Ответственность за нарушения валютного законодательства (Ю.В. Киселев, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 34, август 1998 г.)

Ответственность за нарушения валютного законодательства


Законом Российской Федерации от 9.10.92 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) устанавливаются основания для применения административной ответственности за нарушения валютного законодательства. Пунктом 2 статьи 14 Закона установлено, что ответственность наступает за следующие нарушения:

1) отсутствие учета валютных операций;

2) ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка;

3) непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона. Нарушители (резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты) несут ответственность за указанные нарушения в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных указанным пунктом, определяется Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 14 Закона при повторном нарушении указанных в этой статье положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

1) взыскания в доход государства сумм, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации;

2) приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

3) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что штраф в пятикратном размере налагается именно за повторное нарушение одного и того же положения. При рассмотрении вопроса о невыполнении или ненадлежащем выполнении предписаний органов валютного контроля речь может идти только о невыполнении правомерных предписаний этих органов. За невыполнение неправомерных предписаний органов валютного контроля ответственность по пункту 3 статьи 14 не должна наступать. Но это не означает, что в случае издания органами валютного контроля неправомерных предписаний эти акты не должны выполняться. Такие предписания можно обжаловать в вышестоящий орган валютного контроля или в суд и одновременно потребовать возврата сумм, незаконно взысканных органами валютного контроля, и возмещения вреда, причиненного незаконными действиями этих органов.

Пунктом 4 статьи 14 предусмотрено, что взыскание упомянутых в этой статье сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц - в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном.

Кроме Закона ответственность за нарушения валютного законодательства может быть установлена также нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации, но в пределах их компетенции.

Конкретная ответственность банков-резидентов за выполнение возложенных на них функций по контролю за обоснованностью платежей в валюте за импортируемые товары установлена инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 26.07.95 г. N 30 и Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" (ред. от 14.01.98 г.). Инструкцией предусматриваются следующие нарушения в сфере учета и отчетности, за которые на банки может быть наложен штраф в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле":

1) отсутствие учета валютных операций в карточке платежа;

2) ненадлежащий учет валютных операций в карточке платежа.

Следует отметить, что ответственность за другие предусмотренные указанной инструкцией нарушения валютного законодательства (например, за несвоевременную отправку в Банк России документов валютного контроля) устанавливается статьей 75 Федерального закона от 2.12.90 г. N 394-1 (ред. от 4.03.98 г.) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", которая предусматривает ответственность кредитных организаций за нарушение федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, за непредставление информации либо представление неполной или недостоверной информации, а не статьей 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".

Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 12.10.93 г. N 19 и Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" (раздел 3) установлена ответственность банков-резидентов как агентов валютного контроля за валютными операциями экспортеров. Пунктом 2 статьи 14 Закона предусмотрено, что банки несут ответственность за ведение учета выручки в учетной карточке и реестрах с нарушениями (в пределах сумм, которые не были учтены или учтены с нарушениями). Указанные санкции применяются не только за ведение учета с нарушениями, но и за отсутствие учета.

Следует отметить, что за другие нарушения, предусмотренные указанной инструкцией, Центральному банку Российской Федерации предоставлено право налагать штрафы в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России", а не с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Инструкцией (раздел 4, пункт 2) предусматривается ответственность экспортеров за следующие нарушения валютного законодательства:

1) непредставление в банк сведений о внесении в контракт изменений и дополнений, затрагивающих содержание паспорта сделки;

2) непредставление в банк копии государственной таможенной декларации в установленные сроки;

3) непредставление банку запрашиваемой в соответствии с этой инструкцией информации.

Ответственность экспортеров за указанные нарушения наступает в соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле".

Указанным Законом (пункт 5 статьи 6) Президенту Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 г. N 629 (ред. от 24.12.93 г.) "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" установлено, что 50% валютной выручки, поступившей от экспорта товаров, подлежит продаже на внутреннем валютном рынке. Абзацем 2 пункта 8 Указа установлено, что за нарушение установленного порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории РФ предприятия подвергаются штрафу в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка Российской Федерации.

Инструкцией о порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (раздел 5), утвержденной приказом Центрального банка Российской Федерации от 29.06.92 г. N 02-104А (ред. от 17.07.97 г.) установлены следующие основания ответственности за нарушения порядка продажи части валютной выручки:

1) несоблюдение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации;

2) несвоевременная или неполная реализация части валютной выручки, подлежащей обязательной продаже на внутреннем рынке Российской Федерации;

3) необоснованное завышение расходов в иностранной валюте, относимых на уменьшение подлежащей обязательной продаже экспортной выручки.

Согласно пункту 5 статьи 14 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, статьей 193 УК Российской Федерации установлено, что невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до трех лет. При этом деяние, предусмотренное указанной статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 10 тыс. минимальных размеров оплаты труда.


Ю.В. Киселев, юрист



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.