Акционерные народные предприятия (Г.Я. Киперман, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 33, август 1998 г.)

Акционерные народные предприятия


Государственная Дума приняла, а Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.07.98 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"(*). Речь идет об относительно новой организационно-правовой форме коммерческих организаций в нашей стране.

Народные предприятия (НП) представляют собой закрытые акционерные общества, но имеют ряд существенных особенностей, позволяющих отнести их к особому типу или форме акционерных обществ. Народные предприятия в своей деятельности руководствуются как Законом РФ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (далее - Закон N 115-ФЗ), так и Законом "Об акционерных обществах", но последним только в той мере, в какой те или иные вопросы не решаются первым законом.

Народные предприятия от иных акционерных обществ отличает прежде всего то, что их реальными хозяевами являются и всегда будут являться работники предприятия. Сейчас еще остались акционерные общества, созданные в процессе приватизации, 60 -70% и более уставного капитала которых принадлежит лицам, работающим в обществе. Однако их становится все меньше, идет активный процесс консолидации пакетов акций в руках крупных собственников. С течением времени принадлежность преобладающей части уставного капитала работникам акционерных обществ будет становиться все более редким исключением.

С народными предприятиями такое случиться не может: Законом N 115-ФЗ строго регламентируется как доля в общем количестве акций, которая может принадлежать лицам, не являющимся работниками предприятия (менее 25% уставного капитала), так и доля акций, которая может принадлежать одному работнику-акционеру (как в момент создания НП, так и в будущем). Работникам народного предприятия должно принадлежать более 75% акций; правда, для достижения такой доли установлен определенный переходный период для народных предприятий, у которых на момент создания эта доля в суммарной номинальной стоимости акций меньше: если физическим лицам, не являющимся работниками предприятия, и юридическим лицам принадлежит более 45% уставного капитала, то этот период составляет 10 лет, если указанным лицам принадлежит от 35 до 45% уставного капитала - 5 лет.

В любом акционерном обществе уставом может быть ограничено количество акций, принадлежащих одному акционеру, но эта норма Закона "Об акционерных обществах" диспозитивная, можно ею и не пользоваться. Иначе обстоит дело у НП: акционер - работник предприятия не может владеть акциями, номинальная стоимость которых превышает 5% уставного капитала народного предприятия. Эта норма императивная, соблюдение ее обязательно. Если по каким-либо причинам (например, в связи с получением дополнительных акций по наследству) у одного работника оказалось больше 5% акций, он обязан продать акции, образовавшие это превышение, предприятию, а оно обязано выкупить их по номинальной стоимости в течение трех месяцев с момента образования указанного превышения.

Как известно, уставный капитал ЗАО не должен быть меньше 100-кратного размера минимальной заработной платы (на дату государственной регистрации). Для народных предприятий установлен иной предел - не менее 1000-кратного размера минимальной заработной платы (по состоянию на август 1998 г. - 83 490 руб.). В отличие от иных ЗАО для народных предприятий регламентируется не число акционеров, а число работников, причем установлена как минимальная, так и максимальная их численность: не менее 51 человека и не более 5000 человек. Косвенно регламентируется и число акционеров, так как в соответствии со статьей 9 Закона среднесписочная численность работников-неакционеров не должна превышать 10% численности работников народного предприятия, следовательно, акционеров должно быть не менее 45 и не более 4500.

Движение акций народного предприятия, порядок их обращения жестко регламентируются законом. Любое отчуждение (продажа, дарение и т.п.) акций работником-акционером может осуществляться только в порядке, установленном законом:

он может продать по договорной цене часть акций, принадлежащих ему на конец финансового года (например, на 31 декабря 1998 г.) в течение следующего финансового года (в данном примере - в течение 1999 г.) акционерам предприятия, самому НП, а в случае их отказа - работникам НП, не являющимся акционерами; никаким иным лицам продать нельзя;

количество акций, которое работник-акционер вправе продать, определяется общим собранием акционеров, но не может превышать 20% акций, принадлежащих акционеру на конец финансового года.

Если собранием установлен именно такой предел - 20%, то акционер, имевший, например, по состоянию на 31 декабря 1998 г. 300 акций, может в течение 1999 г. продать 60 акций. Если он это сделает, то на 31 декабря 1999 г. у него будет 240 акций, и в течение 2000 г. он сможет при желании продать еще 48 акций (20%), если общим собранием акционеров не будет установлено иное предельное количество акций, разрешенных к продаже. В качестве общего правила по Закону "Об акционерных обществах" взаимоотношения акционерного общества с участниками (акционерами), с одной стороны, и с наемными работниками - с другой, никак не связаны даже в тех случаях, когда акционеры одновременно являются работниками общества. Здесь действует правило: акционер не обязан быть работником общества, а наемный работник общества не обязан быть его акционером. В народных предприятиях трудовые отношения и отношения собственников тесно переплетены, и многие вопросы регулирования этих отношений решаются в Законе N 115-ФЗ во взаимной связи.

Так, доля акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть в момент его создания работник преобразуемой коммерческой организации, должна быть равна доле оплаты его труда в общей сумме оплаты труда работников за предшествующие созданию народного предприятия 12 месяцев (если договором о создании НП не предусмотрено иное). Например, общая сумма оплаты труда преобразуемого предприятия за предшествующие 12 месяцев 960 000 руб., а сумма, начисленная работнику К за этот период, - 10 560 руб., или 1,1% общей суммы (10 560 : 960 000 = 1,1%).

Уставный капитал создаваемого народного предприятия 2 000 000 руб. Он состоит из 100 000 акций номинальной стоимостью 20 руб. каждая. При этих условиях в момент создания народного предприятия работнику К должно принадлежать 1100 акций (100 000 шт. х 1,1% = 1100 шт.). В обычных АО, не являющихся народными предприятиями, количество принадлежащих акционерам акций с их заработной платой не связано, хотя в процессе приватизации размер заработной платы обычно учитывался при распределении акций. Но этим взаимосвязь отношений собственности с трудовыми отношениями на народных предприятиях не ограничивается. Так, ежегодно народное предприятие вправе увеличивать свой уставный капитал путем выпуска дополнительных акций на сумму не менее суммы чистой прибыли, фактически использованной на цели накопления за отчетный финансовый год. А распределяются эти акции между всеми имеющими на это право работниками пропорционально суммам их оплаты труда за отчетный финансовый год. Если, например, эмиссия дополнительных акций в размере использованного фонда накопления по итогам 1998 г. составила 16 000 шт. на сумму 320 000 руб., а начисленная работникам, имеющим право на получение дополнительных акций, сумма заработной платы составила за год 840 000 руб., то на 100 руб. заработной платы приходится 1,9 акции:


      16 000 x 100
      ------------ =  1,9.
         840 000

Если работнику К была начислена за год заработная плата в сумме 11 500 руб., то он получит 219 акций:


115 х 1,9 = 218,5 (приблизительно =) 219 шт.


Порядок определения сумм оплаты труда работников в указанных целях (например, расчет отпускных, премий, компенсаций и т.п.) определяется общим собранием акционеров.

Следует подчеркнуть, что дополнительные акции распределяются только между работниками предприятия, независимо от того, являются они акционерами или нет. Поэтому при наличии у народного предприятия чистой прибыли, хотя бы часть которой используется на накопление, все работники, в том числе и вновь принятые на работу (если они проработали указанный в уставе срок - от 3 до 24 месяцев) обязательно будут акционерами.

В то же время указанным порядком распределения дополнительных акций явно ущемляются интересы акционеров, не являющихся работниками народного предприятия, им дополнительные акции не достаются. Эти положения закона, видимо, направлены на то, чтобы постепенно избавиться от акционеров, не являющихся работниками предприятия: дивидендов может и не быть, а прирост уставного капитала за счет части чистой прибыли, использованной на накопление, достается только акционерам - работникам предприятия. Поэтому акционеры, не являющиеся его работниками, скорее всего, будут продавать свои акции работникам или самому народному предприятию.

Ряд положений Закона N 115-ФЗ направлен на сглаживание социальных различий, достижение определенной степени равенства участников. К таким положениям относятся следующие:

все акции НП обыкновенные, привилегированных нет;

обязательное определение в уставе максимальной доли акций, которой может владеть работник народного предприятия (не более 5%, но может быть меньше);

решения на общем собрании акционеров по ряду наиболее важных вопросов принимаются путем голосования по принципу "один акционер - один голос" (независимо от количества принадлежащих акционеру акций);

установление предельного разрыва между средней заработной платой по предприятию и заработной платой генерального директора;

продажа акций народного предприятия, находящихся на его балансе, генеральному директору народного предприятия, его заместителям и помощникам, членам наблюдательного совета и членам контрольной комиссии не допускается; указанным лицам не вправе продать свои акции и уволившийся с предприятия работник-акционер.

Участники народных предприятий с самого начала своей деятельности должны рассчитывать только на себя, на свои силы и средства. На сторонних инвесторов, как отечественных, так и зарубежных, им рассчитывать не приходится. Ведь инвестор, как правило, заинтересован в осуществлении контроля за деятельностью предприятия, в развитие которого он вложил свои средства. Он претендует на контрольный или, в крайнем случае, блокирующий пакет акций, на место в наблюдательном совете (а то и на два) и т.п. Народное предприятие ничего этого предоставить ему не может: работникам предприятия должно принадлежать более 75% акций, ни о каком блокирующем пакете не может быть и речи; к тому же решения по всем существенным вопросам деятельности общества принимаются общим собранием путем голосования по принципу "один акционер - один голос", так что даже при наличии у акционера такого количества акций, номинальная стоимость которых составляет 24% уставного капитала (это возможно только в течение переходного периода), при голосовании на общем собрании по основным вопросам повестки дня ему будет принадлежать один голос. Кумулятивное голосование Законом N 115-ФЗ не предусмотрено, так что наличие у акционера любого количества акций не гарантирует ему места в наблюдательном совете.

По сравнению с другими акционерными обществами в НП расширена компетенция общего собрания (и соответственно ограничена - наблюдательного совета), усилена роль генерального директора, а наличие коллегионального органа управления (правления) законом вообще не предусмотрено. Так, только к компетенции общего собрания относятся вопросы избрания генерального директора, изменения устава и уставного капитала, установления размера вознаграждений и компенсаций членам контрольной комиссии. Генеральный директор по должности входит в состав наблюдательного совета и может быть его председателем, в то время как в других акционерных обществах такое совмещение запрещено.

Утверждение приоритетных направлений деятельности, которое по Закону "Об акционерных обществах" относится к компетенции наблюдательного совета, в народных предприятиях отнесено к компетенции общего собрания акционеров.

Привилегированных акций в народных предприятиях нет, поэтому фиксированных ставок дивидендов не может быть.

В отличие от других акционерных обществ, которые могут выплачивать дивиденды ежеквартально, дивиденды по акциям народного предприятия выплачиваются не чаще одного раза в год. В законе об этом не сказано, но, видимо, имеются в виду годовые дивиденды, выплачиваемые по итогам финансового года. В современных условиях такое решение представляется оптимальным. Дело в том, что в некоторых АО совет директоров принимает решение о выплате промежуточных дивидендов за II или III квартал, а потом выясняется, что год в целом завершен с убытками. Но выплаченных дивидендов уже не вернешь.

В народных предприятиях вопросы определения размера дивиденда и порядка его выплаты отнесено к исключительной компетенции наблюдательного совета. Тем самым устранен двойственный подход к принятию решения о годовых дивидендах, содержащийся в Законе "Об акционерных обществах": решение принимает общее собрание, но только при наличии рекомендации совета директоров; общее собрание вправе снизить ставку дивиденда, рекомендованную советом директоров, но не может ее повысить. В результате рассмотрение на общем собрании вопроса о дивидендах превращается в пустую формальность: повышать рекомендованную советом директоров ставку нельзя, а таких случаев, когда собрание снижает рекомендованную советом директоров ставку или вовсе отказывается от выплаты дивидендов, несмотря или вопреки рекомендации совета директоров, хозяйственная практика не знает.

Реальные финансовые возможности предприятия наблюдательный совет знает лучше, чем пришедшие на собрание акционеры, поэтому решение о выплате или невыплате дивидендов должен принимать наблюдательный совет. Неплохо было бы, по нашему мнению, положения о дивидендах из Закона N 115-ФЗ перенести и в Закон "Об акционерных обществах":

1) исключить из закона об АО положение о выплате промежуточных дивидендов, оставив только годовые;

2) отнести решение о выплате годовых дивидендов к компетенции наблюдательного совета (совета директоров).

Некоторые другие положения закона о народных предприятиях также было бы, по нашему мнению, полезно включить в Закон "Об акционерных обществах". Так, законом о народных предприятиях установлено, что размер оплаты труда генерального директора не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника данного народного предприятия. Решение справедливое, к тому же крайне актуальное: имеется множество фактов, когда зарплата генерального директора акционерного общества (даже находящегося в сложном финансовом положении) превышает среднюю заработную плату по предприятию в 100 -120 раз.

Разумным представляется и то, что в народном предприятии контрольная (ревизионная) комиссия играет более существенную роль, чем в иных акционерных обществах. Так, решение о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 15 до 30% балансовой стоимости имущества общества, принимается наблюдательным советом единогласно и в обязательном порядке согласовывается с контрольной комиссией.

Заслуживает внимания положение Закона N 115-ФЗ, в соответствии с которым наблюдательный совет избирается сроком на три года, а не на один, как в остальных акционерных обществах. За один год член наблюдательного совета только успевает разобраться в сложившейся в обществе ситуации, накопить некоторый опыт работы, как срок его полномочий кончается. Конечно, не возбраняется переизбрать его на следующий срок, но проще и разумнее сразу установить трехлетний срок полномочий. Наименование "наблюдательный совет" также более удачно, чем наименование, получившее у нас широкое применение, - "совет директоров": в ином АО 120 -150 акционеров, 50 -70 работников и при этом 5 "директоров"; гораздо уместнее было бы называть их не директорами, а членами наблюдательного совета.

Конечно, очень многие положения Закона "Об акционерных обществах" распространяются на деятельность народных предприятий, так как их можно рассматривать как разновидность закрытых акционерных обществ. Если какие-либо вопросы функционирования народных предприятий вообще не затрагиваются Законом N 115-ФЗ, то это значит, что они решаются в порядке, установленном Законом "Об акционерных обществах". К ним относятся, например, вопросы реорганизации акционерного общества (выделения, разделения и др.), которые решаются в соответствии с положениями Закона "Об акционерных обществах", вопросы формирования и использования резервного фонда, ведения реестра акционеров, организации и проведения общего собрания (информация о проведении общего собрания, извещение акционеров и др.) и пр. Такие вопросы решаются в соответствии с Законом "Об акционерных обществах", но с обязательным учетом особенностей народных предприятий. Что касается эмиссии дополнительных акций, то она осуществляется народными предприятиями в соответствии с положением Закона "О рынке ценных бумаг" и Стандартами эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии. Как и другие закрытые акционерные общества, народные предприятия размещают дополнительно эмитируемые акции только путем закрытой подписки и не могут осуществлять публичной эмиссии. Вся процедура эмиссии (принятые общим собранием решения о выпуске дополнительных акций, государственная регистрация в региональном отделении ФКЦБ России, выпуск дополнительных акций и т.д.) для народных предприятий так же обязательна, как и для других акционерных обществ.

Народные предприятия вправе осуществлять и эмиссию облигаций в соответствии со статьей 33 Закона "Об акционерных обществах", если такая возможность предусмотрена уставом общества.

Есть в Законе N 115-ФЗ и неясности, которые потребуют дополнительных разъяснений. Например, для акционеров важен вопрос о выкупе акций. В соответствии со статьей 7 закона выкупная стоимость акций общества определяется ежеквартально по методике, утверждаемой общим собранием акционеров. Соответственно в статье 10 утверждение указанной методики отнесено к исключительной компетенции общего собрания. С порядком утверждения методики все ясно. А кто определяет по этой методике выкупную стоимость акций? Наблюдательный совет? Но к его исключительной компетенции (ст. 12) этот вопрос не отнесен. Значит, может определять и генеральный директор? Хотя по аналогии с Законом "Об акционерных обществах" решение этого вопроса должно быть отнесено к исключительной компетенции наблюдательного совета. Впрочем, в Законе "Об акционерных обществах" понятия "выкупная стоимость" нет, выкуп акций осуществляется по рыночной стоимости, определяемой наблюдательным советом, с привлечением независимого оценщика (аудитора).

А по Закону N 115-ФЗ рыночная стоимость и выкупная стоимость акций - хотя и взаимосвязанные, но все же разные понятия: в статье 7 сказано, что выкупная стоимость "должна, как правило, соответствовать их рыночной стоимости". Значит, иногда может и не соответствовать; к тому же соответствовать рыночной стоимости не означает быть равной ей, это все же неидентичные понятия.

В то же время о ценах реализации акций народного предприятия, находящихся на его балансе (в том числе и выкупленных у акционеров), сказано достаточно четко: в соответствии со статьей 8 закона цена, по которой будут продаваться эти акции, утверждается решением общего собрания акционеров, принятым не менее чем тремя четвертями голосов присутствующих на общем собрании акционеров.

Целесообразность такого решения представляется более чем сомнительной. Ведь ориентиром во всех случаях - и при выкупе акций, и при их реализации - должна быть рыночная стоимость, а это - величина достаточно неустойчивая. В течение года она может существенно меняться. И каждый раз придется созывать внеочередное собрание акционеров? А при численности акционеров 3 -4 тыс. человек затраты на проведение собрания могут превысить сумму выручки от продажи акций. Целесообразнее установить, что порядок продажи акций определяет общее собрание акционеров, он не подвержен частым изменениям. А вот право определения цены реализации акций (в соответствии с установленным порядком) логичнее было бы предоставить наблюдательному совету.

Применение Закона N 115-ФЗ потребует разработки ряда нормативных документов или дополнения действующих. Прежде всего это касается вопросов налогообложения. Так, нормально работающее НП вправе ежегодно увеличивать свой уставный капитал путем выпуска дополнительных акций на сумму не менее (но можно более) суммы чистой прибыли, фактически использованной на цели накопления за истекший финансовый год; дополнительные акции, а также акции, выкупленные у акционеров, безвозмездно распределяются между работниками пропорционально суммам их оплаты труда за отчетный финансовый год. В связи с этим, в частности, возникают два вопроса:

а) будет ли ежегодный выпуск дополнительных акций облагаться налогом на операции с ценными бумагами (0,8% суммы эмиссии)?;

б) будет ли с суммы дополнительно полученных работниками акций взиматься подоходный налог?

По нашему мнению, оба налога должны взиматься в общем порядке; действующее законодательство предусматривает только одно исключение: при увеличении уставного капитала и эмиссии дополнительных акций на сумму прироста стоимости основных фондов в результате переоценки, проведенной по правительственным постановлениям, указанные налоги не взимаются.

Возникает естественный вопрос: много ли будет у нас народных предприятий? Конечно, их будут сотни, возможно, даже тысячи, но вряд ли процесс их образования примет массовый характер. Это предопределено порядком создания народных предприятий, который установлен Законом N 115-ФЗ.

Учреждение народного предприятия физическими лицами, как говорится, "на пустом месте" путем суммирования ими своих вкладов, как это делается при создании иных коммерческих организаций, закон не допускает. Создание народных предприятий возможно только путем преобразования существующих коммерческих организаций, за исключением государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий. Что касается акционерных обществ, то закрытые общества могут быть преобразованы без каких-либо ограничений независимо от доли акций, которая принадлежит их работникам, но с учетом того обстоятельства, что по окончании установленного законом переходного периода работникам предприятия должны принадлежать акции, номинальная стоимость которых превышает 75% уставного капитала. А открытые акционерные общества могут быть преобразованы в народные предприятия только в том случае, если их работникам принадлежит 49% и более уставного капитала. В период массовой приватизации такие АО преобладали среди акционерных обществ, так как в большинстве случаев трудовые коллективы выбирали второй вариант льгот, по которому им предоставлялась возможность выкупить до 51% акций. Но право выкупа имели и бывшие работники предприятия, пенсионеры и пр., поэтому работникам принадлежало обычно 30 - 40% акций. А за истекшие годы эта доля в большинстве случаев уменьшилась. Исключение составляют предприятия, которые находились на аренде с правом выкупа; при образовании на базе таких предприятий акционерных обществ их работникам принадлежала, а зачастую и сейчас принадлежит преобладающая часть акций. По нашему мнению, именно такие предприятия основной резерв создания НП.

Хозяйственные товарищества вряд ли будут преобразовываться в НП, их участникам это никаких преимуществ не дает, так что основная база создания НП хозяйственные общества. Если речь идет об акционерных обществах, то решение о преобразовании сначала принимает общее собрание в порядке, установленном Законом "Об акционерных обществах". Но этого мало, решение собрания акционеров - это необходимое, но еще недостаточное условие для создания НП: работники общества большинством в три четверти голосов от их списочной численности должны дать согласие на создание народного предприятия. Конечно, главное - чтобы согласились акционеры, так как работникам, не являющимся акционерами, такое преобразование особенно выгодно.

У Закона о народных предприятиях есть достоинства, есть и недостатки. Но при всех условиях разнообразие организационно-правовых форм хозяйствования - это положительный момент.


Г.Я. Киперман, д.э.н.,

профессор Института микроэкономики

Министерства экономики РФ

Контактный телефон (095) 252-57-75


-------------------------------------------------------------------------

(*) Опубликован в "Финансовой газете. Региональный выпуск" N 32, стр. 12 -13.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.