О порядке перечисления платы за землю и увеличении ставок земельного налога в 1999 г. ("Финансовая газета", N 16, апрель 1999 г.)

О порядке перечисления платы за землю и увеличении ставок земельного налога в 1999 г.


Федеральным законом от 22.02.99 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" введен в действие на текущий год новый порядок перечисления средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также установлена индексация ставок земельного налога на 1999 г.


Новый порядок перечисления земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков


До принятия Закона N 36-ФЗ средства от уплаты земельного налога и арендной платы как за земли городов и поселков, так и за земли сельскохозяйственных угодий направлялись в федеральный бюджет и в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления непосредственно самими налогоплательщиками. Такой порядок направления этих средств в соответствующие бюджеты определял Федеральный закон от 25.07.98 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", который устанавливал, что плата за землю перечисляется плательщиками земельного налога: за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, - на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления; за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, - в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации, соответствующую часть средств - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления. Действующий в период с 29 июля по 31 декабря 1998 г. (всего 5 месяцев) порядок перечисления самим налогоплательщиком платы за землю в соответствующие уровни бюджетов не принес желаемого результата, поскольку поступления этих средств в федеральный бюджет не пополнили его в том объеме, который был предусмотрен на 1998 г. Кроме того, увеличивались трудозатраты по заполнению и выписке платежных извещений на уплату налога, открытию лицевых счетов, уплате земельного налога юридическими и физическими лицами по трем платежным поручениям. Закон N 36-ФЗ, вступивший в силу со дня его официального опубликования в "Российской газете" 25 февраля 1999 г. (N 36), установил, что плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в 1999 г. перечисляют указанные средства в полном объеме на счета, открытые в органах Главного управления федерального казначейства Минфина России, с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в размере: в федеральный бюджет - 30%; в бюджеты субъектов Российской Федерации - 20%; в бюджеты городов и поселков - 50%. Вместе с тем сохраняется порядок, установленный Законом N 132-ФЗ в части направления средств от уплаты земельного налога и арендной платы в бюджеты всех уровней за земли сельскохозяйственных угодий. Таким образом, самим налогоплательщиком направляются в 1999 г. средства от уплаты земельных платежей за земли сельскохозяйственных угодий в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Законом Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями на 22.02.99 г.) определены условия изменения доли средств от земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственных угодий. В частности, Закон установил, что изменение указанной доли производится по представлению Правительства Российской Федерации исходя из потребности в средствах на централизованно выполняемые мероприятия, предусмотренные ст. 24 Закона, одновременно с утверждением федерального бюджета на предстоящий год. Следует обратить внимание на то, что Закон N 36-ФЗ не внес каких-либо изменений в средние размеры земельного налога и перечисляемой доли налога и арендной платы в федеральный бюджет за земли сельскохозяйственных угодий. По-прежнему, как устанавливает Закон N 1738-1 (приложение N 1 к Закону), доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет в процентах к сумме земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственных угодий, установлена по 12 регионам Российской Федерации (Алтайский край, Курганская, Ленинградская, Московская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Рязанская области и др.) в размере 20%. 16 субъектов Российской Федерации (Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Липецкая, Пензенская, Самарская области и др.), как определил указанный выше Закон, должны перечислять в федеральный бюджет плату за земли сельскохозяйственных угодий в размере 30%. Всего лишь 4 региона (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край, Ростовская область) перечисляют указанные платежи за земли сельскохозяйственных угодий в федеральный бюджет в размере 40%. Одному Краснодарскому краю определена доля средств, направляемых в федеральный бюджет за названные категории земель, в размере 50%. Следует отметить, что средства, поступавшие от взимания земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, расходовались в 1998 г. на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование. Средства, поступавшие от взимания земельных платежей за земли сельскохозяйственных угодий, расходовались на указанные выше цели только для нужд собственников, владельцев и пользователей сельскохозяйственных земель. Закон N 36-ФЗ не изменил порядка установления доли средств от земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственных угодий, перечисляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации, равно как не изменил и их размеров. По-прежнему органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливают в пределах не более 10% суммы средств земельного налога административного района долю средств от платежей за земли сельскохозяйственных угодий, перечисляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации. Из изложенного можно сделать вывод о том, что, несмотря на определенные трудности в перечислении самим налогоплательщиком платы за землю во все уровни бюджетов, остается без изменения в 1999 г. порядок перечисления этих средств в соответствующие бюджеты за земли сельскохозяйственных угодий (пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения, залежь). Таким образом, сам налогоплательщик продолжает направлять средства, поступающие от уплаты земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственных угодий, в бюджеты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и в федеральный бюджет на основании трех платежных поручений, соответствующих каждому уровню бюджета.

Пример 1. Расчет земельного налога необходимо представить в государственную налоговую инспекцию по месту нахождения облагаемого объекта (сельскохозяйственное предприятие Ростовской области) не позднее 1 июля. К сводному расчету земельного налога за 1999 г. необходимо данному сельхозпредприятию представить приложение (таблица 1) по определению земельного налога по видам сельскохозяйственных угодий: пашня (немелиорированная, орошаемая, осушенная, участки закрытого грунта), многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежь, если таковые имеются в хозяйстве этого предприятия. Сумма земельного налога, которая подлежит уплате в 1999 г. данным сельхозпредприятием, составляет условно 800 руб.

Закон позволяет органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с учетом местных условий устанавливать другие сроки уплаты налога (в отличие от сроков 15 сентября и 15 ноября). Такие сроки уплаты налога были установлены на 1 апреля, 1 июля, 1 октября и 1 декабря. Таким образом, годовая сумма налога в размере 800 руб. по каждому из четырех сроков уплаты составит: 200 руб. по первому сроку уплаты (1 апреля); 200 руб. по второму сроку уплаты (1 июля); по 200 руб. по третьему и четвертому срокам уплаты (1 октября и 1 декабря соответственно). Согласно новому положению, которое предусмотрено ст. 13 Закона N 36-ФЗ, за земли городов и поселков распределение средств, поступивших от уплаты земельного налога и арендной платы в бюджеты различных уровней, производится органами федерального казначейства. Закон не возложил на эти органы обязанность распределять плату за земли сельскохозяйственных угодий в бюджеты всех уровней. В связи с этим первую сумму земельного налога (200 руб. по первому сроку уплаты 1 апреля) предприятие направит: на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе в размере 40%, т.е. сумма налога, направляемая предприятием в федеральный бюджет, составит 80 руб.; на бюджетные счета субъекта Российской Федерации в размере 10%, т.е. в бюджет Ростовской области сам налогоплательщик направит средства от уплаты налога в сумме 20 руб.; на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления в размере 50%, т.е. плательщик направит средства от уплаты налога в сумме 100 руб. Далее каждые 200 руб. по каждому из оставшихся сроков уплаты 1 июля, 1 октября и 1 декабря - в соответствующей пропорции: 80 руб., 20 руб. и 100 руб. сельскохозяйственное предприятие направит на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации и соответствующих органов местного самоуправления. С принятием Указа Президента Российской Федерации от 7.03.96 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" (с изменениями на 25.01.99 г.) 12 млн. сельских жителей стали собственниками земельных долей. Указ устанавливал, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере. Органы местного самоуправления в целях укрепления индивидуального сектора на селе должны были увеличивать в установленном порядке за счет земельных долей (паев) предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. Более того, Указ определял, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны были принять меры к завершению в 1996 г. выдачи членам сельскохозяйственных организаций и другим гражданам - собственникам земельных долей свидетельств на право собственности на земельные доли. Указ установил, что выделяемые в натуре в счет земельных долей земельные участки могут использоваться только для производства сельскохозяйственной продукции. В связи с этим возникает вопрос, каким образом в 1999 г. такие землепользователи, как лица, имеющие в собственности или арендующие земли сельскохозяйственных угодий, получая доли (паи) при реорганизации сельскохозяйственных предприятий, будут направлять средства от платы за землю в соответствующие бюджеты. Законом N 132-ФЗ было определено самому налогоплательщику направлять как земельный налог, так и арендную плату на бюджетные счета федерального бюджета, субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. Это положение не изменил Закон N 36-ФЗ в части направления самим налогоплательщиком указанных средств в бюджеты всех уровней за земли сельхозугодий. Таким образом, гражданин, имеющий в собственности земельную долю (пай), при уплате земельного налога за 1999 г. должен направить сам в три уровня бюджетов средства, поступающие от уплаты земельного налога по трем платежным поручениям.

Пример 2. Земельные угодья, выбывшие из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственного предприятия, находящегося в Белгородской области, переданы гражданам бесплатно в виде земельных долей для производства сельскохозяйственной продукции. За земельный участок, выделенный гражданину в натуре в счет земельных долей, должен быть уплачен земельный налог в 1999 г. в сумме 80 руб. (в примере приведена условная сумма земельного налога). Сроки уплаты налога установлены Законом N 1738-1: 15 сентября и 15 ноября. Гражданин должен направить по первому сроку уплаты налога 15 сентября половину причитающейся к уплате суммы налога, т.е. 40 руб. Согласно приложению N 1 к Закону N 1738-1 доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет за сельхозугодья, установлена по Белгородской области в размере 30%. В связи с этим на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе гражданин направит одним платежным поручением средства от уплаты налога в сумме 12 руб. (40 руб. х 30% = 12 руб.). Закон N 1738-1 определил, что доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации, устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в размере не более 10% суммы средств земельного налога административного района. Таким образом, гражданин вторым платежным поручением должен направить на бюджетный счет субъекта Российской Федерации (в данном случае на бюджетный счет Белгородской области) всего лишь 4 руб. (40 руб. х 10% = 4 руб.). На бюджетные счета органов местного самоуправления третьим платежным поручением гражданин направит налог в сумме 24 руб. ( 40 руб. х 60% = 24 руб.) Такой порядок направления средств от уплаты земельного налога распространяется и на второй срок уплаты - 15 ноября. Оставшиеся по второму сроку уплаты 40 руб. будут направлены: в федеральный бюджет - 12 руб.; в бюджет субъекта Российской Федерации - 4 руб.; в бюджет органов местного самоуправления - 24 руб. Основная масса земельного налога приходится на земли городов и поселков. Законом N 36-ФЗ установлено направить в 1999 г. средства земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в объеме 5,4 млрд. руб., зачисляемые в федеральный бюджет, на проведение мероприятий Государственной программы повышения плодородия почв, на ведение земельного кадастра и мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования, на финансирование затрат капитального характера, связанных с мелиорацией сельскохозяйственных земель, на развитие материально-технической базы государственных учреждений, участвующих в выполнении указанных работ, включая приобретение техники и оборудования, не входящих в сметы указанного строительства, мелиоративной техники, на проведение агрохимической мелиорации почв, научно-исследовательских работ прикладного характера. В целях наибольшего пополнения доходной части федерального бюджета для указанных выше мероприятий Закон устанавливает перечислять средства от платы за земли городов и поселков не самим плательщиком (как предусматривалось это в конце 1998 г.), а органами федерального казначейства. Плательщики земельного налога - юридические лица представляют в государственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей в текущем году за земельные участки, расположенные в черте городов и поселков. В этом расчете должен быть указан бюджетный счет, открытый в органах Главного управления федерального казначейства Минфина России. Тот же бюджетный счет должен быть указан и в платежном поручении на уплату налога. При установлении органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления других сроков уплаты налога (в отличие от сроков уплаты 15 сентября и 15 ноября) каждая сумма земельного налога по каждому сроку уплаты в этом случае направляется на один бюджетный счет, открытый в органах федерального казначейства. Следует отметить, что при приеме сводного расчета земельного налога от налогоплательщика налоговые органы проверяют правильность указанной в расчете суммы земельного налога, подлежащей уплате, а также распределение ее в соответствии с установленными законодательством долями по уровням бюджетов. Количество платежных поручений на уплату налога, заполняемых плательщиком, зависит от количества уровней бюджетов, указанных в сводном расчете земельного налога. В связи с этим за земли городов и поселков в сводном расчете налога должен быть указан один бюджетный счет и в платежном поручении на уплату налога также указывается один бюджетный счет органов федерального казначейства. Далее органы федерального казначейства будут направлять суммы земельного налога по всем трем уровням: 30% в федеральный бюджет, 20% в бюджет субъектов Российской Федерации и 50% в бюджеты городов и поселков. Такой порядок будет способствовать обеспечению более полного поступления средств от уплаты земельного налога в федеральный бюджет.

Пример 3. Сумма земельного налога, подлежащая уплате организацией в 1999 г. за земельный участок в городе, составляет условно 1000 руб. Установленные сроки уплаты налога - 15 сентября и 15 ноября. Уплата рассчитанной суммы земельного налога производится в следующем порядке. К уплате 15 сентября 1999 г. - 500 руб. Налогоплательщик должен уплатить земельный налог по платежному поручению, в котором указывается один бюджетный счет, открытый в органах Главного управления федерального казначейства. Каждую сумму земельного налога по каждому сроку уплаты (500 руб. к 15 сентября и 500 руб. к 15 ноября) необходимо направить на указанный выше бюджетный счет. Затем территориальные органы федерального казначейства по первому сроку уплаты будут направлять средства от уплаты земельного налога в сумме 150 руб. в федеральный бюджет (500 руб. х 30% = 150 руб.), в сумме 100 руб. в бюджет субъекта Российской Федерации (500 руб. х 20% = 100 руб.) и в сумме 250 руб. в бюджет города (500 руб. х 50% = 250 руб.). К уплате 15 ноября 1999 г. - 500 руб., в том числе в федеральный бюджет - 150 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 100 руб. и в бюджет города - 250 руб. Таким образом, распределение сумм земельного налога по уровням бюджетов распространяется на каждый из двух сроков уплаты земельного налога. Что касается перечисления средств, поступающих от уплаты земельного налога, физическими лицами за земельные участки, расположенные в городах или поселках, то государственные налоговые инспекции вручают таким гражданам одно платежное извещение. В этом платежном извещении должен быть указан один бюджетный счет, открытый в органах Главного управления федерального казначейства, для последующего направления этими органами земельного налога в бюджет субъектов Российской Федерации, городов и поселков и в федеральный бюджет.

Пример 4. Гражданин должен уплатить земельный налог за 1999 г. в сумме 60 руб. за земельный участок, расположенный в дачном поселке. По сроку уплаты 15 сентября налогоплательщиком вносится земельный налог на бюджетный счет, открытый в Главном управлении федерального казначейства в сумме 30 руб., по второму сроку уплаты 15 ноября налогоплательщик вносит земельный налог на указанный выше бюджетный счет в сумме 30 руб. Органы федерального казначейства распределяют каждые 30 руб. по каждому сроку уплаты налога между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в размере: в федеральный бюджет - 30% (9 руб.); в бюджет субъекта Российской Федерации - 20% (6 руб.); в бюджет поселка - 50% (15 руб.). Обращаем внимание на то, что Закон N 132-ФЗ, предусматривающий новый порядок перечисления платы за землю в соответствующие уровни бюджетов, не исключал направление самим плательщиком и арендных платежей в федеральный бюджет. Кроме того, приложением N 1 к Закону N 1738-1 и ежегодными законами о федеральном бюджете предусматриваются доли средств, направляемых в федеральный бюджет в процентах к сумме земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья и за земли городов и поселков. Более того, налоговые органы открывают лицевые счета на каждого плательщика по арендной плате за государственные и муниципальные земли, переданные в аренду; оперативно-бухгалтерский учет ведется по арендной плате за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения согласно инструкции Госналогслужбы России от 15.04.94 г. N 26 (в ред. от 1.09.95 г. N ВГ-3-13/59) "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей". Документом для открытия лицевых счетов плательщиков арендной платы за землю является договор аренды, в котором должны быть указаны все данные для заполнения лицевого счета. Согласно налоговому и бюджетному законодательствам арендная плата за землю перечисляется как в бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, так и в федеральный бюджет. Не следует упускать из вида, что в соответствии с Законом N 36-ФЗ плательщики арендной платы в 1999 г. за земли городов и поселков должны перечислять арендную плату в полном объеме на счета, открытые в органах Главного управления федерального казначейства Минфина России, а те в свою очередь распределяют арендную плату между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в размере: в федеральный бюджет - 30%, в бюджеты субъектов Российской Федерации 20%, в бюджеты городов и поселков - 50%.

Пример 5. Земельный комитет и товарищество с ограниченной ответственностью заключили договор аренды. Предметом договора является земельный участок площадью 300 кв. м, предоставляемый в аренду для эксплуатации здания магазина "Овощи-фрукты". Договор заключается на 10 лет и вступает в силу с момента его регистрации. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями, рассчитанными относительно размера ежегодной арендной платы, не позднее 25 числа последнего месяца квартала. В случае невнесения арендной платы в установленный срок арендатор уплачивает арендодателю неустойку за каждый день просрочки в размере 0,7% от размера платежа, подлежащего оплате за соответствующий расчетный период, начиная с 26 числа последнего месяца квартала по день уплаты включительно. Предположим, что арендная плата должна быть уплачена в сумме 1748 руб. Сроки уплаты: 10 марта, 10 июня, 10 сентября и 10 декабря. Закон N 36-ФЗ установил перечислять арендную плату за земли городов и поселков в полном объеме на счета, открытые в органах Главного управления федерального казначейства, с последующим распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В связи с этим по первому сроку уплаты 10 марта направляется арендная плата в сумме 437 руб. на бюджетный счет органов федерального казначейства, которые в свою очередь должны направлять арендную плату в сумме 131,1 руб. (437 руб. х 30% = 131,1 руб.) в федеральный бюджет, а в сумме 305,9 руб. (437 руб. х 70% = 305,9 руб.) в бюджет города. Далее по следующим срокам уплаты 10 июня, 10 сентября и 10 декабря каждые 437 руб. должны быть направлены на бюджетный счет органов федерального казначейства для последующего направления арендной платы в федеральный бюджет и субъекту Российской Федерации.


Индексация ставок земельного налога


Законом N 36-ФЗ определено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г. применяются в 1999 г. для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2. Следует отметить, что ставки земельного налога индексировались и в предыдущие годы 1995-1996 гг. - Правительством Российской Федерации, в 1997 г. - Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год", что позволило увеличить доходную часть бюджетов органов местного самоуправления, субъектов Российской Федерации и федерального бюджета. В 1998 г. делались попытки увеличить ставки земельного налога в 2 раза для земельных участков в границах городской (поселковой) черты, занимаемых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами, и в 4 раза - для всех остальных категорий земель. Такое предполагаемое увеличение ставок земельного налога в 1998 г. обусловливалось очень низкими ставками налога за земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные как сельскохозяйственным организациям, так и гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота. Несмотря на то что органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков повышать ставки налога за указанные выше земли, ставки земельного налога остаются еще низкими и в настоящее время. В большинстве регионов ставки земельного налога в 1998 г. не превышали 10 руб. с одного гектара пахотных земель. Остаются невысокими ставки налога и за городские земли. Для городов с численностью населения от 50 тыс. до 250 тыс. человек ставки земельного налога составляют 20-50 коп. за 1 кв. м. Однако Федеральный закон от 28.10.98 г. N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" сохранил до 1 января 1999 г. размеры ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 г. В связи с тем что Закон N 36-ФЗ установил повышать ставки земельного налога в 1999 г. с коэффициентом 2 не по всем категориям земель, необходимо сначала рассмотреть состав земель в Российской Федерации. В соответствии с основным целевым назначением земли в Российской Федерации подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны, земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, земли лесного и водного фондов, предоставленные для хозяйственной деятельности и в рекреационных целях, а также земли запаса. В состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входят: земли городской, поселковой и сельской застройки; земли общего пользования; земли сельскохозяйственного использования и другие угодья; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли, занятые лесами, а в городах городскими лесами; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Сначала рассмотрим, применяется ли повышающий коэффициент 2 в 1999 г. к ставкам земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения. В приложении N 1 к Закону N 1738-1 указаны ставки земельного налога за один гектар пахотных земель в разрезе республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований. Исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются теми же органами власти. Закон N 36-ФЗ не предусмотрел применение повышающего коэффициента 2 в 1999 г. к ставкам земельного налога за земли акционированных сельскохозяйственных предприятий, колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов, а также сельскохозяйственных предприятий индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе), межхозяйственных предприятий и организаций. Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается, как установила часть первая ст. 6 Закона N 1738-1, со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района. Закон N 36-ФЗ за земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, также не предусмотрел увеличение ставок земельного налога с коэффициентом 2 в 1999 г. В связи с этим ставки земельного налога в 1999 г. за эти земли и по таким категориям плательщиков остаются на уровне 1997-1998 гг.

Пример 6. Документы на право собственности на землю получили все члены садоводческого товарищества, расположенного в поселке. Рассмотрим вопрос, как применить в 1999 г. повышающий коэффициент к ставкам земельного налога за земли садоводческого товарищества. Обращаем внимание на то, что до выдачи свидетельств на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам садоводческих товариществ их правления представляют расчеты земельного налога государственным налоговым инспекциям того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных товариществ, и уплачивают налог в бюджет органа местного самоуправления по месту нахождения предоставленных им земельных участков. Когда члены садоводческих товариществ получат свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками, исчисление земельного налога будет производиться каждому из них налоговыми органами. Каждый гражданин - член данного садоводческого товарищества, в связи с тем что получил правоустанавливающие документы, уплатит в 1999 г. земельный налог самостоятельно и в размере, соответствующем сумме земельного налога, которую он уплачивал в 1998 г., т.е. повышающий коэффициент 2, предусмотренный Законом N 36-ФЗ, к таким земельным участкам применяться не должен. Исключение составляют земли общего пользования, закрепленные за садоводческим товариществом. За эти земли земельный налог будет уплачивать правление данного товарищества, и в 1999 г. к ставкам земельного налога за такие земли уже будет применяться коэффициент 2 в соответствии с Законом N 36-ФЗ. За земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (мастерские, баня, постройки для содержания скота), взимается земельный налог со всей площади их земельных участков в размере 3 коп. за 1 кв. м в 1998 г. В соответствии с Законом N 36-ФЗ земельный налог в 1999 г. будет взиматься в размере 6 коп. за 1 кв. м за земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам в границах сельских населенных пунктов для иных целей. Рассмотрим вопрос о применении в 1999 г. повышающего коэффициента 2 к ставкам земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения. Закон N 1738-1 установил, что налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель. В приложении N 2 к Закону приведены средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах. Ставки дифференцированы по природно-экономическим районам и по размерам городов и поселков (в зависимости от численности населения). Для городских земель предусмотрены коэффициенты увеличения ставок налога в курортных зонах и за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала. Существующие базовые размеры земельного налога колеблются от 0,5 до 4,5 руб. за 1 кв. м (для базового размера применялся расчет по 1994 г. и в масштабе цен, сложившихся в 1998 г.), а с учетом повышающих коэффициентов они возрастают в несколько раз. К землям городов, рабочих, курортных и дачных поселков Закон N 36-ФЗ предусмотрел применить коэффициент 2 в 1999 г.

Пример 7. Рассмотрим расчет ставок земельного налога за 1999 г. за земельные участки, отведенные предприятию под производственные объекты и жилищный фонд, если учесть, что данное предприятие расположено в черте одного из городов Новгородской области (численность населения в этом городе 260 тыс. человек). Прежде всего следует отметить, что платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, предоставленному юридическому лицу в собственность, владение или пользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, отдельно по каждому жилому дому. Если объекты обложения юридических лиц расположены на территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, допускается представление одного сводного расчета по всем объектам, но с приложением к нему таблиц (приложение N 1, таблицы формы N 1-4) с указанием площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному участку и жилому дому, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением их в различных зонах градостроительной ценности территории городов и поселков и курортных районов. Ставки земельного налога под производственными объектами предприятия сложатся в 1999 г. в следующем размере. За базу принимается средняя ставка земельного налога для поселений численностью 260 тыс. человек, которую находим в таблице 1 приложения N 2 к Закону N 1738-1 на пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района, и столбца, соответствующего численности населения от 250 тыс. до 500 тыс. человек. Средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1 приложения N 2 к указанному Закону, в 1994 г. должны были применяться с коэффициентом 50. В связи с этим в 1994 г. средняя ставка составляла: 1,9 руб./кв. м х 50 = 95 руб./кв. м в расчете на год. Учитывая проводимую индексацию ставок земельного налога (в 1995 г. применялся коэффициент 2, в 1996 г. - 1,5, в 1997 г. - 2 , в 1998 г. не применялся повышающий коэффициент), ставка земельного налога по предприятию, расположенному в городе Новгородской области, составила: 1,9 руб./кв. м х 50 х 2 х 1,5 х 2 = 570 руб./кв. м, или в масштабе цен 1998 г. - 57 коп./кв. м. Закон N 36-ФЗ установил, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. за земли городов и поселков с коэффициентом 2. Поэтому предприятие заплатит земельный налог в 1999 г. за производственные объекты по ставке 1,14 руб. за 1 кв. м (57 коп./кв. м х 2 = 1,14 руб./кв. м). Налог за земли, занятые жилищным фондом в границах городской черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах, но не менее 12 коп. за 1 кв. м в 1999 г. В связи с этим ставка земельного налога за жилищный фонд составит (1,14 руб./кв. м х 3% = 3 коп./кв. м). Для расчета земельного налога за жилищный фонд примем ставку в 1999 г. в размере 12 коп. за 1 кв. м. Земельный налог согласно Закону N 1738-1 взимался со всей площади земельных участков в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 60 руб. за 1 кв. м в 1997 г. за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты. Минимальная же сумма земельного налога в 1998 г. (в масштабе цен 1998 г.) по таким землям и категориям плательщиков составляла 6 коп. за 1 кв. м. В соответствии с Законом N 36-ФЗ ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. для земель, занятых жилищным фондом, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городов и поселков, с коэффициентом 2. Следовательно, минимальная сумма земельного налога в 1999 г. за данные категории земель составит 12 коп. за 1 кв. м.

Пример 8. Определим, какую сумму земельного налога придется уплатить за 1999 г. гражданину за дачный земельный участок (площадью 15 соток), расположенный в поселке, если учесть, что ставка земельного налога по данному поселку составила условно 80 коп./кв. м. Согласно Закону N 1738-1 налог за земли, занятые дачными участками в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за 1 кв. м. Такой размер земельного налога был установлен Федеральным законом от 9.08.94 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю". В связи с тем что расчет земельного налога необходимо произвести за 1999 г., определим ставку земельного налога, которая должна сложиться в 1999 г.: 10 руб./кв. м х (2 х 1,5 х 2 х 2) = 120 руб./кв. м, или 12 коп./кв. м в ценах 1998 г. В расчете принято, что: ставка земельного налога, сложившаяся в 1994 г., составила не менее 10 руб. за 1 кв. м согласно части пятой ст. 8 Закона N 1738-1; 2 - коэффициент, вводимый для ставок земельного налога в 1995 г. в соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7.06.95 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году"; 1,5 - коэффициент, который использовался в 1996 г. согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3.04.96 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году"; 2 - коэффициент увеличения ставок земельного налога в 1997 г. в соответствии с Федеральным законом от 26.02.97 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год"; 2 - коэффициент, применяемый к ставкам земельного налога в 1999 г. согласно Закону N 36-ФЗ. Рассчитаем земельный налог, который уплатит гражданин в 1999 г. В связи с тем что ставка земельного налога установлена по дачному поселку в размере 80 коп./кв. м, а 3% от нее составили 2,4 коп./кв. м (80 коп./кв. м х 3%), то принимаем для расчета ставку земельного налога в размере 12 коп./кв. м, так как Законом N 1738-1 для такого случая оговорены условия применения минимального размера ставки - 12 коп./кв. м. Сумма земельного налога, которая подлежит уплате за 1999 г., составит (1500 кв. м х 12 коп./кв. м) = 180 руб. Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанавливался в размере 60 руб. за 1 кв. м в 1997 г., 6 коп. за 1 кв. м в 1998 г. и должен взиматься в 1999 г. в размере 6 коп. за 1 кв. м.

Пример 9. Гражданин, проживающий в рабочем поселке и имеющий земельный участок площадью 1000 кв. м для выращивания овощных культур, приобрел в том же поселке земельный участок под индивидуальный гараж площадью 50 кв. м. Рассчитаем сумму земельного налога за 1999 г. по двум земельным участкам в связи с индексацией ставок земельного налога в текущем году. Налог за земли, предоставленные для садоводства, огородничества, животноводства в границах поселковой черты, устанавливается в размере 6 коп. за 1 кв. м в 1998 г. и в размере 6 коп. за 1 кв. м в 1999 г. За земельный участок площадью 1000 кв. м сумма земельного налога равна 1000 кв. м х 6 коп. = 60 руб. Минимальный размер земельного налога за земли, занятые индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, составили в 1998 г. не менее 6 коп. за 1 кв. м, а в 1999 г. - не менее 12 коп. за 1 кв. м. Сумма земельного налога за второй земельный участок рассчитывается следующим образом: 50 кв. м х 12 коп. = 6 руб. Общая сумма земельного налога по двум участкам равна: 60 руб. + 6 руб = 66 руб. За земли водного фонда - как покрытые, так и не покрытые водой - вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, а также за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, взимаемые с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта ставки земельного налога повышаются в 2 раза в 1999 г., в связи с тем что Закон N 36-ФЗ предусмотрел ввести коэффициент 2 в 1999 г. за данные категории земель. За расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, а также за земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, должны повышаться ставки земельного налога в 1999 г. в 2 раза по отношению к ставкам земельного налога, которые сложились в 1997-1998 гг.


Ставки земельного налога за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению


Федеральный закон от 29.12.98 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" внес изменения в ст. 3 Закона N 1738-1 (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которой за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере. Введение в действие настоящего положения Закона при условии проведения инвентаризации земель, неиспользуемых или используемых не по целевому назначению, позволит увеличить поступление в 1999 г. земельных платежей в бюджеты всех уровней. При этом следует иметь в виду, что увеличение ставок земельного налога в двукратном размере за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, применяется и будет применяться к ставкам земельного налога, уже проиндексированным в 1995-1997 гг. в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 7.06.95 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", от 3.04.96 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году", Федеральным законом от 26.02.97 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" и с учетом Федерального закона от 28.10.98 г. N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году", а также Федерального закона от 22.02.99 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год". Многие организации сдают часть своих земельных участков, получая арендную плату, которая в десятки раз больше уплачиваемого земельного налога в бюджет за аналогичные земельные участки. Теперь для таких организаций ставка земельного налога за земельные участки, переданные в аренду, устанавливается в двукратном размере. Однако даже при таком повышении ставок земельный налог с площади, переданной в аренду, будет меньше, чем получаемая арендная плата. В настоящее время городские, районные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству должны определять порядок отнесения земельных участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению. Основными признаками отнесения участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению могут быть: осуществление основной хозяйственной деятельности, связанной с использованием участка, с целью, которая не предусмотрена правоустанавливающими документами на землю, а также в других целях наряду с основной, не предусмотренных (не запрещенных) законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов; полное неиспользование участка под сельскохозяйственными угодьями (признаками неиспользования земель могут быть в этом случае отсутствие следов обработки почв, сенокошения, выпаса скота, проведения мероприятий по освоению, улучшению, а также зарастанию участка кустарниковой растительностью); неиспользование участка, предназначенного для производственного, жилищного и иного строительства. В зависимости от природно-экономических условий региона могут быть установлены иные признаки отнесения земель к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению.


Н. Голубева,

А. Фленин


"Финансовая газета", N 16, апрель 1999 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.