Вопрос: Как рассчитать налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы? (О. Скрябина, "Финансовая газета", N 25, июнь 1999 г.)

Как рассчитать налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы?


На первый взгляд налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы кажется одним из простейших. В самом деле, не трудно рассчитать 1,5% от объема реализации продукции (работ, услуг) исходя из отпускных цен без налога на добавленную стоимость, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизов на небольшом предприятии, воспользовавшись установленными льготами. Инструкцией ГНИ по г. Москве от 31.03.94 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы" предусмотрено, что расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, установленных местными органами государственной власти, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия, подлежат вычету непосредственно из суммы данного налога. Документом, утвердившим годовые нормативы затрат по содержанию находящихся на балансах предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий для г. Москвы, явилось распоряжение мэра от 22.11.95 г. N 618-РМ "Об утверждении годовых нормативов затрат на содержание объектов социально-культурной сферы". Однако для крупных государственных предприятий, имеющих филиалы на территории другого субъекта Российской Федерации, расчет налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы является не такой простой задачей. Предположим, речь идет о государственном предприятии, имеющем несколько филиалов, расположенных на территории Москвы, Московской и других областей. На балансе предприятия объекты социальной и культурной сферы: детский сад, дома культуры, дома отдыха, амбулатория, лагеря отдыха для детей, физкультурно-оздоровительные комплексы. Все имущество предприятия находится в государственной собственности, что подтверждается договором с комитетом по управлению имуществом по месту государственной регистрации юридического лица. Филиалы предприятия действуют на основании положения о филиале, но в силу отраслевых особенностей не образуют выручки и наделяются средствами на содержание от головной организации. Таким образом, сумма налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы может быть определена только при составлении сводного баланса юридического лица. Обычно при определении размера льгот предприятие пользуется нормативами, утвержденными местным органом власти по месту регистрации юридического лица. На практике при сдаче расчетов в налоговые инспекции по месту нахождения филиалов, расположенных на территории иного муниципального образования, в инспекции отказываются принимать заявленную льготу, рассчитанную по иным нормативам, и предъявляют штрафные санкции и пени. По нашему мнению, это противоречит действующему налоговому и гражданскому законодательству по следующим основаниям.

1. Совместное письмо Минфина России от 13.05.93 г. N 04-05-19, Госналогслужбы России от 31.05.93 г. N ВЛ-6-04/189 и Комиссии Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам от 1.06.93 г. N 5.1/756 утверждает Примерное положение о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Пункт 4 Положения определяет, что в соответствии с разъяснениями Комиссии Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам от 31.03.93 г. N 5.1/438 о порядке зачета расходов предприятий и организаций на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы суммы налога предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, установленных местными органами власти, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия, подлежат вычету непосредственно из самих сумм начисленного налога. Предприятия и организации, имеющие филиалы в других регионах, вносят указанный налог в соответствующие бюджеты пропорционально численности работающих или их фактической заработной плате в филиалах по согласованию юридического лица с исполнительными органами власти. Таким образом, первичным является определение суммы налога с учетом льгот, которая затем подлежит распределению между филиалами.

2. В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 28.08.95 г. N 154-ФЗ (ред. от 17.03.97 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в случае если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются предметы ведения других муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города, и не допускается подчиненность одного муниципального образования другому. Согласно ст. 25 Закона г. Москвы от 28.06.95 г. (ред. от 24.06.98 г.) "Устав города Москвы" в собственности города Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться имущество за пределами территории Москвы. Так как все имущество, находящееся на балансе предприятия, является государственной собственностью г. Москвы и передано предприятию в хозяйственное ведение, оно не может находиться в ведении каких-либо других органов местного самоуправления. Следовательно, согласно главе 8 Конституции Российской Федерации, а также ст. 6 Закона N 154-ФЗ на это имущество не может распространяться действие нормативных актов, принятых иным органом местного самоуправления. Иначе говоря, применение к объектам жилищного фонда и социально-культурной сферы, находящимся на балансе предприятия вне зависимости от их местоположения, годовых нормативов затрат по их содержанию, утвержденных нормативным документом по месту государственной регистрации юридического лица, является правомерным.

3. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Поэтому логично было бы предположить, что имущественные налоги, а также целевые налоги на содержание конкретных видов имущества должны зачисляться в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет собственника этого имущества, что, однако, не предусмотрено налоговым законодательством. Как нам представляется, в данном случае имеет место явное противоречие между логикой гражданского и налогового права, когда налоговым законодательством ущемляются интересы субъекта, несущего определенные обязательства, возложенные гражданским правом.

4. Кроме того, ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации и пп. 2, 3 и 4 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 21.03.97 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" содержат указание на то, что общие принципы налогообложения должны быть едиными на территории Российской Федерации вне зависимости от формы собственности, местонахождения плательщика и т. п. По нашему мнению, положения п. 1 инструкции ГНИ по г. Москве от 31.03.94 г. N 4 (ред. от 7.08.98 г.) "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы", согласно которым распределению подлежит сумма налога за вычетом льгот, соответствуют тезисам постановления Конституционного суда N 5-П. Таким образом, по нашему представлению, требования налоговых инспекций при расчете налога на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы принимать нормативы, установленные местными органами власти, не имеют достаточного правового обеспечения, и, более того, практическое применение таких рекомендаций приводит к известному искажению сводного налогового расчета юридического лица. Однако решить подобные проблемы возможно только в арбитражном суде.


О.Скрябина,

кандидат экономических наук


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение