• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Регистрация выпуска акций (С. Козлов, "Финансовая газета", N 6, 7, февраль 1999 г.)

Регистрация выпуска акций


В 1990 г., т.е. с момента принятия Советом Министров СССР постановления от 19.06.90 г. N 590 "Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах", перед участниками гражданских правоотношений встал вопрос о регулировании порядка выпуска и правил обращения такого вида ценных бумаг, как акции акционерных обществ.

Однако ни указанное постановление N 590, ни принятое ранее постановление Совета Министров СССР от 15.10.88 г. N 1195 "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг", ни Закон РСФСР от 25.12.90 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", ни постановление Совета Министров РСФСР от 25.12.90 г. N 601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах" не содержали ответа на данный вопрос.

Положения, относящиеся к различным организационно-правовым формам предприятий (акционерные общества закрытого типа и товарищества с ограниченной ответственностью), были объединены в одной статье закона и не давали четкого определения правового статуса как акционерных обществ, так и товариществ с ограниченной ответственностью.

Положение об акционерных обществах, в свою очередь, предусматривая создание акционерных обществ двух типов открытого или закрытого, совершенно однозначно определило общий принцип их формирования - добровольное соглашение юридических и/или физических лиц, объединяющих свои средства путем выпуска акций.

На протяжении довольно длительного периода акционерные общества (закрытого или открытого типа) считались более предпочтительной формой ведения предпринимательской деятельности по сравнению с товариществами (обществами) с ограниченной ответственностью. Количество вновь создаваемых акционерных обществ исчислялось десятками тысяч. При этом практически никто не регистрировал выпуски акций, поскольку для хозяйственной деятельности акционерного общества это не требовалось, а правовая регламентация данного вопроса была недостаточной.

Акционерные общества фактически действовали по тем же правилам, что и товарищества (общества) с ограниченной ответственностью. Так, смена владельцев акций обязательно регистрировалась соответствующим государственным органом (обычно регистрационной палатой либо местной администрацией) как изменение в учредительные документы акционерного общества. Как правило, договоры купли-продажи акций между продавцом и покупателем не заключались, изменения в реестр акционеров не вносились. Положения многих уставов акционерных обществ зачастую содержали упоминание о праве акционера в любое время выйти из общества, при этом общество обязано было выплатить ему стоимость части имущества пропорционально стоимости его доли в уставном капитале общества (вышеуказанные положения типичны для товариществ (обществ) с ограниченной ответственностью).

Однако всего год спустя после принятия вышеуказанных правовых актов Правительство РСФСР приняло постановление от 28.12.91 г. N 78, которым было утверждено Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, предусматривающее процедуру регистрации выпуска ценных бумаг, в том числе акций акционерных обществ.

В соответствии с п. 6 Положения к выпуску и обращению на территории Российской Федерации допускались только те ценные бумаги, которые прошли государственную регистрацию и получили регистрационный номер.

Согласно пп. 7 и 8 Положения ценные бумаги допускались к обращению на территории Российской Федерации только при условии государственной регистрации в Министерстве экономики и финансов РСФСР. Выпуск ценных бумаг в обращение без государственной регистрации являлся незаконным. Под обращением ценных бумаг понимались их купля-продажа, а также другие предусмотренные законом действия, приводящие к смене их владельца (п. 2 Положения).

Кроме того, в п. 5 постановления N 78 было определено, что эмитенты, осуществившие выпуск ценных бумаг до выхода настоящего постановления без соответствующей регистрации, обязаны были до 1 февраля 1992 г. зарегистрировать свои ценные бумаги в Министерстве экономики и финансов РСФСР в соответствии с требованиями Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, а также в случаях их публичного размещения - проспекты эмиссии и отчеты о результатах выпуска.

После 1 февраля 1992 г. незарегистрированные выпуски ценных бумаг объявлялись недействительными.

Таким образом, принятием Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР было обеспечено установление общих принципов выпуска ценных бумаг и их обращения.

Во исполнение постановления Правительства РСФСР N 78 была принята инструкция Минфина России от 3.03.92 г. N 2 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации", в которой были определены регистрирующие органы, порядок и сроки регистрации, требования к документам, представляемым на регистрацию, а также другие положения, связанные с регистрацией выпусков ценных бумаг.

Так, согласно вышеназванной инструкции выпуски ценных бумаг коммерческих организаций регистрировались Министерством финансов Российской Федерации, министерствами финансов республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, городскими (в Москве и Санкт-Петербурге) финансовыми отделами и департаментами, а эмиссия и размещение ценных бумаг кредитных организаций регулировались Банком России. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7.10.92 г. N 1186 "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий" выпуск ценных бумаг специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан (чековых инвестиционных фондов), осуществлялся Госкомимуществом России.

Вместе с тем для "обычных" акционерных обществ издание указанных актов прошло почти незамеченным, за исключением акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий. Для последних процедура регистрации акций была упрощена и являлась строго обязательной. Проспектом эмиссии для подобных акционерных обществ служил план приватизации соответствующего государственного (муниципального) предприятия (п. 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утв. Указом Президента Российской Федерации от 1.07.92 г. N 721). Регистрация выпуска акций для них происходила в процессе приватизации.

Существовало мнение, что обязательной регистрации подлежат лишь выпуски акций акционерных обществ открытого типа. Возможно, это заблуждение было связано с тем, что при приватизации государственных (муниципальных) предприятий запрещалось создание акционерных обществ закрытого типа, а акции акционерных обществ открытого типа подлежали регистрации в обязательном порядке. Кроме того, предприятия таких организационно-правовых форм, как акционерные общества закрытого типа и товарищества с ограниченной ответственностью, были объединены в одной статье Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", о чем уже указывалось выше. При этом совершенно не учитывалось, что акционерные общества закрытого типа лишь немногим отличаются от акционерных обществ открытого типа, а именно:

1) размером уставного фонда капитала (фонда) (п. 36 Положения об акционерных обществах, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.90 г. N 601, п.п. "г" п. 3 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утв. Указом Президента Российской Федерации от 8.07.94 г. N 1482, ст.26 Федерального закона от 26.12.95 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах");

2) акции закрытого акционерного общества могли переходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе (п. 7 указанного Положения об акционерных обществах. Впоследствии, с принятием Федерального закона "Об акционерных обществах", Положение утратило силу, а у акционеров закрытых акционерных обществ (ЗАО) появилось преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами третьим лицам, а также дополнительных акций);

3) согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" количество акционеров в закрытых акционерных обществах не может превышать 50;

4) закрытые акционерные общества не могут проводить открытую подписку на свои акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Во всем остальном правовой статус закрытых акционерных обществ ничем не отличался и не отличается от статуса открытых акционерных обществ.

К сожалению, не всегда правильно делается различие между обязательной регистрацией выпуска акций и фактическим выпуском (изготовлением) акций акционерным обществом.

Следует иметь в виду, что акции могут существовать как в вещественной форме, т.е. на бумажных носителях, так и в виде записей на счетах (так называемые бездокументарные акции). Во втором случае происходит фиксация прав, предоставляемых акциями, исключительно в реестре владельцев ценных бумаг. Владелец (правообладатель) бездокументарных ценных бумаг устанавливается на основании записей в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг соответствующего акционерного общества. Сделки с такими ценными бумагам осуществляются путем уступки прав по ним, поскольку физически передача акций в данном случае невозможна.

Даже при наличии необходимой правовой базы (вышеуказанные постановление Правительства РСФСР N 78 и инструкция Минфина России N 2) повсеместно совершались сделки с акциями, выпуски которых не были зарегистрированы в установленном порядке.

Лишь после вступления в силу с 22 апреля 1996 г. Федерального закона N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" вопросы выпуска и регистрации акций получили полную правовую регламентацию. Необходимо отметить, что в связи с принятием этого Закона фактически утратили силу постановление Правительства РСФСР N 78 и инструкция Минфина России N 2.


Регистрация выпуска акций


Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" определил, что акции акционерных обществ относятся к эмиссионным ценным бумагам (ст. 2 Закона).

Кроме того, в Законе было установлено, что единую государственную политику в области рынка ценных бумаг и контроль за деятельностью профессиональных участников этого рынка проводит Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) (ранее - Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации).

Основной формой контроля ФКЦБ России за деятельностью участников рынка ценных бумаг согласно Закону является определение порядка их деятельности и стандартов эмиссии ценных бумаг. В частности, ФКЦБ России утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг (п. 2 ст. 42 Закона).

17 сентября 1996 г. ФКЦБ России приняла постановление N 19 "Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии", в соответствии с которым государственной регистрации подлежит каждый выпуск эмиссионных ценных бумаг, т.е. совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения). В тех случаях, когда выпуск ценных бумаг размещается среди неограниченного круга владельцев (т. е. по открытой подписке) или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также во всех случаях, когда номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, его регистрация сопровождается регистрацией проспекта эмиссии.

Регистрация выпусков акций и облигаций, а также в необходимых случаях проспектов эмиссии сводится к представлению в регистрирующий орган необходимого набора документов и сведений с последующим присвоением в установленном порядке государственного регистрационного номера данному выпуску ценных бумаг.

Регистрации выпуска предшествует принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг, а при регистрации проспекта эмиссии - также его подготовка и утверждение эмитентом. Решение о выпуске должно быть принято на основании и в соответствии с решением о размещении данного выпуска.

В случае регистрации выпуска акций при учреждении акционерного общества все выпускаемые акции размещаются путем распределения среди учредителей еще до регистрации выпуска, а решение о выпуске принимается, как правило, одновременно с решением о создании общества. Документы на регистрацию выпуска акций должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее месяца со дня государственной регистрации общества и не позднее трех месяцев со дня принятия решения о выпуске ценных бумаг.

При документарном выпуске ценных бумаг к решению о выпуске (в случае регистрации проспекта эмиссии - к проспекту) должен прилагаться образец сертификата ценной бумаги.

Если действующее законодательство России (например, антимонопольное) предусматривает в определенных случаях получение специального разрешения уполномоченного органа исполнительной власти на выпуск ценных бумаг, такое разрешение также следует представлять в регистрирующий орган.

Государственная регистрация выпуска акций не может состояться в следующих случаях:

до полной оплаты уставного капитала эмитента (за исключением выпусков акций, размещаемых путем распределения среди учредителей эмитента при его учреждении);

до регистрации отчета об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков акций и внесения соответствующих изменений в устав эмитента;

до регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков облигаций эмитента.

Не допускается одновременная регистрация (п. 35 Стандартов):

выпуска акций и облигаций (за исключением выпуска акций и выпуска конвертируемых в них облигаций);

выпуска обыкновенных и привилегированных акций (за исключением выпуска обыкновенных и выпусков привилегированных акций, размещаемых среди учредителей акционерного общества при его учреждении, путем распределения среди акционеров акционерного общества, а также путем конвертации);

двух и более выпусков обыкновенных акций или двух или более выпусков привилегированных акций одного типа;

двух и более выпусков облигаций одной серии.

Регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации выпуска акций или мотивированное решение об отказе в регистрации в тридцатидневный срок с даты представления всех документов в соответствии с требованиями Стандартов.

Эмитент имеет право на внесение дополнений и изменений в представленные на регистрацию документы, но не позднее чем за десять дней до истечения указанного выше 30-дневного срока. В этом случае срок принятия решения отсчитывается с даты представления регистрирующему органу таких изменений и дополнений. Для сведений о сроке, цене размещения ценных бумаг и иных связанных с этой ценой сведений существует положение о том, что они могут не содержаться в представленных первоначально документах, а представляются уже в ходе регистрации в порядке и в сроки, аналогичные процедуре внесения изменений и дополнений.

Регистрирующий орган одновременно регистрирует выпуск ценных бумаг, решение об их выпуске и проспект эмиссии (при его наличии).

Основанием для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг может служить любая из следующих причин:

несоответствие положений представленных документов требованиям

наличие в представленных документах данных, позволяющих сделать вывод о нарушении эмитентом требований законодательства, правовых актов, Стандартов и иных актов ФКЦБ России (в том числе возможных нарушений в результате размещения ценных бумаг);

неполная уплата налога на операции с ценными бумагами в предусмотренных законодательством случаях;

наличие в представленных документах заведомо ложных сведений, а также положений, способных ввести в заблуждение.

В случае отказа регистрирующий орган обязан не позднее трех дней с даты принятия решения об этом направить заявителю уведомление об отказе в регистрации выпуска ценных бумаг с указанием оснований для отказа. Один экземпляр каждого из представленных документов при этом остается в регистрирующем органе.

Взаимодействие регистрирующего органа и эмитента по данному выпуску ценных бумаг завершается регистрацией отчета о выпуске. Этот отчет фиксирует итоги размещения ценных бумаг.

Регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг регулируется разделом 12 постановления ФКЦБ России N 19. Сроки представления эмитентами отчетов в ФКЦБ России зависят от того, каким образом происходит распределение акций (при учреждении общества; среди акционеров общества; путем подписки или конвертации).

Срок принятия решения о регистрации отчета или отказа в регистрации - две недели со дня получения регистрирующим органом отчета и иных предусмотренных Стандартами документов. В случае регистрации эмитенту в обязательном порядке выдаются отчет с отметкой о регистрации и уведомление о его регистрации.

Если в течение срока размещения размещено меньше ценных бумаг, чем указано в решении о их выпуске, регистрирующий орган уменьшает количество этих бумаг на число неразмещенных на основании данных отчета о выпуске. При неразмещении предусмотренной решением о выпуске акций доли акций, при которой выпуск признается несостоявшимся, его государственная регистрация аннулируется, о чем регистрирующий орган уведомляет эмитента.

Следует иметь в виду, что договор купли-продажи акций, а также иная сделка по отчуждению акций, заключенные до регистрации в установленном порядке решения о выпуске (эмиссии) таких акций, являются недействительными (ничтожными).

В настоящее время действуют требования о регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, установленные ст. 19-21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", вступившего в силу с 22.04.96 г. В соответствии с указанным Законом к обращению на вторичном рынке ценных бумаг также допускаются лишь акции, выпуск которых зарегистрирован в установленном порядке. Перечень регистрирующих органов на территории Российской Федерации устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ст. 20 Закона).

Следует также учитывать, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда при неоднократном или грубом нарушении законов или иных правовых актов (ст. 61 ГК РФ, часть 2, абзац 2). На основании п. 19 ст. 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" ФКЦБ России предоставлено право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

На территории отдельных субъектов Российской Федерации локальными нормативными актами введены и иные меры ответственности за нарушения в области выпуска и обращения акций. Так, 11 июня 1997 г. Московской городской Думой был принят Закон г. Москвы N 17 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг". Закон устанавливает административную ответственность юридических лиц - профессиональных участников рынка ценных бумаг, эмитентов ценных бумаг и инвесторов - за правонарушения на рынке ценных бумаг.


С. Козлов

Юридическая фирма "ЮНА"

Контактный телефон (095) 270-90-54


"Финансовая газета" N 6, 7, февраль 1999 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.