Модернизация муниципального управления
Функции муниципального управления
В настоящее время все большее значение приобретают проблемы управления как на государственном уровне ("сверху-вниз"), так и на уровне местного (муниципального) самоуправления ("снизу-вверх").
Чем прежде всего характеризуется муниципальное управление? Во-первых, муниципальная власть подзаконна, т.е. действует в пределах, установленных федеральной властью. Во-вторых, в компетенцию местной власти входит ограниченный круг вопросов. Как правило, это дела местного хозяйства, в первую очередь социального характера, а также некоторые общегосударственные дела, которые государство по закону возлагает на ведомство местного самоуправления. В-третьих, муниципальное хозяйство помимо государственного финансирования имеет свои источники пополнения доходов бюджета (доходы от ценных бумаг, от участия в собственности и др.), которые являются дополнительной экономической базой для решения многих социальных проблем. В-четвертых, муниципальное управление осуществляется на ограниченной территории.
Чтобы местное самоуправление было эффективным, необходимо его постоянно совершенствовать, модернизировать. Современные научные источники определяют модернизацию как сложную совокупность экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений. Таким образом, модернизацию муниципального управления можно определить как процесс, связанный с экономическим, социальным, культурным, политическим обновлением направлений деятельности органов местного самоуправления, занимающихся вопросами местного хозяйства и благоустройства.
Процесс управления, и муниципального в том числе, включает четыре основные функции: планирование, организация, исполнение, контроль. При "выпадении" какого-либо звена из этой цепи процесс управления не будет доведен до своего логического конца.
Основное направление работы муниципального управления
- обеспечение жизнедеятельности на подведомственном пространстве: работа городского транспорта; жилищно-коммунальное обслуживание, работа торговых предприятий, а также предприятий общественного питания и бытового обслуживания; медицинское обслуживание, экология (водозабор и очистные сооружения); охрана общественного порядка и борьба с преступностью; культура и образование; межнациональные отношения; налоги, налогоотчисления в местный бюджет; градостроительство и др.
Типы муниципального управления
Поиск и отработка конкретных моделей эффективного и демократичного самоуправления только начинается. Современная теория управления разграничивает несколько основных типов организации местного управления, действующих с большей или меньшей степенью эффективности в разных странах.
Первый тип управления представлен в виде системы
/---------------\ /------------\ /-----------\
| "совет |--------| управляющий|---------| менеджер" |
\---------------/ \------------/ \-----------/
В этом случае мэр (руководитель территории) избирается советом, но не имеет реальной власти, а лишь председательствует в совете. Местной администрацией руководит управляющий (имевший специальную профессиональную подготовку и не являющийся членом какой-либо политической партии), который назначает и смещает чиновников. Такая система управления успешно применяется в США, где она охватывает 40% городов, преимущественно средних, а также в городах Швеции, Ирландии, Великобритании.
Второй тип управления более применим для небольших городов. Эта схема получила название "комиссионной". Население избирает "Совет комиссионеров", состоящий из 3 -7 человек, которые возглавляют различные сферы местного самоуправления. Пост мэра в этой системе не предусмотрен.
Третий и четвертый типы управления представляют собой разновидность системы
/-------------------\ /-------------------\
| "мэр |-------------------| совет", |
\-------------------/ \-------------------/
при которой население избирает и совет, и мэра.
Пятый тип характеризуется тем, что мэр не зависит от совета ("сильный мэр"). Мэр готовит проекты основных документов, имеет право налагать вето на решения совета, назначает и освобождает от должности городских чиновников. Данная модель утверждает приоритет исполнительной власти. В современных условиях, по нашему мнению, она наиболее действенная и жизнеспособная.
При шестом типе устройства местного самоуправления (условно его можно назвать "слабый мэр") общее руководство городом (районом) осуществляет совет, а мэр располагает достаточно широкими полномочиями, но они ограничены советом. Приоритет принадлежит представительной власти.
Проблемы модернизации муниципального управления в современных условиях
В 1997 г. Российским гуманитарным научным фондом было проведено социологическое исследование в 24 республиках, краях и областях РФ. Цель работы - оценка реального состояния местного самоуправления, проблем его становления и выявление противоречий в процессе изменения политического и социального статуса местной власти. В ходе опроса респондентов, а также экспертного опроса были выделены основные проблемы местных органов власти. Анализ полученной информации показал, что наиболее актуальными из них являются:
организация экономики (78% опрошенных);
обеспечение общественного порядка (72%);
поддержание здравоохранения (70%);
решение жилищных проблем (66%).
Из приведенных данных видно, что одна из важнейших задач - развитие и функционирование экономики. В современных условиях реализовать эту задачу можно либо путем прямого директивного влияния, либо косвенными методами, используемыми для создания условий эффективной деятельности муниципальной частной и акционерной собственности.
Чтобы быть эффективным, управление городом, как и всякий управленческий процесс, должно представлять собой замкнутый контур с обратной связью, которая включает в себя всех участников управленческой деятельности (субъекты и объекты), но основным и наиболее сложным участником системы обратной связи для оказания на него воздействия является население города. Кризис отношений между властью и населением затрудняет перестройку муниципальной власти. Что может способствовать его преодолению? В г. Набережные Челны муниципальное управление организовано таким образом, что возникающие проблемы решаются с учетом мнения граждан. Имеется постоянная, эффективная прямая и обратная связь непосредственно с населением, создана система регулярной отчетности власти перед ним. Действующая система управления постоянно совершенствуется и разъясняется через местные средства массовой информации.
С целью привлечения населения к участию в муниципальном управлении постановлением мэра в августе 1994 г. в мэрии г. Набережные Челны было создано управление социологических исследований и экономического анализа (далее - Управление), которое не только проводит отдельные тематические опросы граждан, но и ведет работу в системе мониторинга. Исследования помогают выявить степень понимания населением города достаточно сложных вопросов самоуправления, обратить внимание респондентов на само существование проблем.
За неполные 5 лет функционирования Управления специалистами было проведено более 30 исследований. Их тематика отражает наиболее актуальные социально-экономические, политические и другие проблемы жизнедеятельности города: занятости населения, работы городских предприятий сферы материального производства, развития предпринимательства, соотношения структуры доходов и расходов горожан, здравоохранения и т.д.
Учитывая такие особенности города, как преобладание молодежи в общей численности населения, многонациональность, а также наличие нескольких конфессий, специалисты Управления уделяют значительное внимание изучению проблем трудовой занятости и досуга молодежи, межнациональных взаимоотношений жителей, религиозной ситуации в городе.
Результаты исследований регулярно сообщаются руководству мэрии, городского совета, доводятся до сведения широких слоев населения через средства массовой информации, на совещаниях с хозяйственными руководителями города, активах общественности, пресс-конференциях и др. Результаты исследований используются при подготовке постановлений мэрии города, Управлением подготовлены предложения о внесении дополнений и изменений в действующее законодательство о занятости населения, разработаны предложения по решению проблем в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, выявлены категории населения, наиболее нуждающиеся в адресной социальной защите. Специалисты Управления обеспечивают прогнозирование социальных, этнических, политических и других процессов и их вероятных последствий для города.
Приведем несколько примеров решения городских проблем в г. Набережные Челны. Так, в настоящее время важнейшей является проблема коммунальных неплатежей. Для ее решения администрация г. Набережные Челны провела большую работу по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). В итоге была кардинально изменена структура ЖКХ и энергетики города. В целях централизации управления, обеспечения удобства были созданы регистрационно-расчетные центры. В результате этой работы и компьютеризации управленческих функций проведено сокращение аппарата управления на 250 человек. В целом нововведения в работу городского ЖКХ позволили значительно снизить затраты на его содержание. Если в 1997 г. они составляли 1/3 бюджета города, то в сентябре 1998 г. - 20%. Новое решение вопроса капитального строительства также было найдено администрацией г. Набережные Челны. В последние 2 года в городе приоритет отдан малоэтажному строительству, так как экономические расчеты показали, что затраты на эксплуатацию такого дома в 1,7 раза ниже (автономное более экономичное отопление, отсутствие лифтов и насосных установок, снижение расходов на обеспечение пожарной безопасности).
Одной из основных социально-экономических задач местной администрации является поиск новых путей решения проблем, связанных с безработицей. Более 8 тыс. рабочих мест позволит создать такая инициатива администрации г. Набережные Челны, как организация вахт в подъездах жилых домов города, что способствует сохранности жилого фонда и укреплению общественного порядка. Работа в этом направлении уже начата. Замена компостеров кондукторами для продажи билетов на маршрутах городского транспорта позволила создать более 900 новых рабочих мест.
В промышленных городах особенно важны проблемы экологии. В г. Набережные Челны существует хорошая традиция - привлечение школьников к озеленению города, "шефство" над зелеными насаждениями. Проведенный опрос старшеклассников (по профориентации и временной занятости) показал, что довольно значительная их часть (16,3%) хотела бы в свободное от учебы время заниматься озеленением своего города. Молодежь постоянно привлекают к работам, связанным с обустройством городских улиц. Число трудоустроенных школьников за последние 2 года увеличилось вдвое (в 1998 г. трудоустроено примерно 30 тыс. школьников). Так что решение данной проблемы на уровне города вполне возможно.
Для г. Набережные Челны - города с более чем полумиллионным населением - немаловажной является проблема ликвидации бытовых отходов. Постановлением мэра города от 4 августа 1998 г. начато строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов, что позволит значительно улучшить экологическую обстановку. В настоящее время введен лабораторный контроль за качеством топлива для автомобилей, осуществлен переход на неэтилированный бензин.
В 1992 г. в г. Набережные Челны с целью защиты экологических прав и интересов населения, выполнения требований природоохранного законодательства была создана служба санитарно-экологической милиции, в обязанности которой входит не только контроль за использованием и охраной земель, водных территорий, массивов зеленых насаждений и других природных объектов, но и за соблюдением всеми предприятиями, организациями и учреждениями, а также жителями города экологических норм природопользования. Средства, полученные от штрафных санкций, используются на благоустройство города. Штат санитарно-экологической милиции полностью финансируется за счет этих средств.
Таким образом, проблем, решение которых находится в компетенции муниципальной власти, в настоящее время достаточно много. Внедрение оптимальных моделей местного самоуправления и управления с целью их модернизации процесс довольно сложный, немыслимый без изучения как отечественного, так и зарубежного опыта, приемлемого для России.
А.А. Галиакберова, к.э.н.,
С.К. Арсланова, вице-мэр
г. Набережные Челны
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/