Внутренний аудит в системе управления организацией (Л. Копылова, "Финансовая газета", N 20, 21, май 1999 г.)

Внутренний аудит в системе управления организацией


Появление предприятий различных организационно-правовых форм и множества собственников выдвинуло на первый план проблему получения достоверной информации о деятельности предприятия и его партнеров, а также необходимость организации действенной защиты их имущественных интересов. В этих условиях аудит становится одной из функций управления.

Аудит способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности. Зарубежный и отечественный опыт убедительно подтверждает, что по мере становления и развития аудита возрастает необходимость использования в его организации принципа специализации. Отраслевые особенности сфер хозяйственной деятельности определяют конкретный перечень способов удовлетворения и защиты имущественных интересов, правовой статус и организационные формы хозяйствования, правовые регламенты деятельности, методы учета затрат и калькулирования себестоимости, обоснования стратегии развития и другие условия выгодного использования инвестированных средств.

Практика управления и становления многоукладной экономики свидетельствует о неотложности организации аудита в промышленном комплексе на основе общих для всей хозяйственной деятельности правовых регламентов. Здесь действуют специфичные нормативные акты по исчислению и уплате налогов, финансированию и кредитованию и т.д. Практически все предприятия нуждаются в соответствующих их правовому статусу системах имущественной ответственности учредителей и должностных лиц, экономических регуляторах и регламентах хозяйственной деятельности.

Специализированность аудиторской деятельности наиболее полно проявляется в содержании внутреннего аудита, который по своей сути не может игнорировать особенности обслуживаемого предприятия, его производственное направление, организационно-правовую форму деятельности, технологию выпуска продукции и услуг, организационную структуру предприятия, направления и формы хозяйственных связей с партнерами, факторы финансовой стабильности и др. Вместе с тем большинство предприятий по установленным Правительством Российской Федерации критериям обязано ежегодно проходить проверки внешнего аудита с целью подтверждения достоверности своей отчетности, а следовательно, должно обеспечить соответствие параметров своей деятельности требованиям законодательства. Эту задачу эффективнее всего может решить внутренний аудит предприятия, прежде всего обеспечением готовности к проверкам внешнего аудита и повышением эффективности внутреннего контроля в системе управления предприятием с целью уменьшения вероятности ошибок и нарушений. Основные задачи внешнего и внутреннего аудита взаимосвязанны. Внешний аудит путем проведения обязательной аудиторской проверки: регулирует отношения между учредителями (собственниками) предприятия и его администрацией (менеджментом) в соответствии со статьями 491 и 103 Гражданского кодекса Российской Федерации; подтверждает соответствие параметров деятельности предприятия требованиям российского законодательства. Внутренний аудит регулирует экономические взаимоотношения, обеспечивая:

соответствие совершенных хозяйственных операций нормативно-правовым актам и регламентам экономического субъекта; достоверность бухгалтерского учета, бухгалтерской и финансовой отчетности;

готовность экономического субъекта к внешним аудиторским проверкам; оказание услуг по разработке и осуществлению учетной политики предприятия по разработке и внедрению внутрихозяйственных регламентов;

организации эффективных систем внутреннего контроля;

ведению расчетов с государством собственниками (акционерами) предприятий по паям (акциям) и партнерами по обязательствам и соглашениям.

Следовательно, внутренний аудит позволяет руководству удостовериться, что деятельность предприятия находится в соответствии с принятой политикой развития, директивно-нормативными документами предприятия, требованиями законодательства. Вместе с тем он обеспечивает и обратную связь с различными сферами деятельности и подразделениями. Бухгалтерский учет дает возможность как управленческому аппарату, так и внешним пользователям иметь достоверное представление о хозяйственной деятельности предприятия. Учет служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и управлением предприятия, эффективность этой связи обеспечивает внутренний аудит. Место внутреннего аудита в управленческой системе предприятия и его взаимосвязь с другими службами и подразделениями представлены в табл. 1.


Таблица 1


Взаимосвязь внутреннего аудита с другими службами и подразделениями предприятия (фрагмент)


     /--------------------------------------------------------------------\
     | Наименование         |       Элементы взаимосвязи                  |
     | подразделения        |                                             |
     |----------------------+---------------------------------------------|
     | Директорат           |   Аудит   получает   для   руководства   к  |
     |                      | исполнению      приказы,     распоряжения,  |
     |                      | указания,    планы.   Выдает    результаты  |
     |                      | проверок,  анализов, оценку  деятельности,  |
     |                      | рекомендации, заключения                    |
     |----------------------+---------------------------------------------|
     | Отдел снабжения      |   Аудит контролирует состояние материально- |
     | и сбыта              | технического   обеспечения,  эффективность  |
     |                      | заключенных сделок по приобретению  сырья,  |
     |                      | материалов, товарно-материальных ценностей  |
     |                      | (ТМЦ), отчеты о расходовании материалов на  |
     |                      | производство,    отпуск   материалов    на  |
     |                      | сторону,  акты  приемки  и  списания  ТМЦ.  |
     |                      | Подтверждает  обоснованность   прихода   и  |
     |                      | списания  ТМЦ, консультирует  по  вопросам  |
     |                      | составления договоров, заполнения  бланков  |
     |                      | учета    и   отчетности,   проведения    и  |
     |                      | оформления инвентаризаций                   |
     |----------------------+---------------------------------------------|
     | Материальный         |   Аудит    контролирует   движение    ТМЦ,  |
     | склад                | обоснованность      и      своевременность  |
     |                      | оприходования и списания, наличия карточек  |
     |                      | складского  учета,  материальных  отчетов,  |
     |                      | товарно-транспортных  накладных,   счетов-  |
     |                      | фактур,  требований,  наличие  договора  о  |
     |                      | материальной ответственности, правильность  |
     |                      | хранения,      обеспечение     сохранности  |
     |                      | ценностей,    исправности    весового    и  |
     |                      | измерительного оборудования. Консультирует  |
     |                      | по вопросам рационального складирования  и  |
     |                      | оформления      первичных      документов.  |
     |                      | Информирует  об  изменении   в   учете   и  |
     |                      | отчетности                                  |
     |----------------------+---------------------------------------------|
     | Производственные     |   Аудит    контролирует   производственные  |
     | цехи                 | отчеты,   накладные  на  отпуск  сырья   в  |
     |                      | производство,  соответствие   фактического  |
     |                      | выхода   продукции  плановым   нормативам,  |
     |                      | обоснованность       применения       норм  |
     |                      | естественной       убыли.        Проверяет  |
     |                      | обоснованность   отнесения    затрат    на  |
     |                      | производство     продукции,     заполнение  |
     |                      | журналов  технического надзора и качества.  |
     |                      | Производит     оценку     производственной  |
     |                      | деятельности    предприятия,    соблюдения  |
     |                      | технологической                дисциплины,  |
     |                      | своевременности  и правильности  отражения  |
     |                      | производственных  операций   в   первичных  |
     |                      | документах. Информирует об изменении норм,  |
     |                      | нормативов   и   расчетной   себестоимости  |
     |                      | продукции                                   |
     |----------------------+---------------------------------------------|
     | Планово-экономический|   Аудит проверяет наличие действующих норм  |
     | отдел                | и   нормативов,   отчетов   о   выполнении  |
     |                      | плановых   заданий   по  производственной,  |
     |                      | финансовой  и  коммерческой  деятельности,  |
     |                      | плановых   отпускных  цен  на  выпускаемую  |
     |                      | продукцию, штатного расписания и Положения  |
     |                      | о   фонде   потребления.   Информирует   о  |
     |                      | допускаемых   отступлениях   по    порядку  |
     |                      | оформления     первичной     документации.  |
     |                      | Консультирует  по  внесению  изменений   и  |
     |                      | дополнений в Положение об оплате  труда  и  |
     |                      | фонде  потребления, по составлению расчета  |
     |                      | цен                                         |
     |----------------------+---------------------------------------------|
     | Отдел бухгалтерского |   Аудит        проверяет        документы,  |
     | учета                | подтверждающие               достоверность  |
     |                      | бухгалтерской, финансовой и статистической  |
     |                      | отчетности,  обоснованность   расчетов   с  |
     |                      | бюджетным    и   внебюджетными    фондами,  |
     |                      | дебиторами,     кредиторами     и     т.д.  |
     |                      | Представляет      материалы       проверок  |
     |                      | инвентаризаций, анализов.  Информирует  об  |
     |                      | изменениях в налоговом законодательстве  в  |
     |                      | бухгалтерском учете и отчетности            |
     \--------------------------------------------------------------------/

В современных условиях часть задач внутреннего аудита возложена на различные службы и подразделения предприятия и должностных лиц. Анализ показывает, что контрольные функции не всеми службами предприятия выполняются удовлетворительно и в полном объеме. Кроме того, контроль функционально ограничен, так как он замыкается только на соответствующую службу. Это и определяет в значительной мере высокий уровень рисков предприятия, что не только влияет на взаимоотношения с партнерами, но и приводит к значительным материальным потерям в случае применения налоговых санкций за допущенные нарушения в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Контроль за деятельностью предприятия призвана обеспечивать также ревизионная комиссия, формирование которой предусмотрено в составе выборных органов управления. Однако нередко деятельность ревизионных комиссий фактически исчерпывается контролем за исполнением решений общего собрания. Являясь выборным органом, ревизионная комиссия работает эпизодически, состав ее не всегда профессионально подготовлен, в связи с чем эффективность ее контроля достаточно низка. Главными причинами неэффективности внутреннего контроля являются нерегламентированность деятельности органов и служб управления, должностных лиц и специалистов предприятия, нерациональное распределение обязанностей и отсутствие ответственности за их неисполнение. Имеющиеся регламенты в большинстве своем не отвечают требованиям законодательства, что создает предпосылки для недобросовестного исполнения своих обязанностей должностными лицами предприятий. Таким образом, функционирование предприятий в условиях предпринимательства объективно обусловило создание в аппарате управления службы внутреннего аудита. В задачи внутреннего аудита входит создание системы внутреннего контроля, необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, а также четкой системы экономической ответственности должностных лиц и специалистов предприятия. Внутренний аудит представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнивает и оценивает фактически достигнутый результат с поставленными целями и задачами предприятия. Внутренний аудит систематически контролирует деятельность всех объектов управления, выявляет причины отступления от стандартов, отклонения от целей, поставленных перед конкретным объектом, что способствует оперативному устранению выявленных нарушений. Организация внутреннего аудита как функции управления предприятием подразумевает строгую регламентацию своей деятельности, определение прав, обязанностей и ответственности специалистов, квалификационные требования и взаимоотношения с подразделениями и персоналом предприятия.

Ниже представлены основные регламенты внутреннего аудита.

Положение об отделе (службе) внутреннего аудита определяет обособленное место внутреннего аудита в системе управления предприятием, его цели и задачи, ответственность и взаимоотношения с другими функциональными службами предприятия. Основной принцип деятельности внутреннего аудита - независимость - определен четким установлением прав, обязанностей и ответственности, подотчетностью и подчиненностью только руководителю предприятия.

Должностные инструкции специалистов службы внутреннего аудита регламентируют права, обязанности и ответственность специалистов отдела (службы), а также их квалификационные требования.

Календарные и индивидуальные планы содержат виды работ отдела внутреннего аудита в целом и его специалистов.

Методические руководства по вопросам аудиторских проверок включают систему приемов и процедур проверки обоснованности и законности, полноты и своевременности, достоверности и реальности операции.

В составе методического обеспечения внутреннего аудита должны быть представлены:

аудиторские стандарты по различным проверкам внутреннего аудита;

стандарты внутреннего аудита, обеспечивающие соблюдение требований законодательства;

стандарты внутреннего аудита по соответствию фактической деятельности предприятия положениям учредительных документов;

нормы, правила, руководства по процедурам внутреннего аудита;

методические рекомендации по процессу внутреннего аудита и получению аудиторских доказательств;

критерии определения полноты информационного обеспечения по каждому виду внутреннего аудирования;

методические рекомендации по использованию нормативно-правовых актов, введению и применению внутрихозяйственных регламентов;

методические рекомендации по реализации результатов аудиторской проверки внутреннего аудита и внедрению решений и предложений руководству предприятия;

отчеты внутренних аудиторов о проведенных проверках, консультациях и выданных рекомендациях.

Регламенты определяют организационную и техническую стороны внутреннего аудита. Их целесообразно разрабатывать на основе нормативно-правовых актов исходя из условий деятельности каждого предприятия, его организационной структуры, специализации, с учетом квалификации специалистов и наличия материально-технической базы. Внутрихозяйственные регламенты по внутреннему аудиту утверждает руководитель предприятия, и вводят их в действие как регламенты деятельности системы управления в установленном на предприятии порядке. Внутренний аудит осуществляет свою деятельность в тесном контакте с руководством предприятия, специалистами аппарата управления, руководителями структурных подразделений. Следовательно, эти должностные лица непосредственно участвуют в процессе аудирования, применяют в своей деятельности его результаты, используют консультации. Без их активного участия эффективность внутреннего аудирования будет минимальной.

Работа службы внутреннего аудита на предприятии организуется в соответствии с календарными и индивидуальными планами работ, которые утверждает руководитель предприятия. По окончании любого вида работ внутренний аудитор представляет руководителю предприятия аудиторский отчет, позволяющий привлечь внимание руководителя к выявленным или возможным нарушениям. Работа считается выполненной тогда, когда вопросы, поставленные в отчетах внутренних аудиторов, рассмотрены руководителем предприятия (советом директоров) и издано официальное распоряжение о принятии (непринятии) рекомендаций аудиторов.

Успех аудиторской проверки оценивается наличием рекомендаций по решению имеющихся и будущих проблем, а показателем ее качества являются полнота аудита, издержки по его проведению и эффективность. Экономическая эффективность достигается за счет предупреждения нарушений, своевременного внесения изменений в налоговые расчеты, применения налоговых льгот, оптимальной учетной политики, значительного сокращения штрафных налоговых санкций. Основное условие эффективной деятельности внутреннего аудита предприятия - наличие специфических средств труда: аудиторских стандартов, норм и руководств. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит.

Большинство стандартов внешнего аудита можно использовать применительно к внутреннему, например планирование аудита, понятие аудиторского риска, оценка влияния внутреннего контроля на достоверность бухгалтерской отчетности и другие. Отличительная особенность стандарта внутреннего аудита состоит в том, что он способствует обеспечению эффективности управления предприятием. Поэтому стандарт внутреннего аудита должен содержать обоснование принимаемых руководством предприятия решений по устранению (предупреждению) выявленных нарушений в области постановки учета, отчетности, документооборота, учетной политики и т.д. При этом каждое решение должно включать конкретные предложения структурным подразделениям предприятия и должностным лицам. В предложениях должны быть определены содержание решения, порядок его принятия и исполнения, а также все необходимые для этого организационные и экономические условия. К таким условиям относятся введение новых регламентов или изменение действующих; изменение должностных прав, ответственности и обязанностей; изменение схем подчиненности должностных лиц; введение новых или модернизация имеющихся нормативов затрат и использования ресурсов.

С помощью стандартов внутреннего аудита осуществляется регулирование его деятельности (права, обязанности и ответственность) и взаимоотношений с другими службами и специалистами во время проведения аудиторской проверки конкретного участка учета или подразделения. Стандарты внутреннего аудита являются конкретным руководством при проведении аудита и составлении программы проверок. Кроме того, они служат аудитору подтверждением правильности выполнения процедур в случае возникновения спорных ситуаций в процессе аудита или после него.

На первом этапе становления внутреннего аудита ввиду отсутствия стандартов, норм и руководств по внутреннему аудированию в качестве главного регулятора деятельности внутреннего аудита может быть использован следующий примерный порядок внутреннего аудита на предприятии (табл. 2). Этот порядок раскрывает технологический аспект процесса аудирования всех этапов работ. Процесс внутреннего аудита завершается этапом внедрения решений по результатам аудиторской проверки. Внутренний аудит осуществляет также контроль за их использованием.


Таблица 2


Порядок внутреннего аудита


  /-----------------------------------------------------------------------\
  |   Этапы   | Содержание       |  Источник          |Выходные документы |
  |  работы   |                  | информации         |                   |
  |-----------+------------------+--------------------+-------------------|
  | Подготов- |Установление      |Информация          |Цель    и   задачи |
  | ка прове- |основных          |руководителя и      |проверки с  учетом |
  | дения     |параметров        |специалистов        |особенностей       |
  | аудитор-  |состояния и       |Состояние основных  |объекта   и    его |
  | ской про- |деятельности      |производств и       |структуры          |
  | верки     |аудируемого       |участков (обеспе-   |Свидетельства о    |
  | (эксперти-|объекта           |чение сохранности   |распределении      |
  | зы)       |Качественная      |ТМЦ), отчеты и ре-  |объектов аудита по |
  |           |оценка факторов   |зультаты проверок   |зонам риска        |
  |           |риска             |                    |Свидетельства    о |
  |           |Оценка  системы   |                    |соответствии       |
  |           |внутреннего       |                    |(несоответствии)   |
  |           |контроля          |                    |постановки  учета, |
  |           |                  |                    |экономической      |
  |           |                  |                    |работы   и  других |
  |           |                  |                    |направлений        |
  |           |                  |                    |хозяйственной      |
  |           |                  |                    |деятельности       |
  |           |                  |                    |требованиям        |
  |           |                  |                    |нормативно-        |
  |           |                  |                    |правовых  актов  и |
  |           |                  |                    |регламентов        |
  |-----------+------------------+--------------------+-------------------|
  | Информаци-|Определение       |Законодательные и   |Классификация      |
  | онное     |состава           |нормативные акты    |регулирующих актов |
  | обеспече- |документов        |Рекомендации        |по      конкретным |
  | ние       |правового,        |Внутрихозяйствен-   |задачам этапа      |
  |           |экономического,   |ные регламенты      |Формулировка       |
  |           |организационно-   |                    |предложений     по |
  |           |технологического  |                    |плану   и  порядку |
  |           |и организацион-   |                    |проведения работы  |
  |           |ного обеспечения  |                    |                   |
  |-----------+------------------+--------------------+-------------------|
  | Составле- |Получение         |Состав документов   |Аудиторские        |
  | ние плана |необходимой       |Состояние           |свидетельства   по |
  | проведе-  |информации   по   |отчетности          |каждой      задаче |
  | ния работ |задачам проверки  |Учетная политика    |этапа, достаточные |
  |           |Составление       |Информация о поста- |для ее выполнения  |
  |           |календарного      |новке бухгалтерского|                   |
  |           |графика работ и   |учета и внутрихозяй-|                   |
  |           |распределение     |ственного контроля  |                   |
  |           |обязанностей      |                    |                   |
  |           |Установление      |                    |                   |
  |           |состава рабочих   |                    |                   |
  |           |документов        |                    |                   |
  |           |(рабочая          |                    |                   |
  |           |тетрадь, бланки   |                    |                   |
  |           |тестов, вопросник)|                    |                   |
  |-----------+------------------+--------------------+-------------------|
  | Процесс   |Определение       |Операции            |Перечень  процедур |
  | выполне-  |методов           |Первичная           |для получения      |
  | ния рабо- |выполнения        |документация        |аудиторских        |
  | ты        |работы по         |Учетные регистры    |свидетельств       |
  |           |каждой задаче     |Главная книга       |Формулировка       |
  |           |Получение         |Финансовая          |предварительных    |
  |           |необходимой       |отчетность          |заключений         |
  |           |информации и ее   |                    |                   |
  |           |систематизация    |                    |                   |
  |-----------+------------------+--------------------+-------------------|
  | Обсужде-  |Представление     |Аудиторские         |Аудиторские        |
  | ние пред- |предварительных   |свидетельства,      |свидетельства,     |
  | варитель- |заключений и      |полученные в ходе   |требующие          |
  | ных заклю-|предложений       |проверки            |дополнительной     |
  | чений и   |Получение         |Доказательства      |информации         |
  | предложе- |дополнительной    |правильности        |Корректировка хода |
  | ний       |информации,       |вывода аудитора     |работы             |
  | аудитора  |если   возникла   |Рабочие документы   |Обоснование        |
  | с админи- |потребность в     |аудитора            |предложений и      |
  | страцией  |новых сведениях   |                    |рекомендаций       |
  | предприя- |для обоснования   |                    |                   |
  | тия       |заключений        |                    |                   |
  | (структур-|(предложений)     |                    |                   |
  | ного зве- |аудитора          |                    |                   |
  | на), ра-  |                  |                    |                   |
  | ботниками |                  |                    |                   |
  | и специа- |                  |                    |                   |
  | листами   |                  |                    |                   |
  | подразде- |                  |                    |                   |
  | лений     |                  |                    |                   |
  |-----------+------------------+--------------------+-------------------|
  | Подготов- |Систематизация    |Аудиторские         |Отчет (заключение) |
  | ка отчета |аудиторских       |свидетельства  по   |о результатах      |
  | (заключе- |заключений   по   |процедурам          |аудиторской работы |
  | ния)   и  |задачам,          |проверки            |Справка к заключе- |
  | предложе- |формулировка      |Протокол            |нию, подписанная   |
  | ний       |обобщающих        |обсуждения          |аудитором и        |
  | аудитора  |заключений        |предварительных     |должностными       |
  |           |Выделение         |заключений          |лицами аудируемого |
  |           |основных позиций  |Предложения и       |объекта            |
  |           |достоверности     |замечания аудитора  |Аудиторские        |
  |           |(обоснованности)  |                    |свидетельства      |
  |           |общего и частных  |                    |(частные  справки) |
  |           |заключений        |                    |по службам         |
  |           |                  |                    |(подразделениям)   |
  |-----------+------------------+--------------------+-------------------|
  | Внедрение |Подготовка        |Отчет               |Приказы и          |
  | решений,  |проектов приказов |(заключение)        |распоряжения       |
  | предложе- |и распоряжений в  |аудитора о          |администрации о    |
  | ний   по  |соответствии  с   |результатах         |необходимости      |
  | результа- |программой        |проверки            |перераспределения  |
  | там ауди- |устранения        |Частные             |обязанностей,      |
  | торской   |нарушений и       |свидетельства       |разработке         |
  | проверки  |отклонений от     |Справки             |внутрихозяйственных|
  |           |заданных          |Предложения         |регламентов  и     |
  |           |параметров        |аудитора            |мероприятий по     |
  |           |                  |                    |предотвращению     |
  |           |                  |                    |нарушений и        |
  |           |                  |                    |усилению   системы |
  |           |                  |                    |внутрихозяйственно-|
  |           |                  |                    |го контроля        |
  \-----------------------------------------------------------------------/

Л. Копылова,

генеральный директор аудиторской фирмы

АПК "Вектор-Плюс" (г. Пермь)


"Финансовая газета", N 20, 21, май 1999 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение