Основы организации бухгалтерского учета ("Финансовая газета. Региональный выпуск", N 1, январь 1999 г.)

Основы организации бухгалтерского учета


Объекты бухгалтерского учета - имущество, обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.

Задачи бухгалтерского учета - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости.

Синтетический учет - учет обобщенных данных о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.


Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете


Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23.07.98 г.);

Федеральный закон от 29.10.98 г. N 164-ФЗ "О лизинге";

Федеральный закон от 16.07.98 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)";

Федеральный закон от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";

Закон РФ от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 16.07, 22.12.92 г., 21.05.93 г., 1.07.94 г., 21.07.97 г., 31.07, 22.10., 18.11.98 г.).

Среди других документов необходимо обратить внимание на:

Указ Президента РФ от 18.08.96 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" (с изм. и доп. от 28.02.97 г., 29.06, 30.10.98 г.);

Указ Президента РФ от 20.12.94 г. N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" (с изм. и доп. от 31.07.95 г.);

Указ Президента РФ от 23.05.94 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (с изм. и доп. от 21.03.95 г., 6.01.98 г.);

постановление Правительства РФ от 6.03.98 г. N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности";

постановление Правительства РФ от 8.07.97 г. N 835 "О первичных учетных документах";

постановление Правительства РФ от 21.04.95 г. N 399 "О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности";

приказ Минфина России от 29.07.98 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации";

приказ Минфина России от 15.06.98 г. N 25н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98);

приказ Минфина России от 3.09.97 г. N 65н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97);

приказ Минфина России от 8.02.96 г. N 10 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96);

приказ Минфина России от 13.06.95 г. N 50 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте";

приказ Минфина России от 20.12.94 г. N 167 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство";

приказ Минфина России от 28.07.94 г. N 100 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (с изм. и доп. от 26.12.94 г.).


          /-----------------------------------\
      /---|  Организация бухгалтерского учета |----------\
      |   \-----------------------------------/          |
      |                                                  |
/--------------------\  /----------------------------------\
|    Руководитель    |  | Главный бухгалтер                |
\--------------------/  \----------------------------------/
 | /-----------------\  /-----------------------------\  |
 | | несет           |  | подчиняется                 |  |
 | | ответственность |  | непосредственно руководителю|  |
 |-| за организацию  |  | организации                 |--|
 | | бухгалтерского  |  |                             |  |
 | | учета в         |  |                             |  |
 | | организации     |  |                             |  |
 | \-----------------/  \-----------------------------/  |
 | /-----------------\  /-----------------------------\  |
 | | обеспечивает    |  | несет ответственность       |  |
 | | соблюдение      |  | за формирование учетной     |  |
 |-| законодательства|  | политики и ведение          |  |
 | | при выполнении  |  | бухгалтерского учета        |--|
 | | хозяйственных   |  |                             |  |
 | | операций        |  |                             |  |
 | \-----------------/  \-----------------------------/  |
 | /-----------------\  /-----------------------------\  |
 | | в зависимости   |  | обеспечивает                |  |
 | | от объема       |  | своевременное представление |  |
 | | учетной работы  |  | полной и достоверной        |  |
 |-| определяет, кто |  | бухгалтерской отчетности    |--|
 | | осуществляет    |  |                             |  |
 | | ведение         |  |                             |  |
 | | бухгалтерского  |  |                             |  |
 | | учета           |  |                             |  |
 | \-----------------/  \-----------------------------/  |
 | /-----------------\  /-----------------------------\  |
 | | утверждает      |  | обеспечивает соответствие   |  |
 | | учетную  поли-  |  | осуществляемых хозяйственных|--|
 \-| тику            |  | операций законодательству   |  |
   |                 |  | Российской Федерации        |  |
   \-----------------/  \-----------------------------/  |
                        /-----------------------------\  |
                        | обеспечивает контроль за    |  |
                        | движением имущества и       |--/
                        | выполнением обязательств    |
                        |                             |
                        \-----------------------------/

Внимание. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.


Требования к документальному оформлению совершаемых операций


Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату его составления;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, - непосредственно после ее окончания.

Для контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" утвержден перечень форм первичной учетной документации:

Номер
формы
Наименование Формат


Т-1
Т-2
Т-4
Т-5

Т-6

Т-8




Т-12

Т-13

Т-49
Т-51
Т-53
Т-54
Т-54а
1. По учету труда и его оплаты
1.1. По учету личного состава
Приказ (распоряжение) о приеме на работу
Личная карточка
Учетная карточка научного работника
Приказ (распоряжение) о переводе на
другую работу
Приказ (распоряжение) о предоставлении
отпуска
Приказ (распоряжение) о прекращении
трудового договора (контракта)
1.2. По учету использования рабочего
времени и расчетов с персоналом по оплате
труда
Табель учета использования рабочего
времени и расчета заработной платы
Табель учета использования рабочего
времени
Расчетно-платежная ведомость
Расчетная ведомость
Платежная ведомость
Лицевой счет
Лицевой счет


А5
2А4
А5
А5

1/12
д.л.
1/12
д.л.



2х2/3A3

A3

1/2А2
2АЗ
2А4
A3
2А5


ОС-1

ОС-3


ОС-4
ОС-4а
ОС-6

ОС-14
ОС-15
ОС-16
НМА-1
2. По учету основных средств и
нематериальных активов
Акт (накладная) приемки-передачи основных
средств
Акт приемки-сдачи отремонтированных,
реконструированных и модернизированных
объектов
Акт на списание основных средств
Акт на списание автотранспортных средств
Инвентарная карточка учета основных
средств
Акт о приемке оборудования
Акт приемки-передачи оборудования в монтаж
Акт о выявленных дефектах оборудования
Карточка учета нематериальных активов


А5

А5


1/12д.л.
2А4
А5

А4
А4
А4
А5

М-2
М-2а
М-4
М-7
М-8
М-11
М-15
М-17
М-35
3. По учету материалов
Доверенность
Доверенность
Приходный ордер
Акт о приемке материалов
Лимитно-заборная карта
Требование-накладная
Накладная на отпуск материалов на сторону
Карточка учета материалов
Акт об оприходовании материальных
ценностей, полученных при разборке и
демонтаже зданий и сооружений

1/24д.л.
А5
А5
2А4
А4
А5
А4
А4
А4


МБ-2

МБ-4

МБ-7


МБ-8
4. По учету малоценных и
быстроизнашивающихся предметов
Карточка учета малоценных и
быстроизнашивающихся предметов
Акт выбытия малоценных и
быстроизнашивающихся предметов
Ведомость учета выдачи спецодежды,
спецобуви и предохранительных
приспособлений
Акт на списание малоценных и
быстроизнашивающихся предметов


А5

А6

А4


А4


КС-6
КС-3

КС-11

КС-14
5. По учету работ в капитальном
строительстве
Общий журнал работ
Справка о стоимости выполненных работ и
затрат
Акт приемки законченного строительством
объекта
Акт приемки законченного строительством
объекта приемочной комиссией


2А4
А4

А4

2А4

Рассмотрим более подробно требования, предъявляемые к документам по учету работ в капитальном строительстве.


Общий журнал работ (форма N КС-6)


Для чего применяется: для учета выполнения строительно-монтажных работ.

Что отражает: технологическую последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства строительно-монтажных работ.

Как ведется: на строительстве (при реконструкции, расширении) отдельных или группы однотипных, одновременно строящихся зданий (сооружений), расположенных в пределах одной строительной площадки.

Кем ведется: производителем работ (старшим производителем работ, руководителем смены), ответственным за строительство здания или сооружения. В специализированных строительно-монтажных организациях ведется специальный журнал работ, который находится у ответственных лиц, выполняющих эти работы. По окончании работ журнал передается генеральной подрядной строительной организации.

Как оформляется: титульный лист заполняется до начала строительства генеральной подрядной строительной организацией с участием проектной организации и заказчика. Стоимость работ указывается в договорных ценах.

Описание работ должно производиться по конструктивным элементам здания или сооружения с указанием осей, рядов, этажей, ярусов, секций и помещений, где выполнялись работы. Здесь же должны приводиться краткие сведения о методах производства работ, применяемых материалах, готовых изделиях и конструкциях, вынужденных простоях строительных машин (с указанием принятых мер), испытаниях оборудования, систем, сетей и устройств (опробование вхолостую или под нагрузкой, подача электроэнергии, испытания на прочность и герметичность и др.), отступлениях от рабочих чертежей (с указанием причин) и их согласовании, изменении расположения охранных, защитных и сигнальных ограждений, переносе транспортных и пожарных проездов, прокладке, перекладке и разборке временных инженерных сетей, наличии и выполнении схем операционного контроля качества, исправлениях или переделках выполненных работ (с указанием виновных, а также о метеорологических и других особых условиях производства работ).

Общий журнал должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью строительной организации, выдавшей его.

Функции документа: при сдаче законченного строительством объекта в эксплуатацию общий и специальный журналы работ предъявляются рабочей комиссии.

Хранение журналов: после приемки объекта передаются на постоянное хранение заказчику или по поручению заказчика эксплуатационной организации.


Справка о стоимости выполненных работ и затрат
(форма N КС-3)


Для чего применяется: для расчетов с заказчиком за выполненные работы.

Количество экземпляров: заполняется в двух экземплярах: первый - для подрядчика, второй - для заказчика (застройщика, генподрядчика). Третий экземпляр в адрес финансирующего банка представляется только по требованию этого банка.

В какие сроки составляется: ежемесячно.

Кем составляется: специалистом организации, выполнявшей в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы, и представляется генподрядчиком заказчику (застройщику), субподрядчиком генподрядчику.

Как оформляется: стоимость работ и затрат в справке отражается в договорных ценах, по которым осуществляется расчет заказчика с подрядчиком.

Не включаются в стоимость подрядных работ стоимость работ по монтажу и демонтажу строительных машин и механизмов (кроме работ по устройству и разборке путей под башенные краны), стоимость работ по устранению брака и переделкам некачественно выполненных строительно-монтажных и других работ, стоимость монтируемого и ремонтируемого оборудования, стоимость приобретенных или изготовленных на стройке деталей для укомплектования оборудования, стоимость продукции и услуг подсобных производств и обслуживающих хозяйств, авансовые перечисления от заказчиков, стоимость завезенных или заготовленных на строительной площадке деталей, блоков, конструкций и строительных материалов, суммы НДС и других налогов, которые в соответствии с действующим законодательством не включаются в себестоимость работ.


Подрядная организация, которая наряду со строительной деятельностью производит продукцию, выполняет работы и оказывает услуги, относящиеся к другим видам деятельности, справку по форме N КС-3 не составляет. По таким видам продукции, работ и услуг ведется первичный учет по формам, установленным для соответствующих отраслей.


Акт приемки законченного строительством объекта
(форма N КС-11)


Для чего применяется: это документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение) при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом).

Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом).

Как оформляется: составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, уполномоченным на это инвестором.

Оформление приемки производится заказчиком на основе результатов проведенных им обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора.


Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14)


Для чего применяется: это документ по приемке и вводу законченного строительством объектов производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (здания, сооружения, их очереди, пусковые комплексы, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение).

Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом).

Как оформляется: составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, уполномоченным на это инвестором, а также членами приемочной комиссии, состав которой определяется инвестором или заказчиком. Стоимость выполненных работ указывается в фактически действующих ценах текущего года.

Оформление приемки производится заказчиком и членами приемочной комиссии на основе результатов проведенных ими обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора.

Вся документация по приемке объекта передается заказчиком пользователю объекта.


Материал подготовлен экспертной группой

Международного еженедельника "Финансовая газета"



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.