Налоговый кодекс Российской Федерации и органы налоговой полиции (Г. Титова, "Финансовая газета", N 22, май 1999 г.)

Налоговый кодекс Российской Федерации и органы налоговой полиции


Несмотря на то что правовой статус налоговых органов и органов налоговой полиции регулируется различными законодательными актами, довольно часто на практике термин "налоговый орган" употреблялся в широком смысле для обозначения как непосредственно налоговых органов, так и органов налоговой полиции (а иногда и таможенных органов) в части налоговых правоотношений. С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) устанавливается четкое разграничение и правового положения указанных органов, а также их задач и функций по отношению к налогоплательщикам. В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговыми органами в Российской Федерации являются Государственная налоговая служба Российской Федерации (ныне Министерство Российской Федерации по налогам и сборам) и его территориальные подразделения в Российской Федерации. Таким образом, уполномоченной стороной во взаимоотношениях с налогоплательщиками по поводу уплаты налогов, осуществления налогового контроля, привлечения в установленных случаях к ответственности за совершение налогового правонарушения являются налоговые органы, основными задачами которых, как предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 23.12.98 г. N 1635, являются выработка и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней налогов и других обязательных платежей в полном объеме. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц также регулируются НК РФ (ст. 31-33). Как видно из определения, данного в ст. 30 НК РФ, органы налоговой полиции не отнесены к налоговым органам (и даже не наделены полномочиями налоговых органов в определенных случаях, как таможенные органы). Правовой статус органов налоговой полиции определен Законом Российской Федерации от 24.06.93 г. N 5238-1 (ред. от 17.12.96 г.) "О федеральных органах налоговой полиции", в соответствии с которым указанные органы осуществляют правоохранительную деятельность. Их основными задачами являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, в том числе налоговых преступлений; обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах и в органах налоговой полиции. Однако полномочия органов налоговой полиции определены и в НК РФ. При этом они ограничены сферой тех нарушений налогового законодательства, которые могут быть квалифицированы как преступления или административные правонарушения (т.е. осуществление налогового контроля, а также применение налоговых санкций, установленных НК РФ, за налоговые правонарушения органами налоговой полиции не могут быть осуществлены). В соответствии со ст. 36 НК РФ органы налоговой полиции полномочны: производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов;

проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их ведению; осуществлять в соответствии с федеральным законом оперативно-розыскную деятельность; по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках; осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом N 5238-1. С учетом прав, предоставленных органам налоговой полиции Законом N 5238-1 (в части, не противоречащей НК РФ), указанные органы могут, в частности, беспрепятственно входить в любые производственные, складские и иные помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения прибыли, и обследовать их; проверять у граждан и должностных лиц документы, при наличии достаточных оснований подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, вызывать граждан с целью получения объяснений, справок и иных сведений; налагать административный арест на имущество недоимщиков; составлять протоколы об административных правонарушениях в рамках предоставленных налоговой полиции полномочий; налагать административные штрафы на должностных лиц организаций и на физических лиц за воспрепятствование в реализации прав, предоставленных органам налоговой полиции, и др. Но, поскольку сфера деятельности и налоговых органов, и органов налоговой полиции является общей (т.е. уплата налогов и сборов), они, как правило, работают во взаимодействии. Так, это предполагает обмен информацией. В соответствии со ст. 9 Закона N 5238-1 (в редакции от 17.12.95 г.) органы налоговой полиции извещают налоговые органы о реализации оперативных материалов по фактам выявления и пресечения налоговых преступлений, а налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в 3-дневный срок направить материалы в органы налоговой полиции, как это предусмотрено п. 3 ст. 32 НК РФ); совместное проведение налоговых проверок (по запросам налоговых органов возможно участие в проверках органов налоговой полиции при наличии признаков преступлений или административных правонарушений) и т.д. Налоговый кодекс, не относя органы налоговой полиции к участникам правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 9 НК РФ), вместе с тем предусматривает ответственность указанных органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие их неправомерных действий (решений) или бездействий, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников органов налоговой полиции при исполнении ими служебных обязанностей. Указанная ответственность (помимо общих норм об ответственности сотрудников органов налоговой полиции, содержащихся в ст. 20 Закона N 5238-1 и в ст. 4 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.93 г. N 4991-1) установлена ст. 37 НК РФ. При этом ответственность в части возмещения убытков, включая упущенную выгоду (гражданско-правовая ответственность), аналогична ответственности налоговых органов, предусмотренной ст. 35 НК РФ.


Г. Титова

Минфин России

"Финансовая газета", N 22, Май 1999 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение