Страхование субъектов малого предпринимательства: проблемы и перспективы (М.С.Коконин, А.В.Костров, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 09, февраль 1999 г.)

Страхование субъектов малого предпринимательства:
проблемы и перспективы


Предпринимательская деятельность в современных условиях сопряжена с большим риском. Малые предприятия в силу своих особенностей в большей степени, чем крупные или средние, подвержены неблагоприятному воздействию внешней среды. Изменение рыночной конъюнктуры (неплатежи контрагента, нарушение графика поставок) или выведение из строя даже одного из производственных активов способно из-за ограниченности ресурсов малого предприятия привести к невозможности выполнения им своих обязательств. Таким образом, даже незначительное неблагоприятное событие может вызвать остановку производства, срыв поставок, а вследствие этого - банкротство предприятия.

Для минимизации рисков предпринимательской деятельности вообще, а в малом бизнесе особенно представляется необходимым использовать механизм страхования. Однако в настоящее время в России страхование не получило должного распространения. По расчетам специалистов, сейчас им охвачено не более 7% возможных рисков, в то время как за рубежом малые и средние предприятия осуществляют страхование около 95% таких рисков.

Основными причинами неудовлетворительного состояния рынка страхования субъектов малого предпринимательства, по мнению предпринимателей, являются, во-первых, высокая стоимость страховых услуг, во-вторых, отсутствие информации о возможностях страхования, в-третьих, ненадежность страховых компаний и недоверие к ним со стороны руководителей предприятий.

Негативное влияние на развитие страхования в сфере малого предпринимательства оказывает действующее налоговое законодательство. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 суммарный размер отчислений на страхование, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг). Затраты на добровольное страхование, которые превышают 1% объема реализуемой продукции, облагаются налогом на прибыль, в результате чего малые предприятия фактически лишены возможности использовать данную норму в своей практической деятельности.

Недостаточное развитие страхования обусловливает снижение надежности хозяйственных связей, увеличение числа банкротств, снижение мотивации к инвестициям и другие негативные последствия.

Таким образом, в настоящее время существует объективная необходимость в разработке и реализации комплекса экономических, организационных и правовых мер, направленных на стимулирование развития страхования в сфере малого предпринимательства, включающего следующие основные мероприятия:

а) создание механизма организации страховой защиты, обеспечивающего реализацию льготных условий страхования для субъектов малого предпринимательства в соответствии с федеральными и городскими законодательными актами;

б) разработка и реализация предложений по совершенствованию налоговой системы;

в) разработка и внедрение механизма обеспечения гарантий страховых выплат путем подбора для осуществления страхования субъектов малого предпринимательства надежных страховых компаний и формирования специализированных страховых пулов;

г) создание объектов инфраструктуры для оказания консультационных услуг субъектам малого предпринимательства в области управления рисками;

д) разработка механизма использования страхования для формирования внебюджетных источников финансирования программ поддержки и развития малого предпринимательства;

е) разработка предложений по развитию альтернативных способов организации страховой защиты имущества и иных имущественных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе путем создания обществ взаимного страхования;

ж) проведение широкомасштабной рекламно-информационной кампании с целью ознакомления предпринимателей с возможностями механизма страховой защиты.

В Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах, одобренных постановлением Правительства Российской Федерации от 1.10.98 г. N 1139, указано на настоятельную необходимость разработки концепции развития страхования в сфере малого бизнеса.

По нашему мнению, для стимулирования интереса субъектов малого предпринимательства к страхованию своего имущества и иных объектов в первую очередь необходимо внести изменения в действующее налоговое законодательство. C учетом того что страховые взносы являются общественно необходимыми затратами, обеспечивающими экономическую и социальную стабильность общества, целесообразно внести изменения в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552. Изменения должны предусматривать для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих страхование своего имущества и иных имущественных интересов, увеличение нормы затрат на страхование, включаемых в себестоимость, до 10% объема реализации при установлении предельной суммы, вычитаемой из налогооблагаемой базы. С учетом того что введение льготы по отнесению на себестоимость затрат на страхование до 1% объема реализации привело к увеличению совокупной премии по добровольным видам страхования в 1997 г. на 30%, данная норма может обеспечить соответствующий рост объемов страхования в сфере малого предпринимательства. Однако необходимо учитывать, что наибольший эффект от введения налоговых льгот возможен при применении их в комплексе с другими мерами, направленными на стимулирование развития страхования.

Одним из наиболее эффективных механизмов (по крайней мере, в первое время), способных стимулировать развитие операций по рисковым видам страхования, является предоставление льгот при заключении страховых договоров.

Федеральными и городскими законодательными актами (ст.12 закона города Москвы от 28.06.95 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве", статья 13 Закона Российской Федерации от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации") предусмотрено право субъектов малого предпринимательства на осуществление страхования своего имущества и иных имущественных интересов на льготных условиях. В настоящее время Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства разработан проект закона города Москвы "О страховании субъектов малого предпринимательства в городе Москве", который определяет порядок и условия предоставления льгот субъектам малого предпринимательства за счет средств городского бюджета или внебюджетных средств, направляемых на поддержку малого предпринимательства, при страховании ими своего имущества и иных имущественных интересов, порядок формирования внебюджетных источников финансирования программ развития и поддержки малого предпринимательства, а также меры по стимулированию развития страхования в сфере малого предпринимательства. Принятие данного закона, по нашему мнению, позволит обеспечить:

бесперебойную деятельность субъектов малого предпринимательства в Москве путем стимулирования развития страхования и повышения эффективности использования механизма страховой защиты в сфере малого предпринимательства;

реализацию льготных условий страхования для субъектов малого предпринимательства путем создания механизма компенсации страховым организациям доходов, недополученных при страховании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях;

формирование внебюджетных источников финансирования программ развития и поддержки малого предпринимательства;

гарантии страховых выплат путем подбора для страхования субъектов малого предпринимательства финансово устойчивых и платежеспособных страховых компаний.

В соответствии с законопроектом предоставление льгот субъектам малого предпринимательства при страховании ими своего имущества и иных имущественных интересов может быть реализовано путем страхования по льготным тарифам в определенных страховых организациях. В целях отбора таких организаций может быть организован конкурс (тендер) среди страховых компаний на право стать уполномоченной компанией по страхованию субъектов малого предпринимательства. К участию в конкурсе (тендере) целесообразно привлечь организации, имеющие хорошую репутацию, финансово устойчивые, с опытом работы в области страхования субъектов малого предпринимательства. Уполномоченным страховым компаниям, отобранным в результате конкурса, могут компенсироваться недополученные ими доходы за счет средств городского бюджета или внебюджетных средств, направляемых на поддержку малого предпринимательства, при страховании ими субъектов малого предпринимательства по льготным страховым тарифам. Размер компенсации, возмещаемой уполномоченной страховой компании за счет средств города, должен зависеть от вида страхования, степени приоритетности вида деятельности, осуществляемого субъектом малого предпринимательства для города, участия в осуществлении городских программ, времени функционирования субъекта малого предпринимательства на рынке, объема перечисляемых им в бюджет налоговых отчислений. Официальное заключение о размере компенсации, возмещаемой за счет средств города, выдаваемое субъекту малого предпринимательства, должно служить основанием для заключения уполномоченной страховой компанией льготного договора страхования.

В целях реализации системы льготного страхования субъектов малого предпринимательства при уполномоченном органе, ответственном за проведение единой политики поддержки и развития малого предпринимательства в городе, для координации деятельности уполномоченных страховых компаний и оказания консультационных услуг субъектам малого предпринимательства в области страхования целесообразно создать специализированные объекты инфраструктуры, например Центр управления предпринимательскими рисками. Основными задачами его могли бы стать:

оказание практической помощи руководителям малых предприятий в разработке предложений по страхованию конкретных предпринимательских рисков;

проведение страховой экспертизы (оценка состояния имущества, оценка страхового риска, оценка стоимости ущерба от страхового случая и др.);

осуществление контроля за правильностью расчетов страховых сумм при страховании и страховых выплат по договорам страхования, включая проведение экспертиз и расследование всех случаев нарушений;

контроль за выполнением уполномоченными страховыми компаниями принятых ими на себя обязательств в рамках осуществления льготного страхования субъектов малого предпринимательства и принятие соответствующих мер при выявлении нарушений;

разработка предложений по совершенствованию системы и порядка страхования субъектов малого предпринимательства;

обобщение и анализ деятельности по страхованию субъектов малого предпринимательства;

предоставление регулярной отчетности о состоянии страхования субъектов малого предпринимательства в уполномоченный орган, ответственный за проведение единой политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства в городе;

разработка и реализация программ, направленных на развитие страхования в сфере малого предпринимательства и уменьшение степени вероятности возникновения страховых событий.

Как и для любого коммерческого предприятия, основной целью деятельности страховой компании является получение прибыли. С одной стороны, цель - извлечение прибыли - становится важным стимулом эффективного ведения страхового дела, с другой стороны, это объективно повышает цену за страхование для клиентов. В связи с этим целесообразно использовать дополнительные формы организации страховой защиты. Одна из них - создание организаций некоммерческого типа обществ взаимного страхования, не преследующих цели извлечения прибыли из осуществления своей деятельности.

Объединение субъектов малого предпринимательства в общества взаимного страхования может стать альтернативой страхованию рисков через коммерческие страховые компании. Организация страховой защиты путем взаимного страхования представляется особенно важной при осуществлении определенных видов страхования (профессиональной ответственности, ответственности за причинение вреда, гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности).

Статья 968 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 7 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", статья 12 закона города Москвы "Об основах малого предпринимательства в Москве" предусматривают возможность страхования имущества и иных имущественных интересов субъектов малого предпринимательства на взаимной основе путем создания обществ взаимного страхования. Теперь необходимо разработать и принять правовой акт, определяющий правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации обществ взаимного страхования субъектов малого предпринимательства, а также особенности его налогообложения. В настоящее время Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства разработан проект Положения об обществах взаимного страхования субъектов малого предпринимательства Москвы, регулирующего деятельность обществ взаимного страхования субъектов малого предпринимательства, созданных или создаваемых на территории Москвы.

Специфика договора страхования дает возможность страховой компании в течение определенного периода распоряжаться средствами, полученными от предпринимателей, инвестируя их в разные сферы. Средства, собираемые в рамках осуществления страхования имущества и иных имущественных интересов субъектов малого предпринимательства могли бы использоваться, например, для формирования гарантийного фонда в целях привлечения инвестиционных ресурсов, а также стать источником внебюджетных средств, направляемых в сферу малого предпринимательства. Целесообразно предоставить страховым компаниям право направлять средства страховых резервов на финансирование программ и проектов развития малого предпринимательства.


М.С.Коконин,

к.э.н. А.В.Костров

Департамент поддержки и развития

малого предпринимательства

правительства Москвы


"Финансовая газета. Региональный выпуск" N 9, февраль 1999 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.