Система снижения рисков: несколько советов банкам (О. Кудрявцев, "Финансовая газета", N 21, май 1999 г.)

Система снижения рисков: несколько советов банкам


События на финансовых рынках все чаще показывают, насколько уязвимыми могут быть гиганты банковской индустрии, несмотря на всю их кажущуюся прочность. Думается, что в этой связи вопросы о месте и роли системы защиты от рисков в деятельности банка приобретают особое значение, тем более что в нашей стране им традиционно уделяется недостаточное внимание. По общепринятым во всем мире стандартам система защиты банков должна предусматривать три элемента: механизмы контроля рисков, планы действий в чрезвычайных ситуациях с целью минимизации ущерба, а также меры по покрытию (финансированию) убытков.

Основная задача первого звена - механизма контроля рисков сформировать систему выявления и оценки рисков, а также определить основные модели поведения для обеспечения минимизации рисков.

Риски по своей природе и степени воздействия чрезвычайно многообразны, и нет такой сферы деятельности, которая не была бы сопряжена с теми или иными рисками. Защититься от всех возможных ситуаций, наверное, нельзя, однако имеет смысл говорить о создании системы защиты по наиболее широкому кругу направлений. Механизм контроля рисков чаще всего получает практическое воплощение в нескольких составляющих: в организационной структуре, в виде инструкций, которыми должны руководствоваться сотрудники банка в своей работе, в виде материальной инфраструктуры (если мы говорим о физической безопасности).

Однако речь не идет о том, чтобы просто расставить огнетушители в соответствии с рекомендациями пожарного инспектора и развесить планы эвакуации при пожаре. Например, весьма распространенный риск - риск опечатки при подготовке юридических и финансовых документов. Мало кто воспринимает эту проблему всерьез и занимается ею на уровне компании в целом. Тем не менее известны случаи, когда запятая, поставленная не на месте, становилась причиной многомиллионных убытков.

В западных банках проблема, связанная с элементарными опечатками и ошибками, уже давно известна и отражена в должностных инструкциях: меры предосторожности считаются принятыми, если вслед за исполнителем, готовившим документ, этот документ обязательно еще раз проверяется другим сотрудником.

Естественно, что механизм контроля рисков должен быть четко регламентирован и для других сфер деятельности, где риск в финансовом исчислении еще более "осязаем".

На уровне построения организационной структуры банка также должны быть зафиксированы некоторые основные принципы: установление предельных полномочий, функциональное разделение отдельных участков работы, обеспечение двойного контроля за финансовыми операциями и т.д. Эти принципы лежат в основе системы внутреннего контроля рисков в любом более или менее цивилизованном зарубежном банке.

Отечественные банки, создавая все "с нуля", к сожалению, пока не уделяют должного внимания данным вопросам. Как показывает практика, пренебрежение к организации контроля рисков чревато большими потерями.

Всем хорошо известны обстоятельства, приведшие к краху старейшего торгового банка Англии - банка "Бэрингс". Подобные случаи не редкость: в 1996 г. в результате незаконных торговых операций с казначейскими ценными бумагами, которые проводил один из управляющих офиса японского "Дайва Банка" в Нью-Йорке, банк понес убытки порядка 1 млрд долл. и был оштрафован еще на 340 млн долл. После этого нью-йоркский филиал "Дайва Банка" был закрыт, и самому головному банку было запрещено в дальнейшем осуществлять деятельность на территории США.

План действий в чрезвычайных ситуациях - также один из немаловажных элементов в системе обеспечения безопасности банков. Он включает описание возможных сценариев развития событий при наступлении непредвиденных ситуаций и действий, которые необходимо предпринять для минимизации неблагоприятных последствий в этих условиях.

По данным экспертов Международной ассоциации профессиональных консультантов по вопросам безопасности, 43% предприятий, не имеющих плана действий в чрезвычайных ситуациях, после серьезной аварии оказываются вообще не способны восстановить прерванную деятельность. Еще 29% предприятий не в состоянии возобновить работу в течение двух лет. Что касается кредитно-финансовой сферы, то планирование на случай чрезвычайных обстоятельств еще более важно, поскольку на карту поставлены интересы многих тысяч, если не миллионов, клиентов. К слову, наличие такого плана - обязательное требование для американских банков.

План действий в чрезвычайных ситуациях может быть как общим, описывающим наиболее распространенные сценарии, так и ориентированным на конкретную ситуацию. Например, практически все западные финансовые институты разрабатывают сейчас специальные планы действий по "Проблеме 2000 года". Страхование как способ минимизации потерь является последним защитным барьером во всей системе безопасности банка. И именно тем, что он последний в этой цепочке, определяется его первостепенная значимость: от того, как организована страховая защита банка, зависит его способность противостоять подчас катастрофическим убыткам. Страховая индустрия дает возможность эффективно распределить риск, переложив значительную его часть на страховые компании. Существует ряд страховых продуктов, ориентированных исключительно на банки. Они могут стать предметом отдельного рассмотрения, здесь же хотелось бы остановиться на традиционных видах страхования. Ведь наряду с рисками, изначально присущими банковской деятельности (как, например, рыночные и кредитные риски), есть опасности, которые менее всего принимаются во внимание в повседневной практике. Яркий тому пример - пожар, произошедший в мае 1996 г. в головной штаб-квартире французского банка "Лионский кредит". Огнем была уничтожена большая часть расположенного в центре Парижа и оборудованного по последним технологиям здания стоимостью более 300 млн долл. Причем огромный ущерб, нанесенный имуществу в подобной ситуации, не идет ни в какое сравнение с косвенными потерями убытками, нанесенными самому банку и интересам его клиентов в результате простоя торговли на финансовых рынках, которые могли бы исчисляться огромными суммами. К счастью, этого не случилось, так как сработал план экстренных мер. Часть трейдеров была срочно переведена в резервный центр, созданный незадолго до пожара, еще часть - в филиал банка в Лондоне. Все силы были брошены на восстановление компьютерных систем банка. Через пару недель удалось более или менее восстановить приоритетные направления деятельности. Сыграло свою роль и то, что головной офис не занимался полномасштабной работой с частными лицами, иначе последствия могли бы быть намного серьезнее. Кроме того, банк обладал первоклассной страховой защитой, что позволило минимизировать потери и влияние пожара на финансовые показатели. Приведенный случай, конечно, экстраординарный, но он наглядно показывает, как важно наличие механизмов защиты банка в виде плана действий в чрезвычайных ситуациях и адекватной страховой программы. Эти механизмы могут защищать и от менее крупных неприятностей, которые происходят каждый день (по статистике, в США, например, ежегодно совершается порядка 8-9 тыс. ограблений банков).

Цель традиционного страхования имущества - защитить банк от подобных событий, контролировать которые весьма трудно и последствия которых могут нанести ущерб финансовой стабильности банка.

Это страхование, как правило, служит основой комплексной программы любого западного банка.

В России оно также, наверное, лидирует по популярности среди страховых продуктов, приобретаемых банками. Без сомнения, в значительной степени этому способствует отнесение затрат, связанных со страхованием имущества, на себестоимость. В заключение хотелось бы выразить надежду, что страхование станет такой же неотъемлемой частью системы защиты российских банков, какой оно является во всех развитых странах. Проделана огромная работа по адаптации западных страховых технологий к российским реалиям. Использование этих технологий для повышения надежности банковской системы - в интересах как самих банков, так и их клиентов.


О. Кудрявцев

ОСАО "Ингосстрах"


"Финансовая газета", N 21, Май 1999 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.