Порядок исчисления НДС при оказании услуг и выполнении научных работ учреждениями науки (И. Муравьева, "Финансовая газета", N 11, март 1999 г.)

Порядок исчисления ндс при оказании услуг и выполнении научных работ учреждениями науки


Согласно ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) налог на добавленную стоимость исчисляется по реализованным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, а также любым денежным средствам, получение которых связано с вышеуказанной реализацией. Исключение составляют товары (работы, услуги), перечисленные в п. 1 ст. 5 этого Закона.

Налогом на добавленную стоимость не облагаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), выполняемые учреждениями науки на основе хозяйственных договоров, в соответствии с п.п. "м" п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1 (в ред. Федерального закона от 1.04.96 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"). При этом к научно-исследовательским работам относятся работы поискового, теоретического и экспериментального характера, выполняемые с целью расширения, углубления и систематизации знаний по определенной научной проблеме и создания научного задела. К опытно-конструкторским работам относятся технические разработки, доводящие результаты научно-исследовательских работ до создания опытного производственного образца. К учреждениям науки, НИОКР которых освобождаются от НДС, относятся учреждения, приведенные в письме Госналогслужбы России от 18.03.97 г. N ВЗ-6-03/213 и в ст. 5 Федерального закона от 23.08.96 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями). Таким образом, порядок освобождения от налога на добавленную стоимость выполненных по хозяйственным договорам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями науки распространяется на организации (учреждения, предприятия) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, у которых объем научной и (или) научно-технической деятельности составляет не менее 70% объема выполняемых работ. По своей основной деятельности они включены в подгруппы: 95110 (научные учреждения академического профиля - академии наук, включая отраслевые академии, и научно-исследовательские институты, их филиалы и отделения, научные центры, обсерватории и другие научные учреждения академий наук); 95120 (научные учреждения отраслевого профиля - научно-исследовательские институты, включая институты научной и технической информации и научно-исследовательские институты, находящиеся в подчинении вузов, их филиалы и отделения, самостоятельные научно-исследовательские лаборатории министерств и ведомств; вычислительные центры, ведущие научную работу по утвержденному плану) и 95130 (конструкторские организации, отнесенные к числу научных учреждений) Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ). При этом уставом организации должен быть предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления. Для определения объема выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в общем объеме затрат научной организации следует использовать порядок, приведенный в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Миннауки России от 11.11.97 г. N 118, правильность определения которого проверяется Миннауки России при рассмотрении документов, поступивших для проведения государственной аккредитации научных организаций. Аккредитация научных организаций, предусмотренная ст. 5 Закона N 127-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.97 г. N 1291 "О государственной аккредитации научных организаций". При отсутствии вышеприведенных условий организация (учреждение, предприятие) не может быть отнесена налоговыми органами к учреждениям науки, и обороты по реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ у таких организаций (учреждений, предприятий), выполненных по хозяйственным договорам, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. В связи с этим наличие у организации критериев по отнесению к учреждениям науки, НИОКР которых освобождаются от НДС, приведенных только в упомянутом выше письме N ВЗ-6-03/213, не является достаточным для обоснования права на применение льготы по НДС. Государственная налоговая служба Российской Федерации письмом от 26.09.94 г. N НП-2-01/888 разъяснила, что не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость операции по зачислению научными организациями в состав основных средств спецоборудования для научных (экспериментальных) работ, опытных образцов, макетов и других изделий, оставляемых заказчиками в научных организациях после оплаты выполненных НИОКР (в состав которых вошли вышеуказанные изделия) и учитываемых в соответствии с Типовыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции (утвержденными Миннауки России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России 15.06.94 г. N ОР-22-2-46) как безвозмездно поступившие на счет 88 "Фонды специального назначения (субсчет "Безвозмездно полученные ценности"). Льготный налоговый режим, предусмотренный п.п. "м" п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1 (в ред. Закона N 25-ФЗ), в полной мере распространяется на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждением науки, вне зависимости от источников финансирования данных работ. Порядок предоставления льгот по налогу на добавленную стоимость независимо от источника финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не распространяется на те из них, заказчиками которых являются учреждения науки, а исполнителями являются иные организации (учреждения), не относящиеся к учреждениям образования или науки. Льготный налоговый режим по освобождению от НДС научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных по хозяйственным договорам учреждениями науки, распространяется на соисполнителей таких работ, также являющихся учреждениями науки (в том числе негосударственными учреждениями науки) или учреждениями образования. В соответствии с п.п. "б" п. 2 ст. 7 Закона N 1992-1 суммы налога, уплаченные поставщикам по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, выполняемых учреждениями образования (или науки), в том числе на основе хозяйственных договоров с зарубежными заказчиками, относятся на издержки производства и обращения. Согласно п. 9 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящего выполнения работ, освобожденных от налога в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1 (кроме п.п. "а" п. 1 этой статьи), в том числе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также НИОКР, выполняемых учреждениями науки на основе хозяйственных договоров, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

При реализации учреждениями науки научной литературы может быть применен льготный налоговый режим, предусматривающий освобождение от НДС книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, на основании п.п. "э" п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1 (с учетом изменений и дополнений). При этом к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, на основании порядка, приведенного в нормативном письме Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции", относятся книги и брошюры, подпадающие под кодовое обозначение 95 3000 "Книги и брошюры" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (Москва, Изд-во стандартов, 1994 г.). Вместе с тем при выполнении учреждениями науки хозяйственной деятельности, связанной с оказанием научно-технических услуг (включающих виды деятельности, способствующие получению, распространению и применению научных знаний), выполнением проектно-конструкторских, технологических работ, изготовлением, испытанием созданных образцов (партий) изделий, налог на добавленную стоимость в соответствии со ст. 3 Закона N 1992-1 исчисляется и уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке.

Наряду с этим на основании п.п. "б" п. 7 инструкции N 39 услуги учреждений науки по сдаче в аренду имущества, в том числе федерального, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. Размер арендной платы должен определяться договором аренды с учетом налога на добавленную стоимость. Механизм исчисления и уплаты в бюджет НДС по арендной плате за аренду государственного или муниципального имущества связан со спецификой уплаты арендной платы в бюджет, которая отражена в нормативном письме Минфина России и Госналогслужбы России от 8.12.93 г. N 143, ЮУ-4-15/194н "О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы". Данным письмом предусмотрено, что арендная плата за указанное имущество перечисляется арендатором на соответствующий раздел бюджета (минуя арендодателя). Поэтому арендатор должен также перечислять в бюджет на соответствующий раздел сумму НДС (по ставке в размере 20%), предусмотренную договорами аренды между арендодателем (в том числе комитетом) и арендатором. Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.07.98 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", если доходы от сдачи в аренду государственными научными организациями не используемого ими имущества, числящегося на их балансе и находящегося в федеральной собственности, использовались этими организациями в 1998 г. в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы, расчеты с бюджетом по НДС должны осуществлять государственные научные организации, являющиеся реальными получателями арендной платы. Данный порядок исчисления налога на добавленную стоимость применяется и при сдаче в аренду (субаренду) имущества, не являющегося объектом государственной или муниципальной собственности. Таким образом, если договоры на аренду федерального имущества заключаются с учреждениями науки, которые не перечисляют в бюджет сумму арендной платы, а используют ее в вышеуказанном порядке, то плательщиком НДС в бюджет в соответствии со ст. 2 и 3 Закона N 1992-1 являются арендодатели федерального имущества - учреждения науки. По договорам аренды, на основании которых арендаторы государственного имущества самостоятельно перечисляют в бюджет арендную плату (минуя учреждения науки), пользуясь порядком, приведенным в нормативном письме N 143, ЮУ-4-15/194н, перечисление НДС в бюджет (на соответствующий раздел) по этой арендной плате осуществляют арендаторы государственного имущества. В соответствии с Законом N 1992-1 (с учетом последующих изменений и дополнений) услуги по сдаче в субаренду объектов государственного имущества также подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на балансе у субарендодателя, получающего в установленном порядке доход от сдачи в субаренду этого имущества. В соответствии с п. 29 инструкции N 39 исчисление НДС производится по ставке 16,67% с сумм штрафов, пени, неустоек, полученных за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе сроков перечисления арендной платы учреждениям науки (с отражением этих сумм по строке 3 налоговой декларации, составленной по соответствующему отчетному налоговому периоду). В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N 1992-1 организации (предприятия), реализующие товары (работы, услуги), как освобожденные от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот, предусмотренных п. 1 ст.5 вышеуказанного Закона, только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг). Порядок ведения раздельного учета затрат, в том числе накладных расходов, определяется на основании отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), которыми может быть предусмотрено распределение накладных расходов, в частности, пропорционально фонду оплаты труда или прямым затратам и др. Выбор базы, относительно которой распределяются накладные расходы, осуществляется в установленном порядке с оформлением организационно-распорядительного документа руководителя учреждения.


И. Муравьева,

советник налоговой службы II ранга


"Финансовая газета" N 11, март 1999 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.