Гарантии сохранности пенсионных активов (Ю. Финогенова, "Финансовая газета", N 22, май 1999 г.)

Гарантии сохранности пенсионных активов


Система твердых гарантий в отношении сохранности частных пенсионных накоплений в любой стране является необходимым условием для существования и дальнейшего развития корпоративных пенсионных схем (1).

В начале 90-х годов вся Европа была потрясена одним из самых трагических моментов в истории пенсионного страхования, случившимся в Великобритании после краха империи Роберта Максвелла. Из-за финансовых махинаций с пенсионными активами несколько тысяч пенсионеров участников корпоративных пенсионных схем, учрежденных компаниями Максвелла, оказались практически без средств к существованию. Это событие во многом способствовало принятию правительствами ряда стран решения о создании специальных гарантийных программ, формирующихся за счет обязательных отчислений пенсионных фондов и охватывающих работников - участников корпоративных пенсионных схем. Например, в США существует специальная программа обеспечения сохранности пенсионных накоплений, носящая название "Пенсионная гарантийная корпорация" (Pension Benefit Guarantee Corporation - PBGC). В случае значительного уменьшения размера накопленных пенсионных активов и банкротства корпорации-спонсора все работники имеют право на получение определенного размера пенсии, выплачиваемого гарантийной программой. В Германии аналогом американской программы PBGC является "Общество сохранности пенсий" (Pensions Sicherungs Verein-PSV), которое также призвано защищать интересы работников и гарантировать пенсионные выплаты в случае банкротства пенсионного фонда, сформированного работодателем. Успешность функционирования таких гарантийных программ в США и Германии во многом связана с особенностями формирования экономических и производственных отношений в этих странах. Так, в Германии большинство корпоративных пенсионных фондов создается за счет выделения специальных резервов на балансах предприятий. Заметим, что таким способом финансируется почти 60% всех пенсионных схем Германии. Вследствие тесной взаимосвязи средств предприятия-спонсора и средств пенсионного фонда создание системы гарантий на случай банкротства предприятия становится необходимым. С позиций пенсионного страхования все пенсионные схемы можно разделить на две категории: схемы с установленными взносами и схемы с установленными выплатами. В первом случае размер пенсии рассчитывается лишь при наступлении основания для ее выплаты (как правило, это наступление пенсионного возраста). Во втором случае размер пенсии определен заранее. В большинстве стран со стабильной экономикой наибольшей популярностью пользуются схемы с установленными выплатами, так как они гарантируют определенный размер пенсии и предполагают большую взаимную ответственность вкладчика и пенсионного фонда. Представляется более обоснованным проводить страхование - на случай несостоятельности пенсионных фондов - только участников тех из них, которые функционируют на основании схем с установленными выплатами. Это связано с тем, что при снижении размера дохода, получаемого при инвестировании пенсионных активов, компании-спонсору придется покрывать возникший дефицит дополнительно, чтобы выплачивать обещанный размер пенсии. Если у такой компании не обнаружится достаточного размера дополнительных средств на момент выплат или же компания станет банкротом, то размер пенсии окажется значительно меньше ожидаемого. Поэтому для выполнения обязательств перед вкладчиками появится необходимость воспользоваться средствами гарантийных фондов. Однако финансирование дефицита через гарантийные программы не всегда оправдано. Так, в США многие компании, внедрившие у себя систему негосударственного пенсионного обеспечения, но при этом испытывающие финансовые трудности, злоупотребляют преимуществом, которое предоставило им государство. Они не стремятся самостоятельно поддерживать адекватный размер пенсионных активов, в результате чего происходит недофинансирование пенсионной схемы, которое может доходить до 10% совокупного размера пенсионных обязательств. Таким способом происходит заимствование средств работников в форме пенсионных обещаний работникам с надеждой на гарантии федерального правительства через программу PBGC. В Великобритании еще в 1995 г. была предпринята попытка решить проблему обеспечения гарантии сохранности пенсионных накоплений путем принятия ряда специальных поправок к закону о пенсиях. Так, было предложено ввести границу, ниже которой размер накопленных активов пенсионного фонда не должен опускаться. Кроме того, для контроля за финансовым состоянием корпоративных пенсионных схем раз в три года в обязательном порядке должна осуществляться переоценка активов этих схем. Наряду с законодательной системой, призванной повысить гарантии сохранности пенсионных накоплений, в 1996 г. в Великобритании была создана также специальная гарантийная программа, получившая название "Регистратор пенсионных схем" (Registrar of Pension Schemes - RPS). Однако эта программа обеспечивает выплаты членам пенсионных схем с установленными выплатами только в том случае, когда размер активов пенсионного фонда уменьшается более чем на 90%. В Швеции существуют две гарантийные пенсионные программы "Паевые корпорации по страхованию на рынке труда для служащих" (FРG) для служащих и "Паевые корпорации по страхованию на рынке труда" (AMFK) для рабочих, занятых на производстве. На современном этапе развития шведского пенсионного рынка отмечается отход от создания по германской модели пенсионных фондов в виде специальных резервов на балансах предприятий. По мнению многих аналитиков, в случае организации обособленных пенсионных фондов гарантийные программы становятся не столь эффективными. Это объясняется тем, что, как правило, при крупных корпорациях, владеющих своим пенсионным фондом, создается специальный совет, контролирующий выполнение обязательств перед вкладчиками. Размеры отчислений в FPG и AMFK невелики, поэтому они в скором будущем будут представлять собой, скорее, фонды защиты от финансовых рисков, чем источник финансирования пенсионных обязательств. Любая централизованная система гарантий потребует от работодателя дополнительных отчислений и, следовательно, дополнительных расходов. Так, ежегодные взносы в гарантийные фонды в 1997 г. с каждого застрахованного лица составляли в США - 2,6 долл.; в Великобритании - 0,23 фунт.стерл.; в Швеции - 0,2% размера совокупных пенсионных обязательств фонда. Важно то, что страхование пенсионных гарантий станет в конечном счете одним из видов обязательного страхования, осуществляемого государством, так как ни одна частная страхования компания не в состоянии взять на себя риск покрытия значительного размера пенсионных обязательств. Особенно велик риск того, что банкротство одной крупной корпорации может повлечь за собой банкротство нескольких мелких и средних фирм в смежных отраслях, имеющих свои пенсионные схемы. В этом случае страховой компании придется покрывать значительную сумму пенсионных обязательств, которая многократно превысит размер ее собственных активов. Оптимальным способом создания системы гарантий участникам корпоративных пенсионных схем представляется страхование активов пенсионных схем на сумму их возможного недофинансирования (дефицита). Если пенсионный фонд имеет дефицит в размере 10%, то страховать необходимо именно эту часть обязательств. У нас в стране неоднократно рассматривался вопрос о создании подобных гарантийных пенсионных программ. Основной проблемой, связанной с реализацией этого проекта, является расчет норматива отчислений. В России, по данным на конец октября 1998 г., функционировало более 270 пенсионных фондов, преимущественно корпоративных, с совокупным количеством участников более 1760 человек. Однако сложности с созданием гарантийного фонда возникают вследствие того, что негосударственные пенсионные фонды существенно отличаются друг от друга объемом активов, схемами пенсионного обеспечения, источниками привлечения средств, а также соотношением этих параметров в пенсионном портфеле. Все это создает трудности при формировании норматива отчислений в создаваемый гарантийный фонд. Возникает ряд вопросов по управлению и контролю за таким гарантийным фондом, по организации системы возмещения средств участникам несостоятельных пенсионных фондов, а также в отношении критериев оценки ответственности со стороны самого гарантийного фонда. В качестве позитивного сдвига в этом направлении можно отметить тот факт, что в настоящее время уже законодательно закреплен один из нормативов, позволяющих повысить надежность российских пенсионных фондов. Речь идет о размере уставного капитала негосударственного пенсионного фонда, который должен устанавливаться в размере, эквивалентном не менее 200 тыс. долл. Несмотря на существующие в настоящее время трудности в связи с проведением программы пенсионной реформы в нашей стране, опыт развитых стран Запада представляет значительный интерес с позиций использования различных вариантов при организации эффективной системы гарантий надежности пенсионных накоплений.


-------------------------------------------------------------------------

(1) Пенсионная схема негосударственного пенсионного обеспечения регулирует порядок произведения взносов и пенсионных выплат ее участникам. В корпоративных пенсионных схемах взносы производятся как самим работником, так и работодателем-спонсором.



Ю. Финогенова


"Финансовая газета", N 22, Май 1999 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.