Кодекс этики профессионального бухгалтера (проект) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", N 8, февраль 1999 г.)

Некоммерческое партнерство
"Институт профессиональных бухгалтеров"


Проект

Кодекс этики
профессионального бухгалтера

ГАРАНТ:

Кодекс этики члена Института профессиональных бухгалтеров РФ утвержден Институтом профессиональных бухгалтеров РФ 24 мая 1999 г.


I. Введение


Статья 1. Основания данного Кодекса

1.1. Настоящий документ подготовлен как инструмент общественного регулирования (саморегулирования) деятельности профессиональных бухгалтеров Российской Федерации и базируется на Кодексе этики профессиональных бухгалтеров ("Code of ethics for professional accountants"), принятом Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) в июле 1996 года и пересмотренном в январе 1998 года.

1.2. Этический механизм регулирования деятельности профессиональных бухгалтеров является в современных условиях Российской Федерации дополнительным к административному и экономическому механизмам. Его роль будет возрастать по мере перехода нашей страны к развитой рыночной экономике и увеличению роли профессиональных объединений.


Статья 2. Цели Кодекса и сфера его действия

2.1. Целью Кодекса этики профессионального бухгалтера является:

а) установление основных принципов, которые должны соблюдаться профессиональными бухгалтерами;

б) формулировка правил поведения профессиональных бухгалтеров, как возглавляющих профессиональные организации (работающих индивидуально), так и работающих по найму;

в) изложение порядка разрешения этических конфликтов и мер взыскания к нарушителям вышеуказанных принципов и правил поведения.

2.2. Положения настоящего Кодекса обязательны для всех физических лиц - членов некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров", а также для членов тех общественных объединений различных категорий профессиональных бухгалтеров, которые примут решение о подчинении своей деятельности требованиям настоящего Кодекса.


Статья 3. Определение профессионального бухгалтера

3.1. В рамках данного Кодекса под профессиональным бухгалтером понимается физическое лицо, осуществляющее деятельность в областях, перечисленных в п.4.1, обладающее на законных основаниях одним из следующих документов:

а) удостоверение о членстве в Некоммерческом партнерстве "Институт профессиональных бухгалтеров";

б) аттестат аудитора Российской Федерации по любой из разновидностей аудита;

в) любой иной документ, который компетентные органы некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров" признают эквивалентным документам, перечисленным в п.п."а" и "б".


Статья 4. Сфера деятельности профессиональных бухгалтеров и особенности этой деятельности

4.1. Профессиональный бухгалтер работает, как правило, в одной из следующих областей:

а) бухгалтерский учет;

б) аудиторская деятельность;

в) финансовый менеджмент, финансовая экспертиза;

г) преподавательская, научно-исследовательская или управленческая деятельность в вышеперечисленных сферах.

4.2. Деятельность профессиональных бухгалтеров имеет следующие особенности:

а) наличие специфической квалификации и навыков, достигаемые образованием и опытом работы;

б) приверженность к единой определенной системе ценностей;

в) признание своей ответственности перед обществом вплоть до признания приоритета общественных интересов перед интересами клиента или работодателя, вытекающие из того обстоятельства, что деятельность профессионального бухгалтера часто имеет большое и непосредственное значение не только для его клиента или работодателя, но и для всего общества в целом.


Статья 5. Интересы профессионального бухгалтера, клиента, работодателя и общества

5.1. Признание приоритета общественных интересов иногда вступает в противоречие с требованием лояльности по отношению к клиенту, работодателю или с собственными сиюминутными интересами и в таких случаях требует от профессионального бухгалтера принятия ответственных решений.

5.2. Защищая интересы клиента в отношениях с третьей стороной (такой, как государственные органы, другие предприятия и т.д.), профессиональный бухгалтер должен быть уверен, что защищаемые интересы базируются на законных и справедливых основаниях. Как только профессиональному бухгалтеру станет ясно, что защищаемые интересы клиента противоречат требованиям закона и(или) справедливости, он обязан принять меры к отказу от их защиты. Вместе с тем в таких случаях профессиональный бухгалтер не обязан проявлять инициативу в информировании об этом судебно-следственных органов, если только российское законодательство не требует от него в явном виде соответствующих действий.


Статья 6. Разрыв ожиданий

6.1. Профессиональный бухгалтер должен ясно отдавать себе отчет в том, что объективно существует так называемый разрыв ожиданий, т.е. разрыв между той информацией (с точки зрения ее объема, достоверности и полезности), которую общество ожидает от профессиональных бухгалтеров, и той, которую они могут представить и фактически представляют обществу.

6.2. Профессиональный бухгалтер должен по мере своих сил постоянно содействовать уменьшению такого разрыва.


Статья 7. Цели деятельности профессиональных бухгалтеров

7.1. Для того чтобы оправдать ожидания общества, профессиональный бухгалтер должен ставить перед собой четыре основные цели:

а) обеспечивать потребности общества в полноценной и достоверной информации;

б) достичь профессионализма, с тем чтобы клиенты и другие заинтересованные стороны были уверены, что они имеют дело с высококвалифицированными специалистами в своей области;

в) постоянно обеспечивать высокое качество услуг;

г) завоевать доверие клиентов с тем, чтобы последние были уверены, что этика профессионального бухгалтера не позволит ему совершить недостойных поступков.


Статья 8. Основные принципы деятельности профессиональных бухгалтеров

8.1. Чтобы достичь указанных целей, профессиональному бухгалтеру необходимо соблюдать ряд основных принципов:

а) честность и объективность при выполнении услуг: основанием для выводов и рекомендаций профессионального бухгалтера может быть только информация, но не предвзятость, конфликт интересов или оказываемое на него давление;

б) профессиональная компетентность: постоянное повышение своей квалификации и качества своей работы, знание нормативных актов и наличие необходимых практических навыков, отказ от выполнения услуг, выходящих за пределы той области, где данный профессиональный бухгалтер является специалистом;

в) конфиденциальность информации, полученной при выполнении своих служебных обязанностей, без ограничения во времени и независимо от того, продолжаются или прекращены отношения профессионального бухгалтера с клиентом (за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации);

г) профессиональное поведение: необходимость поддержания репутации профессии в целом и воздержания от любых поступков, которые могли бы дискредитировать бухгалтерскую профессию;

д) работа в соответствии со стандартами профессиональной деятельности: выполнение своих услуг в соответствии со стандартами, принятыми в сфере его работы, независимо от того, утверждены эти стандарты государственными органами или общественными организациями, членом которых он является *1.


II. Общие требования, предъявляемые к профессиональным бухгалтерам


Статья 9. Честность, объективность, безошибочность

9.1. В соответствии с принципом честности и объективности базой для выводов и рекомендаций профессионального бухгалтера может быть только собранная информация (причем, в достаточном объеме) и результаты ее анализа. Профессиональный бухгалтер должен стремиться к тому, чтобы ни личная предвзятость, ни предрассудки, ни конфликт интересов, ни давление со стороны клиента, работодателя, государственных органов и других третьих лиц не сказывались на его выводах и рекомендациях.

9.2. Как профессиональному бухгалтеру, так и его клиентам или работодателям, следует ясно отдавать себе отчет в том, что профессиональный бухгалтер берет на себя обязательства честности и объективности, но отнюдь не абсолютной безошибочности своих выводов и рекомендаций.


Статья 10. Разногласия с клиентом и этика

10.1. Сама по себе ситуация, когда взгляды профессионального бухгалтера и его клиента по тем или иным вопросам не совпадают, является нормальной и не имеет прямого отношения к этике. Она перерастает в этическую проблему тогда, когда профессиональный бухгалтер испытывает давление со стороны клиента или третьих лиц, либо когда перед ним встает перспектива утраты клиента в случае следования профессиональным бухгалтером принципу честности и объективности.

10.2. В случаях таких разногласий у профессионального бухгалтера есть следующий (не претендующий на полноту) набор возможных действий:

а) попытка понять позицию клиента и возможность пойти ей навстречу, оставаясь при этом в пределах этических норм;

б) обсуждение проблемы со своим руководством или коллегами;

в) обсуждение проблемы с вышестоящей инстанцией клиента;

г) запрос с целью получения разъяснений или рекомендаций в общественные организации, например в некоммерческое партнерство "Институт профессиональных бухгалтеров" или в его территориальные подразделения.

10.3. Профессиональному бухгалтеру необходимо по возможности избегать взаимоотношений с лицами, пытающимися повлиять на объективность его выводов и рекомендаций либо прекращать взаимоотношения с такими лицами, указывая на недопустимость оказания давления на профессионального бухгалтера в любой форме и степени.


Статья 11. Честность, объективность

и вопросы оплаты профессиональных услуг

11.1. Профессиональному бухгалтеру следует иметь в виду, что к нарушению принципа честности и объективности его нередко подталкивают те клиенты, которые предлагают недостаточную плату за его услуги. Это осуществляется либо бессознательно, когда клиент не отдает себе ясного отчета в том, что он по существу ограничивает возможности профессионального бухгалтера собрать достаточный объем информации и провести грамотный ее анализ, либо на сознательном уровне, когда клиент старается скрыть свои недостатки в условиях ускоренной работы.

11.2. С другой стороны, профессиональному бухгалтеру не следует стремиться получать с клиента завышенную плату, так как это подрывает его личный авторитет и авторитет бухгалтерской профессии в глазах реальных и потенциальных клиентов, а также общества в целом.

11.3. Примерным ориентиром в вопросах оплаты услуг профессионального бухгалтера могут служить сложившиеся ставки за услуги аналогичного уровня и качества, установившиеся в данном регионе Российской Федерации, а не в других регионах страны или зарубежных странах.


Статья 12. Достижение и поддержание профессиональной компетентности

12.1. Профессиональный бухгалтер обязан обеспечить высокое качество оказываемых им услуг. Для этого необходимо обладать высоким уровнем профессиональной компетентности. Он обеспечивается как достижением достаточного уровня знаний и навыков, так и последующим поддержанием профессиональной компетентности на необходимом уровне посредством занятий на различных курсах повышения квалификации и самообучения в сфере своей профессиональной деятельности.

12.2. Профессиональный бухгалтер не должен рекламировать себя как обладающего знаниями и опытом в тех вопросах, в которых он ими на самом деле не обладает.


Статья 13. Профессиональная компетентность и оказание услуг

13.1. Профессиональный бухгалтер обязан воздерживаться от оказания услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетентности. Если он на стадии заключения договора или в процессе выполнения работы поймет, что некомпетентен в ней, то он должен прямо заявить об этом клиенту или работодателю и либо предложить пригласить для совместной работы необходимого специалиста, либо отказаться от выполнения данных услуг вообще.

13.2. Профессиональный бухгалтер должен ясно отдавать себе отчет в том, что, принимаясь за определенную работу, он тем самым заявляет клиенту или работодателю, что обладает не меньшими знаниями и опытом, чем другие лица, выполняющие аналогичные услуги. Поэтому в тех случаях, когда он на самом деле такими знаниями и опытом не обладает, он вводит в заблуждение своего клиента или работодателя, которые могут не иметь возможности объективно оценить компетенцию претендентов на выполнение данной работы.

13.3. Профессиональный бухгалтер должен стремиться осуществлять свою деятельность, по мере возможности постоянно контактируя со специалистами своего профиля, а в ряде случаев стараясь организационно войти в коллектив таких специалистов. Он должен понимать, что некоторым категориям профессиональных бухгалтеров (например, аудиторам) чрезвычайно трудно ввиду разнообразного характера их деятельности сохранять надлежащую профессиональную компетентность, работая индивидуально, вне коллектива специалистов своего профиля.

13.4. Профессиональный бухгалтер должен понимать, что параллельное занятие отдаленными от бухгалтерской профессии сферами деятельности может компрометировать как его самого, так и сообщество профессиональных бухгалтеров; в этих случаях он должен воздерживаться от такого рода занятий.


Статья 14. Конфиденциальность и разглашение информации

14.1. В соответствии с принципом конфиденциальности профессиональный бухгалтер обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах и финансовом положении клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг.

14.2. Разглашение конфиденциальной информации клиентов не является нарушением принципа конфиденциальности в случаях:

а) когда это разрешает клиент с учетом интересов всех сторон, которых такое разрешение может затронуть (обычно подобное разрешение должно быть дано в официальной форме в письменном виде);

б) если это предусмотрено законодательством или решениями судебных органов (например, сообщение в компетентные органы в случаях явных признаков состава преступления);

в) для защиты интересов профессионального бухгалтера в ходе расследования, проводимого руководителями или уполномоченными представителями клиентов;

г) представления информации о выполненной работе представителям профессиональных объединений, например некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров" или его территориальных подразделений, уполномоченных контролировать качество такой работы и соответствие ее требованиям правил и стандартов *2.

14.3. Профессиональный бухгалтер не должен использовать конфиденциальную информацию клиента, ставшую ему известной при выполнении услуг, в ущерб его интересам, либо для своей выгоды, либо для выгоды третьей стороны *3.


Статья 15. Налоговые расчеты и рекомендации

15.1. При оказании услуг по налогообложению профессиональный бухгалтер должен руководствоваться интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не способствовать фальсификации учетных данных с целью уклонения его клиентом от уплаты налогов и обмана таким клиентом налоговых органов.

15.2. Профессиональный бухгалтер обязан сообщить руководителю и(или) представительным органам клиента о выявленных в ходе оказания услуг фактах нарушения налогового законодательства и ошибках при расчетах и уплате налогов, а также информировать их о возможных последствиях и путях исправления допущенных нарушений и ошибок. Форму и адресат такого сообщения профессиональный бухгалтер определяет исходя из конкретной ситуации.

15.3. Профессиональный бухгалтер должен предупредить клиента, что ответственность за составление налоговой отчетности лежит на руководителях клиента, и что привлечение к налоговым консультациям сторонних высококвалифицированных специалистов не гарантирует клиенту отсутствие в последующем конфликтов с налоговыми органами.

15.4. Профессиональный бухгалтер не должен нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах третьих лиц (в частности, своих родственников и знакомых), поскольку это помимо всего прочего подрывает доверие клиентов и общества в целом к деятельности сообщества профессиональных бухгалтеров в сфере налогообложения.


Статья 16. Услуги профессионального бухгалтера в других странах

16.1. Профессиональный бухгалтер, квалифицированный в данном качестве в одной стране, может работать по своей специальности в другой стране в соответствии с ее законодательством на временной или постоянной основе. Независимо от того, где профессиональный бухгалтер оказывает свои услуги, этические нормы его поведения должны оставаться высокими.

16.2. Работая в другой стране, профессиональный бухгалтер должен знать и применять в своей работе международные стандарты и национальные стандарты данной страны, относящиеся к сфере его деятельности.


Статья 17. Различия в этических нормах между разными странами

17.1. Оказывая услуги в другом государстве, профессиональный бухгалтер должен руководствоваться следующими правилами:

а) если этические нормы соответствующих профессий в этом государстве в каких-либо отношениях являются менее строгими, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, необходимо придерживаться требований настоящего Кодекса;

б) если этические нормы соответствующих профессий в этом государстве в каких-либо отношениях являются более строгими, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, необходимо придерживаться этических норм, принятых в данном государстве.


Статья 18. Другие общие требования к профессиональным бухгалтерам

18.1. Этические требования, предъявляемые к профессиональному бухгалтеру, не исчерпываются теми, которые в явном виде перечислены в настоящем Кодексе. Профессиональные бухгалтеры обязаны придерживаться общепризнанных моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.

18.2. Хотя согласно трудовому законодательству Российской Федерации профессиональный бухгалтер может, как и другие работники, уволиться с занимаемой должности в любой момент, он должен принять максимально возможные меры к тому, чтобы до этого закончить начатую работу *4

18.3. Профессиональный бухгалтер не должен требовать от своих клиентов знаний каких-либо финансово-хозяйственных и учетных вопросов, однако он должен по мере возможности способствовать увеличению таких знаний в тех случаях, когда клиент сам этого желает.

18.4. Профессиональные бухгалтеры, возглавляющие профессиональные организации, собственники профессиональных организаций, профессиональные бухгалтеры, работающие в качестве индивидуальных предпринимателей, способны оказывать решающее влияние на характер взаимоотношения соответствующих профессиональных организаций с организациями клиентов. Особенности этических требований, предъявляемых к таким профессиональным бухгалтерам, приведены в главе III настоящего Кодекса.

18.5. Профессиональные бухгалтеры, работающие по найму, обязаны подчиняться распоряжениям вышестоящих руководителей. Особенности этических требований, предъявляемых к таким профессиональным бухгалтерам, приведены в главе IV настоящего Кодекса.


III. Профессиональные бухгалтеры, возглавляющие профессиональные организации или работающие индивидуально


Статья 19. Требования к независимости

19.1. Профессиональные бухгалтеры, возглавляющие профессиональные организации, владельцы таких организаций, профессиональные бухгалтеры, работающие индивидуально, при оказании услуг, предусматривающих выдачу по их результатам официальных отчетов и заключений, предназначенных для внешних пользователей (далее такие услуги называются "услугами, имеющими публичный характер"), обязаны быть свободны от любой заинтересованности, которая может быть несовместимой с реализацией принципов честности, объективности и независимости профессиональных бухгалтеров.

19.2. Требование независимости при выполнении услуг, имеющих публичный характер, распространяется помимо лиц, перечисленных в п.19.1, на всех профессиональных бухгалтеров, принимающих участие в выполнении таких поручений и заданий, а также на руководящих сотрудников профессиональных организаций, занятых в выполнении таких поручений и заданий.

19.3. Требование независимости профессионального бухгалтера должно выполняться как с формальной, так и с фактической точки зрения. У разумных пользователей официальных отчетов и заключений, подготовленных по результатам услуг, имеющих публичный характер, не должно быть оснований для сомнений в независимости профессионального бухгалтера в случаях, когда такая независимость является обязательной.

19.4. Перечислить все ситуации, ставящие под угрозу независимость профессионального бухгалтера, не представляется возможным. К таким ситуациям, в частности, относятся:

а) финансовое участие в делах клиента;

б) трудовые отношения с организацией клиента;

в) оказание определенных услуг клиентам при осуществлении аудита;

г) родственные и личные взаимоотношения;

д) оплата услуг;

е) судебные отношения между профессиональным бухгалтером и клиентом;

ж) ненадлежащий состав учредителей профессиональной организации;

з) использование одного и того же руководящего персонала при многолетней работе с данным клиентом.


Статья 20. Финансовое участие в делах клиента

20.1. Финансовое участие в делах клиента может привести к серьезным нарушениям независимости профессионального бухгалтера. Примеры такого участия перечислены ниже:

а) прямое финансовое участие в делах клиента (непосредственно или через близких родственников);

б) косвенное финансовое участие в делах клиента (например, через третью организацию);

в) получение займов от организации клиента или от ее ответственных сотрудников (крупных акционеров) либо выдача займов организации клиента или ее ответственным сотрудникам (крупным акционерам);

г) участие в совместном предприятии с организацией клиента или сотрудниками организации клиента.

20.2. Принцип независимости не является нарушенным, если профессиональный бухгалтер не знал или не мог знать о косвенном участии в делах клиента через одного или нескольких третьих лиц.


Статья 21. Трудовые отношения с организацией клиента

21.1. Профессиональный бухгалтер не может считаться независимым от клиента, если на протяжении периода времени, подлежащего проверке в ходе оказания услуг, имеющих публичный характер, либо во время выполнения поручения или задания был работником организации клиента.


Статья 22. Оказание определенных услуг клиентам одновременно с оказанием услуг, имеющих публичный характер

22.1. В тех случаях, когда профессиональный бухгалтер проводит аудит клиента или оказывает другие услуги, имеющие публичный характер, дополнительные услуги, оказываемые клиенту, могут повлиять на независимость профессионального бухгалтера.

22.2. Для осуществления независимости профессионального бухгалтера необходимо соблюдение следующих условий:

а) консультации профессионального бухгалтера в отношении клиента не должны перерастать в управление организацией клиента;

б) организация клиента должна принять на себя ответственность за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;

в) персонал профессиональной организации, участвовавший в оказании услуг по ведению учета в организации клиента, не должен привлекаться к аудиту или иным услугам, имеющим публичный характер.


Статья 23. Родственные и личные взаимоотношения

23.1. На независимость профессионального бухгалтера могут оказать влияние родственные и близкие личные взаимоотношения с сотрудниками организации клиента.

23.2. Профессиональные бухгалтеры, возглавляющие профессиональные организации, владельцы таких организаций, профессиональные бухгалтеры, работающие индивидуально, профессиональные бухгалтеры и руководящие сотрудники профессиональных организаций, принимающие непосредственное участие в работе с данным клиентом, при выполнении услуг, имеющих публичный характер, не могут состоять в близком родстве или свойстве с руководителями, крупными собственниками, лицами, ответственными за ведение бухгалтерского учета и подготовку отчетности данного клиента.

23.3. Под близкими родственниками или свойственниками для целей данной статьи понимаются родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов.


Статья 24. Вознаграждение профессионального бухгалтера

24.1. Фактором, который может рассматриваться как нарушение независимости профессиональной организации, является получение от одного клиента или от нескольких взаимосвязанных клиентов оплаты за профессиональные услуги, которая занимает слишком большую долю в общем объеме услуг, оказываемых данной профессиональной организацией.

24.2. Профессиональной организации рекомендуется вести дела так, чтобы объем выручки, полученной от некоторого клиента (группы взаимосвязанных клиентов), при работе с которыми необходимо соблюдать требование независимости, начиная со второго полного года деятельности этой профессиональной организации не превышал 25% от общего годового объема ее выручки.

24.3. Профессиональные организации при оказании услуг, имеющих публичный характер, не вправе получать от клиента вознаграждение, размер которого зависит от предварительного выполнения профессиональными бухгалтерами каких-либо условий, касающихся содержания оценок и выводов, сделанных по результатам выполнения таких услуг.

24.4. Профессиональные организации должны рассматривать как угрозу принципу своей независимости от клиента:

а) прием от клиента товаров или услуг безвозмездно либо на условиях, которые являются существенно более льготными по сравнению со сложившейся практикой нормального делового общения;

б) осуществление клиентом по отношению к профессиональному бухгалтеру действий, которые можно расценить как проявление повышенного гостеприимства.

24.5. Общие требования, которые следует выполнять при определении размера оплаты профессиональных услуг, приведены в статье 29 настоящего Кодекса.

24.6. Профессиональным организациям следует воздерживаться от уплаты или получения комиссионного вознаграждения, связанного с рекомендацией клиентов, в соответствии с требованиями статьи 30 настоящего Кодекса.


Статья 25. Судебные отношения между профессиональным бухгалтером и клиентом

25.1. Возникновение между профессиональным бухгалтером и клиентом судебных отношений, связанных с подачей одним из них по отношению к другому исков, обращений, жалоб в суд, арбитражный суд, другие официальные органы или профессиональные объединения, может оказать влияние на выполнимость после этого принципа независимости. В частности:

а) профессиональный бухгалтер при возникновении таких судебных отношений может утратить свою объективность по отношению к клиенту;

б) клиент при возникновении судебных отношений может утратить доверие к профессиональному бухгалтеру и будет воздерживаться от сообщения ему какой-то части информации, которая необходима этому бухгалтеру для оказания профессиональных услуг.

25.2. Фактором, влияющим на независимость профессиональной организации, могут оказаться не только реально возникшие судебные отношения между профессиональной организацией и клиентом, но и угроза возникновения таких отношений.

25.3. Поскольку детально описать или формализовать все особенности судебных отношений, которые могут возникнуть между профессиональным бухгалтером и его клиентом, не представляется возможным, профессиональному бухгалтеру следует в спорных ситуациях принять решение о сохранении или нарушении его независимости самостоятельно.


Статья 26. Ненадлежащий состав учредителей профессиональной организации

26.1. Желательно, чтобы собственниками (владельцами уставного капитала) профессиональной организации по оказанию бухгалтерских, аудиторских или консультационных услуг были профессиональные бухгалтеры. Обязательным условием того, чтобы деятельность профессиональной организации отвечала необходимым требованиям, является управление ею лицами, подчиняющимися правилам, требованиям и этическим стандартам бухгалтерской профессии.

26.2. В том случае, если обеспечить, чтобы весь капитал профессиональной организации принадлежал профессиональным бухгалтерам, не представляется возможным, обязательным является соблюдение требования о том, чтобы большинство голосов, учитываемых при принятии управленческих решений собственниками таких организаций, принадлежали профессиональным бухгалтерам.


Статья 27. Использование одного и того же руководящего персонала при многолетней работе с данным клиентом

27.1. Продолжительная работа одних и тех же руководящих сотрудников профессиональной организации с одним и тем же клиентом может привести к возникновению близких дружеских отношений между сотрудниками профессиональной организации и сотрудниками клиента и тем самым оказать влияние на выполнение профессиональным бухгалтером требования независимости, обязательного для услуг, имеющих публичный характер.

27.2. Руководителям профессиональных организаций следует учитывать возможность нарушения принципа независимости и в необходимых случаях проводить ротацию руководителей групп специалистов, оказывающих данному клиенту профессиональные услуги.


Статья 28. Профессиональная компетентность

28.1. Профессиональные бухгалтеры, возглавляющие профессиональные организации, владельцы таких организаций, профессиональные бухгалтеры, работающие индивидуально, обязаны воздерживаться от согласия на выполнения заданий или поручений, которые они не в состоянии выполнить на необходимом уровне профессионализма и качества.

28.2. Данное требование следует соблюдать не только с формальной точки зрения (наличие соответствующих лицензий и иных документов, подтверждающих право оказывать соответствующие услуги), но и с фактической (наличие необходимых специалистов и другой реальной возможности оказать данные услуги).

28.3. В том случае, если профессиональная организация не может самостоятельно оказать какие-либо услуги, ей следует воспользоваться помощью сторонних специалистов (например, других профессиональных бухгалтеров, юристов, актуариев *5, инженеров, технологов и т.п.).


Статья 29. Оплата профессиональных услуг

29.1. Профессиональные организации оказывают своим клиентам услуги, подразумевающие как наличие определенных знаний, умений и навыков, так и честности и объективности тех, кто их выполняет, а также ответственность за качество результатов своего труда. За проделанные работы и оказанные услуги профессиональные организации и профессиональные бухгалтеры вправе рассчитывать на получение материального вознаграждения.

29.2. Оплата профессиональных услуг должна являться справедливым отражением стоимости таких услуг, оказанных клиенту. При определении величины оплаты следует принимать во внимание, в частности:

а) знания, умения и навыки, необходимые для оказания таких услуг;

б) объем необходимого времени, затраченного на обучение и тренировку, а также опыт и стаж практической работы, необходимые для оказания таких услуг;

в) время, которое необходимо затратить каждым из исполнителей в ходе оказания таких услуг;

г) степень ответственности, которую предполагает выполнение таких услуг.

29.3. Оплату профессиональных услуг рекомендуется рассчитывать на основе повременных расценок работы специалистов и затраченного этими специалистами времени. При этом любые работы и услуги, предоставляемые профессиональной организацией, должны надлежащим образом планироваться, должны быть обеспечены надлежащим руководством, должен быть обеспечен внутренний контроль их качества. Каждая профессиональная организация вправе самостоятельно определять повременные расценки работы своих специалистов.

29.4. Профессиональному бухгалтеру не следует делать клиенту заявления о том, что величина оплаты или диапазон возможных оплат останутся постоянными, если имеются основания усомниться в том, будет ли это так на самом деле.

29.5. Допускается работа профессиональных организаций с клиентом без заранее оговоренной предельной величины стоимости оплаты услуг при условии, что клиенту даны подробные разъяснения о том, каким образом и на основе каких факторов определяется стоимость услуг.

29.6. Профессиональным организациям не возбраняется оказать услуги клиенту за меньшую стоимость, чем была установлена при предварительной договоренности, при условии, что новая величина стоимости услуг определена с соблюдением требований п.п.29.2 - 29.3 настоящего Кодекса.

29.7. Профессиональным организациям рекомендуется предъявлять клиентам к оплате дополнительные расходы (например, связанные с работой специалистов в командировке) отдельно от собственно оплаты профессиональных услуг.

29.8. Профессиональным бухгалтерам рекомендуется согласовать все вопросы, связанные с определением размера и порядка оплаты профессиональных услуг, с клиентом заблаговременно и в письменной форме.

29.9. При определении стоимости профессиональных услуг, имеющих публичный характер, необходимо строго соблюдать требования о том, чтобы оплата услуг не влияла на независимость профессионального бухгалтера (см. статью 24).


Статья 30. Комиссионное вознаграждение

30.1. Получение или выплата от одной профессиональной организации другой профессиональной организации денежных средств, не являющихся оплатой оказанных услуг, а связанных с рекомендацией клиента профессиональной организации или третьему лицу, расценивается как комиссионное вознаграждение.

30.2. Получение или выплата комиссионного вознаграждения может расцениваться как угроза объективности и независимости профессионального бухгалтера.

30.3. Профессиональным организациям запрещается прием и передача комиссионного вознаграждения по услугам, имеющим публичный характер.

30.4. Профессиональным организациям не рекомендуется принимать или передавать другим профессиональным организациям комиссионные вознаграждения в связи с оказанием иных профессиональных услуг помимо тех, которые указаны в п.30.3.


Статья 31. Виды деятельности, несовместимые с деятельностью профессиональных организаций

31.1. Профессиональные организации не должны параллельно с оказанием профессиональных услуг осуществлять иные виды деятельности, которые могут оказать влияние на честность, объективность, независимость или солидную репутацию профессиональных бухгалтеров и соответственно являются несовместимыми с оказанием профессиональных услуг.

31.2. Выполнение профессиональным бухгалтером двух или более разновидностей профессиональных услуг само по себе не может считаться влияющим на его честность, объективность и независимость.

31.3. Одновременное участие профессиональной организации в других видах деятельности и занятиях, которые не позволяют соблюдать этические требования, а также основные требования и стандарты бухгалтерской профессии, безусловно должно считаться несовместимым с деятельностью профессиональных организаций.


Статья 32. Параллельная работа профессиональных организаций с одним клиентом

32.1. Возможна ситуация, когда клиент, получающий профессиональные услуги от одной профессиональной организации, намеревается по каким-либо причинам обратиться к другой профессиональной организации.

32.2. Желание клиента обратиться к новой профессиональной организации представляет собой его право, не подлежащее воспрепятствованию. Действующий профессиональный бухгалтер не может предпринимать каких-либо действий, искусственно ограничивающих возможность клиента обратиться к новой профессиональной организации.

32.3. Профессиональной организации, производящей переговоры с потенциальным клиентом об оказании определенных услуг, целесообразно выяснить, какая профессиональная организация оказывала этому клиенту профессиональные услуги ранее. В случае, если клиент предполагает работать с двумя (или более) профессиональными организациями, профессиональным бухгалтерам рекомендуется следовать требованиям, описанным в данной статье ниже. В случае, если клиент намеревается сменить организацию, оказывающую ему профессиональные услуги, особенно в случае услуг, имеющих публичный характер, рекомендуется следовать требованиям, описанным статье 33.

32.4. Новый профессиональный бухгалтер, приглашенный к клиенту с помощью действующего профессионального бухгалтера, должен оказывать клиенту круг услуг, согласованный с действующим профессиональным бухгалтером. Новый профессиональный бухгалтер, приглашенный непосредственно клиентом, должен оказывать круг услуг, оговоренный с клиентом.

32.5. Новому профессиональному бухгалтеру рекомендуется воздерживаться от сообщения клиенту критических замечаний в адрес действующего профессионального бухгалтера прежде, чем новый профессиональный бухгалтер будет обладать всей необходимой информацией для этого и, возможно, прежде, чем основания для таких критических замечаний будут обсуждены им с действующим профессиональным бухгалтером.

32.6. В случае, если новый профессиональный бухгалтер получает информацию о том, что клиент собирается поручить ему круг услуг, которые выполняет действующий профессиональный бухгалтер, ему следует попытаться войти в контакт с действующим профессиональным бухгалтером, испросив на это разрешения у клиента в официальном порядке.

32.7. В случае получения разрешения от клиента новому профессиональному бухгалтеру следует выяснить у действующего профессионального бухгалтера его точку зрения на причины, по которым клиент собирается отказаться от его услуг и, в частности, не связано ли это с попытками клиента принудить действующего профессионального бухгалтера нарушить профессиональные стандарты, этические требования или нормы действующего законодательства.

32.8. В случае, когда клиент запрашивает у нового профессионального бухгалтера профессиональное суждение или выводы по определенным вопросам, имеющим для клиента существенное значение, новому профессиональному бухгалтеру следует иметь в виду, что расхождение его точки зрения с точкой зрения действующего профессионального бухгалтера может быть связано с тем, что новый профессиональный бухгалтер располагает меньшей информацией по этому вопросу, чем действующий. Новому профессиональному бухгалтеру рекомендуется проявлять осмотрительность в таких ситуациях и при необходимости войти в контакт с действующим профессиональным бухгалтером и принять к сведению его аргументацию.


Статья 33. Смена профессиональных организаций, выполняющих услуги, имеющие публичный характер

33.1. В случае намерения клиента сменить профессиональную организацию, новый профессиональный бухгалтер должен быть уверен в отсутствии причин профессионального характера, по которым ему следует воздерживаться от получения данного поручения. Такую уверенность трудно получить, если новый профессиональный бухгалтер не сможет связаться по данному вопросу с действующим профессиональным бухгалтером. Вместе с тем действующему профессиональному бухгалтеру не следует брать на себя инициативу контактов с новым профессиональным бухгалтером.

33.2. Новому профессиональному бухгалтеру следует получить от потенциального клиента официальное разрешение на то, чтобы сделать запрос ранее действовавшему профессиональному бухгалтеру и не пытаться связываться с ранее действовавшим профессиональным бухгалтером без разрешения клиента. В случае отказа клиент обязан предоставить новому профессиональному бухгалтеру соответствующие мотивировки.

33.3. Действующий (ранее действовавший) профессиональный бухгалтер, получив соответствующий запрос, обязан передать информацию о наличии веских оснований для отказа от этого задания новому профессиональному бухгалтеру, если только такие основания имеются. Проблемная ситуация, возникшая между ранее действовавшим профессиональным бухгалтером и его клиентом, связанная с размером и порядком оплаты профессиональных услуг, не может рассматриваться как весомое основание для отказа от задания для нового профессионального бухгалтера.

33.4. В случае, если ранее действовавший профессиональный бухгалтер в разумные сроки оставит запрос без ответа, новый профессиональный бухгалтер должен направить ему второе сообщение, информирующее ранее действовавшего профессионального бухгалтера о том, что новый профессиональный бухгалтер не получил ответа на свой запрос и о том, какое решение (принять или отклонить предложение о выполнении задания) он принял.

33.5. При выборе решения о принятии задания профессиональный бухгалтер обязан проанализировать имеющуюся в его распоряжении информацию (согласие или отказ клиента на контакты с прежним профессиональным бухгалтером, рекомендации ранее действовавшего профессионального бухгалтера и т.п.), отнестись к этой информации с необходимым профессиональным скептицизмом (принять во внимание, что заявления заинтересованных сторон могут не быть основаны на фактах или не содержать подлинной их мотивации) и принять ответственное решение.

33.6. Новому профессиональному бухгалтеру следует воздержаться от работы с клиентом, если выяснится, что отказ ранее действовавшего профессионального бухгалтера от работы с этим клиентом вызван попытками клиента принудить ранее действовавшего профессионального бухгалтера нарушить профессиональные стандарты, этические требования или нормы действующего законодательства.

33.7. Действующий профессиональный бухгалтер вправе передать новому профессиональному бухгалтеру любую информацию, полученную в ходе своей работы с данным клиентом, которую сочтет целесообразной. Новый профессиональный бухгалтер обязан строго хранить в тайне информацию, сообщенную ему действующим профессиональным бухгалтером.

33.8. Новому профессиональному бухгалтеру, получившему возможность оказывать профессиональные услуги по результатам конкурсного отбора из нескольких претендентов, рекомендуется, прежде чем дать окончательное согласие клиенту, также сделать попытку связаться с ранее действовавшим профессиональным бухгалтером, чтобы получить информацию об отсутствии веских оснований для отказа от этого задания.


Статья 34. Операции с денежными средствами клиента

34.1. Профессиональным организациям не допускается получать от клиента денежные средства или иные ценности на сохранение или для проведения других финансовых операций, выходящих за пределы получения денег в оплату стоимости профессиональных услуг и покрытия связанных с оказанием этих услуг расходов.


Статья 35. Реклама профессиональных услуг

35.1. Публичная информация о профессиональных организациях и реклама профессиональных услуг могут быть представлены в средствах массовой информации, специальных изданиях профессиональных бухгалтеров, в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях профессиональных бухгалтеров, руководителей, собственников и других сотрудников профессиональных организаций.

35.2. Реклама и иные способы продвижения профессиональных услуг должны быть направлены на информирование потенциальных клиентов объективным образом, быть прямыми, честными и выдержанными в хорошем вкусе. Запрещаются любые способы оказания давления и угроз на потенциальных клиентов в ходе рекламы и продвижения своих услуг.

35.3. Не допускаются как противоречащие этике профессиональных бухгалтеров реклама и другие действия, которые:

а) вводят в заблуждение и приводят к возникновению ошибочных ожиданий клиентов в отношении возможных результатов профессиональных услуг;

б) содержат указания на непременную возможность повлиять на решения судебных, государственных или иных официальных органов;

в) представляют самовосхваляющие утверждения, не основанные на фактах, доступных объективной проверке;

г) содержат необоснованные сравнения в свою пользу с другими профессиональными организациями;

д) содержат рекомендательные заявления других клиентов;

е) представляют двусмысленные заявления, которые с большой степенью вероятности будут ошибочно восприняты разумными пользователями такой информации;

ж) содержат необоснованные претензии быть специалистом в определенных областях профессиональных услуг.


IV. Профессиональные бухгалтеры, работающие по найму


Статья 36. Ответственность перед профессией и ответственность перед работодателем

36.1. Профессиональные бухгалтеры, работающие по найму, обязаны быть лояльными к своему работодателю и быть верными принципам и целям своей профессии. Тем не менее не следует исключать возможности, когда два данных требования могут вступить в противоречие друг с другом.

36.2. Лица, возглавляющие профессиональные организации или являющиеся их собственниками, должны при этом преследовать цели, являющиеся этичными и находящиеся в рамках действующего законодательства. Такие лица должны предусмотреть необходимые меры и процедуры, направленные на достижение этих целей. Работодатели профессиональных бухгалтеров не должны:

а) нарушать требования законодательства;

б) принуждать профессионального бухгалтера к нарушению правил или стандартов его профессии;

в) лгать или вводить в заблуждение (в том числе посредством умолчаний) профессионального бухгалтера в случаях, когда следует сообщать ему истинную информацию;

г) официальным образом сообщать информацию, которая искажает факты.

36.3. Расхождения во мнениях между профессиональным бухгалтером и его работодателем по этическим вопросам и по вопросам профессионального характера являются нормальной составной частью производственных отношений. Как правило, такие разногласия следует разрешать внутри организации, в которой работает профессиональный бухгалтер. В случае, если профессиональному бухгалтеру не удается разрешить этический конфликт со своим непосредственным руководителем, ему следует попытаться разрешить его с вышестоящим руководителем и так далее.

36.4. В случае, если разрешить этический конфликт быстро и просто не удается, профессиональному бухгалтеру следует руководствоваться положениями, изложенными в разделе V.


Статья 37. Отношения профессионального бухгалтера с коллегами и подчиненными

37.1. Профессиональный бухгалтер, особенно наделенный полномочиями по сравнению со своими коллегами, должен с пониманием относиться к праву своих коллег иметь собственное профессиональное суждение по определенным вопросам, особенно когда это суждение отличается от его собственного.

37.2. Профессиональному бухгалтеру, занимающему руководящую должность, следует:

а) обеспечить условия для повышения профессионального уровня подчиненных ему сотрудников;

б) формировать в коллективе отношения взаимного уважения и взаимопомощи;

в) передавать сотрудникам свой личный опыт и знания.


Статья 38. Профессиональная компетентность профессионального бухгалтера, работающего по найму

38.1. Профессиональному бухгалтеру, работающему в промышленности, торговле, образовании либо в организациях по оказанию профессиональных услуг, могут быть даны поручения или задания, для выполнения которых он не имеет необходимых знаний, умений или опыта.

38.2. Такой недостаток знаний, умений или опыта следует рассматривать не только с формальной точки зрения (наличие или отсутствие документов, подтверждающих образование и квалификацию), но и с фактической (реальная способность профессионального бухгалтера выполнять ту или иную работу на необходимом качественном уровне).

38.3. Профессиональный бухгалтер обязан сообщить лицам, поручающим ему работу о своих знаниях, умениях и опыте в контексте поручаемого задания и отказаться от выполнения задания или указать, какие дополнительные консультации и(или) помощь требуются ему для успешного выполнения данного задания.


Статья 39. Представление информации

39.1. Профессиональный бухгалтер в ходе выполнения своих обязанностей должен представлять финансовую информацию полно, честно, профессионально и в форме, понятной для квалифицированного пользователя такой информации.

39.2. Профессиональный бухгалтер должен делать все возможное для того, чтобы подготовленная им финансовая и нефинансовая информация отражала реальный смысл финансово-хозяйственных операций, велся правильный учет и необходимая классификация активов и обязательств, бухгалтерские записи совершались своевременно, правильно и т.д.


V. Порядок разрешения этических конфликтов


Статья 40. Этические конфликты

40.1. В ходе своей деятельности профессиональные бухгалтеры могут столкнуться с ситуацией конфликта интересов. Не представляется возможным перечислить и классифицировать все возможные случаи таких конфликтов: они могут находиться в диапазоне от обычного расхождения во мнениях по некоторому вопросу до появления случаев умышленной противозаконной деятельности.

40.2. Профессиональный бухгалтер должен быть готов встретиться с ситуацией, когда профессиональные требования и обязанности, которым он подчиняется, могут столкнуться с возможными внутренними или внешними средствами давления на него. Соответственно интересы отдельных лиц и организаций могут представлять угрозу или сказываться отрицательным образом на честности и объективности профессионального бухгалтера.

40.3. Среди факторов, которые могут привести к этическим конфликтам, следует указать следующие:

а) давление со стороны вышестоящего руководителя;

б) возможности давления, связанные с родственными или близкими личными отношениями;

в) просьбы и требования иных лиц, направленные на то, чтобы профессиональный бухгалтер действовал вразрез с требованиями профессиональных и технических стандартов;

г) возможность конфликта между обязательствами профессионального бухгалтера перед своей профессиональной организацией и своим профессиональным долгом;

д) давление на профессионального бухгалтера, связанное с обнародованием определенных сведений о его клиентах средствами массовой информации.


Статья 41. Разрешение конфликтов

41.1. В процессе применения настоящего Кодекса профессиональные бухгалтеры могут столкнуться с необходимостью определения того, какое поведение может явиться неэтичным, а также с необходимостью разрешить этические конфликты. В случае возникновения серьезных этических проблем профессиональным бухгалтерам следует выполнить меры, предусмотренные своей профессиональной организацией для этих случаев.

41.2. В случае, если профессиональная организация, в которой работает профессиональный бухгалтер, не установила систему надлежащих мер по разрешению этических конфликтов, этому профессиональному бухгалтеру следует предпринять следующие последовательные шаги:

а) сообщить о возникшей проблеме непосредственному руководителю;

б) если непосредственный руководитель оказался не в состоянии разрешить конфликт, профессиональному бухгалтеру следует обратиться к руководителю более высокого уровня, проинформировав об этом непосредственного руководителя;

в) если руководитель определенного уровня не может разрешить проблему или оказывается сам непосредственно вовлечен в нее, профессиональному бухгалтеру следует обратиться к руководителю более высокого уровня (в том числе выше руководителя организации следует обращаться к совету директоров, собранию акционеров или иному аналогичному органу);

г) профессиональному бухгалтеру рекомендуется получить в конфиденциальном порядке консультацию у независимого юриста или в профессиональном объединении, членом которого он состоит;

д) в качестве последней меры разрешения этического конфликта (например, когда его вынуждают сознательно нарушить нормы действующего законодательства) профессиональному бухгалтеру рекомендуется отказаться от выполнения такого задания или поручения, письменно проинформировав об этом руководителя соответствующего ранга.

41.3. Профессиональный бухгалтер имеет право обратиться в некоммерческое партнерство "Институт профессиональных бухгалтеров" с жалобой на руководство организации, в которой он работает, а также просить этот Институт о подыскании ему другого места работы.

41.4. Профессиональные бухгалтеры, являющиеся руководителями или собственниками профессиональных организаций обязаны принять необходимые шаги по установлению в своих организациях системы процедур и мер, направленных на разрешение возможных этических конфликтов.


Статья 42. Информирование соответствующих органов

42.1. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, профессиональный бухгалтер обязан проинформировать соответствующие органы о грубых нарушениях (преступлениях), о которых ему стало известно в ходе выполнения им своих профессиональных обязанностей.

42.2. В спорных случаях профессиональному бухгалтеру рекомендуется проконсультироваться у независимого юриста или в профессиональном объединении, членом которого он состоит.

42.3. Профессиональные объединения обязаны предусмотреть все необходимые меры для сохранения в тайне информации об этических конфликтах, которую сообщили им профессиональные бухгалтеры, являющиеся их членами.


VI. Дисциплинарные меры и порядок их применения


Статья 43. Дисциплинарные меры

43.1. Нарушение перечисленных в настоящем Кодексе норм влечет за собой по отношению к нарушителю следующие дисциплинарные меры ответственности (перечислены в порядке усиления):

а) замечание;

б) предупреждение;

в) приостановление членства в соответствующем профессиональном объединении на срок до одного года;

г) исключение из членов соответствующего профессионального объединения.


Статья 44. Применение дисциплинарных мер

44.1. Перечисленные в статье 43 настоящего Кодекса дисциплинарные меры принимаются руководством соответствующего профессионального объединения в соответствии с его уставом и регламентом. Данное профессиональное объединение, руководствуясь интересами повышения авторитета бухгалтерской профессии, самостоятельно определяет порядок применения этих дисциплинарных мер.

44.2. Исключение из членов некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров" влечет за собой лишение звания "профессиональный бухгалтер" с соответствующими последствиями. В случае исключения из членов другого профессионального объединения последнее вправе поставить перед органом, выдавшим нарушителю упомянутый в п.3.1 документ, вопрос о лишении нарушителя этого документа.


Перечень терминов и определений


Бухгалтер профессиональный -

физическое лицо, осуществляющее деятельность в областях:

а) бухгалтерского учета;

б) аудиторской деятельности;

в) финансового менеджмента, финансовой экспертизы;

г) преподавательской, научно-исследовательской или управленческой деятельности в вышеперечисленных сферах,

обладающее на законных основаниях одним из следующих документов:

а) удостоверение о членстве в некоммерческом партнерстве "Институт профессиональных бухгалтеров";

б) аттестат аудитора Российской Федерации по любой из разновидностей аудита;

в) любой иной документ, который компетентные органы некоммерческого партнерства "Институт профессиональных бухгалтеров" признают эквивалентным документам, перечисленным в п.п."а" и "б".

см. деятельность профессиональная; услуга профессиональная.

Бухгалтер профессиональный, работающий по найму -

1) профессиональный бухгалтер, заключивший соглашение с профессиональной организацией о предоставлении ей услуг в качестве наемного работника на постоянной или временной основе;

2) профессиональный бухгалтер, оказывающий в качестве наемного работника профессиональные услуги любому юридическому лицу (не являющемуся профессиональной организацией).

См. бухгалтер профессиональный; организация профессиональная.

Деятельность профессиональная

для целей настоящего Кодекса - осуществляемые профессиональными бухгалтерами и профессиональными организациями занятия в областях:

а) бухгалтерского учета;

б) аудиторской деятельности;

в) финансового менеджмента, финансовой экспертизы;

г) преподавательской, научно-исследовательской или управленческой деятельности в вышеперечисленных сферах.

См. бухгалтер профессиональный; организация профессиональная; услуги профессиональные.

Клиент -

любое физическое или юридическое лицо, получающее профессиональные услуги от данной профессиональной организации.

Для целей настоящего Кодекса к клиентам относятся как лица, заказавшие профессиональной организации выполнение услуг, так и лица, по отношению к которым оказываются профессиональные услуги (в случае, если такие услуги были заказаны и оплачиваются не ими).

См. организация профессиональная 6; услуги профессиональные.

Объединения профессиональные -

общественные (не управляемые со стороны государственных органов) организации, объединяющие в качестве своих членов профессиональных бухгалтеров и(или) профессиональные организации.

К профессиональным объединениям (для целей данного Кодекса) относятся общественные ассоциации, саморегулируемые объединения, палаты, коллегии и т.п., объединяющие бухгалтеров, аудиторов, финансовых менеджеров, финансовых экспертов и соответствующие профессиональные организации.

Одним из профессиональных объединений является некоммерческое партнерство "Институт профессиональных бухгалтеров".

См. бухгалтеры профессиональные; организации профессиональные.

Организация профессиональная -

коммерческая организация, созданная с целью оказания клиентам услуг профессиональных бухгалтеров.

К профессиональным организациям для целей настоящего Кодекса приравниваются профессиональные бухгалтеры - индивидуальные предприниматели, оказывающие своим клиентам профессиональные услуги.

См. бухгалтер профессиональный; клиент; услуги профессиональные.

Услуги, имеющие публичный характер -

разновидность профессиональных услуг (заданий, поручений), по результатам выполнения которых профессиональная организация обязана подготовить итоговый документ или документы (отчет, заключение и т.п.), предназначенные для внешних по отношению к клиенту и профессиональной организации пользователей.

К профессиональным услугам, имеющим публичный характер, относятся, в частности, обязательный аудит, некоторые случаи экспертиз или оценочной деятельности.

См. клиент; организация профессиональная; услуги профессиональные.

Услуги профессиональные -

осуществляемые профессиональными бухгалтерами или профессиональными организациями работы или оказываемые ими услуги, относящиеся к области их профессиональной деятельности.

Данные услуги оказываются, как правило, на коммерческой основе.

См. бухгалтер профессиональный; деятельность профессиональная; организация профессиональная.


--------------------------------

*1 К стандартам профессиональной деятельности могут быть отнесены положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации, правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, регламентирующие документы профессиональных объединений и т.п.

*2 Органы профессиональных объединений, уполномоченных контролировать качество работы профессиональных организаций, обязаны следовать тем же профессиональным нормам, что и проверяемые ими организации, и воздерживаться от разглашения конфиденциальной информации о клиентах проверяемых организаций, ставшей им известной в ходе проверки качества работы таких профессиональных организаций.

*3 Например, профессиональная организация, оказывающая аудиторские услуги, и аудитор не должны принимать участие в биржевых операциях, поскольку они при этом, продавая или покупая акции своего клиента, могли бы тем самым косвенно раскрыть перед другими участниками рынка ценных бумаг информацию о финансовом положении своего (пусть даже недавнего) клиента.

*4 Например, аудитору следует закончить ранее начатую аудиторскую проверку конкретного клиента, главному бухгалтеру организации - завершить подготовку годовой или квартальной бухгалтерской отчетности и т.п.

*5 Специалисты по технике страхового дела, делающие математические расчеты для обоснования страховых взносов, премий и т.п.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.