Игровые столы как объект обложения налогом на игорный бизнес (А. Мишахин, "Финансовая газета", N 20, май 1999 г.)

Игровые столы как объект обложения налогом на игорный бизнес


Продолжая начатое в прошлой публикации рассмотрение темы, связанной с применением отдельных положений Федерального закона от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", с которыми приходится сталкиваться как налоговым органам, так и налогоплательщикам, занятым в этой сфере, хотелось бы остановиться на некоторых вопросах классификации игрового оборудования, а именно игровых столов. Так, одной из сложностей, с которой пришлось столкнуться налоговым органам при изменении системы налогообложения игорного бизнеса в августе 1998 г., предусматривающем установление в качестве объектов налогообложения единицы вида игрового оборудования (способа ведения игорного бизнеса), явилась как раз их правильная классификация. Раньше налоговому инспектору не было необходимости знать, например, чем отличается букмекерская контора от предприятия, организующего тотализатор, или в каких азартных играх игорное заведение через своих представителей участвует как сторона и в каких оно выступает как организатор и (или) наблюдатель и т.д. После же вступления в силу Закона N 142-ФЗ в этих основных принципах организации игорного бизнеса налоговому инспектору следует разбираться, так как в зависимости от вида объекта налогообложения существенно различаются налоговые ставки. Например, минимальная ставка налога, установленная Законом N 142-ФЗ для игровых столов, где игорное заведение участвует как сторона, составляет 1200 МРОТ в год, а для игровых столов, где игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель, - 100 МРОТ.

Некоторые налогоплательщики стремятся использовать недостаточную информированность налоговых органов об особенностях ведения игорного бизнеса в своих целях. Налоговыми органами не раз отмечались попытки под видом игрового стола, предназначенного для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как организатор, зарегистрировать стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона. Особенно много таких фактов наблюдалось в первые месяцы функционирования Закона N 142-ФЗ, однако в настоящее время налогоплательщикам это становится делать все сложнее и сложнее. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам располагает информацией о попытках в последнее время отдельных игорных заведений написать специальные правила азартных игр, в которых игорное заведение, традиционно участвовавшее как сторона, должно будет как будто выступать в качестве организатора и (или) наблюдателя. При этом необходимо отметить, что игорному заведению более выгодна организация игр, в которых игорное заведение участвует как сторона. Несмотря на то что минимальные ставки налога, установленные Законом N 142-ФЗ для таких столов в 12 раз выше, чем для игровых столов, в которых игорное заведение выступает как организатор и (или) наблюдатель, как правило, столы для проведения таких игр в игорном заведении составляют основную часть в общем количестве игровых столов. Так, в декабре 1998 г. в налоговых органах в целом по стране было зарегистрировано 1814 игровых столов, из которых 1351 был предназначен для проведения азартных игр, где игорное заведение через своих представителей участвует как сторона, т.е. такие столы в игорных заведениях страны составляли и составляют в настоящее время около 75% общего их количества. В правилах азартных игр, в которых игорное заведение традиционно участвовало через своих представителей в качестве стороны ("Блэк Джек", "Покер"), некоторые игорные заведения вводят понятия ведущего игрока или пассивного игрока, интересы которого за игровым столом должен представлять крупье и с которым якобы за этим столом должны играть все остальные игроки. При ознакомлении с такими правилами возникает множество вопросов, ответы на которые можно получить, лишь утверждая, что все игроки в таких играх играют именно с игорным заведением. Таким образом, налоговым органам при выполнении своих прямых обязанностей, связанных с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, приходится еще искать и доказывать несоответствие между написанными правилами азартных игр и имеющим место в действительности в ряде игорных заведений порядком ведения азартных игр. Неординарное решение рассмотренной проблемы было принято рядом законодательных органов субъектов Российской Федерации, а именно: Республики Карелии, Брянской и Смоленской областей. В этих регионах единые ставки для разного вида игровых столов, являющихся объектом налогообложения, были приняты на одинаковом уровне. В случае необходимости данному примеру могут последовать и другие регионы страны, причем нововведение затронет все игорные заведения, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, являющиеся как добросовестными, так и недобросовестными налогоплательщиками. Продолжая тему классификации игровых столов, рассмотрим часто возникающий при налогообложении игорного бизнеса вопрос, подлежат ли обложению данным налогом игровые столы для игры в бильярд. Представляется целесообразным учитывать несколько факторов. Во-первых, хотя людей, относящихся к бильярду как к спорту, развлечению, отдыху, в нашей стране становится все больше и больше, тем не менее, обратившись к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 г. N 17 (с последующими изменениями), мы увидим, что производство бильярдных столов не входит в подгруппу 3693 "Производство спортивных товаров" (составляет исключение из данной группы) и включено вместе со специальными столами для азартных игр в подгруппу 3694 "Производство игр и игрушек из различных материалов". Напомним, что предназначение ОКДП состоит в создании единой классификационной схемы для описания предприятий по видам их экономической деятельности и конечным результатам деятельности производимой продукции и предоставляемым услугам. В соответствии со ст. 2 введения ОКДП обеспечивает информационную поддержку решения различных задач, в том числе таких, как организация и обеспечение функционирования системы налогообложения предприятий. Во-вторых, при введении на территории Российской Федерации налога на игорный бизнес Законом N 142-ФЗ даны определения основных понятий, применяемых в целях данного Закона: "игорное заведение", "игорный бизнес", "азартная игра", "игровой стол". Так, под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение, а под игорным заведением - предприятие, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места). В свою очередь под игровым столом понимается специально оборудованное место в игорном заведении, предназначенное для проведение азартных игр с любым видом выигрыша, а азартной игрой - основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими лицами, как физическими так и юридическими, по правилам, установленным игорным заведением, соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, на наступление которого стороны имеют возможность оказывать воздействие.

Требование об обязательном лицензировании организации и содержания тотализаторов и игорных заведений предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 25.09.98 г. N 158-ФЗ (ред. от 26.11.98 г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности" также содержится в Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия (приложение 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.94 г. N 1418 (ред. от 1.12.97 г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Следовательно, при установке налогоплательщиком игрового стола для игры в бильярд в игорном заведении у налогового инспектора нет оснований не квалифицировать его как один из установленных Законом N 142-ФЗ объектов обложения налогом на игорный бизнес, так как он полностью соответствует понятию "игровой стол", а проводимые игры на нем - понятию "азартная игра". Исходя из этого, игровые столы, в том числе и для игры в бильярд, являются объектом обложения налогом на игорный бизнес в том случае, если имеются необходимые условия, предусмотренные законом: нахождение объекта налогообложения в игорном заведении (т.е. на предприятии, где проводятся азартные игры, принимаются ставки на пари) и соответственно имеющем лицензию на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса. В остальных случаях столы для игры в бильярд не должны являться объектом обложения налогом на игорный бизнес, и соответственно налогообложение доходов организаций, полученных от их использования, должно осуществляться в общеустановленном порядке. Представляется, что такая ситуация должна отвечать также интересам налогоплательщиков, занятых в сфере игорного бизнеса, так как исключает необходимость (если отсутствуют другие виды деятельности, не связанные с игорным бизнесом) ведения раздельного учета доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплаты обязательных платежей по этим видам предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Еще один важный вопрос, каким образом необходимо исчислять налог при установке или выбытии объекта налогообложения именно 15-го числа месяца. Ведь Законом N 142-ФЗ предусмотрено исчисление налога за половину или полный текущий месяц в зависимости от даты установки или выбытия объекта налогообложения - до 15-го числа месяца или после 15-го числа месяца. Необходимо учитывать, что согласно ст. 6 Закона N 142-ФЗ объект считается выбывшим по истечении 10 дней с даты подачи соответствующего заявления в налоговый орган. В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Окончание срока, определенного периодом времени, согласно ст.192 ГК РФ истекает в последний день указанного срока. Таким образом, запись в Законе N 142-ФЗ "до 15-го числа" необходимо применять, включая 15-е число, а запись "после 15-го числа" - начиная с 16-го числа месяца. С учетом изложенного наряду с повышением информированности налоговых органов об основных принципах организации и ведения игорного бизнеса хотелось бы надеяться и на повышение налоговой культуры в целом у налогоплательщиков, и в частности занятых в сфере игорного бизнеса.


А. Мишахин,

советник налоговой службы I ранга


"Финансовая газета", N 20, Май 1999 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.