О налогах на имущество физических лиц (Л. Крыканова, "Финансовая газета", N 31, август 1999 г.)

О налогах на имущество физических лиц


Федеральный закон от 17.07.99 г. N 168-ФЗ внес изменения и дополнения в Закон Российской Федерации от 9.12.91 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Это четвертый такого рода закон с 1992 г., и он вступил в действие с 21 июля 1999 г., с момента опубликования в "Российской газете". Статьи 1, 2 и 3 изложены в новой редакции, а в ст. 4 и 5 внесены изменения и дополнения.

Остановимся на основных изменениях и дополнениях в исчислении имущественных налогов.

С целью более точного понимания, кто является плательщиком налогов, в ст. 1 Закона N 168-ФЗ дано более подробное понятие этой категории физических лиц при различных формах собственности на имущество, облагаемое налогом. Так, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле собственности в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических и юридических лиц. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, все собственники этого имущества несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Вместе с тем налогоплательщиком может стать одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

В новой редакции ст. 2 Закона объекты налогообложения разделены на две категории:

жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).

Соответственно и налог на имущество физических лиц состоит из двух налогов:

налога на строения, помещения и сооружения;

налога на водно-воздушные транспортные средства.

По ранее действовавшему порядку ставку налога на строения, помещения и сооружения устанавливали органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 0,1% их инвентаризационной стоимости, а по налогу на водно-воздушные транспортные средства ставки налога были установлены Законом.

Теперь с введением в действие нового Закона, устанавливающего дифференцированный размер ставок налогов как по налогу на строения, помещения и сооружения, так и по налогу на водно-воздушные транспортные средства, право устанавливать ставки налогов предоставлено представительным органам местного самоуправления. И это правильно, так как налог этот местный, полностью зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения, да и эти органы лучше учтут местную специфику (доходность, размеры, месторасположение и использование имущества владельцами).

Дифференцированные ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Предельные ставки налога на строения, помещения и сооружения определены Законом и не могут превышать следующих размеров:


        /----------------------------------\
        |   Стоимость  |     Ставка        |
        |  имущества,  |     налога,       |
        |   тыс. руб.  |       %           |
        |--------------+-------------------|
        |До 300        |  До 0,1           |
        |--------------+-------------------|
        |От 300 до 500 |  От   0,1  до 0,3 |
        |--------------+-------------------|
        |Свыше 500     |  От   0,3  до 2,0 |
        \----------------------------------/

Ставки налога на водно-воздушные транспортные средства устанавливаются в процентах от минимального размера оплаты труда, действующего на 1 января года, за который начисляется налог с каждой лошадиной силы (с каждого киловатта мощности), с каждого пассажиро-места, с каждой регистровой тонны валовой вместимости транспортного средства, и не должны превышать следующих значений, в %:


     Вертолеты, самолеты, теплоходы
 с каждой лошадиной силы             10
 (с каждого киловатта               13,6
     мощности) Яхты, катера и другие транспортные средства  (с  мощностью
двигателя свыше 100 лошадиных сил)
 с каждой лошадиной силы             5
 (с каждого киловатта               6,8
     мощности) Парусные судна
 с каждого пассажиро-места           30
     Мотосани, катера, моторные лодки и другие транспортные  средства  (с
мощностью двигателя до 100 лошадиных сил)
 с каждой лошадиной силы             3
 (с каждого киловатта               4,1
     мощности) Несамоходные (буксирные) суда
  с каждой регистровой тонны         10
     валовой вместимости
 Водно-воздушные транспортные        5
     средства, не имеющие двигателей (за исключением весельных лодок)

Например, за моторную лодку мощностью двигателя 30 киловатт собственнику придется уплатить налог по 4,1% минимального размера оплаты труда (сегодня это 3 руб. 42 коп.) за каждый киловатт, т.е. 102 руб. 60 коп.

Статья 4 Закона предусматривает как полное, так и частичное освобождение граждан от уплаты налогов на имущество физических лиц. Например, полностью от уплаты этих налогов освобождаются Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, инвалиды I и II групп, участники Великой Отечественной войны, "чернобыльцы". От уплаты налога на строения, помещения и сооружения освобождаются пенсионеры, "афганцы", родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. В данную статью внесено дополнение, расширяющее категорию граждан, подлежащую освобождению от уплаты налога на строения, помещения и сооружения. Этот налог не будет взиматься с жилых строений жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан. Лица, имеющие право на льготы, должны самостоятельно представить в налоговый орган документы, подтверждающие такое право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Что касается ст. 5 Закона, устанавливающей порядок исчисления и уплаты налогов, то в ней отдельные нормы Закона уточнены и конкретизированы. Налоги на имущество физических лиц исчисляются налоговыми органами на основании необходимых сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации, Главным управлением воздушной авиации, инспекциями речного и морского пароходства и другими организациями. Новым Законом конкретизирован срок предоставления необходимых для налогообложения сведений - до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года. За непредставление в срок необходимых сведений применяются штрафные санкции, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговые платежи исчисляются в рублях и копейках. Платежное извещение на уплату налога вручается до 1 августа собственникам имущества. Если строение, помещение и сооружение находятся в общей совместной собственности без определения долей, то платежное извещение может быть вручено одному из собственников по согласованию между всеми. Если транспортное средство находится в собственности нескольких физических лиц, то платежное извещение на уплату налога предъявляется тому, на кого зарегистрировано это транспортное средство.

Сроки уплаты налога остались прежними: 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налогов в установленный срок начисляется пеня за каждый день просрочки. Процентная ставка пени равна одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,1% в день; сегодня она равна 0,1%. Сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога.


Л. Крыканова,

советник налоговой службы I ранга


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение