Ответственность налогоплательщиков за нарушение порядка исчисления налога на прибыль (Ю. Подпорин, "Финансовая газета", N 28, июль 1999 г.)

Ответственность налогоплательщиков за нарушение порядка исчисления налога на прибыль


До 1 января 1999 г. налогоплательщики несли ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Законом РСФСР от 21.03.91 г. N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Российской Федерации от 16.07.92 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" и Федеральным законом от 13.06.96 г. N 67-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 11 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР"), а также Законом Российской Федерации от 22.12.92 г. N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", Федеральным законом от 25.06.98 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и рядом других законодательных актов.

Кроме того, Конституционным судом Российской Федерации было принято постановление от 17.12.96 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции", в п. 5 которого указано, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.

Предусмотренное ст. 13 Закона N 2118-1 и ст. 7 (пп. 8 и 9) и 8 Закона N 943-1 взыскание с юридических лиц в бесспорном порядке недоимки по налогам, а также пени не противоречит Конституции Российской Федерации.

Взыскание же всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также различного рода штрафов, предусмотренное статьями названных законодательных актов, носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение, т.е. за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно или по неосторожности.

При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежит доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика. В связи с этим налоговые органы вправе принять решение о взыскании всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также штрафов. Это решение может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафных санкций, названных в предыдущем абзаце, не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика. Указанное постановление вступило в силу согласно п. 3 его постановляющей части с 17 декабря 1996 г. С 1 января 1999 г. ответственность налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства определяется в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).


Ответственность за нарушение налогового законодательства


Налоговые санкции за нарушения налогового законодательства применяются на основании проводимых налоговыми органами проверок документов налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов, обследований (с соблюдением установленных правил) любых производственных, складских, торговых и иных помещений налогоплательщиков, связанных с получением прибыли (доходов).

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы могут проводить камеральные и выездные налоговые проверки. При этом проверкой может быть охвачен период не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки. Запрещается проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом, проверяющим деятельность нижестоящего налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. Только в исключительных случаях срок ее проведения может быть продлен до трех месяцев (ст. 89 НК РФ). Должностные лица налоговых органов осуществляют названные выше проверки на основании письменного поручения руководителя госналогинспекции на право проведения проверки конкретного налогоплательщика при предъявлении служебного удостоверения и при необходимости соответствующей формы допуска. Перепроверка предприятий работниками вышестоящего налогового органа производится при предъявлении служебного удостоверения.

По результатам проверок и обследований должностные лица налоговых органов в обязательном порядке составляют акты, в которых излагаются конкретные данные о выявленных нарушениях налогового законодательства, порядке ведения учета доходов, расходов, денежных операций, бухгалтерской отчетности, приведших к сокрытию или занижению дохода (прибыли) за проверяемый период, составления налоговых расчетов, отчетов, деклараций и их представления налоговым органам. В актах фиксируются суммы сокрытого (заниженного) дохода (прибыли) или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения, а также конкретные факты других нарушений (отсутствие учета объекта налогообложения, ведения его с нарушением требуемого (установленного) порядка, непредставление или задержка представления документов, уплаты налогов и др.).

В соответствии со ст. 100 НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту (в целом или по его отдельным положениям).

Изъятие документов налогоплательщиков, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов налогообложения, до 1 января 1999 г. производилось в соответствии с инструкцией Минфина РСФСР от 26.07.91 г. N 16/176 "О порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан" на основании письменного постановления должностного лица налогового органа.

С 1 января 1999 г. выемка документов производится в соответствии со ст. 94 НК РФ. В соответствии с этой статьей выемка должна производиться только в присутствии понятых. О выемке документов составляется протокол, в котором в соответствии со ст. 99 НК РФ указываются наименование налогоплательщика, место и дата проведения выемки документов, время начала и окончания выемки, фамилии, имена и отчества лиц, составивших протокол, и лиц, участвующих в выемке документов. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в выемке.

По выявленным нарушениям, за которые виновные должностные лица предприятий и организаций подлежат привлечению к административной ответственности, составляются и прилагаются к материалам проверки протоколы об административном правонарушении в отношении каждого должностного лица. По истечении названного срока в течение не более 14 дней руководитель налогового органа или его заместитель рассматривает акт налоговой проверки, в котором зафиксированы налоговые правонарушения и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению соответствующих санкций. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика, о чем они извещаются налоговым органом. В случае неявки представителей налогоплательщика материалы проверки рассматриваются в его отсутствии.

В соответствии со ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа или его заместитель в течение 10 дней выносит решение (постановление):

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений. Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику под расписку или передаются другим способом, свидетельствующим о дате его получения.

В случае если требование не может быть вручено налогоплательщику, оно считается полученным налогоплательщиком или его представителем по истечении шести дней после его отправки заказным письмом.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании налоговой санкции. До обращения в суд в соответствии со ст. 104 НК РФ налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить суммы налоговых санкций, направив соответствующее требование об уплате налога.

Согласно ст. 113 НК РФ налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении следующих налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ:

1) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением этих правил понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное и неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика;

2) нарушение правил составления налоговой декларации, выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика источников доходов, исчисленной суммы налога или других данных, связанных с исчислением и уплатой налога;

3) неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке налоговым органом.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении следующих налоговых правонарушений:

1) уклонение от постановки на учет в налоговом органе, выразившееся в осуществлении организацией деятельности без постановки на учет в течение более 90 дней со дня истечения установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления. Названной статьей установлено, что заявление о постановке на учет подается организацией в налоговый орган в течение 10 дней после ее государственной регистрации;

2) нарушение установленного срока представления налогоплательщиком в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в банке;

3) непредставление налогоплательщиком или его представителем налоговой декларации в налоговый орган;

4) нарушение правил составления налоговой декларации;

5) неисполнение налоговым агентом возложенных на него законодательством о налогах обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет удержанных сумм налогов.

В соответствии с НК РФ к налогоплательщику могут быть применены следующие санкции за нарушения в исчислении налога на прибыль:

1) задержка представления расчета по налогу на прибыль сроком до 180 дней. В соответствии с частью 1 ст. 119 предусматривается взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 25% указанной суммы;

2) грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Если эти действия совершены в течение одного налогового периода, то сумма штрафа составляет 5 тыс. руб. Если эти действия совершены в течение более одного периода, то сумма штрафа составляет 15 тыс. руб.;

3) нарушение правил составления расчета по налогу на прибыль, выразившееся в несвоевременном отражении в нем доходов и расходов. Взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб.;

4) нарушение правил составления расчета по налогу на прибыль, т.е. неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению суммы налога. Взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.;

5) неуплата или неполная уплата суммы налога на прибыль в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления суммы налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной проверке. Взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога; те же действия, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога;

6) невыполнение налоговым агентом возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет налога на прибыль. Взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей удержанию и перечислению;

7) непредставление налоговому органу документов, необходимых для проверки правильности исчисления налога на прибыль, либо представление документов с заведомо ложными сведениями. Взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.;

8) отказ от представления документов по запросу налогового органа, необходимых для проверки правильности исчисления налога на прибыль, или непредставление их в установленный срок. Взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.


Пример 1. При проверке установлено, что налогооблагаемая прибыль за I квартал 1999 г. составила 100 тыс. руб., тогда как, по данным плательщика, она определена в сумме 65 тыс. руб.

Расхождение составило 35 тыс. руб., из которых за счет: неправильного отнесения затрат на себестоимость - 25 тыс. руб.; неправомерного применения льготы - 10 тыс. руб.

В этом случае в соответствии с п. 3 ст.120 НК РФ с налогоплательщика будет взыскан штраф в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. В соответствии с п. 4 названной статьи на него будет наложен штраф в сумме 3 тыс. руб. В соответствии со ст. 122 НК РФ с налогоплательщика будет взыскан штраф в сумме 20% неуплаченной суммы налога, а в случае доказанного умысла 40% неуплаченного налога.


Пример 2. Предприятие, в числе работников которого были инвалиды, при расчете налога на прибыль применяло льготную ставку налога на основании п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

При проверке данного предприятия налоговой инспекцией было установлено, что оснований для пользования соответствующей льготой у предприятия не имелось, поскольку число работающих на нем инвалидов составляло менее 50% общего числа работников. Таким образом, данное предприятие должно было уплачивать налог на прибыль по полной ставке.

В соответствии со ст. 122 НК РФ организация несет ответственность в размере 20% неуплаченной суммы налога. В том случае, если в действиях организации будет признан умысел, сумма штрафа составит 40% неуплаченной суммы налога. Кроме того, в соответствии со ст. 121 НК РФ указанное нарушение влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.


Пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 8.05.96 г. N 685 (в ред. от 24.07.97г.) "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" установлено, что технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не являются налоговыми нарушениями.

В целях выполнения Указа Госналогслужба России письмом от 28.06.96 г. N ПВ-6-09/450 (п. 3) установила, что если налогоплательщик самостоятельно и своевременно до проверки налоговым органом выявил ошибки, в результате которых в бюджет не были уплачены или не полностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, и в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность, в расчеты по налогам и платежам, произвел уплату причитающихся сумм, то допущенные ошибки налоговыми нарушениями не являются.

В указанных случаях с налогоплательщика пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей не взыскиваются. Предприятие при выявлении в отчетном году занижения сумм налога от фактической прибыли за прошлые годы сообщает налоговому органу о доначисленной сумме налога и перечисляет ее в бюджет. Если предприятием обнаружена ошибка в исчислении налога от фактической прибыли за истекший квартал (месяц) отчетного года, то составляется уточненный расчет налога за этот период, представляется налоговому органу и производится перечисление в бюджет доначисленной суммы, не дожидаясь следующего отчетного периода года.

Выявленная налогоплательщиком и внесенная в бюджет сумма налога подлежит зачету при составлении расчета по налогу от фактической прибыли следующего отчетного периода (нарастающим итогом с начала года). В случае когда налогоплательщик выявляет занижение прибыли за прошлые годы или истекшие периоды отчетного года, то он представляет в налоговый орган сведения о сумме заниженной прибыли, уточненный расчет налога на прибыль за прошлые годы или истекшие периоды отчетного года, не дожидаясь срока представления расчета за отчетный период. Доначисленная предприятием и перечисленная в бюджет сумма налога должна быть зачтена при составлении расчета по налогу от фактической прибыли нарастающим итогом с начала года. При этом исправления в бухгалтерскую отчетность вносятся в соответствии с п. 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н.

В соответствии со ст. 81 НК РФ, если налогоплательщик самостоятельно установил ошибку в расчете по налогу на прибыль и заявил об этом в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления об уточнении. Если заявление об уточнении расчета по налогу на прибыль подается после истечения срока сдачи названного расчета, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности, если указанное заявление было сделано до момента вручения акта налоговой проверки.

Налоговые органы имеют право принимать решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банках и иных кредитных учреждениях в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога.

В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо. Предметом залога в соответствии со ст. 73 НК РФ может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству Российской Федерации. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

В случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований, что налогоплательщик может скрыться или скрыть свое имущество, налоговым органом может быть произведен арест имущества в соответствии со ст. 77 НК РФ. Арест имущества может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации. В то же время аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязательства по уплате налога. Налоговые органы также вправе в соответствии со ст. 31 НК РФ обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации организации любой организационно-правовой формы.


Административная ответственность должностных лиц организаций


В соответствии с частью первой НК РФ, Законом N 943-1, Законом Российской Федерации от 24.06.93 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" должностным лицам налоговых органов и органов налоговой полиции предоставлено право налагать административные штрафы на должностных лиц организаций в порядке и размерах, установленных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР).

Административные штрафы применяются в тех случаях, когда в результате проверки предприятий, учреждений, организаций налоговыми органами выявлены нарушения, предусмотренные п. 12 ст. 7 Закона N 943-1 и ст. 119 - 123 НК РФ, допущенные должностными лицами, виновными в: сокрытии (занижении) дохода (прибыли); отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка, а также искажении данных бухгалтерских отчетов, балансов и других документов; непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов и других документов.

Административная ответственность в виде штрафа применяется к должностным лицам организаций только в случае наличия их вины в нарушении налогового законодательства. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения. При этом длящимся административным правонарушением считается действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновное должностное лицо законом под угрозой административного наказания. Названное взыскание налагается на основании протокола, составляемого должностным лицом налогового органа.

В соответствии со ст. 234 и 235 КоАП РСФСР в протоколе указываются дата и место его составления; должность, классный чин, фамилия, имя, отчество лица, составляющего протокол, наименование органа, который оно представляет; сведения о личности правонарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей, если они имеются; объяснения правонарушителя; другие сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение, а при наличии свидетелей протокол может быть подписан также и этими лицами.

Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения по содержанию протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписания. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст. 247 КоАП РСФСР, о чем делается отметка в протоколе.

В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись об этом. Согласно ст. 227 и 262 КоАП РСФСР отказ от подписания протокола не является основанием для прекращения дела о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

В соответствии со ст. 236-1 КоАП РСФСР копия протокола об административном правонарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему правонарушение. Не позднее следующего дня протокол передается начальнику налогового органа (органа налоговой полиции), которым в течение пятнадцати дней выносится постановление либо о наложении административного штрафа, либо о прекращении дела производством.

В соответствии со ст. 263 КоАП РСФСР копия постановления в течение трех дней вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Постановление согласно ст. 267 и 268 КоАП РСФСР может быть обжаловано как в вышестоящий налоговый орган (орган налоговой полиции), так и в суд общей юрисдикции в течение десяти дней со дня его вынесения. В случае пропуска названного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Подача в установленный срок жалобы на постановление о наложении административного штрафа приостанавливает его исполнение. Согласно ст. 285 КоАП РСФСР постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа подлежит исполнению лицом, в отношении которого оно вынесено, - не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления, а в случае обжалования или опротестования постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.

В соответствии со ст. 286 КоАП РСФСР, если нарушитель не уплатил штраф добровольно в указанный срок, постановление о наложении штрафа подлежит принудительному исполнению. В этом случае начальник налогового органа или органа налоговой полиции направляет постановление в районный народный суд с заявлением о его принудительном исполнении (удержании суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы нарушителя или из иного его заработка) в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом от 21.07.97 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", вступившим в силу с 28 октября 1997 г.

Если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии нарушителя невозможно по другим причинам, взыскание штрафа производится на основании постановления должностного лица налогового органа или органа налоговой полиции о наложении штрафа судебным исполнителем путем обращения штрафа на личное имущество нарушителя, а также на его долю в общей собственности.


Уголовная ответственность должностных лиц организаций


К уголовной ответственности привлекаются должностные лица налогоплательщиков, виновные в сокрытии прибыли (доходов) в крупных размерах или особо крупных размерах, а также за уклонение от явки в органы МНС России для дачи пояснений или отказ от дачи пояснений об источниках прибыли (дохода) и фактическом их объеме, а равно за непредставление документов и иной информации о деятельности предприятия по требованию органов МНС России.

В соответствии со ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.06.98 г. N 92-ФЗ) уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, совершенное в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.

Если то же деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также ст. 194 или 198 Уголовного кодекса Российской Федерации, или неоднократно, или в особо крупном размере, то оно наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. При этом уклонением от уплаты налогов в крупном размере признается уклонение на сумму, превышающую одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.


Обжалование действий налоговых органов


При несогласии с действиями должностных лиц налоговых органов налогоплательщики в соответствии со ст. 14 Закона N 943-1 вправе обжаловать эти действия путем подачи жалобы в те налоговые инспекции, которым непосредственно подчинены эти должностные лица, либо в суд (арбитражный суд). Решения по жалобам налогоплательщиков могут быть обжалованы в вышестоящие государственные налоговые инспекции в течение месяца. Госналогслужбе России и государственным налоговым инспекциям субъектов Российской Федерации предоставлено право отмены решений нижестоящих налоговых инспекций. Налогоплательщики при несогласии с решением Госналогслужбы России вправе обратиться в Арбитражный суд Российской Федерации.

Установленный указанной статьей порядок обжалования налогоплательщиками решений налоговых органов по подчиненности не лишает налогоплательщика права на защиту своих имущественных интересов в судебном порядке. В случае ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, в результате чего налогоплательщику причинен ущерб, этот ущерб подлежит возмещению в установленном порядке (включая упущенную выгоду). Факт такого ущерба и его размер устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


Ю. Подпорин,

советник налоговой службы I ранга


"Финансовая газета" N 28, июль 1999 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение