Вопрос: Предприятие в 1998 г. неправильно определило сумму НДС, подлежащую к зачету. В итоге сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, была занижена. Может ли налоговая инспекция в 1999 г. применить к данному предприятию штрафные санкции, предусмотренные п. 1 "а" ст. 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"? (А. Грибков, "Финансовая газета", N 25, июнь 1999 г.)

Предприятие в 1998 г. неправильно определило сумму НДС, подлежащую к зачету. В итоге сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, была занижена. Может ли налоговая инспекция в 1999 г. применить к данному предприятию штрафные санкции, предусмотренные п. 1 "а" ст. 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"?


Во-первых, необходимо ответить на вопрос, может ли налоговая инспекция применять в 1999 г. Закон РФ от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1). С 1 января 1999 г. он утрачивает силу в связи с введением в действие Налогового кодекса Российской Федерации. Однако в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ положения части первой НК РФ применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.

Ошибка при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, возникла у предприятия в 1998 г., т.е. до введения в действие части первой НК РФ. Таким образом, к предприятию не может быть применена ответственность, предусмотренная положениями НК РФ. По нашему мнению, в этих случаях на предприятие может быть наложена ответственность, предусмотренная ст. 13 Закона N 2118-1. Как показывает практика, налоговые органы придерживаются такого же мнения.

Во-вторых, ответим на вопрос о возможности применения ст. 13 Закона N 2118-1 к данному нарушению.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" объектом налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Недоплата суммы налога в связи с неправильным определением суммы НДС, подлежащей к зачету, свидетельствует о нарушении предприятием порядка исчисления налогов. Искажение в расчетах (декларациях) сумм налогов не может быть квалифицировано как неучет объекта налогообложения. Следовательно, основания для применения штрафа, предусмотренного п. 1 "а" ст. 13 Закона N 2118-1, в размере 100 процентов не имеется. Именно такое решение было вынесено постановлением президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 21.07.98 г. N 1148/98.

Таким образом, предприятие по результатам налоговой проверки обязано будет уплатить только пени за несвоевременное перечисление в бюджет суммы НДС, а также сумму недоплаты по данному налогу.


А.Грибков,

аудиторско-консультационная фирма "Веда-аудит"


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.