамбовской области 30%, а по Ярославской области доля перечисления средств от платы за землю в федеральный бюджет вообще не определена. При этом почти половина субъектов Российской Федерации (54 субъекта) вообще не должны перечислять средства, поступающие от платы за сельскохозяйственные угодья, в федеральный бюджет (согласно Закону).

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливают долю средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, направляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.98 г. N 132-ФЗ плательщики земельного налога (юридические лица) должны представлять в налоговые органы новый расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку, в котором предлагаемая к уплате сумма земельного налога по двум срокам уплаты (15 сентября и 15 ноября) должна быть распределена на уровни бюджетов, т.е. федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет соответствующего органа местного самоуправления. При установлении органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (предусмотрено Законом Российской Федерации "О плате за землю") других сроков уплаты земельного налога суммы земельного налога также распределяются по всем уровням бюджетов.

Государственные налоговые инспекции при приеме сводного расчета земельного налога от налогоплательщика, проверяют правильность указанной в этом расчете суммы земельного налога, подлежащей уплате, и с распределением ее в соответствии с установленными законодательством долями по уровням бюджетов. Количество платежных поручений на уплату налога, заполняемых плательщиком, зависит от количества уровней бюджетов, указанных в сводном расчете земельного налога.

Например, сумма земельного налога, подлежащая уплате юридическим лицом составляет 2000 руб. (в масштабе цен 1998 г.). Установленные сроки уплаты налога: 15 сентября и 15 ноября. Уплата рассчитанной суммы земельного налога производится в следующем порядке. К уплате 15 сентября 1998 г. - 1000 руб., в том числе в федеральный бюджет - 300 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 200 руб. и в бюджет соответствующего органа местного самоуправления - 500 руб. К уплате 15 ноября 1998 г. - 1000 руб., в том числе в федеральный бюджет - 300 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 200 руб. и в бюджет соответствующего органа местного самоуправления - 500 руб. Таким образом, распределение сумм земельного налога по уровням бюджетов распространяется на каждый из двух сроков уплаты земельного налога. Такое распределение земельного налога по уровням бюджетов отражается в сводном расчете земельного налога (приложение N 1 к инструкции Госналогслужбы России "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"), представляемом плательщиком в налоговые органы. В связи с этим налогоплательщик будет заполнять и уплачивать земельный налог по трем платежным поручениям на указанные суммы.

Порядок направления средств, взимаемых от уплаты земельного налога, в бюджеты всех уровней самим плательщиком распространяется и на арендную плату за землю. Арендная плата за землю является одной из форм земельных платежей и взимается за земли, переданные в аренду.

В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 15.04.94 г. N 26 "Об утверждении инструкции о порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.94 г. N ВГ-3-13/23 (с учетом изменений и дополнений) налоговые органы открывают лицевые счета на каждого плательщика по каждому виду налога и платежа в бюджет, в том числе и по арендной плате за государственные и муниципальные земли, переданные в аренду. Основным документом для открытия лицевых счетов плательщиков арендной платы за землю является договор аренды, в котором должны быть указаны все данные для заполнения лицевого счета (площади земель, ставки, сроки внесения арендной платы, устанавливается ответственность арендатора за не внесение в срок арендной платы и т. д.). Согласно налоговому и бюджетному законодательству арендная плата за землю перечисляется как в бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, так и в федеральный бюджет.

В связи с этим в соответствии с Федеральным законом от 25.07.98 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" внесение в доход бюджетов соответствующего уровня как земельного налога, так и арендной платы за землю производится самим плательщиком.

Следует отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.95 г. N 749 "Об утверждении порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю", в соответствии с которым перечисление платежей за землю (в том числе и арендной платы) осуществлялось в вышестоящий бюджет органами местного самоуправления, отменено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.98 г. N 1217 "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 749 "Об утверждении порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю", тем самым отменен прежний порядок перечисления финансовыми органами земельного налога и арендной платы в бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет.

Что касается физических лиц, то в случае нахождения их земельных участков в пределах поселковой, городской границы и на других землях, переданных в их ведение, государственные налоговые инспекции вручают таким гражданам три платежных извещения. В одном платежном извещении должен быть указан бюджетный счет Российской Федерации в федеральном казначействе и сумма земельного налога, подлежащая уплате федеральному бюджету. Во втором платежном извещении указывается бюджетный счет субъекта Российской Федерации и сумма земельного налога, соответствующая уплате субъекту Российской Федерации. И в третьем платежном извещении обозначен бюджетный счет соответствующего органа местного самоуправления и сумма земельного налога составляет долю, причитающуюся направлению в бюджет органа местного самоуправления. Налогоплательщик уплачивает земельный налог по трем платежным извещениям по форме N ПД-4.

Например, за земельный участок, расположенный в рабочем поселке и предоставленный для садоводства, гражданин должен уплатить земельный налог в 1998 г. в размере 36 руб. По сроку уплаты 15 сентября плательщиком вносится в соответствующие бюджеты земельный налог на сумму 18 руб., в том числе в одном платежном извещении с указанным бюджетным счетом федерального бюджета сумма земельного налога составляет 5,4 руб., во втором платежном извещении сумма земельного налога, направляемая в бюджет субъекта Российской Федерации, составляет 3,6 руб. и в третьем платежном извещении сумма земельного налога, направляемая в бюджет соответствующего органа местного самоуправления, составляет 9 руб. По второму сроку уплаты 15 ноября суммы земельного налога должны быть распределены в таком же порядке, как и по первому сроку уплаты. Уплачивается земельный налог в соответствующие уровни бюджетов физическим лицом по второму сроку уплаты налога, так же как и по первому сроку, по трем извещениям по форме N ПД-4.

Следует отметить, что в связи с новым порядком перечисления средств, поступающих от взимания платы за землю, предусматривающим уплату налогоплательщиками данного платежа в разные уровни бюджета отдельными платежными поручениями, должны быть открыты в налоговых инспекциях отдельные лицевые счета для ведения расчетов с каждым бюджетом. При этом по указанному платежу начисление пени на недоимку по одному из бюджетов производится независимо от наличия переплаты по другим бюджетам.

Установленный порядок зачисления платы за землю в соответствии с вышеназванным Законом увеличивает трудозатраты по обработке платежных документов, так как всем плательщикам указанного налога придется открыть три лицевых счета, а каждому плательщику - физическому лицу необходимо вручить три извещения вместо одного. Кроме того, втрое увеличится количество проводимых в лицевые счета налогоплательщиков платежных поручений.

В отдельных регионах функции распределения платы за землю между бюджетами различных уровней возложены на соответствующие органы федерального казначейства и данный порядок сохраняется после вступления в силу Федерального закона от 25.07.98 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю". В связи с этим возможно сохранить порядок уплаты налога за землю на счета территориальных органов федерального казначейства, где такой порядок еще существует.


Льготы по уплате земельного налога


В соответствии с Федеральным законом от 18.11.97 г. N 145-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога были освобождены государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов. В изменениях и дополнениях N 5 к инструкции приведен перечень учреждений социального обслуживания со ссылкой на ст. 17 Федерального закона от 10.12.95 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", согласно которой к таким учреждениям относятся: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. В связи с тем что Федеральный закон от 18.11.97 г. N 145-ФЗ вступил в силу с 22 ноября 1997 г. ("Российская газета" N 226), то с этого момента перечисленные выше учреждения социального обслуживания приобрели право на льготу по земельному налогу. Если такие учреждения уплатили земельный налог за весь 1997 г., поскольку сроки уплаты земельного налога, определенные Законом Российской Федерации "О плате за землю", установлены на 15 сентября и 15 ноября, то годовая сумма налога должна быть пересчитана и возвращена плательщикам из расчета 40 дней.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются государственные органы охраны природы. Перечень государственных органов охраны природы установлен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 г. N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды". Этот перечень дополнен еще некоторыми органами охраны природы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 г. N 67 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания", которым установлено, что специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и их территориальные органы. Из всех перечисленных выше специально уполномоченных государственных органов по охране животного мира и охране природы можно выделить Федеральную пограничную службу Российской Федерации и ее территориальные органы, которые как органы охраны природы получили льготу по уплате земельного налога с 19 января 1998 г. (с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.98 г. N 67), поскольку другие перечисленные выше организации, были отнесены ранее к органам охраны природы согласно постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 г. N 943.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.98 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" п.18 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", предусматривающий освобождение от уплаты земельного налога военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей, дополнен такой категорией плательщиков, получивших льготу по уплате земельного налога, как сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Указанная льгота предоставляется им с 27 июля 1998 г. в связи с тем, что Федеральный закон от 21.07.98 г. N 117-ФЗ вступил в силу с момента его опубликования в "Собрании законодательства" 27 июля 1998 г., N 30, ст. 3613. За 1998 г. из расчета 207 дней (с 1 января по 26 июля включительно) сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы уплачивают земельный налог в общеустановленном порядке. Например, за земельный участок, предоставленный сотруднику органов уголовно-исполнительной системы для садоводства площадью 600 кв. м, расположенный в пределах поселковой черты, уплачивается земельный налог в 1998 г. в сумме 20 руб. 41 коп., которая складывается из следующего расчета:


600 кв. м х 6 коп.: 365 дней х 207 дней = 20 руб.41 коп.,


где 600 кв. м - площадь земельного участка;

6 коп. за кв. м - размер земельного налога в 1998 г. за земли, предоставленные для садоводства, в пределах городской, поселковой черты, установленный Законом Российской Федерации "О плате за землю" (статья 8);

207 дней - количество дней, приходящихся на уплату земельного налога до введения льготы по земельному налогу сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.


Зачисление земельных платежей в доходы бюджетов Российской Федерации
в соответствии с Бюджетной классификацией


Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. В соответствии с приказом Минфина России от 6.01.98 г. N 1н "О бюджетной классификации Российской Федерации" внесены изменения в ранее действующую Бюджетную классификацию. Этим приказом установлено, что впредь до принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" ввести в действие с 1 января 1998 г. Бюджетную классификацию Российской Федерации в редакции, внесенной на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации согласно приложениям 1-11 к настоящему приказу. В связи с этим в п. 45 Инструкции Госналогслужбы России "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" были внесены изменения. В соответствии с приложением 2 к приказу Минфина России от 6.01.98 г. N 1н земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения в доходы бюджетов Российской Федерации зачисляется теперь по коду 1050701; земельный налог за земли городов и поселков по коду 1050702; земельный налог за другие земли несельскохозяйственного назначения по коду 1050703. В доходы бюджетов Российской Федерации налог зачисляется по коду 2010301 - арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения; по коду 2010302 арендная плата за земли городов и поселков, а по коду 2010303 - арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения.

Что касается средств, поступающих от продажи земли в собственность граждан, а также при продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий, то они зачисляются в доходы бюджетов Российской Федерации по коду 2040000 "Доходы от продажи земли и нематериальных активов".


Размер пени за несвоевременную уплату земельного налога


В изменениях и дополнениях N 5 к инструкции уточнен размер пени в случае неуплаты земельного налога в установленный срок.

Федеральным законом от 31.12.97 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" было установлено, что в случае неуплаты земельного налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом. Так, Федеральный закон от 26.03.98 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" установил, что за несвоевременную уплату налогов и сборов ежедневная ставка пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России. Задолженность юридических лиц по уплате пени, образовавшейся по состоянию на дату вступления в силу названного Федерального закона, пересчитывается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок пересчета задолженности юридических лиц по уплате по налогам и сборам утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 9.06.98 г. N 576 "О начислении пеней и Порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней", в соответствии с которым исчисление пеней по налогам и сборам, дополнительно начисленных по результатам документальных проверок юридических лиц после 1 апреля 1998 г., производится:

по ставке 0,06% за каждый день просрочки - за период до 1 апреля 1998 г.;

по ежедневной ставке в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на соответствующую дату, - за период после 1 апреля 1998 г.

Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 23.07.98 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год" с 1 апреля 1998 г. ежедневная ставка пени за несвоевременную уплату налогов и сборов устанавливается в размере 0,1%.

Таким образом, по актам документальных проверок юридических лиц по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога, утвержденных решениями начальников налоговых органов после 1 апреля 1998 г., за каждый день просрочки до 1 апреля 1998 г. применяется ставка пени, равная 0,06%, начиная с 1 апреля 1998 г. исчисление пени происходит по ставке 0,1%.

Например, по акту документальной проверки от 25 августа 1998 г. доначислено предприятию земельного налога за 1997 г. на сумму 3000 руб. (в масштабе цен 1998 г.). Сумма доначисленного пени рассчитывается следующим образом:

по первому сроку уплаты земельного налога за период с 15 сентября 1997 г. по 14 ноября 1997 г. включительно

61 день х 0,0006 х 1500 руб. = 54,9 руб.,

где 1500 руб. - половина суммы земельного налога, приходящаяся к уплате по первому сроку;

по второму сроку уплаты за период с 15 ноября 1997 г. по 31 марта 1998 г. включительно

137 дней х 0,0006 х 3000 руб. = 246,6 руб.;

за период с 1 апреля 1998 г. по 25 августа 1998 г. включительно

147 дней х 0,001 х 3000 руб. = 441 руб.

Общая сумма доначисленной пени равна 742,5 руб.


Что касается физических лиц, то за несвоевременную уплату ими земельного налога ежедневная ставка пени устанавливается с 1 апреля 1998 г. в размере 0,1% за каждый день просрочки платежа. При установлении фактов несвоевременной уплаты земельного налога физическими лицами исчисляются пени: с 4 января 1998 г. по 1 апреля 1998 г. в размере 0,3%; с 1 апреля 1998 г. в размере 0,1%.


Р. Габбасов, Н. Голубева,

советники налоговой службы I ранга


"Финансовая газета" N 2, январь 1999 г.



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.