Сбор как налоговый платеж и отличительные черты сбора от налога (Г. Титова, "Финансовая газета", N 17, апрель 1999 г.)

Сбор как налоговый платеж и отличительные черты сбора от налога


Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) определяет два вида налоговых платежей: налог и сбор, которые являются основополагающими понятиями законодательства о налогах и сборах. Понятие "сбор" - не новое для налогового законодательства, но впервые в НК РФ дается не только его определение, но и отличительные от понятия "налог" черты. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации (от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Как видно, в этом определении четко обозначен объединяющий эти понятия признак: и налог, и сбор являются обязательными платежами. Но тогда возникает вопрос, почему же все-таки налоговая система (ст. 19-21 Закона N 2118-1) предусматривает оба вида платежа, в чем между ними отличия? В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Как следует из этого определения, для налога характерны: обязательность платежа как для юридических, так и для физических лиц; индивидуальная безвозмездность платежа (т.е. налогоплательщик при уплате налога не получает какой-либо выгоды); отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества и возможность принудительного его взимания, в том числе с применением в установленном порядке принудительных мер к недобросовестному налогоплательщику; взимание налогового платежа в целях финансирования деятельности государства и муниципальных образований, т.е. публичной власти. Статья 8 НК РФ содержит определение не только понятия "налог", но и понятия "сбор" (п. 2 ст. 8). Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами и органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, несмотря на то что и налог, и сбор представляют собой обязательные платежи, правовая природа этих платежей (взносов) различна, и это является основой их отличия. Уплата сбора - одно из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов. Таким образом, главная особенность сбора заключается в его индивидуальной возмездности. Уплачивая сбор, плательщик всегда преследует определенные цели (предоставление ему каких-либо прав или получение лицензии) и, таким образом, всегда индивидуально возмезден (поскольку в качестве эквивалента получает юридически значимые для него действия определенных органов или должностных лиц). И, кроме того, (хотя и не в полном объеме) предполагается, что суммы сборов являются покрытием расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу плательщика сбора. Обязанность по уплате сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о сборах в зависимости от "уровня" сбора: федеральные сборы устанавливаются Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации; региональные сборы устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта; местные - нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Следует обратить внимание на то, что при установлении налогового платежа, в том числе и сбора, должны быть обозначены его элементы. Элементы обложения при установлении сборов определяются применительно к конкретным сборам, но при этом акт о сборе должен быть сформулирован таким образом, чтобы каждый плательщик сбора знал, какой сбор, в какой сумме и в каком порядке необходимо уплатить. Сбор уплачивается в наличной или безналичной форме и в валюте, определенной законодательством (в соответствии со ст. 45 НК РФ - в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях). Перечни федеральных, региональных и местных сборов даны соответственно в ст. 13, 14 и 15 НК РФ. При этом следует обратить внимание на то, что информация об установлении региональных и местных сборов направляется соответствующими органами в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации и в соответствующие региональные налоговые и финансовые органы (ст. 16 НК РФ). Как уже отмечалось, сроки и порядок уплаты сбора должны быть определены в акте о конкретном сборе. Вместе с тем Кодекс предусматривает возможность предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сбора по решению соответствующих органов, к которым в соответствии с НК РФ относятся Минфин России, а также финансовые органы (ст. 9 НК РФ) и в случае перемещения товаров через таможенную границу - таможенные органы. Хотелось бы также обратить внимание на следующее. Пунктом 13 ст. 64 НК РФ, определяющей порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки, устанавливается, что правила указанной статьи применяются и в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов. Вместе с тем, учитывая возмездный характер сбора, указанный механизм не может быть применен в части сбора, поскольку в нем не упоминается орган, обязанный выполнять определенные действия в пользу плательщика сбора. В случае предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате сбора взыскание сумм сбора при их неуплате осуществляется в порядке взыскания невнесенных сумм налога (ст. 46-48 НК РФ). Кроме того, Кодексом предусматривается возможность списания безнадежных долгов по сборам, а также зачета или возврата сумм сбора, если они внесены (взысканы) в суммах больших, чем установлено законодательством или иным нормативным правовым актом о сборах. В заключение отметим, что, хотя перечень сборов определен ст. 13-15 НК РФ, но в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", указанные статьи вводятся в действие со дня введения в действие части второй НК РФ (ст. 3) и до указанного срока должны будут уплачиваться сборы, предусмотренные и введенные в соответствии со ст. 19, 20 и 21 Закона N 2118-1 (несмотря на то что в некоторых случаях эти сборы не "попадают" под определение сбора, данное в Кодексе, например сбор на нужды образовательных учреждений или сборы на содержание милиции или благоустройство территорий).


Г. Титова

Минфин России

"Финансовая газета", N 17, апрель 1999 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.