Игорный бизнес в России: изменения в системе его налогообложения (А. Мишахин, "Финансовая газета", N 18, май 1999 г.)

Игорный бизнес в России: изменения в системе его налогообложения


К настоящему времени прошло уже более полугода с момента вступления в силу Федерального закона от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", кардинально изменившего систему налогообложения игорных заведений. Рассмотрим, каким образом этот Закон повлиял на собираемость налоговых платежей от данного вида предпринимательской деятельности и какое влияние в целом он оказал на развитие игорного бизнеса в Российской Федерации. Напомним, что данным Законом вместо ранее действовавшего налога на доходы казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса по ставке 90% был введен фиксированный налог на игорный бизнес с единицы игрового оборудования (способа ведения игорного бизнеса). Такими объектами налогообложения законом были определены игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор. Под игорным заведением в соответствии с Законом N 142-ФЗ понимается предприятие, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места). Единовременное обследование организаций игорного бизнеса по итогам первого полугодия 1998 г., т.е. до вступления в силу Закона N 142-ФЗ, проведенное Госкомстатом России, показало, что 65,1% респондентов (обследование охватывало 232 игорных заведения в разных регионах страны) не собиралось его расширять. В качестве причин, по которым респонденты не собирались этого делать, почти 90% называли действовавшую на то время систему налогов. В итоге существовавшая система налогообложения в сфере игорного бизнеса не давала должного поступления в бюджетную систему Российской Федерации, а также не предоставляла налогоплательщикам, не прибегая к различного рода нарушениям, перспектив развития предпринимательской деятельности в этой области. С целью изменения сложившейся ситуации в налогообложении игорных заведений при участии специалистов Госналогслужбы России и был разработан Закон N 142-ФЗ, функционирующий, как уже было отмечено, более полугода. Кроме установления в качестве объекта налогообложения единицы игрового оборудования Законом N 142-ФЗ предусмотрены лишь минимальные ставки налога на перечисленные объекты налогообложения, зачисляемые непосредственно в федеральный бюджет. Для пополнения доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации от данного вида предпринимательской деятельности законодательным (представительным) органам этих субъектов Федеральным законом было предоставлено право устанавливать единую ставку налога; превышение размера ставки над минимальной предусмотрено к зачислению в бюджет соответствующего субъекта Федерации. При этом Законом N 142-ФЗ предусмотрено, что ставки налога на каждый объект налогообложения устанавливаются в размере, кратном установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), который в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 9.01.97 г. N 6-ФЗ составляет 83,49 руб. К середине февраля 1999 г. около 35 субъектов Российской Федерации приняли единые ставки налога на игорный бизнес. Справочная информация по ставкам налога по каждому виду объектов налогообложения приведена в табл. 1.


Таблица 1


Объект
налогообложения
Размер ставок в год,
МРОТ
Средний
коэффициент
повышения
единой ставки
по сравнению
с минимальной
Минимальная
месячная
ставка
налога,
руб.
минимальная,
зачисляемая
в федераль-
ный бюджет
средние
единые
ставки в
субъектах
Российской
Федерации
Игровые столы,
где игорное
заведение
выступает как
участник игры
Игровые столы,
где игорное
заведение
выступает как
организатор или
наблюдатель
Игровой автомат
Касса
тотализатора
Касса
букмекерской
конторы
1200




100





45
1200

600
2043




181





75
1951

1005
1,70




1,81





1,67
1,63

1,68
8349




696





313
8349

4175

Чтобы оценить уровень приведенных ставок, выяснить, являются ли они слишком высокими или, наоборот, низкими, можно проанализировать динамику изменения объектов обложения налогом на игорный бизнес в целом по Российской Федерации и по отдельным регионам. При этом необходимо учитывать и ряд других факторов, оказывающих непосредственное влияние на развитие игорного бизнеса в конкретном регионе: общий уровень экономического развития конкретного региона; средний уровень доходов, получаемых различными слоями населения в данном регионе; уровень единых ставок налога, устанавливаемый законодательными органами в конкретном регионе; возможное увеличение абсолютной суммы налога в случае повышения установленного МРОТ и т.д. Заметим, что в проекте Закона N 142-ФЗ ставки налога были на порядок выше, но без возможности повышения их субъектами Российской Федерации. Кроме того, следует иметь в виду, что в настоящее время при существующих законодательно установленных нормах доходы, полученные непосредственно от игорного бизнеса, не облагаются налогами, объектом обложения которых является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг). С целью объективной оценки получившего развитие игорного бизнеса в нашей стране Госналогслужбой России после вступления в силу Закона N 142-ФЗ была организована работа по ежемесячному мониторингу общего числа зарегистрированных объектов налогообложения в налоговых органах по их видам. Динамика их изменения в сентябре-декабре 1998 г. приведена в табл. 2.


Таблица 2

Отчетный
период
Количест-
во игор-
ных заве-
дений,ед.
Зарегистрированные объекты
налогообложения
всего игровые столы игровые
автома-
ты
кассы
тота-
лиза-
тора
кассы
букме-
кер-
ских
общее
коли-
чество
в том числе те,
где игорное
заведение
участвует
как сторона
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
1004
1205
1297
1402
14155
16614
18072
19076
1514
1535
1856
1814
1192
1165
1403
1351
12618
15054
16179
17223
4
6
7
7
19
19
30
32

Таким образом, в течение рассматриваемого периода в общем по стране наблюдался постоянный рост как общего количества игорных заведений, так и каждого вида объектов обложения налогом на игорный бизнес, зарегистрированных в органах Госналогслужбы России. Так, количество игорных заведений, состоящих на учете в налоговых органах, в декабре 1998 г. увеличилось по сравнению с сентябрем того же года на 40% при общем увеличении объектов налогообложения на 34,8%. При этом максимальный темп прироста в абсолютном и относительном выражении в отчетном периоде наблюдался по игровым автоматам (36,5%). В декабре 1998 г. при общем росте количества игорных заведений и объектов налогообложения наблюдалось некоторое уменьшение (на 2,3%) по сравнению с предыдущим месяцем общего количества игровых столов, зарегистрированных в налоговых органах как объектов обложения налогом на игорный бизнес. В первую очередь, на наш взгляд, это следует связывать с тем, что все в большем числе субъектов Российской Федерации были приняты единые ставки налога на игорный бизнес. Так, в г. Санкт-Петербурге за 1 месяц в преддверии введения единых ставок налога на игорный бизнес количество зарегистрированных в налоговых органах игровых автоматов сократилось с 5187 единиц в октябре 1998 г. до 4489 единиц в ноябре того же года, т.е. на 13,5%, но при этом уже в декабре 1998 г. на учете в органах Госналогслужбы России г.Санкт-Петербурга было зарегистрировано 5360 единиц игровых автоматов. С декабря 1998 г. единые ставки налога для игровых автоматов в г. Санкт-Петербурге составили 124 МРОТ, т.е. повышены в 2,76 раза, притом что среднее значение повышения минимальных ставок налога по игровым автоматам составляет 1,67. Исходя из уровня налоговых платежей от предприятий игорного бизнеса в феврале 1999 г. можно заключить, что общее количество объектов налогообложения в целом по стране, зарегистрированных в налоговых органах, в январе 1999 г. по сравнению с декабрем 1998 г. практически не изменилось. В настоящее время география игорного бизнеса охватывает 71 субъект Российской Федерации, из них в 16 регионах имеется не более 2 игорных заведений. Наибольшее развитие и соответственно наибольшее поступление от налога на игорный бизнес в федеральный бюджет в 1999 г. было обеспечено следующими регионами страны:

   /------------------------------------------------\
   |      Субъект      | Количество |     Доля      |
   |     Российской    |  игорных   | поступлений,  |
   |     Федерации     | заведений, |   в % общей   |
   |                   |    ед.     |     суммы     |
   |-------------------+------------+---------------|
   | Москва            |    312     |     33,41     |
   | Санкт-Петербург   |    176     |     18,55     |
   | Ростовская область|     66     |     3,67      |
   | Краснодарский край|     40     |     3,20      |
   | Новосибирская     |     25     |     2,77      |
   | область           |            |               |
   | Нижегородская     |     48     |     2,65      |
   | область           |            |               |
   | Самарская область |     17     |     2,33      |
   | Калининградская   |     16     |     2,13      |
   | область           |            |               |
   \------------------------------------------------/

Среднемесячное поступление средств от налога на игорный бизнес в Федеральный бюджет в феврале 1998 г. составило 17610 тыс. руб. (12359 тыс. руб. в октябре 1998 г.), т.е. рост составил 42,5%, а в консолидированный бюджет 23061 тыс. руб. (12674 тыс. руб. в октябре 1998 г.), т.е. рост составил около 82%. По сравнению с первым полугодием 1998 г., когда действовала прежняя система налогообложения предприятий игорного бизнеса, среднемесячные налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации в феврале 1999 г. от данного вида предпринимательской деятельности выросли в среднем в 10 раз. Таким образом, нам представляется, что измененная в августе 1998 г. законодательная база налогообложения игорных заведений, с одной стороны, позволила значительно повысить налоговые поступления от данного вида предпринимательской деятельности в государственную казну, с другой стороны, способствовала развитию игорного бизнеса в Российской Федерации, упростив порядок налогообложения и снизив налоговую нагрузку на предприятия, занятые в этой сфере, что создало условия для осуществления ими предпринимательской деятельности без необходимости преступать закон. Практика показала, что применение отдельных положений Закона N 142-ФЗ вызывает многочисленные вопросы как у налогоплательщиков, так и у территориальных налоговых органов. Ответы на наиболее актуальные и часто встречавшиеся вопросы были даны в письме Госналогслужбы России от 25.12.98 г. N ПВ-6-28/912 "О некоторых вопросах порядка применения положений Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес". Однако существует еще ряд вопросов, на которых мы остановимся. Так, часто наблюдается ситуация, когда налогоплательщик, занятый в сфере игорного бизнеса, в установленном порядке регистрирует в налоговых органах объекты обложения налогом на игорный бизнес, но при наступлении срока уплаты налога заявляет, что предпринимательскую деятельность в отчетном периоде не осуществлял и соответственно уплачивать налог на игорный бизнес не должен. Такая ситуация была не редкостью во время ранее действовавшей системы налогообложения игорного бизнеса. Теперь же, когда объектом налогообложения определено игровое оборудование, закон предусматривает, что если налогоплательщик зарегистрировал в налоговой инспекции объекты налогообложения, то в установленный срок на каждый из них он должен заплатить налог. Если налогоплательщик прекратил предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса либо какие-то объекты налогообложения у него выбывали, то, чтобы иметь возможность не начислять налог на данные объекты, он должен в установленном порядке снять их с регистрации в налоговой инспекции. При этом незарегистрированные объекты обложения налогом на игорный бизнес не могут находиться на территории игорного заведения (в зоне обслуживания посетителей). Если есть необходимость возвратить данные объекты налогообложения в игорное заведение либо установить новые объекты, то эти объекты должны быть зарегистрированы в течение 5 рабочих дней начиная с даты установки. В Законе N 142-ФЗ закреплена обязанность для налоговых органов в течение этих 5 дней выдать налогоплательщику свидетельство о регистрации или внести изменение в ранее выданное свидетельство. Часто налогоплательщики неправильно понимают норму Закона относительно этих 5 дней. В настоящее время территориальные налоговые органы при проверках игорных заведений не раз отмечали факты, когда налогоплательщик считает, что в случае установки нового объекта налогообложения он должен в течение этих 5 дней лишь подать заявление в налоговый орган для регистрации вновь установленных объектов, в то время как Закон четко предписывает в этот срок зарегистрировать указанное изменение в налоговом органе. Учитывая, что налоговому органу предоставлен максимальный срок рассмотрения заявления - как раз 5 рабочих дней, получается, что налогоплательщик обязан подать соответствующее заявление в налоговый орган не позднее дня установки нового объекта. В случае выявления на территории игорного заведения незарегистрированных объектов налогообложения налоговые органы вправе применять к налогоплательщику все законодательно предусмотренные меры ответственности за данное нарушение. При рассмотрении заявлений налогоплательщиков о необходимости проведения в некоторых случаях подготовительных (монтажных) работ по установке и введению в эксплуатацию объектов обложения налогом на игорный бизнес (в частности, при установке игровых автоматов) налоговым органам часто приходится разъяснять, что конкретно понимается под понятием "установка" игрового оборудования в игорном заведении, являющегося объектом налогообложения. В настоящее время ни Законом N 142-ФЗ, ни принятой в соответствии с ним инструкцией Госналогслужбы России от 28.08.98 г. N 50 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на игорный бизнес" не предусмотрена отсрочка регистрации объектов по каким-либо причинам, в том числе для проведения монтажных работ. Исключение составляет 5-дневный срок, в течение которого налогоплательщик обязан зарегистрировать установку в игорном заведении вновь введенных объектов налогообложения. Заметим, что в Законе N 142-ФЗ содержится запрет на наличие незарегистрированных объектов налогообложения на территории игорного заведения и под понятием "установка" объектов игорного бизнеса понимается их фактическая установка в игорном заведении. Многочисленные вопросы возникают в связи с организацией тотализатора и букмекерской конторы. В частности, вопрос о том, каким образом необходимо уплачивать налог на игорный бизнес предприятиям, организующим данные виды игорного бизнеса, при наличии у них сети пунктов, осуществляющих прием ставок и производящих в том числе выплату выигрышей, т.е. при наличии так называемых операторов. Учитывая особенности организации тотализатора и букмекерской конторы как разновидности организации игорного бизнеса, наличие таких операторов повышает заинтересованность игроков для участия в пари, так как увеличивает общее количество игроков и соответственно увеличивает общую разыгрываемую сумму на конкретное событие, т.е. позволяет игрокам играть между собой, находясь на территориально разобщенных пунктах приема ставок тотализатора или букмекерской конторы. Этот эффект достигается за счет того, что информация о всех сделанных ставках на разных пунктах поступает в головное подразделение предприятия, организующего данный вид игорного бизнеса. Там информация обобщается, рассчитывается конкретная сумма выигрыша, подлежащая выплате при наступлении определенного события, и необходимые сведения поступают обратно на каждый пункт приема ставок. При этом операторы могут иметь дополнительное оборудование, позволяющее транслировать в режиме реального времени события (или иным способом доводить информацию о наступивших событиях), на которые заключаются пари, и располагаться практически в любых удобных для предприятия, организующего данный вид игорного бизнеса, местах. Операторы могут входить в структуру игорного заведения либо работать по договору оказания посреднических услуг; во втором случае они являются самостоятельными налогоплательщиками. В любом случае исходя из определения понятия "касса", содержащегося в Законе N 142-ФЗ, в соответствии с которым под "кассой" понимается специально оборудованное место в игорном заведении (тотализаторе или букмекерской конторе), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате плательщиком налога на игорный бизнес, по установленным ставкам для данного вида игорного бизнеса является головное подразделение игорного заведения. Доходы, получаемые предприятиями-операторами от оказания посреднических операций, включаются ими в налогооблагаемый оборот в общеустановленном порядке. В данной статье были затронуты лишь некоторые, наиболее часто встречавшиеся за последнее время вопросы, связанные с налогообложением игорного бизнеса, и предварительная информация о результатах действия Закона N 142-ФЗ. Более детальная оценка его влияния на развитие игорного бизнеса в целом по стране может быть дана позже.


А. Мишахин,

советник налоговой службы I ранга


"Финансовая газета", N 18, май 1999 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.