К Положению о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (А. Новиков, Н. Гаврилова, "Финансовая газета", N 25, июнь 1999 г.)

К Положению о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке


На основании части первой Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1999 года, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам совместно с Министерством финансов Российской Федерации разработано Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, которое зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации (регистрационный номер 1804 от 11.06.99 г.). Согласно пункту 1 статьи 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения, территории, а также проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.03.99 N 20н / ГБ-3-04/39, устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при выездной налоговой проверке. Порядок проведения инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя, используемого им для предпринимательской деятельности, проводится аналогично инвентаризации имущества организации с учетом некоторых особенностей, которые выделены в Положении в отдельный раздел.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете всех финансовых активов. Для целей проведения инвентаризации под имуществом налогоплательщика понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, могут быть включены любое имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, в перечень имущества, подлежащего инвентаризации, могут быть включены производственные запасы и другие виды имущества, числящиеся в бухгалтерском учете налогоплательщика, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке проводится по месту нахождения налогоплательщика, месту нахождения филиалов и других обособленных подразделений, месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, а также материально ответственному лицу. Руководитель налогового органа или его заместитель принимает решение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика. Основанием для проведения инвентаризации является распоряжение, которым утверждаются персональный состав комиссии, сроки проведения инвентаризации, причины ее проведения, а также виды имущества. Инвентаризация имущества налогоплательщика может проводиться при выездной налоговой проверке по усмотрению руководителя государственной налоговой инспекции при наличии достаточных оснований, например: когда имеются сведения об уклонении налогоплательщика от уплаты налогов; недостоверности бухгалтерской отчетности (т.е. несопоставимости отчетных данных первичным документам, данным, отраженным в главной книге, и т.д.); изменении учетной политики в отчетном периоде; грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета (или уклонении от его ведения); необоснованном внесении исправлений в кассовые и банковские документы; частой смене материально ответственных лиц; получении организацией убытков от финансово-хозяйственной деятельности в течение длительного времени; изменениях в оценке дебиторской задолженности, имущества и других обязательств; некачественном проведении обязательной инвентаризации (уклонении от проведения) в установленных законодательством случаях и др. При наличии обстоятельств налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов. Следует иметь в виду, что руководители организаций, индивидуальные предприниматели обязаны создать необходимые условия для проведения инвентаризации его имущества. Для этих целей могут привлекаться представители администрации организации, материально ответственные лица и работники бухгалтерской службы. При наличии обстоятельств налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов. Следует иметь в виду, что руководители организаций, индивидуальные предприниматели обязаны создать необходимые условия для проведения инвентаризации его имущества. Для этих целей могут привлекаться представители администрации организации, материально ответственные лица и работники бухгалтерской службы. Инвентаризационной комиссии должны быть предоставлены все необходимые бухгалтерские документы на момент проведения инвентаризации (инвентарные карточки, инвентарные книги, оборотные ведомости, технические паспорта, акты приемки-передачи основных средств, договоры на аренду имущества и доверительного управления имуществом, договоры купли-продажи и другие необходимые договоры, при необходимости - поэтажный план зданий и т.д.). При этом материально ответственные лица, а также лица, имеющие подотчетные суммы или доверенности на приобретение имущества, дают расписки о сдаче всех документов в бухгалтерию или непосредственно комиссии, а также о том, что все материальные ценности к началу инвентаризации оприходованы или списаны в расход. Инвентаризация имущества налогоплательщика проводится по материально ответственным лицам. При проведении инвентаризации основных средств (зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и др.), малоценных и быстроизнашивающихся предметов, сырья и материалов, производственных запасов в незавершенном производстве и объектов незавершенного строительства, готовой продукции, товаров составляются установленные Положением инвентаризационные описи. При инвентаризации члены комиссии в присутствии материально ответственных лиц проверяют фактическое наличие основных фондов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, материалов, запасов и других товарно-материальных ценностей, осматривают объекты и записывают их полное наименование, инвентарные номера, стоимость в инвентаризационную опись. Объекты, не числящиеся в учете, также включают в инвентаризационную опись. При необходимости эксперты производят оценку объектов, т.е. определяют их стоимость и износ по фактическому техническому состоянию. В случае, когда отдельные выявленные объекты основных средств неправильно числятся в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), их переводят в состав основных средств путем внесения их в инвентаризационную опись. Основные средства и другие материальные ценности, не числящиеся в учете и выявленные в процессе инвентаризации, должны быть оприходованы и внесены в описи. На вновь выявленные неучтенные объекты также составляются инвентаризационные описи. По арендованным объектам составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых указываются сведения об арендодателе и сроке аренды. Инвентаризация нематериальных активов, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений в ценные бумаги и в уставные капиталы других организаций, предоставленных займов проводится на основании данных бухгалтерского баланса и подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком. Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности проводится в соответствии с порядком ведения кассовых операций, установленным Банком России. Инвентаризация других финансовых активов проводится на основании данных бухгалтерского учета и отчетности, первичных документов. При этом инвентаризационная комиссия должна также установить правильность расчетов по налогам с бюджетом. При проведении инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя следует иметь в виду, что инвентаризация имущества, используемого предпринимателем в целях осуществления предпринимательской деятельности, производится не только по месту осуществления им предпринимательской деятельности, но и по местонахождению указанного имущества. При этом доступ налоговых органов в жилые помещения по месту проживания индивидуального предпринимателя без его согласия не допускается. Результаты проведенной инвентаризации отражаются в акте проверки налогового органа, проводившего инвентаризацию имущества налогоплательщика, который передается на рассмотрение руководителю организации или индивидуальному предпринимателю. Окончательное решение о зачете, начислении дополнительных налогов, взыскании финансовых санкций за ненадлежащее ведение бухгалтерского учета и сокрытие от налогообложения объектов принимает руководитель налогового органа. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в следующем порядке: а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации либо увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации; б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации либо уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Что касается порядка отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя, то излишек имущества, выявленного инвентаризацией при выездной налоговой проверке, относится на увеличение доходов индивидуального предпринимателя. Вместе с тем следует иметь в виду, что убытки от недостачи имущества и его порчи у индивидуального предпринимателя не принимаются.


А. Новиков,

государственный советник налоговой службы III ранга


Н. Гаврилова,

советник налоговой службы I ранга


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение