Методические рекомендации по оценке ущерба от повреждения транспортных средств (Ю. Андрианов, "Финансовая газета", N 15, 17, апрель 1999 г.)

Методические рекомендации по оценке ущерба от повреждения транспортных средств


Одним из основных видов услуг на рынке оценки транспортных средств является оценка ущерба от повреждения транспортных средств, которая может проводиться для предъявления имущественного иска в соответствии с гражданским законодательством, назначения меры наказания в соответствии с уголовным законодательством, для формирования информационной базы по величине ущерба от дорожно-транспортных происшествий на региональном и федеральном уровнях в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Российской Федерации", для определения размера страхового возмещения, а также в других случаях, определенных процессуальными процедурами гражданского, уголовного, налогового или таможенного законодательства.

После введения в действие Федерального закона от 29.07.98 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" возникла необходимость совершенствования методического обеспечения для оценки стоимости в отношении поврежденных транспортных средств с учетом требований законодательства Российской Федерации. С этой целью Министерством транспорта Российской Федерации 15 декабря 1998 г. утверждена Методика оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения (регистрационный номер Р-03112194-0377-98), разработанная Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ).

Основными причинами повреждения транспортных средств, рассматриваемыми в данной методике, могут являться дорожно-транспортные происшествия, крупные производственные аварии, стихийные бедствия, провал под лед, взрыв, удар молнии, пожар, а также угон, похищение, умышленное или неумышленное (по неосторожности) повреждение транспортного средства. Методика разработана с учетом требований законодательства Российской Федерации, ГОСТов и нормативно-технической документации по вопросам технической эксплуатации транспортных средств, безопасности дорожного движения и проведения экономико-правовой экспертизы транспортных средств, что обеспечивает достоверность, точность, воспроизводимость, доказательность и объективность результатов оценки и создает необходимые условия для защиты прав потребителей услуг по оценке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Результаты, получаемые при применении методики, действительны для условий конкретных товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта, а также услуг по ремонту транспортных средств на территории Российской Федерации.

По оценке ущерба от повреждения транспортных средств в методике использована следующая терминология: ущерб от повреждения (материальный ущерб) - величина уценки транспортного средства в результате полученных повреждений или величина понесенных расходов при восстановлении транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, с учетом невозможности восстановления его до указанного состояния при проведении отдельных видов работ по ремонту.

В первом случае ущерб определяется как реальная потеря стоимости транспортного средства в результате повреждения.

Во втором случае ущерб определяется как сумма расходов на восстановление поврежденного транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением (стоимость ремонта), и величины утраты (потери) стоимости транспортного средства в результате проведения работ по его восстановлению (утрата товарной стоимости); стоимость ремонта (восстановления) - стоимость устранения повреждений транспортного средства, включающая трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль; утрата товарной стоимости - величина снижения стоимости транспортного средства после проведения отдельных видов работ по его ремонту (восстановлению), сопровождающихся необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов.

Указанные изменения приводят к ухудшению внешнего (товарного) вида, функциональных и эксплуатационных характеристик, снижению безотказности и долговечности транспортного средства; дата оценки - дата, на которую определяется ущерб от повреждения транспортных средств; место оценки - точное географическое наименование места, находящегося в границах конкретных товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта и услуг по ремонту транспортных средств на территории Российской Федерации, для условий которых проводится оценка ущерба.

Границы указанных товарных рынков целесообразно указывать в отчете об оценке в соответствии с Методическими рекомендациями по определению границ и объемов товарных рынков, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 26.10.93 г. N 112.

Место оценки определяется заказчиком проведения оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В методике оценка ущерба от повреждения транспортного средства основывается на следующих основных методических принципах и положениях. В общем случае размер ущерба от повреждения транспортного средства не может превышать его остаточной стоимости в неповрежденном состоянии на дату оценки в месте оценки, которая определяется в соответствии с рекомендациями Методики оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния (Р-03112194-0376-98).

В связи с тем что рынок поврежденных транспортных средств фактически отсутствует, величина уценки стоимости транспортного средства в качестве размера ущерба практически не используется. Поэтому размер ущерба определяется в основном затратным методом и включает все расходы, необходимые для восстановления поврежденного транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, и величину утраты (потери) товарной стоимости, обусловленной снижением качества транспортного средства в результате проведения работ по его восстановлению. В этом случае размер ущерба от повреждения транспортного средства на дату оценки в месте оценки рассчитывается по

    формуле:                            I
   n      p    м    зч          i        зчр
     C   = Сумма [C  + C  + C   + (1 - _____ ) - C   ] + C   , (1)
      ущ   i=1     i    i    i          100       i       утс

где n - количество наименований (видов) работ, проведение которых необходимо для восстановления поврежденного транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, на дату оценки, единиц;

       p
      C     -  стоимость  проведения  i-того  наименования  (вида) работ,
       i

необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;

      м
     C   - стоимость материалов, используемых при  i-том  виде  работ  по
      i

восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;

   зч
  C   - стоимость в новом состоянии поврежденных  элементов  (запасных
   i

частей) транспортного средства, подлежащих замене при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;

     I -  физический  износ   поврежденных  элементов (запасных  частей),
      i

подлежащих замене при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату оценки, %;

      зчр
     C    - стоимость, по которой  могут  быть  реализованы  поврежденные
      i

элементы транспортного средства (за исключением затрат на реализацию), подлежащие замене при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;


    C    - величина утраты товарной стоимости на  дату  оценки  в  месте
     утс
    оценки, тыс. руб.

При расчете размера ущерба от повреждения транспортного средства по формуле (1) должны соблюдаться следующие условия:

определение номенклатуры работ по восстановлению поврежденного транспортного средства должно проводиться с учетом требований технологической документации по ремонту транспортного средства данной модели;

при определении номенклатуры работ по восстановлению поврежденного транспортного средства при отсутствии технологической документации должны быть учтены также сопутствующие работы, выполнение которых необходимо в соответствии с конструкцией транспортного средства;

определение номенклатуры работ по восстановлению транспортного средства проводится для условий производства по ремонту транспортных средств, уровень оснащения которого технологическим оборудованием должен быть не ниже установленного требованиями нормативных документов;

при замене отдельных агрегатов, узлов, механизмов и систем в случаях, предусмотренных технологической документацией, должна быть учтена необходимость их замены в качестве ремонтного комплекта;

определение номенклатуры выполняемых работ и номенклатуры агрегатов, узлов и деталей, подлежащих ремонту или замене, проводится с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей к транспортным средствам и материалов для ремонта транспортных средств, а также рынков услуг по ремонту транспортных средств на дату оценки в месте оценки транспортного средства (поставка отдельных элементов только в сборе, продажа агрегатов только при условии обмена на ремонтный фонд с зачетом его стоимости, продажа запасных частей только под срочный заказ (поставку), отсутствие на данном рынке услуг по ремонту транспортных средств возможности проведения отдельных видов работ и т.д.);

при определении видов и объемов работ по восстановлению поврежденного транспортного средства при возможных нескольких технологических и организационных вариантах их выполнения выбирается вариант, при котором размер ущерба имеет наименьшее значение.

Стоимость проведения i-того наименования (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки рассчитывается по формуле:

       р    нч
      С  = C   * t  ,(2)
       i    i     i

        нч
 где - C  - стоимость одного нормо-часа i-того наименования (вида)
        i

работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;


t  - трудоемкость i-того наименования (вида) работ,  необходимого
 i

для восстановления поврежденного транспортного средства, нормо-час.

Стоимость одного нормо-часа i-того наименования (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, на дату оценки определяется по результатам статистического выборочного наблюдения. Выборочное наблюдение проводится в границах товарного рынка услуг по ремонту транспортных средств в месте оценки транспортного средства среди организаций, имеющих лицензии и сертификаты соответствия на проведение работ по ремонту транспортных средств.

Трудоемкость i-того наименования (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, определяется в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, регламентирующей проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (нормативы трудоемкости на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, руководства по текущему ремонту транспортных средств, технологии текущего ремонта транспортных средств и т.д.).

Стоимость материалов, которые должны быть использованы при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, определяется следующим образом:


  m     m    m     m     p
 C  = Сумма C   * N  *  S   , (3)
  i    j=1   ji    ji    ji

где m - количество видов материалов, которые должны быть использованы при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства на дату оценки;

        m
       C   - стоимость одной единицы  измерения (м,  кв.  м,  кг  и  т.д.)
        ji

j-того вида материала, который должен быть использован при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;

       m
      N    - норма расхода  j-того вида  материала,  который  должен быть
       ji

использован при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, единица материала/ремонтная единица транспортного средства (деталь, узел, агрегат, кг, м, кв. м и т.д.);

       m
      S    - количество ремонтных единиц (деталь,  узел,  агрегат,  кг,  м,
       ji

кв. м и т.д.), подвергаемых ремонту при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства с использованием j-того вида материала.

Виды и количество материалов, используемых при конкретном виде ремонтных воздействий, определяются в соответствии с нормативно-технической документацией, регламентирующей технологии работ по восстановлению транспортных средств (руководства по текущему ремонту транспортных средств, технологии текущего ремонта транспортных средств). Определение стоимости одной единицы материала (м, кв. м, куб. м, кг и т.д.), который должен быть использован при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, производится статистическим выборочным методом на дату оценки в границах товарного рынка материалов для ремонта транспортных средств в месте оценки транспортного средства. Норма расхода j-того вида материала определяется в соответствии с нормативно-технической документацией по нормированию расхода материалов на ремонт транспортных средств (нормы расхода материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды, нормы расхода материалов на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств и т.д.) и рекомендациями изготовителей материалов.

Определение стоимости поврежденных элементов (запасных частей) транспортного средства в новом состоянии, подлежащих замене при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, проводится статистическим выборочным методом на дату оценки в границах товарного рынка запасных частей для ремонта транспортных средств в месте оценки транспортного средства. Физический износ i-того поврежденного элемента транспортного средства на дату оценки определяется в соответствии с Методикой оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния (Р-03112194-0376-98).

Стоимость, по которой могут быть реализованы поврежденные элементы транспортного средства (за исключением затрат на реализацию), подлежащие замене при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату оценки определяется экспертным путем с учетом их технического состояния и возможности восстановления, состояния товарного рынка запасных частей данной номенклатуры и требований организаций, приобретающих ремонтный фонд, в месте оценки.

Расчет утраты товарной стоимости транспортного средства производится в соответствии со следующими принципами, положениями и методами. Необходимость учета величины утраты товарной стоимости транспортного средства при оценке ущерба от его повреждения обусловлена тем, что проведение отдельных видов ремонтных воздействий по восстановлению транспортного средства после повреждения сопровождается необратимым ухудшением внешнего (товарного) вида, функциональных и эксплуатационных характеристик, снижением безотказности и долговечности транспортного средства. К указанным видам ремонтных воздействий относятся: работы по устранению перекосов несущих элементов конструкции транспортного средства, формирующих каркас кузова, кабины, платформы, коляски. Перекосами являются повреждения, приводящие к существенному изменению геометрических параметров каркаса кузова, кабины, салона, платформы и коляски, проемов дверей, капота, крышки багажника, ветрового и заднего стекла, лонжеронов и т.д.; работы по ремонту поврежденных элементов кузова и оперения и по замене поврежденных несъемных элементов при помощи сварки. Ремонт элементов кузова и оперения производится в основном правкой поврежденной части механическим воздействием (рихтовкой, вытяжкой) или заменой поврежденной части ремонтной вставкой с приданием ей формы восстанавливаемого элемента; работы по полной или частичной окраске кузова, кабины, платформы, коляски; виды ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ. К указанным видам ремонта относятся работы по разборке кузова (кабины) под полную окраску с большим объемом слесарно-арматурных работ, по замене кузова (кабины) и по капитальному ремонту транспортных средств. Работы по устранению перекосов имеют следующие последствия, приводящие к потере стоимости восстановленного транспортного средства: остаточные деформации (отступление от заводской геометрии); появление микротрещин в металле каркаса кузова; нарушение антикоррозионного покрытия; нарушение герметизации; ухудшение прочностных качеств и пластических свойств материалов элементов кузова; ухудшение внешнего вида транспортного средства. Работы по ремонту поврежденных элементов кузова и оперения и по замене поврежденных несъемных элементов при помощи сварки имеют следующие последствия, приводящие к потере стоимости восстановленного транспортного средства: неоднородность пластических свойств металлов в отремонтированном элементе, остаточные деформации, ухудшение коррозионной стойкости металла, нарушение противокоррозионных покрытий, нарушение герметизации кузовов, коробление деталей, ухудшение механических свойств свариваемых металлических элементов, возможный перегрев соседних деталей, ухудшение внешнего вида транспортного средства. Работы по полной или частичной окраске кузова, кабины, платформы, коляски имеют следующие последствия, приводящие к потере стоимости восстановленного транспортного средства: разнотон окрашенных поверхностей, неоднородность лакокрасочного покрытия, ухудшение внешнего вида транспортного средства. Виды ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ имеют следующие последствия, приводящие к потере стоимости восстановленного транспортного средства: нарушение заводских компоновочных решений, отступление от заводской геометрии, повреждения рабочих и установочных поверхностей ремонтируемых элементов, снижение безотказности и долговечности, ухудшение внешнего вида транспортного средства.


Виды ремонтных воздействий, учитываемых при расчете утраты товарной стоимости


N п/п Виды ремонтных воздействий, учитываемых
при расчете утраты товарной стоимости
Ограничения, при которых ремонтные
воздействия учитываются
1 Работы по устранению перекоса несущих
элементов конструкции транспортного
средства, формирующих каркас кузова,
кабины, платформы, коляски

-
2 Работы по ремонту поврежденных элементов
кузова и оперения и по замене поврежденных
несъемных элементов при помощи сварки
Размер повреждений элемента кузова и
оперения превышает 5% его площади и
составляет не менее 10 кв. см
3 Работы по полной или частичной окраске
кузова, кабины, рамы, платформы, коляски
Наличие на транспортном средстве полностью
заводского внешнего лакокрасочного покрытия
со сроком эксплуатации: не выше срока
гарантии изготовителя; до 5 лет при
отсутствии гарантии на покрытие
4 Виды ремонта с большим объемом
разборочно-сборочных работ

-

Утрата товарной стоимости транспортного средства учитывается только при одновременном выполнении следующих условий: при осмотре поврежденного транспортного средства выявлена необходимость выполнения одного из видов ремонтных воздействий (работ), перечень которых представлен в таблице. При этом каждый вид ремонтных воздействий учитывается при одновременном выполнении условия, что на поврежденных конструктивных элементах, подвергаемых данному виду ремонтного воздействия, не было следов (признаков) более ранних (предыдущих) повреждений или коррозии, а также ограничений, указанных в таблице; физический износ транспортного средства на дату оценки составляет не более 40%; транспортное средство ранее полностью не перекрашивалось (для автомобиля, автобуса и прицепа-дачи не проводилась полная окраска снаружи и внутри салона). Величина утраты товарной стоимости рассчитывается по формуле:


 С    = С    +С    +С   +С    , (4)
  утс    пер   рем   окр  рсб

 где С   - составляющая утраты товарной стоимости,  обусловленная
      пер
    устранением  перекоса  несущих  элементов  конструкции   транспортного
    средства, формирующих каркас кузова, кабины, платформы, коляски,  тыс.
    руб.;
 С    - составляющая  утраты  товарной  стоимости,  обусловленная
  рем
    работами по ремонту поврежденных элементов  кузова  и  оперения  и  по
    замене поврежденных несъемных элементов при помощи сварки, тыс. руб.;
 С    - составляющая  утраты  товарной  стоимости,  обусловленная
  окр
    полной или частичной окраской кузова, платформы, коляски, тыс. руб.;
 С    - составляющая  утраты  товарной  стоимости,  обусловленная
  рсб
    видами ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ, тыс. руб.
 Составляющая   утраты    товарной    стоимости,    обусловленная
    устранением  перекоса  несущих  элементов  конструкции   транспортного
    средства, формирующих каркас  кузова,  кабины,  платформы  и  коляски,
    рассчитывается по формуле:

  |                                       2
  | К    х С  х корень квадр. [1 -(И  /40) ], при И <= 40%
    C    = |  пер    о                       ф              ф           (5)
     пер   |
  | 0, при И > 40%
  |         ф

 где C  - стоимость транспортного средства в новом  состоянии  на
      о
    дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;
 К     -   коэффициент,   учитывающий   трудоемкость   работ   по
  пер
    устранению перекосов;
 И  - физический износ транспортного средства на дату оценки, %.
  ф
 Стоимость транспортного средства в новом состоянии  определяется
    на дату оценки в границах товарного рынка транспортных средств  данной
    марки  в  месте  оценки  транспортного  средства  в   соответствии   с
    рекомендациями  Методики  оценки  остаточной  стоимости   транспортных
    средств  с   учетом   технического   состояния   (Р-03112194-0376-98).
    Физический  износ  транспортного  средства  на   дату   оценки   также
    определяется в соответствии с Методикой  оценки  остаточной  стоимости
    транспортных    средств    с     учетом     технического     состояния
    (Р-03112194-0376-98).
 Величина С   , рассчитанная по формуле (5),  снижается  на  50%
           пер
    при наличии следов (признаков) предыдущих устранений перекоса  несущих
    элементов  конструкции  транспортного  средства,  формирующих   каркас
    кузова, кабины, платформы  и  коляски,  не  получивших  повреждения  в
    рассматриваемом случае.
 Составляющая утраты товарной стоимости,  обусловленная  работами
    по ремонту поврежденных  элементов  кузова  и  оперения  и  по  замене
    поврежденных несъемных элементов при помощи сварки, рассчитывается  по
    формуле:

         w     p    pk
     С    = К  х Сумма К  x C   , (6)
      рем    и    t=1   t    t

 где  w  -  число  ремонтируемых  элементов  кузова  и  оперения,
    единиц;
 К  -  коэффициент,  учитывающий  величину  физического   износа
  и
    транспортного средства при определении утраты товарной стоимости;
      p
     К   - коэффициент, учитывающий вид  ремонтного  воздействия  на  t-м
      t
    поврежденном элементе кузова и оперения;
      pk
     C   - стоимость t-того поврежденного элемента кузова  и  оперения  в
      t
    новом состоянии на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.
 Величина С   , рассчитанная по формуле  (6),  снижается  на  50%
           рем
    при наличии следов (признаков)  предыдущих  ремонтных  воздействий  на
    неповрежденных элементах кузова и оперения транспортного средства.
 Расчет составляющей  утраты  товарной  стоимости,  обусловленной
    полной или частичной окраской  кузова  (кабины,  платформы,  коляски),
    проводится по формуле:

        С    = К х К    х С , (7)
окр    и   окр    о

 где К    - коэффициент, учитывающий трудоемкость работ по окраске.
      окр
 Величина утраты товарной  стоимости  при  частичной  окраске  не
    должна  превышать  стоимость   работ   по   окраске   (без   стоимости
    окрашиваемых элементов).
 При  наружной  или   полной   окраске   величина   С     должна
    удовлетворять условию:                                    окр

    | С    , при С    <= 0,03 х С
     С    =  |  окр        окр            о
      окр    |                                 ,   (8)
    | 0,03 х С , при С    > 0,03 х С
    |         о       окр           о

 Расчет составляющей  утраты  товарной  стоимости,  обусловленной
    видами  ремонта  с   большим   объемом   разборочно-сборочных   работ,
    проводится по формуле:

      С    = К  х К    х С  ,    (9)
       рсб    и    рсб    о

 где К    - коэффициент, учитывающий проведение определенного вида
      рсб
    ремонта транспортного средства с большим объемом  разборочно-сборочных
    работ.

Проведение работ по оценке ущерба от повреждения транспортных средств осуществляется на основе договора между оценщиком и заказчиком. Договор заключается в письменной форме и не требует нотариального заверения. Договор должен содержать: основание заключения договора, вид объекта оценки (тип транспортного средства, его регистрационные данные и технико-эксплуатационные параметры), вид определяемой стоимости (стоимостей), денежное вознаграждение за проведение работ по оценке, сведения о страховании гражданской ответственности оценщика, сведения о сертификации оказываемых услуг по оценке транспортных средств, положение об обязанности заказчика при проведении оценки поврежденного транспортного средства для предъявления иска о возмещении ущерба уведомить виновную сторону (ответчика) о дате и месте проведения осмотра поврежденного транспортного средства. В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана (в случае если на дату заключения договора законодательством Российской Федерации введено лицензирование оценочной деятельности и установлен порядок ее лицензирования). Обязательным условием для заключения договора об оценке транспортного средства является наличие у оценщика страхового полиса о страховании гражданской ответственности. В методике приведена рекомендуемая форма договора на проведение работ по оценке ущерба от повреждения транспортных средств. После заключения договора первым этапом работ по оценке является осмотр поврежденного транспортного средства, который в зависимости от степени повреждения может проводиться либо в месте, указанном заказчиком, либо у оценщика. По результатам осмотра составляется акт осмотра, в котором указываются результаты идентификации транспортного средства, приводятся данные о его комплектности и переоборудовании, регистрируются полученные повреждения и задаются по ним виды ремонтных воздействий. К акту осмотра прикладываются фотографии, на которых должны быть зафиксированы повреждения транспортного средства и его регистрационный знак. Отчет об оценке ущерба транспортных средств составляется в письменной форме. В отчете в обязательном порядке указываются: дата составления и порядковый номер отчета; юридический адрес оценщика; основание для проведения оценки; цели и задачи проведения оценки; дата, на которую определяется величина ущерба; место оценки; точное описание транспортного средства с указанием всех параметров, приведенных в регистрационных документах. В отчете указываются данные об отсутствии на транспортном средстве регистрационных знаков, заводских идентификационных номеров или о несоответствии их записям в регистрационных документах; в отношении транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость транспортного средства. Расчетная часть отчета включает основные методические и расчетные этапы, принятые при проведении оценки допущения и ограничения, итоговую величину ущерба, а также ограничения и пределы применения полученного результата. В отчете приводится информация о степени и характере повреждений, о стоимости запасных частей, материалов и работ по ремонту транспортных средств, а также указываются характеристики товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта транспортных средств и услуг по ремонту транспортных средств в месте оценки транспортного средства, которые выбраны в качестве ограничений при проведении оценки. В состав отчета входят калькуляции по расчету затрат на восстановление поврежденного транспортного средства и при необходимости расчет утраты товарной стоимости. В отчете также указываются используемые при его составлении стандарты оценки транспортных средств, методические и нормативно-технические документы, информационное обеспечение с указанием источников получения информации. В приложении к отчету рекомендуется дать акт осмотра поврежденного транспортного средства, сведения о страховании гражданской ответственности оценщика, сведения о наличии у оценщика сертификата на оказываемую услугу (в случае если на дату составления отчета оказываемая услуга сертифицирована), сведения об уставе и кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (в случае если на дату составления отчета оценщик является членом саморегулируемой организации), сведения о выданной оценщику лицензии на проведение оценки транспортных средств (в случае если на дату составления отчета законодательством Российской Федерации введено лицензирование оценочной деятельности и установлен порядок ее лицензирования). Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью. В методике приведены рекомендуемая форма отчета и пример составления отчета об оценке ущерба от повреждения транспортного средства. Полностью изучение Методики оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения (Р-03112194-0377-98) проводится в форме тренинговых занятий на учебном курсе подготовки экспертов по оценке транспортных средств, проводимом Институтом профессиональной оценки Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации совместно с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.


Ю. Андрианов,

заведующий лабораторией НИИАТ, к.т.н.


"Финансовая газета", N 15, 17, апрель 1999 года.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.