О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности (О. Жукова, "Финансовая газета", N 14, апрель 1999 г.)

О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности


Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" носит рамочный характер и в целях наиболее полного урегулирования вопросов перехода на уплату единого налога на вмененный доход предусматривает право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации своими нормативными правовыми актами определять особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе устанавливать размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета единого налога. Рассматривая проблемы применения Закона N 148-ФЗ, следует учитывать, что введение единого налога на вмененный доход обусловлено необходимостью охвата для целей налогообложения неучтенных операций, осуществляемых организациями и предпринимателями, доход от которых в некоторых сферах деятельности значительно превышает отражаемую в бухгалтерском учете прибыль. Обращаем внимание на то, что плательщики единого налога на вмененный доход освобождаются от уплаты налогов, предусмотренных статьями 19-21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", и платежей в государственные внебюджетные фонды, за исключением девяти видов платежей: государственной пошлины; таможенной пошлины и иных таможенных платежей; лицензионных и регистрационных сборов; налога на приобретение транспортных средств; налога на владельцев транспортных средств; земельного налога; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; подоходного налога, уплачиваемого предпринимателями с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в статье 3 Закона N 148-ФЗ; удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в Российской Федерации в случаях, когда ее законодательными актами о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат. Соответственно для плательщиков единого налога упрощается порядок исчисления и уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов. С принятием Закона N 148-ФЗ Госналогслужба России направила госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации письмо от 26.08.98 N КУ-6-02/553 "О Федеральном законе от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", в котором даны разъяснения основных принципов налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 148-ФЗ Минэкономики России совместно с Госналогслужбой России и Минфином России разработало форму свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 3.09.98 N 1028 "Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности". Данное постановление, а также приказы Госналогслужбы России от 12.08.98 N БФ-3-02/182 "Об утверждении примерной формы Расчета единого налога с вмененного дохода" и от 9.09.98 N БФ-3-02/234 "Об утверждении формы Уведомления о переводе налогоплательщика на уплату единого налога с вмененного дохода" доведены до государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации указаниями Госналогслужбы России от 9.09.98 N ШС-6-02/597 для применения в практической работе. Письмом Госналогслужбы России от 11.09.98 N ШС-6-02/607 также рекомендуются формулы расчета суммы единого налога и перечень рекомендуемых их составляющих (письмо Правительства Российской Федерации от 7.09.98 N 4435п-П5, подготовленное в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 148-ФЗ). Однако, поскольку эти формулы носят рекомендательный характер, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе с учетом особенностей экономического развития регионов разработать и утвердить показатели базовой доходности и повышающие (понижающие) ее коэффициенты, отличающиеся от рекомендуемых и позволяющие наиболее точно оценить доходность различных сфер предпринимательской деятельности. Предлагаем вашему вниманию наиболее типичные вопросы, возникающие в связи с введением единого налога на вмененный доход.


Обязателен ли переход на уплату единого налога на вмененный доход для предприятий и организаций, осуществляющих определенные Законом N 148-ФЗ виды деятельности, или они могут продолжать ее и уплачивать налоги по общепринятой системе налогообложения?


Федеральный закон N 148-ФЗ устанавливает порядок принятия и введения в действие единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Согласно статье 1 данного Закона единый налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих ее субъектов.

Таким образом, в случае принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта о введении единого налога переход на уплату единого налога на вмененный доход обязателен для организаций и индивидуальных предпринимателей, подпадающих под действие указанного нормативного правового акта.


В соответствии со статьей 1 Закона N 148-ФЗ со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Распространяется ли на данной территории субъекта Российской Федерации это право на других налогоплательщиков, осуществляющих иную деятельность, поскольку данная норма не содержит каких-либо ограничений в своем действии только в отношении плательщиков единого налога?


Данный вопрос возник в результате неточности, допущенной в редакции статьи 1 Закона N 148-ФЗ. Однако со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не уплачивают платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", только плательщики единого налога на вмененный доход. Указанное подтверждается проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", одобренным Советом Федерации 17 марта текущего года. Согласно данному проекту со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением оговоренных платежей.


Какими нормативными актами руководствоваться при установлении численности работников в целях применения Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"?


В соответствии со статьей 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах. При переводе юридического лица на уплату единого налога на вмененный доход следует руководствоваться указанной статьей, предусматривающей ограничение численности работников ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания до 50 человек; магазинов, через которые осуществляется розничная торговля, - до 30 человек; субъектов малого предпринимательства, оказывающих транспортные услуги, - до 100 человек. При этом предусмотренную подпунктами 6 и 7 данной статьи численность работников точек общественного питания (до 50 человек) и магазинов, через которые осуществляется розничная торговля (до 30 человек), для перевода юридического лица на уплату единого налога на вмененный доход следует учитывать применительно к численности каждой точки общественного питания и каждого магазина, а не к общей численности работников юридического лица. Среднесписочная численность работников в целях применения Закона N 148-ФЗ устанавливается в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 7.12.98 N 121.


За счет какого источника уплачивается единый налог на вмененный доход?


Статьей 1 Закона N 148-ФЗ для плательщиков единого налога на вмененный доход предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов, за исключением девяти видов платежей, названных в начале статьи, уплатой единого налога. Расчет сумм единого налога на вмененный доход основывается на определении значения базовой доходности на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего вид деятельности. Исходя из изложенного уплачивать единый налог на вмененный доход следует за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.


В соответствии со статьей 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах. Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 8.07.94 N 1482, не распространяется на регистрацию коммерческих организаций, а также предприятий, создаваемых в процессе приватизации. Подлежат ли переводу на уплату единого налога на вмененный доход коммерческие организации, предприятия потребкооперации и предприятия, созданные в процессе приватизации и занимающиеся помимо основной деятельности торговой?


В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (пункт 2 статьи 51). Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в соответствии с законом о регистрации юридических лиц. В настоящий момент такой закон не принят. Поэтому при государственной регистрации следует руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 8.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". Утвержденное данным Указом Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности не распространяется на коммерческие организации, особый порядок государственной регистрации которых определен законодательными актами Российской Федерации, а также предприятия, создаваемые в процессе приватизации. При этом государственная регистрация в особом порядке, предусмотренном в том числе для юридических лиц, образованных в процессе приватизации, не является препятствием для их предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством. Юридические лица, созданные в форме потребительских кооперативов, являются некоммерческими организациями и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Таким образом, коммерческие организации, потребительские кооперативы и предприятия, созданные в процессе приватизации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, предусмотренных статьей 3 Закона N 148-ФЗ, могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход.


Должны ли плательщики единого налога на вмененный доход уплачивать налог на добавленную стоимость?


Согласно статье 1 Закона N 148-ФЗ с введением единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков единого налога продолжают взиматься налог на добавленную стоимость и налог на доходы от источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат. Имеется в виду, что в соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 7 Закона Российской Федерации от 6.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными предприятиями, не состоящими на учете в налоговом органе, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в полном размере российскими предприятиями за счет средств, перечисляемых иностранным предприятиям или другим лицам, указанным этими иностранными предприятиями.


В связи с тем что в Законе N 148-ФЗ информация о закреплении функции распределения единого налога (либо за федеральным казначейством, либо за налогоплательщиками) отсутствует, просим разъяснить порядок зачисления во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды данного налога.


Согласно статье 7 Закона N 148-ФЗ суммы единого налога, уплачиваемые налогоплательщиками, зачисляются в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в определенных размерах. Действующим законодательством функция распределения сумм единого налога на вмененный доход по уровням бюджетов и внебюджетным фондам не возложена на конкретные органы (финансовые, налоговые, органы федерального казначейства). В соответствии с Положением о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 27.08.93 N 864, на органы федерального казначейства возложено распределение в установленных размерах доходов только между соответствующими бюджетами. Вместе с тем в некоторых субъектах Российской Федерации достигнута договоренность о распределении сумм единого налога по уровням бюджетов и внебюджетным фондам соответствующими органами федерального казначейства. Если в конкретном субъекте Российской Федерации органы федерального казначейства не распределяют суммы единого налога между бюджетами и внебюджетными фондами, единый налог должен уплачиваться налогоплательщиками отдельными платежными поручениями в каждый бюджет и государственный внебюджетный фонд.


В случае если предприятие находится на учете в одном субъекте Российской Федерации, а деятельность осуществляет в другом (или других), возникают следующие вопросы: в налоговый орган какого субъекта должна производиться уплата единого налога (по месту постановки на налоговый учет или по месту деятельности); какой налоговый орган должен контролировать достоверность физических показателей, характеризующих вид деятельности?


В соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации организация, в состав которой входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. Учет налогоплательщиков в Российской Федерации регулируется Порядком и условиями присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденными приказом Госналогслужбы России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309, в котором предусмотрена постановка на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту его нахождения на территории Российской Федерации и по месту нахождения его филиала (представительства) на территории Российской Федерации. Согласно статье 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах. Таким образом, в случае осуществления филиалами или иными обособленными подразделениями функций организации организация как плательщик единого налога должна исчислять суммы единого налога и уплачивать его по месту нахождения своего филиала (представительства), осуществляющего деятельность, в связи с которой у организации возникает обязанность уплачивать единый налог на вмененный доход. Налоговый орган, на учете которого состоит организация в качестве плательщика единого налога по месту нахождения своего обособленного подразделения, выдает свидетельство об уплате единого налога и контролирует правильность исчисления его сумм.


Как распределяются общехозяйственные расходы по разным видам деятельности, в том числе осуществляемым на основе свидетельства о едином налоге на вмененный доход?


При осуществлении плательщиком единого налога нескольких видов деятельности, часть из которых не подпадает под действие Закона N 148-ФЗ, общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг).


Согласно статье 8 Закона N 148-ФЗ свидетельство об уплате единого налога является документом, подтверждающим уплату, и выдается на период, за который налогоплательщик уплатил единый налог. Согласно статье 6 данного Закона единый налог уплачивается ежемесячно путем авансового платежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц. Налогоплательщик может уплатить единый налог путем авансового перечисления его суммы за 3, 6, 9 или 12 месяцев. Расчет (согласно утвержденной форме) составляется на налоговый период - квартал. Означает ли вышеизложенное, что: свидетельство будет выписываться налоговыми органами ежемесячно (при ежемесячной форме оплаты); расчет налогоплательщиком будет составляться за 6, 9, 12 месяцев (при оплате соответственно за 6, 9, 12 месяцев); какой документ будет являться основанием для ведения оперативно-бухгалтерского учета единого налога (начисления в лицевом счете налогоплательщика): расчет или свидетельство?


В целях наиболее полного урегулирования вопросов перевода на уплату единого налога на вмененный доход законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации согласно статье 1 Закона N 148-ФЗ предоставлено право нормативными правовыми актами определять особенности взимания единого налога по законодательству Российской Федерации. По этой причине некоторые вопросы необходимо урегулировать на уровне субъекта Российской Федерации путем внесения соответствующих положений в нормативный правовой акт о введении единого налога на вмененный доход. В частности, согласно статье 8 Закона N 148-ФЗ порядок выдачи свидетельства устанавливается нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 3 данной статьи свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик уплатил единый налог. Например, в случае принятия решения о пролонгации ранее выданного свидетельства с отметкой об уплате налога на последующие периоды в свидетельстве невозможно будет указать данные о физических показателях и иных составляющих расчета суммы единого налога, причитающегося к уплате в следующем налоговом периоде, необходимые для оперативного контроля за деятельностью налогоплательщиков. Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 148-ФЗ налогоплательщик может уплатить единый налог путем авансового перечисления его суммы на 3, 6, 9 или 12 месяцев. Очевидно, что для исчисления сумм единого налога, подлежащего уплате в этих случаях, необходимо составить расчет соответственно за 3, 6, 9 и 12 месяцев. В соответствии с инструкцией N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.94 N ВГ-3-13/23, записи о начислении платежей в лицевых счетах плательщиков производятся в том числе на основании налоговых отчетов, расчетов, деклараций и т.д. В этом случае может быть использован расчет сумм единого налога. Записи о суммах платежей, поступивших в бюджет, производятся в лицевых счетах на основании документов, предусмотренных пунктом 3 раздела II названной инструкции.


Какую ответственность несут предприятия, не перешедшие в установленные сроки на уплату единого налога на вмененный доход?


Согласно статье 9 Закона N 148-ФЗ ответственность за нарушение данного Закона определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Пунктом 2 статьи 58 данного Кодекса определено, что подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или иным обязанным лицом. При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, налоговой декларации и других документов. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие части второй Налогового кодекса в определенных статьях, в том числе в пунктах 1 и 2 статьи 58, ссылки на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов. Статьей 10 Закона N 148-ФЗ предусмотрено, что не позднее одного месяца со дня официального опубликования нормативного правового акта о введении единого налога на вмененный доход на территории соответствующего субъекта Российской Федерации все предприниматели и организации, признаваемые плательщиками единого налога, обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с принятым нормативным правовым актом. Учитывая изложенное, до введения в действие части второй Налогового кодекса под налоговой декларацией следует понимать представляемые налогоплательщиками расчеты по налогам, в том числе и расчет сумм единого налога, и соответственно применять меры ответственности, предусмотренные в главе 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" данного Кодекса. Также в общеустановленном порядке должна применяться административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет (пункт 12 статьи 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР"). Кроме того, согласно статье 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. Иск о ликвидации организации может быть заявлен по основаниям, оговоренным в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.


Следует ли переводить на уплату единого налога на вмененный доход предприятие, если: вся продукция предприятия реализуется через собственную розничную торговую сеть (при этом иные товары не реализуются); через собственные магазины реализуется как собственная продукция, так и иные товары?


В соответствии со статьей 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных данной статьей сферах, в том числе розничную торговлю через магазины с численностью работающих до 30 человек. Вместе с тем, по нашему мнению, нецелесообразно переводить на уплату единого налога на вмененный доход организации, реализующие продукцию собственного производства. В противном случае усложняется ведение бухгалтерского учета и возникает возможность двойного налогообложения. Кроме того, согласно письму Минфина России от 22.07.98 N 16-00-14-531 по вопросу отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с передачей готовой продукции со склада в подразделение организации, осуществляющее торговую деятельность, при внутрисистемном перемещении имущества (в том числе готовой продукции) применение счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" не предусмотрено. При этом также следует иметь в виду, что счет 41 "Товары" применяется для отражения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных организацией в качестве товаров для перепродажи, а не изготовленных своими силами. Стоимость проданных торгующим подразделением организации произведенных другим подразделением изделий отражается по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" в корреспонденции с кредитом счета 40 "Готовая продукция". Согласно региональным законам субъектов Российской Федерации не признаются плательщиками единого налога организации в отношении деятельности в сфере розничной торговли товарами собственного производства. При этом к нему не относятся упаковка, переупаковка, розлив, дробление партии, сборка или иная предпродажная подготовка товаров. Организации, осуществляющие розничную торговлю товарами как собственного производства, так и приобретенными (в том числе полученными по бартеру), признаются плательщиками единого налога в отношении торговли приобретенными товарами. При этом они обязаны обеспечить раздельный учет работающих, имущества, обязательств, операций по реализации и затрат в отношении розничной торговли товарами собственного производства и приобретенными товарами, как это предусмотрено пунктом 4 статьи 4 Закона N 148-ФЗ. Однако окончательное урегулирование затронутого вопроса относится к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.


При распределении единого налога между бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами по какой ставке будут начисляться пени за недоимку в бюджеты и во внебюджетные фонды?


Единый налог на вмененный доход согласно статье 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" является региональным. Суммы единого налога, уплачиваемые организациями, зачисляются в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации в размерах, определенных статьей 7 Закона N 148-ФЗ. Поскольку речь идет о зачислении во внебюджетные фонды определенных процентов от общей суммы единого налога, то должна применяться ставка пени, установленная за несвоевременную уплату налогов и сборов.


Уплачивая налоги по общеустановленной системе, организации инвалидов пользуются налоговыми льготами. Существуют ли льготы для организаций инвалидов, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход?


В целях наиболее полного урегулирования вопросов перевода на уплату единого налога на вмененный доход законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации согласно статье 1 Закона N 148-ФЗ предоставлено право нормативными правовыми актами определять налоговые льготы и иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации. По этой причине предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков необходимо урегулировать на уровне субъекта Российской Федерации путем внесения соответствующих положений в нормативный правовой акт о введении единого налога на вмененный доход. Вместе с тем 17 марта текущего года Советом Федерации одобрен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", предусматривающий, что общественным организациям инвалидов, их региональным и территориальным организациям, организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, предоставляется право добровольного перехода на уплату единого налога или сохранения существующего порядка уплаты налогов.


Если магазин (юридическое лицо) подпадает под действие Закона N 148-ФЗ, будет ли он являться плательщиком налога на имущество: в части здания магазина, переданного по договору аренды другому юридическому (физическому) лицу; с площади магазина, не осуществляющего свою деятельность (закрытие); по магазину, законсервированному по приказу руководителя предприятия?


Согласно Закону N 148-ФЗ единый налог уплачивается с вмененного дохода по видам деятельности, определенным законодательством. При розничной торговле через магазин плательщик единого налога не уплачивает налог на имущество в соответствии со статьей 1 данного Закона. При сдаче в аренду части магазина другому юридическому (физическому) лицу налог на имущество должен уплачиваться в установленном порядке со сданной в аренду части магазина. В случае закрытия магазина налог на имущество уплачивается в общеустановленном порядке. Единый налог не уплачивается, так как деятельность, доход от которой облагается единым налогом, не осуществляется. Аналогичен порядок уплаты налога на имущество и единого налога в случае консервации магазина по приказу руководителя организации.


Как начисляются платежи во внебюджетные фонды (по аппарату управления) при нескольких видах деятельности (на основе свидетельства об уплате единого налога и иных видов деятельности)?


Платежи во внебюджетные фонды по аппарату управления при нескольких видах деятельности (на основе свидетельства об уплате единого налога и иных видов деятельности) уплачиваются с части фонда заработной платы аппарата управления, определяемой пропорционально удельному весу выручки, полученной от деятельности, результаты от которой облагаются налогами в общеустановленном порядке в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг).


При переводе предприятия на уплату единого налога на вмененный доход будет ли удерживаться с зарплаты работников 1% в Пенсионный фонд?


В соответствии со статьей 1 Закона N 148-ФЗ с плательщиков единого налога на вмененный доход не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды. В соответствии со статьей 3 указанного Закона плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах. В соответствии с пунктом "д" статьи 1 Федерального закона от 4.01.99 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, а также получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, уплачивают страховой взнос в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1% выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования. Исходя из изложенного при переходе предприятия на уплату единого налога на вмененный доход с зарплаты работников будет удерживаться 1% для уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации, так как плательщиком этого взноса является не предприятие, а непосредственно физическое лицо, работающее на предприятии по трудовому договору и т.п.


Как рассчитать единый налог на вмененный доход налогоплательщику, осуществляющему одновременно на одной и той же площади с привлечением одних и тех же работников оптовую и розничную торговлю?


В случае осуществления одновременно на одной и той же площади одними и теми же работниками оптовой и розничной торговли определять численность работников, приходящихся на розничную торговлю, и рассчитывать сумму единого налога на вмененный доход целесообразно пропорционально удельному весу выручки, полученной от розничной торговли, в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом необходимо вести раздельный учет оптовой и розничной торговли, как это предусмотрено статьей 4 Закона N 148-ФЗ.


Следует ли в определенном отчетном периоде устанавливать сумму единого налога на вмененный доход магазину, ларьку и т.д., если они закрыты на ремонт или продавец заболел?


В соответствии со статьей 1 Закона N 148-ФЗ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право определять особенности взимания единого налога в соответствии с действующим законодательством. Порядок предоставления налогоплательщиком документов в налоговые органы в случае если он в очередном налоговом периоде не осуществляет предпринимательской деятельности, необходимо установить на уровне субъекта Российской Федерации путем внесения соответствующих положений в нормативный правовой акт о введении единого налога на вмененный доход. Целесообразно освободить налогоплательщиков, предполагающих в очередном налоговом периоде не осуществлять предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу на какой-либо из торговых точек, от представления расчета единого налога для указанной торговой точки на очередной налоговый период. В этом случае налогоплательщик должен представить в налоговый орган уведомление о прекращении розничной торговли через указанную торговую точку в установленный срок. При непредставлении уведомления сумма единого налога будет рассчитываться налоговым органом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности.


Должны ли плательщики единого налога уплачивать платежи за загрязнение окружающей природной среды?


В соответствии с подпунктом "и" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) к федеральным налогам относятся платежи за пользование природными ресурсами, которые включают плату за загрязнение окружающей среды, взимаемую за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов, а также сверх них. Кроме того, плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов учтена в составе налоговых доходов федерального бюджета на 1999 г. (статья 19 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год"). Согласно статье 1 Закона N 148-ФЗ со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков единого налога на вмененный доход не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением девяти видов платежей, перечисленных в начале статьи. Плата за пользование природными ресурсами не включена в перечень девяти видов платежей, взимание которых сохраняется с введением единого налога на вмененный доход. Следовательно, после введения единого налога на вмененный доход нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не имеется законных оснований для взимания с плательщиков единого налога платежей за пользование природными ресурсами. Таким образом, при введении единого налога на территориях субъектов Российской Федерации с плательщиков единого налога на вмененный доход платежи за загрязнение окружающей природной среды не взимаются, в том числе и в части, поступающей во внебюджетные экологические фонды.


Могут ли организации вести учет доходов и расходов по тем видам деятельности, по которым уплачивается единый налог в порядке, предусмотренном действующим законодательством о бухгалтерском учете? Каким образом должно вести предприятие раздельный учет доходов и расходов: по каждому виду деятельности на основе свидетельства; по иной деятельности наряду с той, которая осуществляется на основе свидетельства? По какой форме в данном случае представляют организации плательщики единого налога бухгалтерскую отчетность в налоговые органы?


Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 148-ФЗ плательщики единого налога обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций. Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей, установленных действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Формы отчетности по единому налогу устанавливаются нормативными (правовыми) актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 указанного Федерального закона при осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства доходы и расходы учитываются раздельно по каждому виду деятельности. При осуществлении налогоплательщиками наряду с деятельностью на основе свидетельства иной предпринимательской деятельности бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и иной, ведется раздельно по каждому виду деятельности. Формы ведения раздельного бухгалтерского учета выбираются организациями самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. В налоговые органы в этом случае представляется сводный баланс, а приложение к балансу (форма N 2) - отдельно по видам деятельности, переведенным и не переведенным на уплату единого налога.


Исходя из каких условий предприятие должно рассчитывать единый налог на вмененный доход: складывающихся на дату составления декларации; складывающихся на дату подачи декларации; предполагаемых условий, которые могут возникнуть при осуществлении деятельности на основе свидетельства?


Сумма единого налога рассчитывается плательщиком исходя из условий на момент составления расчета по единому налогу с учетом всех необходимых для исчисления налога количественных и качественных показателей предпринимательской деятельности, определенных нормативным правовым актом о едином налоге на вмененный доход законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.


В какой части нужно руководствоваться требованиями Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" для определения дня уплаты единого налога согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ после вступления в силу части первой Налогового кодекса?


В соответствии со статьей 8 Закона N 148-ФЗ свидетельство об уплате единого налога является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога, и выдается налогоплательщику не позднее трех дней со дня его уплаты. Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" утратил силу с 1 января 1999 г. (за исключением пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20, 21) в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Момент уплаты налога определяется в настоящее время в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете, а при уплате налога наличными денежными средствами с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Госкомсвязи России.


Могут ли организации - плательщики единого налога перейти на упрощенную систему налогообложения?


Согласно статье 11 Закона N 148-ФЗ в отношении плательщиков единого налога со дня вступления в силу этого Закона и введения единого налога соответствующими нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применяется в части, не противоречащей Закону N 148-ФЗ. В соответствии со статьей 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих ее субъектов. Налогоплательщики, подпадающие под действие данного нормативного правового акта и перешедшие на уплату единого налога, не могут вновь перейти на ранее применявшуюся систему налогообложения.


Организация по условиям финансово-хозяйственной деятельности не подпадает под действие регионального Закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", но в течение отчетного периода один или несколько раз осуществляет торговлю через нестационарную торговую точку. Налоговый орган, проводя проверку на рынках, в других местах уличной торговли, установил факт выездной торговли. Должна ли такая организация перейти на уплату единого налога на вмененный доход?


В соответствии со статьей 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных, указанных статьей сферах. Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, в случае осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности в определенных региональным законодательством о едином налоге на вмененный доход сферах (с соблюдением условий по численности) оно обязано представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный в установленном порядке и в предусмотренные для этого сроки.


О. Жукова,

инспектор налоговой службы I ранга


"Финансовая газета", N 14, апрель 1999 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.