Инвестирование в малое предпринимательство (А.С. Шуткин, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 1, январь 1999 г.)

Инвестирование в малое предпринимательство


Без совершенствования механизма инвестирования малого предпринимательства нельзя ожидать значительных положительных результатов в этой сфере деятельности. К сожалению, по ряду причин инвестиционная активность остается довольно слабой. К таким причинам относится прежде всего отсутствие долгосрочной инвестиционной политики, надежных государственных гарантий западных и частных инвестиций.

Очень остро нехватка инвестиций ощущается в сфере переработки, наиболее привлекательной для малого бизнеса. Свободных средств для инвестирования недостаточно. Доля же иностранных инвестиций в российскую экономику составляет менее 1% их общемирового объема, хотя потенциально Россия остается крупнейшим рынком для иностранного инвестора.

Отдельные секторы потребительского рынка (жилье, обеспечение продовольствием, промтоварами, услугами), наиболее важные для населения, слабее всего представлены в инвестиционных программах и проектах, хотя вложение средств в эту сферу достаточно выгодно.

По оценке западных экспертов, в ближайшие 10-15 лет Россия в состоянии эффективно использовать 200-300 млрд долл. США иностранных капиталовложений.

Самый выгодный "товар", которым располагает Россия в настоящее время, - результаты научно-исследовательских разработок. Научные учреждения пытаются их внедрять, создавая малые предприятия, число которых составляет сейчас около 50 тыс. Тем не менее есть серьезные вопросы, без решения которых такие предприятия не могут успешно развиваться. Прежде всего это вопрос собственности на научные разработки. Самый перспективный путь - не выделять средства, а делать заказы на разработки. В некоторых регионах России на уровне администраций городов, областей так и поступают. Гораздо эффективнее, имея государственный заказ, объявлять тендер на разработки, с тем чтобы наиболее перспективные коллективы получали средства, а их проекты внедрялись в производство. От иностранных партнеров также нужно стремиться получать заказы на научные разработки.

Другая проблема - пересмотр нормативно-законодательной базы инвестиционного процесса. В настоящее время нельзя использовать собственные средства в качестве инвестиций прежде всего из-за больших налогов, в среднем таких же, как для крупных предприятий. Как известно, от налогов освобождается прибыль, которая идет на инвестиции, но не более 50% суммы, подлежащей налогообложению. Без этого условия малые предприятия могли бы получить необходимые для инвестиций средства.

Уже завершился этап безвозмездного финансирования и непосредственного кредитования субъектов малого бизнеса. В ближайшее время планируется перейти от практики их прямого кредитования к созданию государственных гарантий. Малые предприятия, находящиеся на стадии становления и развертывания деятельности, вместо льготных кредитов будут получать поручительства и гарантии. Это эффективный путь использования финансовых ресурсов и средств, привлечения частных инвестиций. Поддержке малого бизнеса будет способствовать создание обществ взаимного кредитования, ассоциаций банков, оказывающих услуги малым предприятиям.

Предпринимаются попытки получения иностранных кредитов, а также частных инвестиций под предоставление государственных гарантий и поручительств. Немаловажную роль должны сыграть и лизинговые операции, которые открывают возможности для обновления основных фондов малых предприятий без получения больших кредитов на всю стоимость оборудования за счет выплаты их по частям.

Но потенциальным инвесторам важно знать, кто даст гарантии, что вложенные средства окупятся и вернутся кредиторам. 60% основных фондов предприятий страны нуждаются в замене. В то же время многие российские компании, которые ищут инвесторов, рассматривают свои основные фонды в качестве гарантии для инвесторов.

Практическая работа в инвестиционной сфере в основном осуществляется силами отдельных финансовых структур (банки, инвестиционные компании) и ограничена поиском и отбором проектов для инвестирования. Инвестиционная политика таких структур по преимуществу ориентирована на хорошо проработанные проекты с короткими сроками окупаемости и гарантированным или высоколиквидным залоговым обеспечением. Вследствие этого многие перспективные проекты, не отвечающие указанным требованиям, не принимаются.

Особенно сложное положение у начинающих фирм и предприятий, не располагающих ни предпринимательским проектом, ни стартовым капиталом, ни имуществом для залога, ни возможностями для поручительства мощных предприятий и финансовых структур. Но чтобы получить инвестиции, необходимо доказать, что есть возможности для того, чтобы их эффективно использовать, вернуть деньги инвестору. А для этого нужно научиться грамотно составлять инвестиционный план. Однако, по данным Центра маркетинговых исследований Республиканского исследовательского научно-консультационного центра экспертизы, из пяти тысяч инновационных проектов, прошедших независимую экспертизу, примерно 80% были признаны неудовлетворительными.

Основные недостатки в практике бизнес-планирования это разнобой в формах представления проектов, обусловленный зачастую субъективным пониманием содержания бизнес-планов разработчиками, а также различная глубина разработки предлагаемых проектов, не связанная с объемами запрашиваемых ресурсов, слабая экономическая проработка в качественном, вариантном и временном аспектах, недостаточность или отсутствие маркетинговых исследований, бездоказательность или безосновательность приводимых оценок возможного сбыта продукции, несоразмерность запрашиваемых ресурсов размерам предприятия или фирмы, величине уставного капитала, собственных средств, имущества или других активов, отсутствие опыта работы, квалифицированного штата работников или реализаторов проекта, залога или гарантий возврата кредитов, низкая рентабельность и длительные сроки окупаемости проектов.

В свою очередь основная задача, стоящая перед структурами, обеспечивающими инвестиционную поддержку малого предпринимательства, - создание условий, для того чтобы инвестиционный процесс стал эффективным. Не секрет, что в администрациях многих регионов отделы, занимающиеся выработкой и реализацией инвестиционной политики, только формируются. Негосударственные структуры, чаще всего консалтинговые фирмы, занимающиеся вопросами разработки бизнес-планов и продвижения инвестиционных проектов, также созданы далеко не везде. Там же, где такие структуры имеются, их предпочтения остаются на стороне крупных предприятий. В этих условиях попытки инвестирования малого предпринимательства, вероятнее всего, окажутся безуспешными.

Что касается инновационной политики, то и здесь необходимо найти посредника, который объединил бы усилия изобретателя, инвестора и потребителя.

Опыт экспертизы предпринимательских проектов с целью оценки возможностей их инвестирования в России невелик. В условиях централизованной экономики эффективность капитальных вложений не всегда рассматривалась в качестве основного критерия выбора объектов финансирования. С развитием предпринимательства возникла проблема получения финансовых ресурсов под конкретные проекты от сторонних инвесторов. Последнее предполагает отработку навыков составления бизнес-планов, с одной стороны, отвечающих требованиям международной практики, а с другой адаптированных к российским экономическим условиям.

Другая форма поддержки малого бизнеса - выставочная деятельность. В связи с тем что финансовые возможности малых предприятий, как правило, ограниченны, участвовать в выставках они могут только на льготных условиях. В настоящее время выставочная деятельность носит спонсорский характер. В перспективе будет значительно расширена работа по поиску и отбору высокоэффективных проектных разработок с привлечением региональных фондов и других заинтересованных организаций.

Предполагается также частично коммерциализировать услуги фондов по поиску и привлечению инвесторов, распространению рекламы и т.п. для реализации конкурентоспособных разработок, продукции и услуг, которые могут стать предметом сделок. Следовало бы рассмотреть вопрос о создании под эгидой фондов и в рамках их инфраструктуры предприятий, специализирующихся на организации и проведении выставок.

В структуре инновационной поддержки существует такая организация, как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. 80% средств фонда уходит на поддержку конкретных проектов и производств, 10% на развитие инфраструктуры (бизнес-инновационных центров), 10% - на поддержку образовательных проектов.

Сейчас единственная реальная возможность развития малого предпринимательства - сотрудничество со структурами, которые обладают финансами, технологическими возможностями и практикой внедрения инновационных проектов. Мировой опыт показывает, что эффективным средством поддержки рисковых инновационных проектов является создание венчурных фондов, осуществляющих прямые инвестиции в такие проекты и участвующих в их реализации.

Основная цель венчурных фондов - поддержка перспективных российских компаний и привлечение западных инвесторов для создания условий их дальнейшего развития. Коммерческие банки выделяют деньги под соответствующие проценты, задача же венчурных фондов состоит в том, чтобы поместить деньги в наиболее перспективные компании, которые через 7-8 лет могут дать прибыль инвесторам. К таким компаниям прежде всего относятся недавно организованные, которые не могут сами получить кредит в банке. Сейчас в России действует венчурный фонд, который вкладывает деньги в предприятия Твери, Новгорода, Пскова и Вологды.

Один из наиболее эффективных способов защиты от разнообразных рисков - страхование. Суть его - в переносе риска со страхователя (венчурного фонда) за определенную плату (страховой взнос) на страховщика - специализированную организацию, занимающуюся управлением страховыми резервами, сформированными из взносов страхователей. Распределение рисков в группе и во времени позволяет страховщику при разумном ведении дел обеспечить эффективную защиту интересов страхователя по многим рискам. Страховая защита инновационных проектов может осуществляться по трем группам рисков:

1 - риски, связанные с изменением рыночной конъюнктуры, надежностью партнеров по проекту (например, нарушение условий контракта) и т.п.;

2 - риски, имеющие вероятностную природу - пожары, стихийные бедствия, кражи и т.д. (классические риски), которые могут привести к нарушению или остановке производственного процесса или исследования;

3 - специфические риски, такие, как технологические, связанные, например, с поломкой оборудования; риски, связанные с защитой авторских прав на изобретение и т.п.

Самым реальным и перспективным, по нашему мнению, является страхование по 2-й группе рисков. Это обеспечивает непрерывность реализации инновационного проекта и как результат - снижение степени риска для инвестора потерять свои доходы.

Наиболее целесообразным представляется страхование проектов по следующим основным направлениям:

страхование жизни и здоровья ключевых фигур проекта (физических лиц, от которых напрямую зависит успех его реализации) на случай смерти и утраты постоянной трудоспособности;

страхование оборудования и другого имущества, используемого для осуществления проекта, на случай его повреждения или утраты в результате пожара, кражи и т. п.;

страхование "условий" для реализации проекта (помещений, в которых находится оборудование и работают люди и т. д.).

Перечисленные направления составляют основу страховой программы проекта и позволяют увеличить объем страхового покрытия.

Участие же в конкурсах и представление своих проектов на престижных выставках предопределяют возможность получения соответствующих инвестиционных ресурсов для конкретного предпринимателя. Это один из важнейших механизмов успешной реализации не только бизнес-идеи, но и самой разработки.


А.С. Шуткин

НИФИ Минфина России



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение