Автоматизация процедур подачи налоговых деклараций в США (Е.М. Воловик, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 1, январь 1999 г.)

Автоматизация процедур подачи налоговых деклараций в США


Основным направлением совершенствования качества обслуживания налогоплательщиков в США считается развитие возможностей их дистанционного общения с налоговой службой. Под этим понимается прежде всего создание условий, исключающих необходимость личного посещения налогоплательщиком местных органов налоговых ведомств. Естественно, при этом учитываются широкие масштабы компьютеризации населения страны.

Законопослушный налогоплательщик - физическое лицо общается с налоговой службой всего лишь 2 раза в год: при подаче отчетных документов (налоговой декларации) и при уплате налогов. Обычно американский налогоплательщик рассчитывается с государством одним из трех способов: послав по почте (американская государственная почтовая служба работает быстро и весьма надежно) в Федеральную налоговую службу (ФНС) подписанный чек на нужную сумму либо перечислив сумму со своего банковского счета прямого депозита на счет ФНС, либо просто явившись в местное отделение ФНС для внесения денег в кассу (это предусмотрено на крайний случай). Нетрудно видеть, что первые два метода не предполагают посещения налогового ведомства.

Примерно также обстоит дело и с подачей налоговых деклараций. Налогоплательщик имеет возможность заполнить декларацию на бумаге и лично сдать ее в налоговую службу либо послать декларацию по почте. Наконец, налогоплательщик может воспользоваться различными средствами подачи декларации "по проводам".


Система e-file


Одним из средств обслуживания налогоплательщиков является так называемая система электронного декларирования, т.е. система электронной ("безбумажной") подачи налоговых деклараций e-file. ФНС США широко рекламирует эту услугу, которая была внедрена более чем 10 лет назад. За эти годы системой воспользовалось не менее 19 млн налогоплательщиков. При этом большинство использует эту систему уже несколько лет подряд.

Использование системы электронного декларирования efile дает несколько преимуществ:

ускорение получения налогоплательщиком возмещения из бюджета;

сокращение количества ошибок при подаче декларации, а значит, и личных контактов с ФНС;

подтверждение факта получения декларации налоговой службой;

возможность "за один заход" отправить декларации по федеральным налогам и налогам штата (поступления налогов в федеральный бюджет и в бюджеты штатов в США контролируют различные налоговые ведомства);

сокращение времени и повышение точности обработки деклараций, что в конечном счете предотвращает возникновение проблем во взаимоотношениях налогоплательщика с налоговыми органами.

Используя систему электронного декларирования, налогоплательщик получает уверенность в том, что поданная им декларация не застряла на почте, как это все же бывало при отправке "бумажных" деклараций почтовой связью.

Отметим, что частота ошибок при электронной подаче деклараций составляет порядка 1%, а обычным "бумажным способом" - 20 - 21%. В принципе составить и отослать электронную декларацию налогоплательщик может самостоятельно. Однако ФНС рекомендует пользоваться для этого услугами аттестованных в ФНС налоговых консультантов, так называемых авторизованных e-file провайдеров ФНС.

Существует следующий порядок составления и подачи декларации. Налогоплательщик или уполномоченный им аттестованный налоговый консультант заполняет специальную форму налоговой декларации по подоходному налогу, взимаемому с физического лица (форма N 8453), и налогоплательщик подписывает ее. Подпись налогоплательщика - это его санкция налоговому консультанту на передачу электронной декларации. Одновременно налогоплательщик может сообщить номер банковского счета прямого депозита, на который налоговая служба будет перечислять ему суммы возмещения в случае переплаты налога.

Декларация передается по линии связи непосредственно в ФНС либо третьей стороне, которая затем ретранслирует все данные в ФНС. В ФНС принятая декларация автоматически проверяется на наличие ошибок в передаче и полноту переданной информации. В случае обнаружения неточностей декларация возвращается отправителю за необходимыми разъяснениями и после исправления ошибок повторно пересылается в ФНС.

Спустя 48 часов (два рабочих дня) с момента направления декларации налоговая служба по почте высылает отправителю декларации (налоговому консультанту) квитанцию подтверждение ее приема и годности для обработки. Для налогоплательщика эта квитанция будет служить доказательством факта подачи декларации. В случае если по результатам рассмотрения декларации в ФНС налогоплательщику полагается возврат сумм переплаченного налога, то при электронной подаче декларации он может рассчитывать на получение денег спустя примерно 3 недели после получения квитанции. Практика показывает, что при электронном декларировании срок возврата сумм переплаты сокращается практически в 2 раза по сравнению с традиционным "бумажным" способом подачи деклараций, особенно в случае применения налогоплательщиком для налоговых платежей банковского счета прямого депозита, т.е. когда ФНС перечисляет деньги непосредственно в банк на депозит налогоплательщика. Именно двукратное по сравнению с бумажной технологией ускорение получения сумм возмещения является наиболее сильным выигрышем от использования системы e-file.

Важным преимуществом использования системы электронного декларирования является возможность одновременной подачи деклараций по федеральным налогам и налогам штата. Такие услуги предоставляются в 33 штатах страны и в федеральном округе Колумбия. Отметим, что для оказания таких услуг требуется специальная аттестация налогового консультанта. Компьютерная программа электронного декларирования автоматически разносит данные по федеральным и региональным налогам (налогам штата) по двум различным пакетам, после чего они в "едином конверте" передаются в ФНС. В свою очередь ФНС отсылает пакет деклараций по региональным налогам в налоговые ведомства штатов, выступая для них таким образом в роли своеобразного "пункта пересылки".

Оплата за услуги налоговых консультантов не нормируется, некоторые налоговые консультанты предоставляют ряд услуг вообще бесплатно. Поэтому, прежде чем выбрать себе консультанта, налогоплательщикам рекомендуется поинтересоваться ценами, предлагаемыми местными "налоговыми профессионалами". Номера телефонов консультантов можно найти в телефонной книге.

Стоимость услуг может зависеть от их набора. Например, налогоплательщик может самостоятельно подготовить декларацию и оплатить только ее передачу либо заплатить за помощь в подготовке декларации.

В ряде штатов электронное декларирование позволяет представлять декларации по федеральным налогам и налогам штата "за один заход" непосредственно с домашнего компьютера налогоплательщика. Компьютер должен быть оснащен модемом и специальным программным пакетом, предназначенным для заполнения "электронной" декларации. Программное обеспечение можно приобрести в местном компьютерном магазине либо через сеть Интернет. Имея у себя такой аппаратно-программный комплекс, налогоплательщик может подать декларацию в любое время суток. Цена пакета программного обеспечения колеблется в пределах от 200 до 2000 долл. Организациям, являющимся спонсорами программы добровольной налоговой помощи налогоплательщикам, налоговая служба может предоставить программное обеспечение бесплатно.

Созданный пользователем компьютера файл через модем по проводам поступает в блок передачи электронных деклараций, который преобразует полученную информацию в другой файл, удовлетворяющий требованиям ФНС, и передает его в ФНС. Получив электронную декларацию, ФНС через блок передачи извещает отправителя о ее годности для дальнейшей обработки. Получив такое извещение, налогоплательщик обязан выслать в соответствующий центр обслуживания ФНС специальную (выполненную в виде документа на бумаге) и подписанную им декларацию по подоходному налогу для передачи в режиме онлайн (форма 8453-OL) с необходимыми приложениями. Если поданная "по проводам" декларация не была получена ФНС с первого раза, блок передачи электронных деклараций подскажет налогоплательщику необходимый порядок действий. Плата взимается только за услуги блока передачи электронных деклараций, который в определенном смысле заменяет собой налогового консультанта. Затраты времени при электронной подаче деклараций могут составлять от 15 минут до 1 часа на одну декларацию в зависимости от ее сложности.

Следует подчеркнуть, что налогоплательщик, не пославший вслед за электронной декларацию на бумажном носителе, лишается возможности электронного декларирования в будущем. Декларирование считается состоявшимся только при условии, когда подписанная декларация была получена налоговой службой. Таким образом, система электронного декларирования требует либо общения с налоговым консультантом, либо дублирования электронной подачи декларации отправкой по почте декларации на бумаге.

В США действуют специальные программы помощи отдельным категориям налогоплательщиков. Прежде всего это программа налоговой помощи, оказываемой добровольцами. Добровольцы, пройдя специальную подготовку в ФНС, оказывают помощь в подготовке деклараций по подоходному налогу лицам с низкими доходами, инвалидам, лицам, не говорящим по-английски, а также американским гражданам в возрасте, превышающем 60 лет. В стране организуются специальные пункты (сайты) подачи деклараций для этих категорий населения, где обслуживание абсолютно бесплатное. Обычно их размещают в городских библиотеках, универмагах, домах престарелых, муниципальных центрах. Адрес ближайшего пункта можно узнать по телефону. Подаваемые с таких пунктов декларации группируются в пакеты и затем передаются в ФНС, что позволяет снизить затраты времени на передачу данных. Экземпляры всех документов, подписанных налогоплательщиком, экземпляры деклараций, переданных по системе e-file (в том числе на дискете), а также подтверждающие файлы, принятые от ФНС или третьей стороны, подлежат хранению в пункте передачи до 31 декабря года подачи декларации (например, если декларация была подана в 1999 г. по данным 1998 г., то перечисленные документы следует хранить до 31 декабря 1999 г.).

Государство поощряет спонсорство юридических лиц работодателей: банков, кредитных союзов, церкви, корпораций, университетов штатов в части использования системы e-file их работниками, которым система может быть предоставлена бесплатно, а посторонним лицам - по льготному тарифу. Затраты на приобретение необходимых для этого аппаратных и программных средств списываются на издержки производства.

Чтобы организовать у себя так называемый e-file сайт, организация должна оформить заявку на участие в программе электронного декларирования и по почте отправить ее в ФНС. Организация, которая предоставляет своим клиентам платные услуги по работе в системе e-file, может быть подвергнута особой проверке со стороны ФНС. Вместе с тем бесприбыльные организации проверке не подлежат. Организации, принявшие решение о своем участии в программе e-file, могут воспользоваться одним из двух вариантов. Чаще всего для этого пользуются услугами профессиональных поставщиков или специальных бюро обслуживания, которые занимаются электронной подачей деклараций. Реже работодатель сам закупает необходимый комплекс оборудования и программное обеспечение и нанимает людей для ввода данных декларации в машину до ее передачи по линии связи в ФНС.

При использовании системы можно отметить ряд обстоятельств. Во-первых, электронная подача деклараций никак не увеличивает и не уменьшает вероятность последующей налоговой проверки налогоплательщика. Во-вторых, в большинстве случаев организация-спонсор не несет ответственности за ошибки при подготовке декларации. Всегда ответственность за правильность сведений, указанных в декларации, несет налогоплательщик, подписавший декларацию.


Система TeleFile


Налогоплательщики, не имеющие домашнего компьютера, могут воспользоваться системой подачи деклараций по телефону TeleFile. Эта интерактивная компьютерная система дает возможность грамотному налогоплательщику заполнить и дистанционным способом передать одну из основных форм деклараций о федеральных налогах, уплаченных физическим лицом, - форму 1040EZ. Приняв ее, компьютер автоматически подсчитывает сумму удержанных ранее налогов. Система TeleFile рассчитана на подачу индивидуальных деклараций физических лиц либо совместных деклараций супружеских пар.

К достоинствам системы TeleFile можно отнести:

бесплатность услуги;

минимизацию временных затрат (не отходя от домашнего телефона, налогоплательщик подает подготовленную заранее налоговую декларацию, затрачивая на это примерно 10 минут);

быстрое возмещение переплаченных сумм;

защищенность передачи данных налогоплательщика;

автоматическую проверку ошибок;

подтверждение получения декларации налоговым ведомством;

отсутствие необходимости использования почтовой связи.

Воспользоваться услугами системы TeleFile может любое физическое лицо, получившее по почте из ФНС персональный пакет документов системы TeleFile (пакет TEL-1), при следующих условиях:

местожительство налогоплательщика соответствует указанному в системе учета федеральной налоговой службы TeleFile Tax Record;

декларация подается от одного лица либо от супружеской пары;

возраст декларанта(ов) не превышает 65 лет;

налогоплательщик применяет для связи телефонный аппарат с тональным набором номера;

налогоплательщик получает доход исключительно в виде: жалованья, чаевых, стипендий, грантов научных обществ; пособий по безработице; процентов по вкладам (до определенной величины); дивидендов постоянного фонда Аляски.

Вместе с тем существует ряд условий, которые исключают возможность применения системы TeleFile. Так, ее нельзя использовать при подаче деклараций на умерших, а также в случаях, если налогоплательщик:

изменил свое местожительство, фамилию или налоговый статус (например, физическое лицо обрело статус предпринимателя без образования юридического лица);

обязан продекларировать иждивенцев;

обязан продекларировать вычеты, причитающиеся лицам в возрасте, превышающем 65 лет, или незрячим;

воспользовался пакетом TeleFile другого налогоплательщика за неимением собственного;

не располагает телефонным аппаратом с тональным набором номера;

получал зачеты по авансовым платежам.

Для работы в системе TeleFile не рекомендуется пользоваться бесшнуровыми и сотовыми телефонами, телефонами с кнопочным номеронабирателем на телефонной трубке, так как это часто приводит к возникновению ошибок. Совершенно исключается использование телефонов с дисковым номеронабирателем.

Пользование системой TeleFile никаких особых сложностей не представляет. Прежде всего клиент системы заполняет отпечатанный на бумаге бланк, затем он набирает указанный в пакете TEL-1 телефонный номер бесплатной связи и соединяется с центральным компьютером системы. Система начинает выдавать клиенту вопросы, сначала запрашивая регистрационный номер клиента в системе социального страхования (в США этот номер играет роль индивидуального номера налогоплательщика - ИНН), после этого - пятизначный регистрационный номер клиента (РНК) в системе TeleFile (этот номер имеется в одном из документов, содержащихся в пакете), затем - дату его рождения. Клиент отвечает на вопросы системы по порядку, нажимая кнопки на клавиатуре телефонного аппарата. При совместной подаче декларации супругами необходимо ввести номер полиса социального страхования супруги.

Все введенные данные сличаются с данными соответствующих реестров, и в случае их совпадения система переходит к приему собственно налоговой информации. По подсказкам системы клиент последовательно вводит данные о доходах, суммах удержанных федеральных налогов, а также ИНН всех работодателей, у которых работал в отчетном периоде. Передаются также информация о суммах налогооблагаемых процентов по вкладам, пособий по безработице, данные об использовании банковских счетов для расчетов с налоговыми органами.

Система подтверждает клиенту факт приема информации при каждом нажатии кнопок телефонного аппарата, так что в случае ошибочного нажатия всегда есть возможность внести исправления. Однако если ошибка не была обнаружена до окончания сеанса связи, налогоплательщику придется заполнить специальную "бумажную" форму 1040Х (поправки к ранее поданной декларации). Использовать систему TeleFile для повторной подачи исправленной декларации нельзя.

Завершив ввод данных, система самостоятельно рассчитывает совокупный доход, стандартные вычеты, суммы скидок, сумму налогооблагаемого дохода, сумму авансовых платежей, т.е. практически все данные, содержащиеся в обычной "бумажной" налоговой декларации. Результатом расчета является сумма налога, подлежащего уплате, либо сумма налога к возмещению.

На следующем этапе сеанса связи система зачитывает клиенту сообщение об ответственности за дачу ложных сведений (тем самым удостоверяя место и время подачи данных), после чего клиент должен повторно набрать свой РНК. Ввод РНК в систему TeleFile в конце сеанса связи эквивалентен проставлению подписи на бумажной декларации 1040EZ. В случае подачи совместной декларации супругами система воспроизведет в телефонную трубку сумму налогооблагаемого дохода, сумму налога, сумму налога к возмещению супруге, которая также должна будет ввести свой пятизначный РНК.

В заключение сеанса связи с компьютером ФНС клиент должен подождать, пока машина не выдаст ему шестизначный номер, который будет служить подтверждением того, что налоговое ведомство получило все необходимые сведения. Этот номер следует вписать в специальную строку одного из документов персонального пакета TEL-1 и хранить на случай возможных налоговых проверок. Только после этого можно повесить трубку и тем самым закончить сеанс связи с системой.

Если по результатам декларирования налогоплательщик должен уплатить в бюджет недостающую сумму, он может использовать следующую возможность: заполнить бланк платежного ваучера 8855-V из персонального пакета TEL-1, к нему приложить чек или банковское платежное поручение на нужную сумму и отослать их по почте в отделение ФНС, которое расположено в Чикаго и принимает платежи со всей страны.

В настоящее время ФНС ведет работы по развитию возможностей системы TeleFile для подачи деклараций по налогам, уплачиваемым в бюджеты штатов. В 1999 г. такая система должна пройти испытания в двух штатах страны. Как и в случае с системой e-file, преимущества системы TeleFile выявляются при условии, что налогоплательщик использует для налоговых расчетов с бюджетом прямой депозит в банке. Дело в том, что основным инструментом возврата налогоплательщикам сумм переплаты долгое время служил чек, выписанный налоговой службой и доставленный по почте налогоплательщику. Перечисление средств на счет прямого депозита помимо ускорения расчетов повышает их надежность и создает удобства для налогоплательщика. При этом расчеты с налогоплательщиком по этой схеме обходятся дешевле и для государства. Отметим, что такая схема расчетов с налогоплательщиком может применяться не только совместно с описанными системами автоматизированной подачи деклараций, но и при традиционной "бумажной" технологии (декларации 1040, 1040РС, 1040NR, 1040A, 1040EZ). Достаточно лишь в соответствующих строках бланков деклараций указать нужные банковские реквизиты.

Получить информацию о результатах рассмотрения своей декларации с помощью системы TeleFile и узнать о перспективах на получение сумм возмещения налогоплательщик может, набрав с любого телефонного аппарата в один из рабочих дней номер телефона 1-800-829-4477. Делать это целесообразно не раньше чем через 3 недели после электронной подачи декларации или 6 недель после отправки по почте обычной "бумажной" декларации. ФНС США актуализирует данные по выплате возмещений каждые 7 дней. Поэтому, если налогоплательщик, поинтересовавшийся данным вопросом, не получит ответа, ему придется повторить звонок через неделю.


Е.М. Воловик,

государственный советник налоговой службы

III ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение