Обязательная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности налогоплательщика
С 1 января 1999 г. введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации. Этим документом определены обязанности налогоплательщиков, в том числе и такие, как ведение в установленном порядке учета доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление в налоговую инспекцию документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Законодательством Российской Федерации также предусмотрено, что отдельные категории налогоплательщиков в составе бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и другой документации должны ежегодно представлять в налоговую инспекцию аудиторское заключение, выданное по результатам обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Данное положение регулируется следующими основными нормативными документами:
1. Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7.12.94 г. N 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" (с изменениями и дополнениями от 25 апреля 1995 г.).
3. Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г.).
4. Другие нормативные акты Российской Федерации, в частности Федеральный закон Российской Федерации "Об акционерных обществах", Федеральный закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности".
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов* и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Указом N 2263 установлено, что аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Инициативная аудиторская проверка проводится по решению экономического субъекта, обязательная - в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации. Так, Правительством Российской Федерации определены приведенные ниже основные критерии (система показателей) деятельности предприятий (организаций), бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.
1. Организационно-правовая форма налогоплательщика.
Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат предприятия, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.
2. Вид деятельности налогоплательщика. По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:
банки и другие кредитные учреждения;
страховые организации и общества взаимного страхования;
товарные и фондовые биржи;
инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);
внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;
благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
3. Источники формирования уставного капитала (уставного фонда) налогоплательщика. Экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.
4. Финансовые показатели деятельности налогоплательщика**. Экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ);
сумма актива баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз МРОТ.
Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности налогоплательщика представляет собой мнение аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности этой отчетности и выражает оценку аудитора (аудиторской фирмы) соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Мнение аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности налогоплательщика не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.
Заключение аудитора (аудиторской фирмы) должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой.
В вводной части указываются:
для аудиторской фирмы: юридический адрес и телефоны; порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимавших участие в проверке;
для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета.
В аналитической части указываются:
наименование экономического субъекта и период его деятельности, за который проводится проверка;
результаты экспертизы организации бухгалтерского (финансового) учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;
факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства Российской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц.
Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности налогоплательщика. Она должна содержать:
название данной части;
кому адресована итоговая часть;
наименование налогоплательщика;
объект аудита;
указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность;
распределение ответственности экономического субъекта и аудитора (аудиторской фирмы) в отношении бухгалтерской отчетности. При этом подразумевается, что, во-первых, налогоплательщик несет ответственность за подготовку и достоверность бухгалтерской отчетности, в отношении которой аудитор (аудиторская фирма) проводил аудит; и, во-вторых, аудитор (аудиторская фирма) несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита мнение о достоверности бухгалтерской отчетности налогоплательщика;
указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит;
мнение аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности налогоплательщика;
дату аудиторского заключения.
В итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта. В случае если экономическим субъектом заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского (финансового) учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдении законодательства Российской Федерации, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным должностным лицом аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторской фирмы.
В налоговую инспекцию предприятие обязано представлять только итоговую часть аудиторского заключения, в которой содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности этого предприятия.
В заключение сделаем ряд замечаний.
Во-первых, аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:
самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом;
проверять у экономического субъекта в полном объеме документацию о его финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц;
привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов (за исключением аудиторов, являющихся учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), а также аудиторов и (или) аудиторские фирмы, оказывавшие данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности);
отказаться от проведения аудиторской проверки в случае не предоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации.
Во-вторых, аудитор (аудиторская фирма) обязан:
неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства Российской Федерации;
немедленно сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта (в том числе вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данного экономического субъекта) либо о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора;
квалифицированно проводить аудиторскую проверку, а также оказывать иные аудиторские услуги;
обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
В свою очередь проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора (аудиторской фирмы) - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора (аудиторской фирмы). Аудитор (аудиторская фирма) обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию.
Особо следует отметить, что непредставление в течение года, следующего за отчетным, в налоговую инспекцию аудиторского заключения является основанием для привлечения данного налогоплательщика к ответственности. Уклонение налогоплательщика от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание (на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами налоговой полиции) штрафа с этого налогоплательщика в сумме от 100 до 500-кратного МРОТ, а также штрафа с руководителя (руководителей) экономического субъекта (предприятия) в сумме от 50 до 100-кратного МРОТ (п. 7 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом N 2263).
А. Борисов,
инспектор налоговой службы III ранга
-------------------------------------------------------
* К экономическим субъектам относятся независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объединения, организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность.
** Для определения указанных финансовых показателей установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда принимается в среднегодовом исчислении за отчетный год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/