Порядок исчисления НДС при оказании услуг и выполнении научных работ учреждениями образования (И. Муравьева, "Финансовая газета", N 6, февраль 1999 г.)

Порядок исчисления НДС при оказании услуг и выполнении научных работ учреждениями образования


Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.92 г. N 3266-1 "Об образовании" (с учетом изменений, далее Закон "Об образовании") образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций, объединений).

При этом на основании п. 6 ст. 33 указанного Закона право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные налоговым законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии.

Так, согласно п.п. "л" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон "О налоге на добавленную стоимость") от этого налога освобождены услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом.

В соответствии с п.п. "л" п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом изменений, далее - Инструкция N 39) указанная льгота предоставляется организациям (учреждениям) всех форм собственности и ведомственной принадлежности при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной в соответствии с Законом "Об образовании".

Учитывая изложенное, вышеуказанный льготный режим налогообложения распространяется на платные услуги образовательного учреждения по проведению учебного процесса вне зависимости от того, реинвестирован ли доход, полученный от оказания этих услуг, в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в образовательном учреждении. Этот порядок в полной мере распространяется на дополнительные платные образовательные услуги (предусмотренные в лицензии) по дополнительным предметам, курсам; индивидуальные занятия с детьми.

Вместе с тем осуществление образовательными учреждениями иной (неучебной) хозяйственной деятельности, в частности сдача в аренду основных средств и иного имущества, торговля товарами (реализация работ, услуг) и пр., подпадает под действие ст. 3 Закона "О налоге на добавленную стоимость". Однако реализация образовательными учреждениями продукции, работ и услуг собственного производства (произведенными учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими) согласно вышеуказанному подпункту Инструкции N 39 освобождена от НДС только в том случае, если доход, получаемый от этой деятельности, направляется в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в этом образовательном учреждении.

Законом "О налоге на добавленную стоимость" не предусмотрено освобождение от уплаты этого налога услуг по сдаче в аренду имущества, находящегося как в государственной, так и в муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных п.п. "д" п. 1 ст. 5 этого Закона. Поэтому при сдаче в аренду имущества, в частности объектов недвижимости и других основных фондов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сумма арендной платы подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. В связи с этим в договорах аренды между арендодателем и арендатором необходимо указывать сумму арендной платы с учетом НДС по ставке в размере 20%.

В соответствии с п. 11 ст. 39 Закона "Об образовании" образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендодателя имущества. Средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, не перечисляются в бюджет, а используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Если договоры на аренду государственного имущества заключаются с образовательными учреждениями, которые не перечисляют в бюджет сумму арендной платы, а используют ее в вышеуказанном порядке, то плательщиком НДС в бюджет в соответствии со ст. 2 и 3 Закона "О налоге на добавленную стоимость" являются арендодатели государственного имущества - образовательные учреждения.

Освобождение от НДС научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), выполняемых учреждениями образования, предусмотрено п.п. "м" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость". К учреждениям образования, НИОКР которых освобождаются от НДС, относятся организации, которые получили в соответствии с вышеуказанным порядком лицензию на право ведения образовательной деятельности. Согласно вышеуказанному подпункту Закона "О налоге на добавленную стоимость" выполнение НИОКР образовательными учреждениями освобождено от НДС вне зависимости от источника финансирования этих работ. При этом к научно-исследовательским работам относятся работы поискового, теоретического и экспериментального характера, выполняемые с целью расширения, углубления и систематизации знаний по определенной научной проблеме и создания научного задела. К опытно-конструкторским работам относятся технические разработки, доводящие результаты научно-исследовательских работ до создания опытного производственного образца.

Данные определения приведены в Инструкции по составлению статистической отчетности о научно-технической деятельности (форма N 1 - наука (краткая), утвержденной постановлением Госкомстата России от 12.05.94 г. N 49, которая не действует после введения в действие Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за выполнением научных исследований и разработок (N 2 - наука и N 2 - наука (краткая), утвержденной постановлением Госкомстата России от 20.06.95 г. N 63. Отмена вышеуказанной Инструкции по составлению статистической отчетности о научно-технической деятельности не изменяет принципа отнесения работ к числу научно-исследовательских и опытно-конструкторских. Кроме того, ст. 769 второй части ГК РФ (1994 г.) определено, что к научно-исследовательским работам относятся обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а к опытно-конструкторским работам относятся разработки образца нового изделия. Вместе с тем согласно вышеназванной Инструкции под научными исследованиями и разработками понимаются творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения суммы знаний, в том числе о человеке, природе и обществе, а также поиск новых областей применения этих знаний. Критерием, позволяющим отличить научные исследования и разработки от сопутствующих им видов деятельности, является наличие в исследованиях и разработках значительного элемента новизны.

Этот порядок льготирования распространяется на соисполнителей, выполняющих НИОКР (или отдельные этапы этих НИОКР), если соисполнители являются образовательными учреждениями, получившими лицензию на образовательную деятельность. В том случае если соисполнителем НИОКР является предприятие, не относящееся к учреждению образования или науки, то указанный выше льготный налоговый режим распространяется на этих соисполнителей, только если НИОКР выполняются за счет средств, выделенных для этих целей из соответствующих источников, перечисленных в п.п. "м" п. 12 Инструкции N 39.


И. Муравьева,

советник налоговой службы II ранга


"Финансовая газета" N 6, февраль 1999 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.