Налогообложение первичного выбытия облигаций, полученных при новации обязательств по ГКО-ОФЗ: противоречия и решения (А. Рабинович, "Финансовая газета", N 32, август 1999 г.)

Налогообложение первичного выбытия облигаций, полученных при новации обязательств по ГКО-ОФЗ: противоречия и решения


Порядок обложения налогом на прибыль и доходы результатов реструктуризации обязательств государства по ГКО-ОФЗ и реализации (погашения) полученных ценных бумаг их первыми владельцами до 1 апреля 1999 г. регулировался Федеральным законом от 29.12.98 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" (далее - Закон N 192-ФЗ), а с 1 апреля - Федеральным законом от 31.03.99 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 62-ФЗ). Затем были подготовлены и переданы на регистрацию в Минюст соответствующие изменения инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 37), и выпущено письмо МНС РФ от 21.07.99 N ВП-6-05/572, условно названное "О налогообложении прибыли, полученной при реализации государственных ценных бумаг, полученных в результате новации" (далее - Письмо МНС). Рассмотрим ряд возникших при этом противоречий.

1. Противоречие между двумя указанными Законами. Как известно, эти Законы по-разному трактуют порядок, точнее, момент налогообложения итогов новации: согласно Закону N 192-ФЗ прибыль и доход, полученные при ее осуществлении, облагаются непосредственно по их получении (ст. 14, 15), а в соответствии с Законом N 62-ФЗ они облагаются только при реализации (погашении) полученных облигаций путем исключения суммы полученных денежных средств из оплаченной стоимости ценных бумаг (п.п. 1 п. 1 ст. 1). Из-за этого те, кто осуществил новацию в I квартале 1999 г. (а это 90% резидентов - держателей прежних ГКО-ОФЗ), оказались в худшем положении, чем те, кто провел ее позднее. Кроме того, при реализации после 1 апреля ценных бумаг, полученных при новации, осуществленной до 1 апреля, происходит повторное налогообложение прибыли и дохода от операции новации. Данное противоречие можно довольно легко устранить, зачтя произведенные (преждевременные с позиции Закона N 62-ФЗ) платежи по налогу на прибыль и доходы в счет соответствующих будущих платежей. Более серьезные проблемы возникают при сопоставлении положений, касающихся налогообложения реализации (погашения) новых ценных бумаг. "При реализации ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования, доход (убыток) определяется как разница между ценой реализации (за вычетом процентного дохода, подлежавшего выплате по ГКО и ОФЗ и включенного в номинальную стоимость ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования) и первоначально оплаченной стоимостью выкупаемых (погашаемых) ГКО и ОФЗ с учетом затрат, связанных с их приобретением и реализацией" (п. 1 ст. 14 Закона N 192-ФЗ). "При реализации первичными владельцами государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования, прибыль (убыток) определяется как разница между ценой реализации и их оплаченной стоимостью с учетом затрат, связанных с реализацией. Под оплаченной стоимостью государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования (новации), признается стоимость, равная фактическим затратам инвестора на приобретение ГКО и ОФЗ, погашаемых в результате выкупа или новации, уменьшенным на сумму денежных средств, полученных при реструктуризации (новации). Оплаченная стоимость одной государственной ценной бумаги, полученной в результате реструктуризации (новации), определяется как оплаченная стоимость всех полученных государственных ценных бумаг, деленная на их количество. При исчислении первичными владельцами дохода по государственным ценным бумагам, полученным в результате реинвестирования (новации), при их погашении, в том числе при направлении облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД) на погашение просроченной задолженности по налогам, штрафам и пеням в федеральный бюджет, дополнительно из цены погашения (номинальной стоимости погашаемых ценных бумаг) исключаются часть процентного дохода, подлежавшего выплате по ОФЗ, и разница между ценой погашения и ценой приобретения по ГКО, включенные в номинальную стоимость государственных ценных бумаг, полученных в результате реструктуризации (новации), приходящиеся на одну ценную бумагу, полученную в результате реструктуризации (новации)" (п.п.1 п. 1 ст. 1 Закона N 62-ФЗ). Как видим, Закон N 62-ФЗ ухудшает условия налогообложения, а именно: во-первых, устанавливая разные правила исчисления прибыли для ситуаций реализации и погашения новых ценных бумаг, он не разрешает уменьшать налогооблагаемую прибыль от реализации новых ценных бумаг на включенную в их номинальную стоимость часть невыплаченного процентного дохода по ОФЗ и дисконта по ГКО; во-вторых, не упоминая затраты по реализации заменяемых ценных бумаг (являющиеся одновременно затратами по приобретению новых ценных бумаг) - у многих это были расходы, связанные с переводом ("собиранием") облигаций из нескольких субдепозитариев в один в соответствии с п. 11 Положения "О порядке осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств", утвержденного Минфином России и Центральным банком РФ от 21.12.98 г. N 258, 375-Т (далее - Положение), - Закон N 62-ФЗ не позволяет принять указанные затраты в уменьшение налогооблагаемой прибыли; в-третьих, отсутствие в Законе N 192-ФЗ порядка исчисления оплаченной стоимости одной бумаги позволяло рассчитывать ее (а также приходящийся на одну новую облигацию невыплаченный купон по ОФЗ и дисконт по ГКО), руководствуясь логикой и здравым смыслом, на основе удельного веса бумаг каждого вида в стоимости предоставленных новых обязательств (табл. 2 в Отчете об итогах новации). Закон N 62-ФЗ такой возможности не дает, так как из буквального смысла его положений следует, что любая из полученных в результате реинвестирования бумаг будет иметь одну и ту же оплаченную стоимость. Ввиду значительного количественного преобладания бумаг с низкой номинальной стоимостью (ОФЗ-ФД) оплаченная стоимость ОФЗ-ПД и ГКО будет занижена и соответственно прибыль от их реализации (погашения) завышена. Как определяется приходящаяся на одну бумагу сумма дохода по замененным облигациям, подлежащая вычету из цены погашения, в Законе N 62-ФЗ не говорится. Однако, вероятнее всего, и эта сумма, по замыслу законодателя, должна быть единой для всех новых бумаг. Так как порядок расчета, установленный Законом N 62-ФЗ, ухудшает положение тех налогоплательщиков, которые облагали реализацию новых облигаций и погашение ГКО до 1 апреля 1999 г., то в этой части он не может иметь обратной силы, т.е. распространяться на I квартал 1999 г. (п. 2 ст. 5 Налогового кодекса), поэтому неточным представляется отсутствие в Письме МНС упоминания о том, что его рекомендация не распространяется на реализацию (погашение) новых ценных бумаг, происшедших в I квартале. Без этой оговорки данное Письмо не согласуется со ст.2 Закона N 62-ФЗ, согласно которой он вступил в силу с 1 апреля 1999 г.

2. Установленный Законом N 62-ФЗ порядок расчета оплаченной стоимости одной ценной бумаги предполагается скорректировать Изменениями и дополнениями N 5 Инструкции N 37, с тем чтобы определять эту стоимость как частное от деления оплаченной стоимости всех полученных бумаг на количество бумаг по их видам. Однако очевидны несоответствия этого уточнения тексту Закона. Таким образом, еще одно противоречие, которое можно зафиксировать, - это противоречие между Законом N 62-ФЗ и проектом Изменений и дополнений N 5 Инструкции N 37.

3. И последнее, это - несоответствие между общепринятым порядком исчисления накопленного купонного дохода по облигациям с купонным доходом и порядком исчисления его первыми владельцами ОФЗ-ФД, предлагаемым проектом Изменений и дополнений N 5 Инструкции N 37. Обычно купонный доход рассчитывается как разница между накопленным купонным доходом (НКД), полученным при продаже облигаций либо погашении купона, и НКД, уплаченным при ее приобретении, в течение купонного периода по каждому купону. В свою очередь НКД уплаченный равен части купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации, рассчитываемого пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска облигаций или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты приобретения облигации, и включаемого в цену сделки (п. 2 письма Минфина России и ГНС России от 13.06.95 г. N 53 "О некоторых вопросах, связанных с налогообложением облигаций с переменным купонным доходом"). Таким образом, покупная цена государственных облигаций с купонным доходом складывается из двух частей - основной стоимости облигации и стоимости накопленного на день приобретения купонного дохода. В связи с этим Банк России рекомендовал кредитным организациям при постановке на баланс ОФЗ-ФД выделить из ее оплаченной стоимости НКД уплаченный, рассчитываемый с даты начала соответствующего купонного периода (по данным приложения N 8 к Положению) до даты постановки облигации на учет (п. 5.3, 5.3.2 Указания Банка России от 5.02.99 г. N 497-у "О порядке бухгалтерского учета операций замены ГКО-ОФЗ при новации государственных ценных бумаг, проводимой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1998 г. N 1787-р"). Соответственно при реализации облигации или погашении первого после постановки ее на учет купона выделенный НКД уплаченный должен был бы вычитаться из НКД полученного, в результате чего получалось бы не равное нулю налогооблагаемое сальдо. Однако в проекте Изменений и дополнений N 5 Инструкции N 37 первым владельцам ОФЗ-ФД предлагается определять купонный доход, полученный при реализации облигации (погашении первого купона после постановки облигации на учет), как разницу между суммой НКД полученного и суммой НКД, исчисленного с даты выпуска облигаций (даты начала начисления дохода по очередному купону) до даты реализации (погашения). Так как и НКД полученный будет исчислен и уплачен плательщиком (покупателем или государством) за тот же самый срок обращения облигации, то разность НКД полученного и НКД уплаченного будет равна нулю и налогооблагаемого дохода не будет.


А. Рабинович,

руководитель отдела ценных бумаг

и некоммерческих организаций АКФ "Топ-Аудит"


"Финансовая газета" N 32, август 1999 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.