Бухгалтерский учет на предприятиях общественного питания ("Финансовая газета. Региональный выпуск", N 06, февраль 1999 г.)

Бухгалтерский учет на предприятиях общественного питания


Бухгалтерский учет в организациях общественного питания ведется с соблюдением общих принципов и правил, определенных Федеральным законом от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, другими положениями и законами. Бухгалтерская отчетность организаций общественного питания составляется с учетом требований приказа Минфина России от 12.11.96 г. N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" (с изменениями и дополнениями). Отражение операций на счетах бухгалтерского учета осуществляется на основании Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56 (с изменениями). Учет товаров С 1 января 1999 г. предприятия общественного питания для учета товаров должны применять Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98), утвержденное приказом Минфина России от 15.06.98 г. N 25н.

Классификация материально-производственных запасов в соответствии с ПБУ 5/98: а) материально-производственные запасы - часть имущества: используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи; предназначенная для продажи; используемая для управленческих нужд организации; б) малоценные и быстроизнашивающиеся предметы - часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, либо имеющая стоимость на дату приобретения ниже лимита, утвержденного организацией в пределах не более 100-кратного (или бюджетных учреждений - 50-кратного) минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации; в) готовая продукция - часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством; г) товары - часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.


Фактическая себестоимость


Пункт 6 ПБУ 5/98. Фактической себестоимостью материально производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Пункт 11 ПБУ 5/98. Фактическая себестоимость материально производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и предусмотренных настоящим Положением. Пункт 12 ПБУ 5/98. Организация торговли может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав издержек обращения. Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организациям, осуществляемым розничную торговлю, разрешается проводить оценку приобретенных товаров по продажной (розничной) стоимости с отдельным учетом наценок (скидок). Международный аспект Основные отличия Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98) от международного стандарта финансовой отчетности (МСФО 2 "Запасы") (редакция 1993 г.):

1. Цена возможной реализации (ПБУ 5/98) и возможная чистая цена продаж (МСФО 2). В ПБУ 5/98 нет определения цены возможной реализации материально-производственных запасов. В МСФО 2 оговорено, что возможная чистая цена продаж - это предполагаемая продажная цена при нормальном ходе дел за вычетом возможных затрат на выполнение работ и возможных затрат на реализацию. Кроме того, положения стандарта предусматривают порядок определения (расчета) возможной чистой цены продаж и корректировки стоимости запасов в учете.

2. Затраты на приобретение товаров за валюту. Пункт 14 ПБУ 5/98. Оценка материально-производственных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, проводится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия к бухгалтерскому учету организацией запасов по договору. Пункт 9 МСФО 2. В редких случаях, предусмотренных допустимым альтернативным методом отражения в МСФО 21 "Влияние изменений валютных курсов", затраты на закупку могут включать курсовые разницы, возникающие непосредственно в отношении недавнего приобретения запасов, счета на которые выписаны в иностранной валюте. Эти курсовые разницы допускаются только в случае их возникновения в результате крупной девальвации или снижения стоимости валюты, которых нельзя избежать никакими практическими средствами и которые влияют на непогашаемые обязательства, возникшие в связи с недавно приобретенными запасами. При этом п.21 МСФО 21 предусмотрено, что такая курсовая разница должна включаться в балансовую стоимость соответствующего актива при условии, что скорректированная балансовая стоимость не превышает наименьшее из двух значений - восстановительной стоимости и суммы, возмещаемой за счет продажи или использования актива.

3. Списание запасов. Пункт 15 ПБУ 5/98. При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка проводится организацией (кроме малоценных и быстроизнашивающихся предметов, товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) одним из следующих методов: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения материально производственных запасов (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретения материально производственных запасов (метод ЛИФО). Пункт 19 МСФО 2. Себестоимость отдельных статей запасов, не являющихся взаимозаменяемыми, а также товаров и услуг, произведенных и предназначенных для специальных проектов, должна определяться путем специфической идентификации индивидуальных затрат (аналог нашего метода "по себестоимости каждой единицы"). Пункт 21 МСФО 2 раскрывает основной подход: себестоимость запасов, которые не относятся к рассматриваемым в п.19, определяется по формулам "первое поступление - первый отпуск" (ФИФО) или средневзвешенной себестоимости. Пункт 23 МСФО 2 раскрывает допустимый альтернативный подход: себестоимость запасов, которые не относятся к рассматриваемым в п.19, определяется по формулам "последнее поступление - первый отпуск" (ЛИФО). Пунктом 36 МСФО 2 предусмотрены положения по раскрытию информации в финансовой отчетности при применении метода ЛИФО: когда себестоимость запасов определяется по методу ЛИФО в соответствии с разрешенным альтернативным методом отражения в п.23, финансовая отчетность должна раскрывать разницу между величиной запасов, показанной в балансе, и либо: а) меньшим из значения, полученного в соответствии с п.21, и чистой стоимости реализации; б) меньшим из текущей стоимости на балансовую дату и возможной чистой стоимости продаж.


Отражение на счетах бухгалтерского учета


Для синтетического учета наличия и движения товаров, предназначенных для использования при изготовлении продукции собственного производства и для дальнейшей реализации, применяется счет 41 "Товары". К нему могут быть открыты субсчета: 41-1 "Товары на складах"; 41-2 "Товары в розничной торговле"; 41-3 "Тара под товаром и порожняя"; 41-4 "Покупные изделия". Аналитический учет по счету 41 ведется по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров. На субсчете 41-1 учитываются наличие и движение товарных запасов, находящихся в кладовых предприятий общественного питания. На субсчете 41-2 учитывают наличие и движение товаров, находящихся в буфетах предприятий общественного питания. На этом же субсчете учитывают наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.). На субсчете 41-3 учитываются наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды). На субсчете 41-4 промышленные и другие производственные предприятия, пользующиеся счетом 41 "Товары", учитывают наличие и движение товаров (применительно к порядку, предусмотренному для учета производственных запасов). На предприятиях общественного питания на счете 42 "Торговая наценка" учитывают суммы торговых скидок и накидок на продукты питания и товары, находящиеся в кладовых, буфетах, на кухне, а также суммы наценок, прибавляемые в установленном размере к стоимости кухонной и буфетной продукции по продажным ценам. Счет 20 "Основное производство" на предприятиях общественного питания предназначен для обобщения информации о затратах по выпуску собственной продукции (в части сырья и материалов):


   /----------------------------------------------------------\
   |          Содержание операции            | Дебет  | Кредит|
   |-----------------------------------------+--------+-------|
   | Оприходованы  товары,  поступившие  на  | 41-1   | 60    |
   | склад  (в  кладовую) от поставщиков  с  |        |       |
   | учетом НДС                              |        |       |
   | При  учете товаров по продажным  ценам  | 41-1   | 42    |
   | отражается сумма торговой наценки       |        |       |
   | Оприходована тара                       | 41-3   | 60    |
   | Вариант  1.  Транспортные  расходы  по  | 41-1   | 60,   |
   | доставке    товаров    включаются    в  |        | 76    |
   | стоимость товаров на основании п.6 ПБУ  |        |       |
   | 5/98. Данный порядок учета фактической  |        |       |
   | себестоимости  товаров   должен   быть  |        |       |
   | предусмотрен     учетной     политикой  |        |       |
   | организации                             |        |       |
   | Вариант  2.  Транспортные  расходы  по  |  44    | 60,   |
   | доставке       товаров       сторонней  |        | 76    |
   | организацией  включаются  в   издержки  |        |       |
   | обращения на основании п.12 ПБУ 5/98.   |        |       |
   | Примечание.   Расходы,   связанные   с  |        |       |
   | доставкой     (включая     погрузочно-  |        |       |
   | разгрузочные   работы)    товаров    и  |        |       |
   | продуктов   транспортом  и  персоналом  |        |       |
   | предприятия     торговли,     подлежат  |        |       |
   | включению  в  соответствующие   статьи  |        |       |
   | издержек   обращения  и   производства  |        |       |
   | (расходы  на оплату труда, амортизация  |        |       |
   | основных средств и др.)                 |        |       |
   | Оплачены товары поставщику              |  60    | 51,   |
   |                                         |        | 50    |
   | Оплачены    услуги   организаций    по  | 60,7   | 51,   |
   | доставке товаров                        |  6     | 50    |
   | Стоимость     оплаченных      товаров,  |  41    | 60    |
   | оставшихся на конец месяца в пути  (не  |        |       |
   | прибывших  на  склад), отражается  без  |        |       |
   | оприходования этих товаров на склад     |        |       |
   | В  начале следующего месяца эти  суммы  |  41    | 60    |
   | сторнируются  и  числятся  в   текущем  | сторно |сторно |
   | учете как дебиторская задолженность по  |        |       |
   | счету  60  "Расчеты с  поставщиками  и  |        |       |
   | подрядчиками"                           |        |       |
   | Переданы покупные изделия в буфет       | 41-2   |41-1   |
   | Переданы товары на кухню                |  20    |41-1   |
   | Оприходованы  готовые  изделия   (если  | 41-2   | 20    |
   | раздача  отделена от кухни или готовые  |        |       |
   | изделия  поступают  в  экспедицию  или  |        |       |
   | буфет)                                  |        |       |
   | Сумма наценки на стоимость блюда        |  20    | 42    |
   | Сумма  наценки  на готовую  продукцию,  | 41-2   | 42    |
   | если учетные цены кухни отличаются  от  |        |       |
   | продажных                               |        |       |
   | Списана      стоимость      продуктов,  |  46    | 20    |
   | израсходованных    на    реализованную  |        |       |
   | продукцию (если раздача не отделена от  |        |       |
   | кухни  или  готовые блюда потребляются  |        |       |
   | через обеденный зал)                    |        |       |
   | Отражена разница между ценой возможной  |  80    | 41    |
   | реализации   и  первоначальной   ценой  |        |       |
   | товаров,  на  которые цена  в  течение  |        |       |
   | года  снизилась либо которые  морально  |        |       |
   | устарели  или  частично потеряли  свое  |        |       |
   | первоначальное  качество  (п.11    ПБУ  |        |       |
   | 5/98)                                   |        |       |
   | Материально-производственные   запасы,  | 002    |       |
   | не   принадлежащие   организации,   но  |        |       |
   | находящиеся   в  ее  пользовании   или  |        |       |
   | распоряжении    в    соответствии    с  |        |       |
   | условиями   договора,  принимаются   к  |        |       |
   | бухгалтерскому  учету на  забалансовые  |        |       |
   | счета  в  оценке,  предусмотренной   в  |        |       |
   | договоре (п.13 ПБУ 5/98)                |        |       |
   \----------------------------------------------------------/

Поступление товаров и тары можно отражать в учете с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами. Указанием ЦБ РФ от 7.10.98 г. N 375-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" введены предельные размеры расчетов наличными деньгами по одному платежу: между юридическими лицами в сумме 10 тыс. руб.; для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье в сумме 15 тыс. руб.; для предприятий и организаций торговли Главного управления исполнения наказаний Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУИН МВД России) при закупке товаров у юридических лиц в сумме 15 тыс. руб. Данные размеры применяются с 14 октября 1998 г.


Учет реализации готовых изделий собственного производства и покупных изделий


Отражение операций по реализации покупных изделий и продукции собственного производства осуществляется на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".


Отражение на счетах бухгалтерского учета

   /--------------------------------------------------------\
   |       Содержание операции            Дебет    Кредит   |
   |                                                        |
   |Поступила   выручка   при   оплате     50        46     |
   |наличными денежными средствами                          |
   |через контрольно-кассовый аппарат                       |
   |Поступила  выручка  при  оплате  с     57        46     |
   |кредитной карточки                                      |
   |Списаны товары                         46        41     |
   |Списана    стоимость    продуктов,     46        20     |
   |израсходованных  на  реализованную                      |
   |продукцию                                               |
   |Сумма   наценки,   относящейся   к     46        42     |
   |реализованным товарам и  продукции                      |
   |(сторно)                                                |
   |Списаны издержки обращения             46        44     |
   |Начислен НДС                           46        68     |
   |Определен финансовый результат         46(80)    80(46) |
   \--------------------------------------------------------/

Сумма скидки (накидки) на остаток нереализованных товаров на предприятиях розничной торговли может быть определена по проценту, исчисленному исходя из отношения суммы скидок (накидок) на остаток товаров на начало месяца и оборота по кредиту счета 42 "Торговая наценка", уменьшенной на сумму оборота по дебету счета 42 "Торговая наценка" (на прочие списания), к сумме реализованных за месяц товаров (по учетным ценам) и остатка товаров на конец месяца (по учетным ценам). Если учет продуктов в кладовых, на производстве и в буфетах предприятий общественного питания ведется по продажным ценам (с наценкой), то реализованная торговая скидка (наценка) определяется в порядке, принятом на предприятиях розничной торговли. Если продукты в кладовых учитываются по продажным или средневзвешенным ценам (без наценок), а на производстве и в буфетах - по продажным ценам (с наценкой), то реализованные наценки и реализованные торговые скидки рассчитываются отдельно. Порядок заполнения книги кассира-операциониста приведен в Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (см. письмо Минфина России от 30.08.93 г. N 104).


Особенности состава издержек обращения организаций общественного питания


Организации общественного питания для учета состава издержек обращения используют специально разработанные в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552, Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом и Минфином России 20.04.95 г. N 1-550/32-2. Методические рекомендации содержат номенклатуру статей издержек обращения и производства предприятий торговли и общественного питания. Предприятиям предоставлено право сокращать и расширять перечень статей в пределах затрат, предусмотренных типовым Положением по составу затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли:


Содержание операции Дебет Кредит
Отражены транспортные расходы по
услугам, оказанным сторонними
организациями
Отражены расходы по
транспортировке, выполненные
собственным транспортом и
персоналом (амортизация
автомобилей, топливо, износ МБП,
заработная плата с начислениями во
внебюджетные фонды водителей,
грузчиков и другие расходы)
Начислена заработная плата
персоналу предприятия
Произведены начисления во
внебюджетные фонды
Удержан подоходный налог и взнос
во внебюджетные фонды
Арендная плата за производственные
помещения
Расходы на ремонт, выполненный
сторонними организациями
Расходы на ремонт, выполненный
собственными силами


Амортизация основных средств и
нематериальных активов
Износ санитарной и специальной
одежды, столового белья, посуды,
приборов, других малоценных и
быстроизнашивающихся предметов
Расходы на топливо, газ,
электроэнергию для
производственных нужд
Расходы на хранение, подработку,
подсортировку и упаковку товаров


Затраты по оплате процентов за
пользование займом
Расходы по рекламе, изготовленной
собственными силами организации



Расходы по рекламе, изготовленной
с привлечением сторонней
организации
Стоимость образцов товаров,
переданных в соответствии с
контрактами, соглашениями и иными
документами непосредственно
покупателям или посредническим
организациям бесплатно и не
подлежащих возврату
Уценка товаров, полностью или
частично потерявших свое
первоначальное качество во время
экспонирования в витринах,
торговых залах магазинов и на
выставках. Размер уценки в
настоящее время законодательно не
регламентирован
Расходы на тару (амортизация,
ремонт, расходы на перевозку,
погрузку и выгрузку порожней тары,
осуществляемые сторонними
организациями при возврате ее
поставщикам или сдаче
тарособирающим организациям,
расходы на очистку и обработку
(дезинфекцию) тары, разница в
ценах на тару между приемными -
при оприходовании и сдаточными -
при возврате порожней; другие
расходы на тару)
44,
19

44







44

44

70

44,
19
44,
19
44



44

44



44,
19

44,
19


44

44




44


44






44







44
60,
76

02,
10,
13,
69,
70



70

69

68,
69
76

76

10,
13,
70,
69
02,
05
13



10,
76

10,
76,
70,
69
51

41,
10,
12,
70,
69
60,
76

41






41







02,
13,
41,
76,
70,
69

Расходы на торговую рекламу, включенные в состав издержек обращения и производства, при налогообложении принимаются в пределах утвержденных в установленном порядке норм. По статье "Потери товаров и технологические отходы" отражаются потери товаров и продуктов при железнодорожных, водных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках, хранении и продаже в пределах действующих норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке. Утвержденные нормы естественной убыли при перевозке, хранении и продаже товаров и продуктов являются предельными. Списание товаров и продуктов в пределах норм естественной убыли производят в том случае, если при приемке или инвентаризации выявлена фактическая недостача. По этой статье также отражаются убытки от недостачи и потери от порчи товаров, продуктов и сырья сверх норм естественной убыли в тех случаях, когда конкретные виновники не установлены; потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков (данный пункт не соответствует п.3 ст.12 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете": "Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: ...недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов)". Основанием для списания убытков от недостачи, порчи сверх норм естественной убыли, когда виновники не установлены или во взыскании которым отказано судом, является обоснованное заключение, утвержденное руководителем предприятия торговли. Среди документов, представляемых для оформления списания недостач и порчи ценностей сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, или заключение о факте порчи ценностей, полученное от соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).


Отражение на счетах бухгалтерского учета


Содержание отчетности Дебет Кредит
Отражена недостача товаров по продажным
ценам
84 41
Списана наценка по недостающим това-
рам
42 84
Списана недостача на финансовый резуль-
тат при наличии соответствующих докуме-
нтов
80 84
Списана недостача без наличия соответ-
ствующих документов
88 84
Списана недостача за счет виновных лиц
(по продажным ценам)
73 84
Отражена торговая наценка, подлежащая
взысканию с виновного лица
42 взысканию с винов-
ных 83 (субсчет
"Разница между
суммой, подлежащей
лиц, ибалансовой
стоимостью по
недостачам ценнос-
тей"

Среди специфических статей издержек обращения следует выделить следующие: плата медицинским учреждениям (поликлиникам, санитарно эпидемиологическим станциям) за медицинский осмотр работников торговли и общественного питания, стоимость мыла, аптечек, медикаментов, перевязочных средств и др.; расходы на устройство и содержание комнат отдыха, кипятильников, баков, умывальников, душей, раздевалок, шкафчиков для специальной одежды, сушилок и другого оборудования (где предоставление этих услуг работающим связано с особенностями производства и предусмотрено коллективным договором). Мероприятия по охране здоровья и организации отдыха, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе, осуществляются за счет средств, выделяемых на социальные нужды, и затраты на их проведение в издержки обращения и производства не включаются; расходы по ведению кассового хозяйства (расходы на кассовые рулонные марки, кассовые чеки, контрольно-кассовые ленты, стоимость красящей ленты и краски для печатающего механизма контрольно-кассовых машин, на инкассацию денежной выручки, плату сторонним организациям за обслуживание, технический надзор и уход за контрольно-кассовыми машинами и др.); расходы на экспертизу и лабораторный анализ товаров, продуктов и пищи; расходы по обслуживанию посетителей на предприятиях общественного питания: расходы на содержание оркестров в ресторанах и кафе по договорам с учреждениями сферы культуры и искусства (кроме заработной платы состоящих в штате оркестрантов и эстрадных артистов, учтенной по статье "Расходы на оплату труда"); стоимость бумажных салфеток, бумажных скатертей, бумажных стаканчиков и тарелок, приборов одноразового пользования; другие затраты, подлежащие включению в состав издержек, но не относящиеся к ранее перечисленным статьям.


Порядок расчета издержек обращения на остаток товаров


В конце месяца сумма издержек обращения и производства, приходящаяся на реализованные за текущий месяц товары, списывается в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Сальдо счета 44 "Издержки обращения" равно сумме издержек обращения, приходящейся на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров. При этом сумма издержек обращения и производства, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек обращения и производства за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке: 1) суммируются транспортные расходы и расходы по оплате процентов за банковский кредит на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце (сальдо счета 44 по этим расходам на начало месяца и дебетовый оборот по счету за месяц); 2) определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца (кредитовый оборот счета 41 и остаток по счету на конец месяца); 3) отношением определенной в пункте 1 суммы издержек обращения и производства к сумме реализованных и оставшихся товаров (в пункте 2) определяется средний процент издержек обращения и производства к общей стоимости товаров; 4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.


Особенности налогообложения предприятий общественного питания


Налог на прибыль


Документы: Закон Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями); Инструкция Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями). Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными специальными разделами Инструкции N 37. Ставка налога. Прибыль предприятия, исчисленная в соответствии с положениями, изложенными в Инструкции N 37, облагается налогом в части, зачисляемой в федеральный бюджет, по ставке 13%. В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 22%. Особенности. 1. У предприятий, применяющих торговую наценку (надбавку), фактически налогооблагаемой базой по налогу на прибыль является сумма реализованной торговой наценки (надбавки) за отчетный период. 2. В соответствии с п.1.2 Инструкции N 37 не являются плательщиками налога на прибыль организации, переведенные нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". К плательщикам единого налога относятся организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек).


Отражение на счетах бухгалтерского учета


 /------------------------------\
 |   Содержание    | Де- | Кре- |
 |    операции     | бет | дит  |
 |-----------------+-----+------|
 | Начислен  налог | 81  | 68   |
 | на прибыль      |     |      |
 | Оплачен   налог | 68  | 51   |
 | на прибыль      |     |      |
 \------------------------------/

Налог на добавленную стоимость


Документы: Закон Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями); Инструкция Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями); письмо Минфина России от 12.11.96 г. N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами". Объектами налогообложения являются: а) обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, работ и услуг; б) товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации. При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне. Ставка налога - 10 и 20%. В настоящее время действует Перечень продовольственных товаров, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.98 г. N 1203. Особенности. С введением Изменений и дополнений N 6 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (приказ Госналогслужбы России от 7.08.98 г. N БФ-3-03/170) все организации (в том числе организации розничной торговли и общественного питания), выпускающие и реализующие товары, облагаемые по ставкам налога на добавленную стоимость в размере 10 и 20%, должны вести раздельный учет реализации товаров и сумм налога по ним в разрезе применяемых ставок; исчисление средней расчетной ставки в настоящее время не производится. У организаций розничной торговли и общественного питания суммы, полученные в порядке частичной оплаты расчетных документов за реализованные товары (работы, услуги), а также суммы авансовых и плановых платежей, поступившие на расчетный счет в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (оказания услуг) облагаются налогом в части разницы в ценах или соответствующих надбавок и наценок. Организации общественного питания при реализации продукции собственного производства (в том числе через розничную торговую сеть), а также покупных товаров (включая импортные) исчисляют налог по расчетной ставке с суммы дохода, полученного в виде торговых надбавок и наценок, которые применяются к ценам приобретения с налогом. От налога на добавленную стоимость освобождается продукция собственного производства отдельных организаций общественного питания (студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, больниц, детских дошкольных учреждений, а также столовых иных учреждений и организаций социально-культурной сферы, финансируемых из бюджета). Счета-фактуры. При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) розничной торговли и общественного питания и другими организациями (предприятиями), выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению за наличный расчет с использованием контрольно-кассовых машин продавец товара (работы, услуги) должен выдать покупателю кассовый чек (счет), содержащий следующие реквизиты: наименование организации-продавца (предприятия-продавца); идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации продавца (предприятия-продавца); номер кассового аппарата; номер и дату выдачи чека; стоимость (цену) продаваемого товара с налогом на добавленную стоимость. Организации, реализующие товары (работы, услуги) непосредственно населению без использования контрольно-кассовых машин, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, могут применять действующие бланки строгой отчетности вместо счетов фактур с последующим отражением их в книге продаж у поставщика (см. п.9 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 г. N 914).


Отражение на счетах бухгалтерского учета


 /-----------------------------\
 |   Содержание    |Де- | Кре- |
 |    операции     |бет | дит  |
 |-----------------+----+------|
 | НДС  принят  к  |68  | 19   |
 | возмещению  из  |    |      |
 | бюджета     по  |    |      |
 | расходам,       |    |      |
 | относимым   на  |    |      |
 | издержки        |    |      |
 | обращения       |    |      |
 | Начислен НДС с  |46  | 68   |
 | реализованной   |    |      |
 | торговой        |    |      |
 | наценки         |    |      |
 | (надбавки),     |    |      |
 | подлежащий      |    |      |
 | уплате       в  |    |      |
 | бюджет          |    |      |
 | Уплачен НДС     |68  | 51   |
 | Получен аванс   |51  | 64   |
 | Начислен НДС с  |64  | 68   |
 | аванса      (в  |    |      |
 | части  разницы  |    |      |
 | в   ценах  или  |    |      |
 | соответствующих |    |      |
 | надбавок     и  |    |      |
 | наценок)    по  |    |      |
 | расчетным       |    |      |
 | ставкам  16,67  |    |      |
 | или 9,09%       |    |      |
 \-----------------------------/

Налог на пользователей автомобильных дорог


Документы: Закон Российской Федерации от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); Инструкция Госналогслужбы России от 15.05.95 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с изменениями и дополнениями). Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Ставка налога устанавливается в размере 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). Средства налога зачисляются: в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации по ставке 0,5%; в территориальные дорожные фонды по ставке 2,0%. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога. Особенности. Для предприятий общественного питания характерно сочетание двух видов деятельности: 1. Оказание услуг в сфере общественного питания (см. Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.97 г. N 1036). 2. Розничная торговля покупными товарами. В связи с этой особенностью предприятие общественного питания должно исчислять налог на пользователей автомобильных дорог с выручки, полученной от реализации продукции собственного производства, и с суммы разницы между продажной и покупной ценами покупных товаров, реализуемых в розницу. Такой порядок исчисления налога отражен в письме Департамента налоговой политики Минфина России от 5.07.98 г. N 04-05-11/92, в котором указано, что "...под торговой деятельностью, для целей налогообложения понимается приобретение организацией товара с целью его последующей реализации, без изменения технических, качественных и иных характеристик товара. Таким образом, при продаже населению произведенной кулинарной продукции (продуктов питания) для потребления непосредственно на месте через обеденный зал или буфет, включая отпуск обедов на дом, а также через торговые точки, как состоящие, так и не состоящие на балансе предприятия общественного питания, у предприятия общественного питания возникает выручка от реализации продукции (работ, услуг), которая подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Продажа приобретенных для дальнейшей реализации продуктов питания рассматривается как торговая деятельность. При этом налог исчисляется по установленной ставке от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в рамках этой деятельности".


Отражение на счетах бухгалтерского учета


 /----------------------------\
 |  Содержание   |Де- |  Кре- |
 |   операции    |бет |  дит  |
 |---------------+----+-------|
 | Начислен      |44  |  67   |
 | налог     на  |    |       |
 | пользователей |    |       |
 |   автодорог   |    |       |
 | Оплачен       |67  |  51   |
 | налог         |    |       |
 \----------------------------/

Налог с владельцев автотранспортных средств


Такой налог ежегодно уплачивают юридические лица, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Исчисление налога осуществляется исходя из суммарной мощности двигателя каждого наименования объекта налогообложения, марки транспортного средства и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу, а также размера годового налога с каждой единицы мощности двигателя. Налогом с владельцев транспортных средств облагаются транспортные средства, подлежащие регистрации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", согласно п.1 которого подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, а также прицепы к ним.


Отражение на счетах бухгалтерского учета


 /-----------------------------\
 |   Содержание    | Де- | Кре-|
 |    операции     | бет | дит |
 |-----------------+-----+-----|
 | Начислен  налог | 44  | 67  |
 | с    владельцев |     |     |
 |автотранспортных |     |     |
 |   средств       |     |     |
 | Оплачен налог   | 67  | 51  |
 \-----------------------------/

Налог на приобретение автотранспортных средств


Налог исчисляется от продажной цены автомобиля (без налога на добавленную стоимость, акциза) по следующим ставкам: грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили - по ставке 20%; прицепы и полуприцепы - по ставке 10%. К специальным автомобилям относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки и использования установленного на нем специального оборудования. При исчислении налога из продажной цены автомобиля акциз исключается только в случае приобретения автомобиля у организации, которая его произвела и реализовала. Данным налогом облагаются автотранспортные средства, которые подлежат регистрации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".


Отражение на счетах бухгалтерского учета


 /---------------------------\
 | Содержание  | Де-  | Кре- |
 |  операции   | бет  | дит  |
 |-------------+------+------|
 | Начислен    | 08   | 67   |
 | налог    на |      |      |
 | приобретение|      |      |
 | автотранс-  |      |      |
 | портных     |      |      |
 | средств     |      |      |
 | Оплачен     | 67   | 51   |
 | налог       |      |      |
 \---------------------------/

Налог на имущество


Документы: Закон Российской Федерации от 13.12.91 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями); Инструкция Госналогслужбы России от 8.06.95 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями). Объект. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости. Ставка налога. Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% от налогооблагаемой базы (среднегодовой стоимости имущества). Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов их деятельности, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Особенности. Предприятия розничной торговли и общественного питания стоимость товаров, поступивших от поставщиков, учитывают в расчетах налогооблагаемой базы без налога на добавленную стоимость (порядок исчисления сумм налогов, подлежащих исключению из налогооблагаемой базы, регулируется указанной выше инструкцией Госналогслужбы России).


Отражение на счетах бухгалтерского учета


 /----------------------------\
 |  Содержание |  Де-  | Кре- |
 |   операции  |  бет  | дит  |
 |-------------+-------+------|
 | Начислен    |  80   |  68  |
 | налог     на|       |      |
 | имущество   |       |      |
 | Оплачен     |  68   |  51  |
 | налог       |       |      |
 \----------------------------/

Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц


Ставки этого сбора не могут превышать 1% от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и автономных округов. Федеральным законом от 31.07.98 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлено, что с введением в действие представительными органами власти субъектов Российской Федерации налога с продаж на территориях соответствующих субъектов данный сбор не взимается.


Налог с продаж


Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60% и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения. Данный налог был введен Федеральным законом от 31.07.98 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, в том числе стоимость подакцизных товаров, деликатесных продуктов питания, а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карт, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). При определении налогооблагаемой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров. Ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5%. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая налог с продаж, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют его ставку, порядок и сроки уплаты, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.


Отражение на счетах бухгалтерского учета


 /-----------------------------\
 | Содержание | Дебет | Кредит |
 |  операции  |       |        |
 |------------+-------+--------|
 | Начислен   |  46   |  68    |
 | налог    с |       |        |
 | продаж     |       |        |
 | Оплачен    |  68   |  51    |
 | налог    с |       |        |
 | продаж     |       |        |
 \-----------------------------/

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности


Данный налог был введен Федеральным законом от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и Федеральным законом от 31.07.98 г. N 149-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Единый налог вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 148-ФЗ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются: 1) сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3 Федерального закона N 148-ФЗ; 2) размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога; 3) налоговые льготы; 4) порядок и сроки уплаты единого налога; 5) иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации. Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19 - 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением: 1) государственной пошлины; 2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей; 3) лицензионных и регистрационных сборов; 4) налога на приобретение транспортных средств; 5) налога с владельцев транспортных средств; 6) земельного налога; 7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; 8) подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в статье 3 Федерального закона N 148-ФЗ; 9) удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат. Плательщиками единого налога являются юридические лица (далее организации) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее предприниматели), осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах, в том числе: общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек); розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу - один квартал. Определение размера вмененного дохода. Размер вмененного дохода и значения иных составляющих формул расчета единого налога устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В письме Правительства Российской Федерации от 7.09.98 г. N 4435п-П5 приведены рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих. Расчет суммы единого налога на вмененный доход производится в соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон) и основывается на определении значения базовой доходности определенного вида деятельности, физических показателей и повышающих (понижающих) коэффициентов, отражающих степень влияния различных факторов на результат предпринимательской деятельности. Ставка единого налога устанавливается в размере 20% вмененного дохода. Суммы единого налога, уплачиваемые организациями, зачисляются в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в следующих размерах: 1) федеральный бюджет - 25% общей суммы единого налога, из которых 4% направляется в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации; 2) государственные внебюджетные фонды - 25% общей суммы единого налога, из них: Пенсионный фонд Российской Федерации - 18,350%; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,125%; территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2,150%; Фонд социального страхования Российской Федерации - 3,425%; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации 0,950%. Организации представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом от 1.04.96 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования"; 3) бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты 50% общей суммы единого налога, из которых до 15% могут направляться в территориальные дорожные фонды.


Местные налоги и сборы


Местные налоги и сборы установлены ст.21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)*.


------------------------------------------------------------

* Федеральным законом от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 1999 г. настоящий Закон признан утратившим силу, за исключением п.2 ст.18 и ст.19, 20 и 21.


 /----------------------------------------------------\
 |     Наименование налога (сбора)      |Отражение    |
 |                                      |    в        |
 |                                      |бухгалтерс-  |
 |                                      |ком учете    |
 |                                      |-------------|
 |                                      |Дебет|Кредит |
 |--------------------------------------+-----+-------|
 | Земельный  налог. Порядок зачисления | 44  | 68    |
 | поступлений     по     налогу      в |     |       |
 | соответствующий бюджет  определяется |     |       |
 | законодательством о земле            |     |       |
 | Сбор   за   право   торговли.   Сбор | 81  | 68    |
 | уплачивается    путем   приобретения |     |       |
 | разового   талона   или   временного |     |       |
 | патента  и  полностью зачисляется  в |     |       |
 | соответствующий бюджет               |     |       |
 | Целевые    сборы   с    граждан    и | 80  | 68    |
 | предприятий, учреждений, организаций |     |       |
 | независимо   от  их  организационно- |     |       |
 | правовых форм на содержание милиции, |     |       |
 | на  благоустройство  территорий,  на |     |       |
 | нужды образования и другие цели.     |     |       |
 | Ставка   сборов  в  год   не   может |     |       |
 | превышать  3%  от  12  установленных |     |       |
 | законом     размеров     минимальной |     |       |
 | месячной     оплаты    труда     для |     |       |
 | физического лица, а для юридического |     |       |
 | лица   -   3%   от  годового   фонда |     |       |
 | заработной    платы,   рассчитанного |     |       |
 | исходя   из  установленного  законом |     |       |
 | размера минимальной месячной  оплаты |     |       |
 | труда                                |     |       |
 | Налог  на  рекламу. Налог уплачивают | 80  | 68    |
 | юридические   и   физические   лица, |     |       |
 | рекламирующие  свою  продукцию,   по |     |       |
 | ставке,  не превышающей 5% стоимости |     |       |
 | услуг по рекламе                     |     |       |
 | Налог  на  перепродажу  автомобилей, | 81  | 68    |
 | вычислительной       техники       и |     |       |
 | персональных   компьютеров*.   Налог |     |       |
 | уплачивают  юридические и физические |     |       |
 | лица,     перепродающие    указанные |     |       |
 | товары,  по  ставке, не  превышающей |     |       |
 | 10% суммы сделки                     |     |       |
 | Лицензионный сбор за право  торговли | 81  | 68    |
 | винно-водочными   изделиями*.   Сбор |     |       |
 | уплачивают  юридические и физические |     |       |
 | лица,   реализующие   винно-водочные |     |       |
 | изделия  населению,  в  размере:   с |     |       |
 | юридических  лиц - 50  установленных |     |       |
 | законом     размеров     минимальной |     |       |
 | месячной  оплаты  труда  в  год,   с |     |       |
 | физических  лиц  - 25  установленных |     |       |
 | законом     размеров     минимальной |     |       |
 | месячной  оплаты труда  в  год;  при |     |       |
 | торговле  этими лицами  с  временных |     |       |
 | торговых     точек,    обслуживающих |     |       |
 | вечера,   балы,  гулянья  и   другие |     |       |
 | мероприятия,       -        половины |     |       |
 | установленного    законом    размера |     |       |
 | минимальной месячной оплаты труда за |     |       |
 | каждый день торговли                 |     |       |
 | Сбор  за право использования местной | 81  | 68    |
 | символики*.       Сбор        вносят |     |       |
 | производители продукции, на  которой |     |       |
 | использована    местная    символика |     |       |
 | (гербы;  виды  городов,  местностей, |     |       |
 | исторических памятников  и  пр.),  в |     |       |
 | размере,    не   превышающем    0,5% |     |       |
 | стоимости реализуемой продукции      |     |       |
 | Сбор за уборку территорий населенных | 80  | 68    |
 | пунктов*. Сбор вносят юридические  и |     |       |
 | физические лица (владельцы строений) |     |       |
 | в      размере,      устанавливаемом |     |       |
 | представительными органами власти    |     |       |
 | Налог  на содержание жилищного фонда | 80  | 68    |
 | и    объектов   социально-культурной |     |       |
 | сферы в размере, не превышающем 1,5% |     |       |
 | от   объема   реализации   продукции |     |       |
 | (работ,     услуг),    произведенной |     |       |
 | юридическими  лицами, расположенными |     |       |
 | на соответствующей территории        |     |       |
 \----------------------------------------------------/

------------------------------------------------------------

* Федеральным законом от 31.07.98 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлено, что с введением в действие представительными органами власти субъектов Российской Федерации налога с продаж на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации данные налоги и сборы не взимаются.


Помимо лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями существует лицензия на розничную торговлю алкогольной продукцией, которая введена Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 г. N 987. Лицензия выдается на 3 года или на меньший срок по заявлению лица, обратившегося за ее получением. За рассмотрение заявления взимается плата в размере одной десятой минимального размера оплаты труда. За выдачу лицензии взимается плата в размере 3 минимальных размеров оплаты труда. Плата за рассмотрение заявления и за выдачу лицензий поступает в доход бюджета, за счет которого содержится орган лицензирования. В бухгалтерском учете лицензия отражается на счете 04 "Нематериальные активы". Письмом Госналогслужбы России от 18.11.96 г. N ВК-6-01/798 "О порядке налогообложения и взимания платы за выдачу лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям" разъясняется, что "в целях избежания двойного налогообложения при осуществлении розничной торговли алкогольной продукцией в регионах может вводиться: либо лицензионный сбор в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; либо плата за торговлю товарами, облагаемыми акцизами, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции".


Материалы рубрики "Бухгалтеру общепита"

подготовлены экспертной группой

Международного еженедельника "Финансовая газета"



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.