Вопрос: Как определить момент прекращения обязанности юридического лица по уплате налога? (А.В. Щенева, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 13, март 1999 г.)

Как определить момент прекращения обязанности юридического лица по уплате налога?


Конституционный суд Российской Федерации 12 октября 1998 г. принял постановление N 24-П, в котором определяется момент прекращения обязанности юридического лица по уплате налога. Это не момент поступления сумм налогов в бюджет (как предусматривалось сложившейся практикой трактования п. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), а момент списания кредитной организацией с расчетного счета налогоплательщика - юридического лица суммы налогового платежа независимо от факта зачисления ее на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.

В письме ГНС РФ от 20.10.98 г. N ВП-6-11/749@ указано, что налоговые органы не вправе взыскивать с налогоплательщиков суммы налогов, списанные с их расчетных счетов на основании платежных поручений и не перечисленные в бюджет по вине кредитной организации. Поэтому выставленные и неисполненные инкассовые поручения налоговых органов по состоянию на 12 октября 1998 г. подлежат отзыву в том случае, когда с расчетных счетов налогоплательщиков по их платежным поручениям суммы налогов и сборов уже списаны кредитными организациями.

Принятие данного постановления Конституционного суда особенно актуально в связи с экономическим кризисом, когда стала очевидной для предприятий, учреждений и организаций угроза начисления налоговыми органами пени по налогам. Организации оказались в этой ситуации без вины виноватыми: они передали платежные поручения на уплату налогов в кредитные организации, а последние не выполнили эти поручения либо из-за собственных проблем с финансами, либо в силу причин противозаконного характера.

Согласно указанным изменениям законодательства налоговые органы вправе принять меры к бесспорному взысканию с налогоплательщика недоимки по налогам и сборам при установлении следующих фактов:

налогоплательщиком не предъявлены в кредитные организации платежные поручения на перечисление в бюджет денежных средств;

на расчетных счетах налогоплательщиков нет денежных средств, необходимых для исполнения их платежных поручений на уплату налогов и сборов;

кредитной организацией не списаны денежные средства с расчетного счета по платежным поручениям налогоплательщика на перечисление сумм налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд.

Налоговый орган вправе предложить налогоплательщикам представить ему копии платежных поручений с отметками кредитных организаций об их исполнении и выписки кредитной организации о произведенных операциях по расчетному счету. В случае отказа налогоплательщика представить документы, подтверждающие надлежащее исполнение им обязанности по уплате налогов и сборов, госналогинспекции должны самостоятельно направлять соответствующие запросы в банки.

Для предотвращения последующих задержек с перечислением кредитными организациями в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды денежных сумм, списанных с расчетных счетов клиентов по их платежным поручениям, налоговые органы совместно с органами Федеральной службы налоговой полиции и территориальными отделениями Центрального банка Российской Федерации начали составление реестров "неблагонадежных" с этой точки зрения банков (юридическое основание - упоминавшееся письмо ГНС РФ от 20.10.98 г. N ВП-6-11/749@). При работе с налогоплательщиками - юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица специалисты налоговых инспекций будут настоятельно рекомендовать им не заключать договоры на кредитно-финансовое обслуживание с кредитными организациями, попавшими в реестр.

Однако в том случае, если при проведении документальной или камеральной проверки деятельности организации обнаруживаются задержки по перечислению ею налоговых платежей в бюджеты всех уровней, налоговые органы будут решать вопрос о начислении пени и штрафов именно с налогоплательщика. Следует добавить, что составление реестров "неблагонадежных" кредитных организаций станет частью ежедневной контрольной работы налоговых органов, т.е. в ходе проверок они будут дополняться оперативной информацией: либо пополняться по мере обнаружения фактов нарушения закона кредитными учреждениями, либо те из них, в которых в лучшую с точки зрения соблюдения законодательства сторону изменились кредитная политика и финансовое состояние, будут исключаться из него.


А.В. Щенева ГНИ

по Московской области




Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.