• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Бухгалтеру торговой организации ("Финансовая газета", N 28, июль 1999 г.)

Бухгалтеру торговой организации


Ответственными за маркирование знаками товаров и продукции являются в том числе и торговые организации. Какие требования предъявляются и какими документами следует руководствоваться по данному вопросу?

Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 г. N 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок" (с изменениями от 19 сентября 1997 г.) с 1 апреля 1999 г. на территории Российской Федерации при маркировании товаров и продукции, подлежащих обязательной сертификации, следует применять знаки соответствия с учетной информацией к ним, защищенные от подделок. Маркированию знаками подлежат производимые на территории Российской Федерации и импортируемые товары и продукция, реализуемые на потребительском рынке Российской Федерации. И именно этим документом определено, что ответственными за маркирование знаками товаров и продукции являются организации-производители, импортеры, торговые организации и индивидуальные предприниматели.

Порядок маркирования изложен в Инструкции о порядке маркирования знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок, товаров и продукции, реализуемых на территории Российской Федерации, и учете их движения (утв. Госстандартом России 29 декабря 1998 г. N 30 и Минторгом России 30 декабря 1998 г. N 200, зарегистрирована в Минюсте России 17 марта 1999 г., рег. N 1731), в соответствии с которой знак соответствия, защищенный от подделок, выполняется по специальной технологии. Защищенный знак наносится на товар изготовителем, продавцом при наличии документа на право применения знака соответствия. Учетная информация к знаку соответствия, защищенная от подделок, выполняется по специальной технологии в виде марки и наносится на маркированные знаком соответствия товары для учета их движения.

Полный перечень первой группы товаров и продукции, подлежащих обязательному маркированию защищенными знаками и учетной информацией, разработанный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. N 601 (с изменениями и дополнениями), и приведен в приложении к инструкции. С 1 июля 1999 г. реализация на территории Российской Федерации товаров и продукции, указанных в прилагаемом к настоящей Инструкции перечне, без наличия защищенных знаков и учетной информации запрещена. Организации-производители, импортеры, торговые организации и индивидуальные предприниматели вправе добровольно маркировать защищенными знаками товары и продукцию, подлежащие обязательной сертификации, но не вошедшие в вышеназванный перечень, а также товары и продукцию, не подлежащие обязательной сертификации.

Ответственными за маркирование защищенными знаками и учетной информацией товаров и продукции являются организации-производители, импортеры, торговые организации и индивидуальные предприниматели.

Приобретение защищенных знаков и учетной информации рекомендуется производить заблаговременно до фактической реализации на территории Российской Федерации товаров, подлежащих маркированию. Приобрести защищенные знаки можно в органах по сертификации, аккредитованных в системе сертификации ГОСТ Р, а учетную информацию в территориальных управлениях Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства торговли Российской Федерации. Для приобретения защищенных знаков необходимо предоставить следующие документы: копию документа на право применения знака соответствия; копию сертификата соответствия на товар; заявку на приобретение защищенных знаков (в трех экземплярах); доверенность организации на получение защищенных знаков (предъявляется вместе с документом, удостоверяющим личность получателя); копию платежного документа с отметкой банка, подтверждающего перечисление денежных средств за приобретение защищенных знаков.

Для получения учетной информации следует представить следующие документы: свидетельство о регистрации, заверенное в установленном порядке; копию сертификата соответствия на данный товар, заверенную в установленном порядке; заявку на приобретение учетной информации (в трех экземплярах); доверенность организации на получение учетной информации (предъявляется вместе с документом, удостоверяющим личность получателя); копию платежного документа с отметкой банка, подтверждающую перечисление денежных средств за приобретение учетной информации. Учетная информация может приобретаться единовременно в количестве, соответствующем потребности заявителя. Сведения о количестве приобретенной учетной информации по видам маркируемых ею товаров направляются в налоговую инспекцию по месту регистрации заявителя. Розничные торговые организации и индивидуальные предприниматели наносят учетную информацию на каждую единицу товара, находящегося в реализации или на хранении в магазине, на складе, в подсобном помещении, киоске, на рынке, прилавке и иных местах.


Включаются ли суммы налога с продаж, уплаченные при приобретении имущества, в его стоимость?

В соответствии с требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"; Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98), утвержденное приказом Минфина России от 15.06.98г. N 25н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов").

Таким образом, суммы налога с продаж, уплаченные при приобретении имущества, включаются в его стоимость и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержки производства и обращения в том случае, когда использование этого имущества связано с процессом производства и реализации (см. письмо Госналогслужбы России от 31 декабря 1998 г. N ВГ-6-01/930@ "По отдельным вопросам исчисления и уплаты налога с продаж").


Следует ли для исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы исключать из выручки, отражаемой по счету 46, сумму налога с продаж?

Налогооблагаемой базой для предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность (кроме заготовительных, снабженческо-сбытовых и торговых), является выручка, отраженная по строке 010 "Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" (приложение N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 1996 г. N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций"). В связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предприятиям и организациям для исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы следует исключать из выручки, отражаемой по счету 46, сумму налога с продаж. Аналогично для заготовительных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций из суммы валового дохода исключают сумму налога с продаж (см. письмо Госналогслужбы России от 31 декабря 1998 г. N ВГ-6-01/930@ "По отдельным вопросам исчисления и уплаты налога с продаж").


За счет каких источников покрываются расходы по уплате лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями?

Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" выделяет лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Он относится к местным налогам и сборам (п.п. "л" п. 1 ст. 21 указанного Закона) и уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (п. 5 ст. 21 указанного Закона). (В письме Госналогслужбы России от 18 ноября 1996 г. N ВК-6-01/798 "О порядке налогообложения и взимания платы за выдачу лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям" даны разъяснения, что сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению, в размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, физических лиц - 25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. Данный сбор является местным налогом и в соответствии с п. 4 этой же статьи может устанавливаться решением органа местного самоуправления.)


Каков порядок отражения в учете расчетов с использованием пластиковых карточек?

В ответ на ваш вопрос приводим ряд рекомендаций. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утв. приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56) (с изменениями от 28 декабря 1994 г., 28 июля 1995 г., 27 марта 1996 г., 17 февраля 1997 г.) счет 50 "Касса" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе предприятия, а счет 55 "Специальные счета в банках" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся на территории страны и за рубежом в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования (поступлений) в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

Таким образом, в данной ситуации логично использовать счет 57 "Переводы в пути", который предназначен для обобщения информации о движении денежных средств (переводов) в российской и иностранных валютах в пути, т.е. денежных сумм (преимущественно торговая выручка), внесенных в кассы банков, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет предприятия, но еще не зачисленных по назначению.


  /------------------------------------------------------\
  |  Дебет |    Кредит   |    Содержание операции        |
  |--------+-------------+-------------------------------|
  |  57    | 62 (или) 46 |  Отражена выручка, выдан чек  |
  |        |             |  покупателю, получен слип     |
  |--------+-------------+-------------------------------|
  |  51    | 57          |  Получены денежные средства   |
  |        |             |  на расчетный счет            |
  \------------------------------------------------------/

Обращаем Ваше внимание, что в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации содержатся две формы книги кассира-операциониста N 20-ОН (коды по ОКУД 0903021 и 0903022). Форма (код по ОКУД 0903021) содержит в графе "Сдано директору (ст. кассиру)" классификацию выручки на наличные и оплаченные документы. Графа "Оплаченные документы" может использоваться для отражения выручки по пластиковым карточкам. В этом случае деньги в головную кассу не поступают и в кассовой книге не отражаются.


Как следует отражать товары, выдаваемые покупателю при проведении презентации как сувенир (подарок)? Можно ли отнести эти расходы к расходам, возникающим в процессе движения товаров до потребителей?

В письме Госналогслужбы России от 19 декабря 1997 г. N 34-2-03/23 указано, что в состав издержек обращения и производства включаются расходы предприятий торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собственного производства и продажей покупных товаров.

Номенклатура издержек обращения для предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания всех форм собственности установлена Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Комитетом Российской Федерации по торговле по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации 20 апреля 1995 г. N 1-550/32-2.

Предприятия имеют право сокращать и расширять перечень статей в пределах затрат, предусмотренных Положением по составу затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552. В связи с этим предметы торговли, являющиеся самостоятельными товарами, а также любые изделия, выдаваемые покупателю при проведении презентации как сувенир (подарок), относятся на ст. 2.11 "Расходы по рекламе" Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Комитетом Российской Федерации по торговле по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации 20 апреля 1995 г. N 1-550/32-2.

При этом для целей налогообложения общая величина фактических расходов на рекламу, отнесенных на себестоимость продукции (работ, услуг) или на издержки обращения, не должна превышать предельных размеров, исчисленных по нормативам, приведенным в приложении N 2 к письму Минфина России от 29 апреля 1994 г. N 56.


Что включают в себя розничный и оптовый товарообороты?

В постановлении Госкомстата России от 8 декабря 1998 г. N 122 "Об утверждении Дополнений и изменений в Инструкцию по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения N П-1, П-2, П-3, П-4" указано, что оборот розничной торговли представляет собой стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет).

В оборот розничной торговли наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный расчет, также включаются: стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи); стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара; стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговая организация не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговая организация является собственником товаров; стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем); полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.); стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки); стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара; стоимость проданной порожней тары.

Не включаются в оборот розничной торговли: стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы; стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.

Оборот оптовой торговли представляет собой стоимость отгруженных (переданных) на сторону товаров, приобретенных на стороне для целей перепродажи юридическим лицам и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, для профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи), кроме продажи населению, которая относится к обороту розничной торговли. (Обязательным признаком операции, относимой к оптовой торговле, является наличие счета-фактуры).


Экспертная группа Международного

еженедельника "Финансовая газета"


"Финансовая газета" N 28, июль 1999 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.