Бухгалтеру гостиницы: Организация деятельности ("Финансовая газета. Региональный выпуск", N 10, 11 март 1999 г.)

Организация деятельности


Основные определения


Гостиница - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг.

Гостиничная деятельность - деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладающих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое-либо коллективное средство размещения, по непосредственному распоряжению и управлению им для предоставления услуг по временному размещению (проживанию) и обслуживанию граждан.


Нормативная база


Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.97 г. N 490 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации";

Распоряжение мэра Москвы от 10.07.97 г. N 560-РМ "О Правилах предоставления и порядке контроля за качеством гостиничных услуг в г. Москве" (вместе с Концепцией системы мер по контролю за качеством услуг в гостинично-туристском комплексе);

Распоряжение мэра Москвы от 25.09.96 г. N 324/1-РМ "Об использовании помещений под офисы в гостиницах" (в ред. от 10.07.97 г.);

Постановление правительства Москвы от 3.06.97 г. N 416 "Об утверждении Временного положения о лицензировании гостиничной деятельности в городе Москве";

Распоряжение заместителя премьера правительства Москвы от 9.07.97 г. N 708-РЗП "О правилах предоставления и порядке контроля за качеством гостиничных услуг в г. Москве" (вместе с Правилами предоставления гостиничных услуг при осуществлении гостиничной деятельности в г. Москве, Временным порядком проведения комплексного контроля за осуществлением гостиничной деятельности в г. Москве);

Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц (утв. постановлением Госстандарта России от 14.10.94 г. N 18) (дата введения 1 января 1995 г.);

Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 26.03.97 г. N 11-13/6065 "О гостиничном сборе";

Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 10.05.95 г. N 11-13/6975 "О гостиничном сборе".


Порядок лицензирования


Лицензированию подлежит гостиничная деятельность, осуществляемая коллективными средствами размещения: гостиницами, мотелями, объединениями гостиниц, гостинично-офисными центрами и другими аналогичными предприятиями вместимостью не менее 10 номеров.

Цель лицензирования:

упорядочение ведения данного вида деятельности;

защита интересов и прав потребителей;

обеспечение унифицированного подхода к оценке уровня и стандартов предоставления услуг;

усиление правопорядка и обеспечение безопасности проживания в гостиницах.

Гостиничная деятельность осуществляется на основании лицензии, выдаваемой лицензионным органом, уполномоченным лицензионной палатой на ведение лицензионной деятельности.

Для получения лицензии необходимо представить:

заявление о выдаче лицензии (по установленной форме) с указанием:

для юридических лиц - наименования, организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка;

для индивидуальных предпринимателей - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

заявляемого вида деятельности;

места расположения, типа и наименования объекта, на котором будет осуществляться заявляемый вид деятельности;

срока действия лицензии; копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом - с предъявлением подлинников); копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (если она не заверена нотариусом - с предъявлением подлинника); документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справку налогового органа о постановке на учет (кроме случаев, когда заверенная в установленном порядке отметка о постановке на учет в налоговой инспекции сделана на свидетельстве о регистрации) или копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа и указанием идентификационного номера налогоплательщика (ИНН); копию акта приема в эксплуатацию объекта (для вновь построенных объектов и объектов, вновь вводимых в эксплуатацию после реконструкции или капитального ремонта); заключение территориального органа санитарно-эпидемиологической службы о соответствии объекта санитарно-гигиеническим и противоэпидемиологическим требованиям; заключение территориального органа Государственного пожарного надзора о соответствии объекта нормам пожарной безопасности; копии документов, подтверждающих право владения или пользования объектом; сведения об объекте (по установленной форме); сведения о руководящем персонале объекта, подтверждающие его профессиональную квалификацию; копии сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации.

На основании принятых документов заявителю выписывается расчет платы за выдачу лицензии, а при необходимости - расчет платы за проведение дополнительной экспертизы.

В лицензии указываются:

наименование органа, выдавшего лицензию;

для юридических лиц - наименование и юридический адрес организации, получающей лицензию;

для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;

условия осуществления данного вида деятельности;

область действия лицензии с указанием адреса объекта;

срок ее действия;

регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

Бланки лицензий являются документами строгой отчетности.

Основание. Временное положение о лицензировании гостиничной деятельности в городе Москве (утв. постановлением правительства Москвы от 3.06.97 г. N 416).


Порядок предоставления гостиничных услуг


Организация, оказывающая гостиничные услуги (далее гостиница), обязана довести до сведения свое фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы. Как правило, такая информация указывается на вывеске. Для пользователей услуг должна быть доступна также следующая информация:

Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации;

сведения об исполнителе и номер его контактного телефона;

свидетельство о присвоении гостинице соответствующей категории, если она присваивалась;

сведения о сертификации услуг, подлежащих обязательной сертификации (номер сертификата, срок его действия, сведения об органе, выдавшем его); сведения о номере лицензии, сроке ее действия, об органе, выдавшем лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию;

извлечения из государственного стандарта, устанавливающего требования в области оказания услуг;

цену номеров (места в номере);

перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);

перечень и цену дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату;

сведения о форме и порядке оплаты услуг;

предельный срок проживания в гостинице, если он установлен исполнителем;

перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;

порядок проживания в гостинице;

сведения о работе размещенных в гостинице предприятий общественного питания, торговли, связи, бытового обслуживания и др.;

сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации, если такой орган имеется;

сведения о вышестоящей организации.

Кроме того, в каждом номере должна быть информация о порядке проживания в гостинице, правилах противопожарной безопасности и правилах пользования электробытовыми приборами.

Без дополнительной оплаты должны быть представлены следующие виды услуг:

вызов скорой помощи;

пользование медицинской аптечкой;

доставка в номер корреспонденции по ее получении;

предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов.


Документальное оформление оказываемых услуг


При оформлении проживания в гостинице выдается квитанция (талон) или иной документ, подтверждающий заключение договора на оказание услуг, который должен содержать:

наименование исполнителя (для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

фамилию, имя, отчество потребителя; сведения о предоставляемом номере (месте в номере);

цену номера (места в номере);

другие необходимые данные по усмотрению исполнителя.


Ценообразование и порядок расчетов


Цена номера (места в номере), порядок и форма его оплаты, а также перечень услуг, которые входят в цену номера, устанавливаются гостиницей. Может быть установлена посуточная или почасовая оплата проживания.

Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с единым расчетным часом - с 12 часов текущих суток по местному времени. При размещении до расчетного часа (с 0 до 12 часов) плата за проживание не взимается. В случае задержки выезда потребителя плата за проживание взимается в следующем порядке:

не более 6 часов после расчетного часа - почасовая оплата;

от 6 до 12 часов после расчетного часа - плата за половину суток;

от 12 до 24 часов после расчетного часа - плата за полные сутки (если нет почасовой оплаты).

При проживании не более суток (24 часов) плата взимается за сутки независимо от расчетного часа (с учетом местных особенностей единый расчетный час может быть изменен).

Основание. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.97 г. N 490).


Особенности бухгалтерского учета


Основные нормативные акты, определяющие порядок ведения
бухгалтерского учета и налогообложения


Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изменениями от 20.02, 12.08.96 г., 24.10.97 г.);

Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 23.07.98 г.);

приказ Минфина России от 9.12.98 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98)";

приказ Минфина России от 25.11.98 г. N 56н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98)";

приказ Минфина России от 25.11.98 г. N 57н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/98)";

приказ Минфина России от 29.07.98 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации";

приказ Минфина России от 20.07.98 г. N 33н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств";

приказ Минфина России от 15.06.98 г. N 25н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98)";

приказ Минфина России от 21.11.97 г. N 81н "О формировании годовой бухгалтерской отчетности";

приказ Минфина России от 3.09.97 г. N 65н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97)";

приказ Минфина России от 8.02.96 г. N 10 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96)";

приказ Минфина России от 13.06.95 г. N 50 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте";

приказ Минфина России от 20.12.94 г. N 167 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94)";

приказ Минфина России от 20.12.94 г. N 168 "О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности и указаниях по их заполнению в 1995 году";

приказ Минфина России от 12.11.96 г. N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" (в ред. от 3.02, 21.11.97 г., 20.10.98 г.);

приказ Минфина России от 3.02.97 г. N 8 "О квартальной бухгалтерской отчетности организаций" (в ред. от 29.07.98 г.);

приказ Минфина России от 30.12.96 г. N 112 "О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности";

приказ Минфина России от 28.11.96 г. N 101 "О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами";

Инструкция Госналогслужбы России от 29.06.95 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (в ред. от 1.09.95 г., 2.04, 11.07.96 г., 27.03, 8.12.97 г., 26.02, 23.09.98г.);

Инструкция Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (в ред. от 22.01, 12.02.96г., 18.03.97 г., 25.08.98 г.);

Инструкция Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (в ред. от 23.01.96 г., 14.03, 22.08.96 г., 2.04, 29.12.97г., 7.08.98 г.);

Инструкция Госналогслужбы России от 8.06.95 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (в ред. от 12.07, 9.10.95 г., 13.06.97 г., 2.04.98 г.);

Инструкция Госналогслужбы России от 15.05.95 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (в ред. от 2.10, 7.12.95 г., 12.01, 23.08.96г., 27.03, 11.12.97 г., 31.03.98 г.).



Учет отдельных объектов


Рассматривая основные объекты бухгалтерского учета, следует уделить особое внимание основным средствам, так как доходы от сдачи в аренду составляют у гостиниц существенную часть бюджета.


Основные средства


Рассмотрим требования, предъявляемые к документальному оформлению операций по движению основных средств.

Документальное оформление

Актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1) оформляется зачисление в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:

приобретения за плату у других организаций;

строительства хозяйственным или подрядным способом;

получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;

внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;

получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;

взятия в аренду с последующим выкупом;

поступления по акту дарения;

передачи в совместную деятельность и доверительное управление;

передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

При оформлении приемки основных средств акт (накладная) составляется в одном экземпляре на каждый объект. При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт (накладная) выписывается в двух экземплярах. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению организации-сдатчика.

Выбытие основных средств в результате продажи или передачи сторонним организациям оформляется актом (накладной), на основании данных которого в бухгалтерии организации делается соответствующая запись в инвентарной карточке учета основных средств (форма N ОС-6).

Для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных средств) составляется акт на списание основных средств (форма N ОС-4). Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или лицом, уполномоченным на это. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.

Для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость, применяется инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6).

Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств.

Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, его перемещения, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию.

Основание: постановление Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".


Особенности учета для целей налогообложения


Согласно общероссийскому классификатору "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) операции, связанные с предоставлением услуг по сдаче в наем (аренду) имущества, относятся к сфере материального производства.

Общероссийский классификатор "Видов экономической деятельности" (ОКДП) выделяет данные операции в отдельный подраздел видов экономической деятельности: 70 "Деятельность по операциям с недвижимым имуществом".

Таким образом, в соответствии с действующим в настоящее время законодательством различается сдача имущества в аренду как основной вид экономической деятельности у организаций, специализирующихся на оказании услуг по предоставлению имущества в аренду, доходы от которого отражаются в бухгалтерском учете по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", так и вспомогательный, не связанный с основной деятельностью организации, доходы от которого относятся к внереализационным и отражаются по счету 80 "Прибыли и убытки".

Необходимость установить, является ли финансово-хозяйственная деятельность по сдаче имущества в аренду основной деятельностью организации или относится к внереализационным операциям, обусловлена тем, что в соответствии с действующим налоговым законодательством выручка от реализации продукции (работ, услуг) является объектом обложения целым рядом налогов. Так, согласно Закону Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений) объектом налогообложения для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, отраженные в бухгалтерском учете.

Аналогичная база используется при определении объекта налогообложения для сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний, а также налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Организации, которые специализируются на предоставлении в аренду имущества, выручку от этой деятельности отражают по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Специализация в области сдачи в аренду имущества может подтверждаться записями в учредительных документах и (или) фактическим осуществлением операций по сдаче в аренду имущества как одного из видов финансово-хозяйственной деятельности организации. В этих случаях сдача имущества в аренду рассматривается как лизинговая деятельность, а бухгалтерский учет у арендодателя осуществляется в соответствии с Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (приложение 1 к приказу Минфина России от 17.02.97 г. N 15).

В соответствии с п.19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Письмом Минфина России от 12.11.96 г. N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" определено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая получению (полученная) арендодателем от арендатора в составе арендной платы, отражается по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" в корреспонденции с дебетом счета 80 "Прибыли и убытки".

Суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате (уплаченные) арендодателем по хозяйственным операциям, которые связаны со сдачей имущества в аренду и расходы по которым относятся в дебет счета 80 "Прибыли и убытки", отражаются по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (соответствующий субсчет). Списание этих сумм налога со счета 19 на расчеты с бюджетом производится в общеустановленном порядке.

В тех случаях, когда арендодатели отдельно от арендной платы получают денежные средства от арендаторов в виде компенсации стоимости коммунальных платежей в части, потребляемой арендаторами, данные денежные средства в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" подлежат включению в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот на балансе арендодателя. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные арендодателями этого недвижимого имущества поставщикам коммунальных услуг, в том числе и в части, потребляемой арендаторами, подлежат зачету (возмещению из бюджета) у арендодателя после оплаты этих услуг поставщикам и их фактического оказания в соответствии с п.19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".

В случаях, когда арендодатель в качестве арендной платы возлагает на арендатора обязанности по содержанию арендуемого имущества, в том числе проведение всех видов ремонта, все затраты арендатора по содержанию арендованного имущества являются одновременно доходом арендодателя. В таком случае доход арендодателя может определяться на основании сведений, предоставляемых арендатором о всех произведенных им расходах, связанных с содержанием арендуемого имущества, либо на основании счетов, выставленных ему арендодателем.

Если же договором аренды обязанности арендатора по содержанию арендуемого имущества (энергоснабжение, услуги телефонной связи и другие коммунальные платежи) учтены в общей сумме арендной платы, доходом арендодателя будет являться сумма арендной платы, в составе которой в соответствии с договором предусмотрена компенсация затрат арендодателя по содержанию сданного в аренду имущества.

У арендодателя сумма полученного возмещения расходов по оплате коммунальных и других платежей отражается в бухгалтерском учете как самостоятельная хозяйственная операция с использованием счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и рассматривается как возмездное оказание услуги арендатору по перечислению указанных платежей.

Если же договор на предоставление коммунальных услуг по арендуемому помещению заключен с соответствующими организациями непосредственно арендатором, его доходом является только твердая сумма арендной платы, установленная договором аренды.

В том случае, если гостиница арендует основные средства, следует обратить внимание на следующее: в соответствии с п.4.23.2 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.96 г. N 97 (с учетом изменений и дополнений), к производственным основным средствам относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, т.е. использование в том числе и в торговле, общественном питании, а также других аналогичных видах деятельности.

Однако одни и те же основные фонды для одних организаций могут являться производственными, для других - непроизводственными, т.е. не связанными с получением прибыли как основной цели деятельности. Например, промышленное предприятие сдает в аренду находящееся на его балансе общежитие организации, занимающейся оказанием платных услуг в сфере гостиничного хозяйства и туризма. У промышленного предприятия общежитие относится к непроизводственным основным фондам, а для организации, оказывающей платные услуги по размещению и проживанию клиентов, арендуемое здание будет относиться к основным производственным фондам, так как напрямую связано с основным видом деятельности организации. В этом случае арендная плата относится на себестоимость продукции (работ, услуг) и учитывается при налогообложении прибыли у организации при условии, что арендуемое здание соответствует требованиям, предъявляемым к сооружениям, используемым под гостиничное хозяйство, и вписано в лицензию на право осуществления гостиничной деятельности (для Москвы - согласно постановлению правительства Москвы от 3.06.97 г. N 416 "Об утверждении Временного положения о лицензировании гостиничной деятельности в городе Москве").

Основание: письмо Госналогинспекции по г.Москве от 9.09.98 г. N 30-08/27466 "О порядке налогообложения операций, связанных с арендой имущества".

Все приведенные положения подтверждаются многочисленными письмами Минфина России и Госналогслужбы России.


      /-------------------------------------------------------------\
      |     Документ      |               Содержание                |
      |-------------------------------------------------------------|
      |                              НДС                            |
      |-------------------------------------------------------------|
      | Письмо            | В соответствии с п.п."б" п.7 Инструкции |
      | Департамента      | Госналогслужбы России от 11.10.95 г.  N |
      | налоговой         | 39  "О  порядке  исчисления  и   уплаты |
      | политики Минфина  | налога  на  добавленную  стоимость"  (с |
      | России от         | изменениями и  дополнениями) услуги  по |
      | 20.11.98 г. N 04- | сдаче  в  аренду  имущества  и объектов |
      | 03-11 "О налоге   | недвижимости     являются     объектами |
      | на добавленную    | налогообложения.                        |
      | стоимость"        | Суммы   платежей   за   аренду   здания |
      |                   | включаются    в   оборот,    облагаемый |
      |                   | налогом  на  добавленную  стоимость,  в |
      |                   | том  отчетном  периоде, в  котором  эти |
      |                   | суммы  получены. Налог  исчисляется  по |
      |                   | расчетной   ставке  16,67%   с   каждой |
      |                   | полученной  суммы платежа. Согласно п.8 |
      |                   | письма  Минфина  России  от 12.11.96 г. |
      |                   | N    96   "О   порядке   отражения    в |
      |                   | бухгалтерском      учете      отдельных |
      |                   | операций,   связанных  с   налогом   на |
      |                   | добавленную   стоимость   и   акцизами" |
      |                   | сумма  налога на добавленную стоимость, |
      |                   | полученная  арендодателем от арендатора |
      |                   | в  составе  арендной платы, списывается |
      |                   | в    кредит   счета   68   "Расчеты   с |
      |                   | бюджетом", субсчет "Расчеты  по  налогу |
      |                   | на   добавленную  стоимость"  с  дебета |
      |                   | счета 80 "Прибыли и убытки".            |
      |                   | Суммы  налога на добавленную стоимость, |
      |                   | подлежащие      уплате     (уплаченные) |
      |                   | арендодателем      по     хозяйственным |
      |                   | операциям,    связанным    со    сдачей |
      |                   | имущества в аренду, расходы по  которым |
      |                   | относятся  в дебет счета 80 "Прибыли  и |
      |                   | убытки", отражаются по дебету счета  19 |
      |                   | "Налог  на  добавленную  стоимость   по |
      |                   | приобретенным                ценностям" |
      |                   | соответствующего   субсчета.   Списание |
      |                   | этих   сумм   налога   со   счета    19 |
      |                   | производится    в    соответствии     с |
      |                   | налоговым законодательством             |
      |-------------------+-----------------------------------------|
      | Письмо            | Суммы   НДС,   уплаченные   поставщикам |
      | Департамента      | материальных                   ресурсов |
      | налоговой         | производственного           назначения, |
      | политики Минфина  | приобретаемым   для   оказания   услуг, |
      | России        от  | облагаемых   налогом   на   добавленную |
      | 6.04.98 г. N 04-  | стоимость,       подлежат        зачету |
      | 03-11             | (возмещению) при исчислении  платежа  в |
      |                   | бюджет. В связи с этим суммы налога  на |
      | Письмо            | добавленную  стоимость,  уплаченные  по |
      | Департамента      | расходам,     которые     связаны     с |
      | налоговой         | содержанием   помещений,   сданных    в |
      | политики Минфина  | аренду,   принимаются   к   зачету    в |
      | России        от  | общеустановленном порядке               |
      | 9.02.98 г. N 04-  |                                         |
      | 03-11             |                                         |
      |                   |                                         |
      | Письмо            |                                         |
      | Департамента      |                                         |
      | налоговой         |                                         |
      | политики Минфина  |                                         |
      | России        от  |                                         |
      | 6.01.98 г. N 04-  |                                         |
      | 03-11             |                                         |
      |-------------------------------------------------------------|
      | Налог  на   содержание  автомобильных   дорог,  налог   на  |
      | содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной  |
      | сферы                                                       |
      |-------------------------------------------------------------|
      | Письмо            | В  соответствии  с Законом  Российской  |
      | Департамента      | Федерации  от 18.10.91 г. N 1759-1  "О  |
      | налоговой         | дорожных     фондах    в    Российской  |
      | политики Минфина  | Федерации"  и действовавшими  в  1994-  |
      | России        от  | 1995   гг.   нормативными  документами  |
      | 19.05.98 г. N 04- | Минфина    России   и   Госналогслужбы  |
      | 05-11/58          | России   для  исчисления   налога   на  |
      |                   | пользователей   автомобильных    дорог  |
      | Письмо            | использовался    показатель    выручки  |
      | Департамента      | (валового    дохода)   от   реализации  |
      | налоговой         | продукции  (работ, услуг), приведенный  |
      | политики Минфина  | по   строке  010  формы  2  "Отчет   о  |
      | России        от  | финансовых    результатах     и     их  |
      | 18.05.98 г. N 04- | использовании"      приложения       к  |
      | 05-11/57          | бухгалтерскому балансу,  и  показатель  |
      |                   | товарооборота,     приведенный      во  |
      | Письмо            | вписываемой   строке  101   этого   же  |
      | Департамента      | отчета.                                 |
      | налоговой         | При   отнесении  доходов  от  сдачи   в |
      | политики Минфина  | аренду  имущества  к объекту  обложения |
      | России        от  | налогом  на пользователей автомобильных |
      | 2.04.98 г. N 04-  | дорог      следует     исходить      из |
      | 05-11/40          | установленного     порядка      ведения |
      |                   | бухгалтерского учета.                   |
      | Письмо            | В   том   случае,   если   в   уставных |
      | Департамента      | документах       определено,        что |
      | налоговой         | предоставление   в   аренду   имущества |
      | политики Минфина  | является  одним из видов  деятельности, |
      | России        от  | отражение    в   бухгалтерском    учете |
      | 2.03.98 г. N 04-  | указанных    хозяйственных     операций |
      | 05-17/7           | производится с использованием счета  46 |
      |                   | "Реализация продукции (работ, услуг)".  |
      | Письмо            | Кроме  того,  если в уставе организации |
      | Департамента      | предоставление имущества в  аренду  как |
      | налоговой         | вид   деятельности   не   указано,    а |
      | политики Минфина  | расходы,    связанные   с   содержанием |
      | России        от  | сдаваемого в аренду объекта,  арендатор |
      | 9.02.98 г. N 04-  | возмещает  сверх  сумм арендной  платы, |
      | 05-11/14          | то  отражение  указанной  хозяйственной |
      |                   | операции   в  бухгалтерском   учете   у |
      |                   | арендодателя   также   производится   с |
      |                   | использованием  счета  46   "Реализация |
      |                   | продукции  (работ, услуг)", что  влечет |
      |                   | за  собой возникновение соответствующих |
      |                   | налоговых обязательств.                 |
      |                   | Если  затраты  по  содержанию  объекта, |
      |                   | сданного   в   аренду,  у  арендодателя |
      |                   | покрываются   общей   суммой   арендной |
      |                   | платы,  то  указанные  расходы  следует |
      |                   | рассматривать как расходы, связанные  с |
      |                   | получением   дохода  и   отражаемые   в |
      |                   | бухгалтерском учете по дебету счета  80 |
      |                   | "Прибыли    и   убытки"   в    качестве |
      |                   | операционных расходов.                  |
      |                   | В     аналогичном    порядке    следует |
      |                   | исчислять  налогооблагаемую   базу   по |
      |                   | налогу на содержание жилищного фонда  и |
      |                   | объектов социально-культурной сферы     |
      \-------------------------------------------------------------/


Ремонт основных средств


Особое внимание следует обратить на порядок отражения ремонтных работ, так как именно этот вид затрат может быть включен как в состав себестоимости оказываемых услуг, так и в состав капитальных вложений. Согласно п.п."е" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552) (с изменениями) в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонта).

Что касается затрат на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов, то они в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются.

В письме Госналогслужбы России от 15.12.97 г. N 13-0-15/412 "По вопросу списания расходов по арендованным основным средствам" указано, что при определении вида ремонта следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, доведенным письмом Минфина СССР от 7.05.76 г. N 30 (с учетом изменений и дополнений). Так как данный документ утратил силу в связи с изданием приказа Минфина России от 20.07.98 г. N 33н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", в соответствии с которым к работам по обслуживанию, а также текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.

Учет затрат на производство капитального ремонта организуется по отдельным объектам или группам основных средств. При этом следует исходить из того, что при капитальном ремонте:

оборудования и транспортных средств, как правило, производятся полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата;

зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т.п.).

Затраты по законченному ремонту основных средств, осуществляемому подрядным способом, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета, на котором аккумулируются указанные затраты в корреспонденции со счетами учета расчетов; хозяйственным способом - по дебету счетов учета издержек производства (обращения) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

Ремонт основных средств рекомендуется проводить в соответствии с планом, который формируется по видам основных средств, подлежащих ремонту, в денежном выражении исходя из системы планово-предупредительного ремонта, разрабатываемой организацией с учетом технических характеристик основных средств, условий их эксплуатации и др. Системой планово-предупредительного ремонта предусматриваются обслуживание основных средств, текущий и средний ремонт, а также капитальный и особо сложный ремонт отдельных объектов основных средств.

План ремонта и система планово-предупредительного ремонта утверждаются руководителем организации.

В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных). При образовании такого резерва в издержки производства (обращения) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из сметной стоимости ремонта. Например, годовая смета затрат на ремонт составляет 60 тыс. руб., ежемесячная сумма резервирования - 5 тыс. руб. (60 тыс. руб. : 12 мес.). Аналогичный порядок предусмотрен в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н).

Затраты на ремонт основных средств отражаются в соответствующих первичных документах по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по капитальному и другим видам ремонта и др.

По окончании года при инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) выявленные излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.

Если окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства и существенным объемом происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.

Затраты на ремонт арендованных (сданных в аренду) основных средств, производимые в соответствии с условиями договора за счет средств:

арендодателя - учитываются в общем порядке, установленном для отражения затрат на ремонт, и списываются в дебет счета учета финансовых результатов;

арендатора - включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Затраты на технический осмотр и уход, затраты по поддержанию объектов основных средств в рабочем состоянии включаются в затраты на обслуживание производственного процесса. Затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они относятся.

В свою очередь затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств после их окончания в том случае, если указанные затраты улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов основных средств, могут увеличивать первоначальную стоимость объекта и относятся на добавочный капитал организации.

Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией (включая затраты по модернизации объекта, осуществляемой во время капитального ремонта) объектов основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.


Амортизация основных средств


Другой сложный вопрос - порядок включения в себестоимость для целей налогообложения сумм амортизационных отчислений.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3.09.97 г. N 65н, введенным в действие с 1января 1998 г., срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету и так же, как применение способа начисления амортизационных отчислений, предусматривается в составе информации об учетной политике.

В соответствии с п.п."х" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (с учетом изменений и дополнений), амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов производятся по нормам, утвержденным в установленном порядке (изменений в указанное Положение не внесено). Поэтому в 1998 г. для целей налогообложения начисление амортизационных отчислений следовало производить от первоначальной стоимости по единым нормам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. N 1072 с учетом постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.97 г. N 1672 и от 24.06.98 г. N 627.

Основание: письмо Госналогслужбы России от 27.10.98 г. N ШС-6-02/768@ "Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли".

Обращаем внимание на то, что и на 10.03.99 г. необходимые изменения в действующие нормативные документы не внесены.

Нормы амортизации на инвентарь гостиниц и хозяйственных организаций утверждены постановлением СМ СССР от 22.10.90 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР":


  /------------------------------------------\
  |           Объект           |Шифр  |Норма |
  |----------------------------+------+------|
  | Мебель  (кроме  мебели   в |70003 |10,0  |
  | гарнитурах)                |      |      |
  | Мебель    в    гарнитурах, |70004 | 6,7  |
  | ковры, зеркала             |      |      |
  | Электроарматура          и |70005 | 8,3  |
  | электроприборы             |      |      |
  | Ковровые          дорожки, |70006 |25,0  |
  | драпировки    оконные    и |      |      |
  | дверные,  белье постельное |      |      |
  | и столовое гостиниц        |      |      |
  | Картины в рамках           |70007 | 2,0  |
  | Скульптуры   бронзовые   и |70008 | 1,0  |
  | мраморные                  |      |      |
  | Стеллажи стоечные          |70009 | 5,6  |
  | Передаточные       тележки |70010 |12,5  |
  | (трансбордеры)             |      |      |
  | Торцеватели      приводные |70011 |15,4  |
  | отборщицы         металла, |      |      |
  | делители             пачек |      |      |
  | металлопроката,            |      |      |
  | опрокидыватели       тары, |      |      |
  | установки фасовки крепежа, |      |      |
  | механизированные           |      |      |
  | грузозахватные  устройства |      |      |
  | к   кранам  и  погрузчикам |      |      |
  | (пантографы,  спредеры   и |      |      |
  | пр.)                       |      |      |
  \------------------------------------------/

Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов


Основными документами, определяющими порядок учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, являются:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н;

Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98), утвержденное приказом Минфина России от 15.06.98 г. N 25н;

Положение по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (приложение к письму Минфина СССР от 18.10.79 г. N 166).

В соответствии с указанными документами, а также согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94) (утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.94 г. N 359) к МБП, в частности, относятся:

специальная одежда, специальная обувь;

форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, порядок учета которой в настоящее время вызывает затруднения.

Следует обратить внимание на то, что Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.97 г. N 490), а также Системой сертификации ГОСТ Р. Правилами сертификации туристских услуг и услуг гостиниц (утв. постановлением Госстандарта России от 14.10.94 г. N 18) определено, что материально-техническое обеспечение гостиницы, перечень и качество предоставляемых услуг должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории. Данные требования предусматривают наличие форменной одежды обслуживающего персонала. Таким образом, расходы по приобретению такой одежды становятся обязательными для гостиниц.

Специальная одежда и специальная обувь выдаются рабочим и служащим тех профессий и должностей, которые предусмотрены в соответствующих производствах, цехах, на участках и видах работ согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды и специальной обуви, утвержденным постановлениями Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам (Минтруда России), или же в соответствии с отраслевыми нормами, введенными на основании Типовых.

В настоящее время типовые отраслевые нормы для гостиниц не разработаны, но действующие документы, такие, как постановление Минтруда России от 30.12.97г. N 69 "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики" и постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 24.05.83 г. N 100/П-9 "Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (в редакции от 18.12.98 г.), позволяют сделать вывод о возможности учета форменной одежды в порядке, предусмотренном для МБП.

К счету 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" открываются два субсчета: "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в запасе", "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации".

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы принимаются к учету по фактической себестоимости.

Начисление суммы погашения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов, находящихся в эксплуатации, отражается по кредиту счета "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов" в корреспонденции с соответствующими счетами учета затрат (или специальных источников финансирования в случаях приобретения за счет этих источников).

Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) при их выбытии за непригодностью списывается со счета "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (субсчет "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации") в корреспонденции с дебетом счета "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов".

Стоимость предметов по цене возможного использования приходуется по счетам производственных запасов, на которых отходы подлежат учету, с кредита счета "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (субсчет "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации").

Расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся предметов относятся на те бухгалтерские счета, на которых отражено начисление погашения стоимости этих предметов.

Для ведения учета наряду с другими должны составляться следующие документы:

оборотная ведомость по учету спецодежды и спецобуви, находящихся в индивидуальном пользовании;

ведомость расчета износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов при передаче их в эксплуатацию и при списании;

сличительная ведомость по результатам инвентаризации.

Рассмотрим порядок записи на счетах операций по движению МБП.


        /-----------------------------------------\
        | Содержание операции   |Дебет   | Кредит |
        |-----------------------+--------+--------|
        |Приобретена форменная  | 12-1   |   60   |
        |одежда                 |        |        |
        |НДС,   включенный   в  |  19    |   60   |
        |счет поставщика        |        |        |
        |Оплачено  поставщикам  |  60    |   51   |
        |за форменную одежду    |        |        |
        |Зачтен     НДС     по  |  68    |   19   |
        |приобретенной          |        |        |
        |форменной одежде       |        |        |
        |Выдана       униформа  | 12-2   |  12-1  |
        |персоналу              |        |        |
        |Начислен   износ    в  |        |        |
        |соответствии        с  |        |        |
        |учетной политикой*     |20, 26  |   13   |
        |50% стоимости МБП      |и др.   |        |
        |100% стоимости МБП     |        |        |
        |По   истечении  срока  |        |        |
        |использования          |        |        |
        |производится списание  |  13    |  12-2  |
        |изношенной одежды:     |        |        |
        |1)     если     износ  |        |        |
        |начислялся в  размере  |        |        |
        |100% стоимости         |        |        |
        |оприходованы           |  10    |   80   |
        |материалы (изношенная  |        |        |
        |одежда как ветошь)     |        |        |
        |2)     если     износ  |20, 26  |   13   |
        |начислялся в  размере  |и др.   |        |
        |50%  стоимости, износ  |        |        |
        |должен           быть  |        |        |
        |доначислен             |        |        |
        |(оставшиеся  50%   за  |        |        |
        |минусом     стоимости  |        |        |
        |оприходованной         |        |        |
        |ветоши)                |        |        |
        |оприходованы           |  10    |  12-2  |
        |материалы (изношенная  |        |        |
        |одежда как ветошь)     |        |        |
        |списана     стоимость  |  13    |  12-2  |
        |изношенной  форменной  |        |        |
        |одежды                 |        |        |
        \-----------------------------------------/

* В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98) (утв. приказом Минфина России от 15.06.98 г. N 25н) амортизация малоценных и быстроизнашивающихся предметов, переданных в производство или эксплуатацию, рассчитывается по их видам одним из следующих способов перенесения стоимости:

линейный способ - исходя из фактической себестоимости предмета и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока последнего использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из количества продукции (работ), производимой (выполняемых) с использованием предмета в отчетном периоде и соотношения фактической себестоимости предмета и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования;

процентный способ - исходя из фактической себестоимости предмета и ставки в 50 или 100% при передаче предмета в производство и эксплуатацию. При этом в первом случае оставшиеся 50% начисляются при выбытии предмета из-за невозможности использования (непригодности) из производства или эксплуатации.


Аналитический учет может быть организован по категориям персонала (по видам форменной одежды) и в разрезе материально ответственных лиц.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (приложение к письму Минфина СССР от 18.10.79 г. N 166) специальная одежда, специальная обувь выдаются работникам по нормам, утвержденным в установленном порядке.

Выдача рабочим и служащим и сдача ими спецодежды, спецобуви должны отражаться в личных карточках рабочих и служащих. В документах, оформляющих отпуск спецодежды работникам (требования и т.п.), наряду с другими реквизитами следует отражать и основание выдачи, а в личной карточке - срок носки, процент годности; рекомендуется также ставить штамп с указанием даты выдачи.

Спецодежда, спецобувь, выдаваемые рабочим и служащим, являются собственностью предприятия и подлежат возврату при увольнении, при переводе на том же предприятии на другую работу, для которой выданные спецодежда, спецобувь не предусмотрены нормами, а также по окончании сроков их носки взамен получаемых новых.

Дежурная спецодежда, спецобувь коллективного пользования должны находиться в кладовой цеха или участка и выдаваться рабочим и служащим только на время выполнения тех работ, для которых они предусмотрены или могут быть закреплены за определенными рабочими местами и передаваться от одной смены другой. В этих случаях спецодежда, спецобувь выдаются под ответственность мастеров и других лиц из административно-технического персонала.

Дежурная спецодежда и спецобувь записываются на отдельные карточки с пометкой "Дежурная".

Сдача работниками спецодежды в стирку, дезинфекцию, ремонт, а также теплой спецодежды и спецобуви с наступлением теплого времени для организованного хранения оформляется в ведомости распиской материально ответственного лица о приемке спецодежды. Возврат работникам спецодежды после стирки, дезинфекции, ремонта и хранения (теплой спецодежды и спецобуви) производится по тем же ведомостям, в которых была оформлена приемка, под расписку работника (в предусмотренной для этого графе).

Для определения непригодности малоценных и быстроизнашивающихся предметов к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание указанных предметов (на основе актов выбытия) на предприятиях создаются постоянно действующие комиссии, которые проводят непосредственный осмотр предметов, подлежащих списанию, устанавливают непригодность их к восстановлению (дальнейшему использованию), а также определяют возможность использования или реализации материалов, остающихся от списываемых предметов. Эти же комиссии составляют акт на списание предметов.

На каждый испорченный или утраченный малоценный и быстроизнашивающийся предмет руководитель соответствующего структурного подразделения предприятия обязан обеспечить составление акта выбытия с указанием причин и виновников. Если это произошло по вине работника, то размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с действующим законодательством.

При предъявлении работником акта выбытия ему взамен негодного или утраченного предмета выдается годный. Акты выбытия впоследствии прикладываются к акту на списание.

Непригодные к дальнейшему использованию малоценные и быстроизнашивающиеся предметы сдаются в специальную кладовую для утилизации на основании и по мере поступления утвержденных актов на списание. После этого акты на списание с распиской кладовщика о принятом утиле передаются в бухгалтерию, где они служат основанием для соответствующих записей.


Основная деятельность


Основная деятельность гостиницы связана с оказанием услуг. Правильная организация учета в первую очередь зависит от документального оформления. Особое внимание следует уделить формам первичного учета, которые с краткими указаниями по их применению и заполнению утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.93 г. N 121. Данные формы первичного учета применяются в гостиницах независимо от форм собственности, причем указано, что они должны применяться без каких-либо изменений и дополнений.


Перечень форм документов строгой отчетности


  /-------------------------------------\
  |Номер |     Наименование формы       |
  |формы |                              |
  |------+------------------------------|
  |1-Г   |Анкета                        |
  |2-Г   |Журнал            регистрации |
  |      |иностранных граждан           |
  |3-Г   |Счет                          |
  |3-Гм  |Счет                          |
  |4-Г   |Карта гостя                   |
  |5-Г   |Кассовый отчет                |
  |7-Г   |Расчеты       оплаты       за |
  |      |бронирование и проживание  по |
  |      |безналичному расчету          |
  |8-Г   |Квитанция на возврат денег    |
  |9-Г   |Акт    о    порче   имущества |
  |      |гостиницы                     |
  |10-Г  |Заявка на бронирование мест   |
  |11-Г  |Автостоянка                   |
  |12-Г  |Квитанция  на  предоставление |
  |      |дополнительных платных услуг  |
  |13-Г  |Квитанция  на прием  вещей  в |
  |      |камеру хранения               |
  \-------------------------------------/

Анкета (форма N 1-Г)


Граждане, прибывшие в командировку, на совещания, конференции, сборы, заполняют анкету в одном экземпляре, остальные - в двух.

После проверки личные документы возвращаются владельцам.

Для хранения анкет и работы с ними в администраторской должны быть две картотеки: в первой хранятся анкеты на проживающих в гостинице, во второй - на лиц, выбывших из гостиницы в течение месяца.

Анкеты в картотеках расставляются в алфавитном порядке.


Журнал регистрации иностранных граждан
(форма N 2-Г)


Заполняется дежурным администратором или работником бюро обслуживания на основании паспорта и визы.


Счет (формы N 3-Г, 3-ГМ)


Заполняется при оформлении оплаты брони, проживания, а также дополнительных платных услуг при отсутствии специальных талонов. Счет выписывается в трех экземплярах: первый выдается проживающему, второй вместе с "Кассовым отчетом" (ф. N 5-Г) ежедневно сдается в бухгалтерию, третий хранится до выезда гостя в расчетной части гостиницы в специальных кармашках, расставленных по числам оплаты, в контрольной картотеке.

При автоматизированном способе ведения расчетов счет заполняется в двух экземплярах. В нем фиксируется оплата за весь период проживания. Оба экземпляра хранятся в контрольной картотеке до выезда гостя. Работник бухгалтерии сверяет формы N 3-Г, 3-Гм с формой N 1-Г. Счета являются бланками строгой отчетности.


Карта гостя (форма N 4-Г)


Дает право поселившемуся на получение ключа от номера и внеочередное обслуживание на предприятиях общественного питания, бытового обслуживания и связи, расположенных в гостинице. На числовой сетке Карты гостя отмечается период оплаты. При выезде гостя этажный персонал делает отметку с указанием даты и часа освобождения номера (места), наименования и количества мест багажа. В вестибюле Карта гостя сдается в администраторскую.


Кассовый отчет (форма N 5-Г)


Составляется в двух экземплярах работником, осуществляющим расчеты с проживающими. Первый экземпляр вместе со счетами (ф. N 3-Г) или контрольной кассовой лентой (при механизированном расчете) ежедневно сдается в бухгалтерию, второй сохраняется у подотчетного лица. Работник бухгалтерии сверяет форму N 5-Г с формами N 3-Г, 3-Гм.


Расчеты оплаты за бронирование и проживание по безналичному расчету (форма N 7-Г)


Ведется дежурным администратором или портье в двух экземплярах.

Окончательный итог подводится после выезда проживающих и служит основанием к оплате счета, предъявляемого предприятию, организации.


Квитанция на возврат денег (форма N 8-Г)


Заполняется при оформлении возврата денег проживающему, досрочно выезжающему из гостиницы. Выписывается работником гостиницы в одном экземпляре. Сдается в бухгалтерию вместе с "Кассовым отчетом" (ф.N 5-Г). При оформлении возврата на первом и третьем экземплярах счета (ф. N 3-Г) или на первом и втором (ф. N 3-Гм) делается отметка о произведенном возврате. Работник бухгалтерии сверяет идентичность подписи гостя в форме N 8-Г с подписью в форме N 1-Г, после чего анкета возвращается в администраторскую.


Акт о порче имущества гостиницы
(форма N 9-Г)


Составляется работниками гостиницы в трех экземплярах: первый передается в бухгалтерию, второй - материально ответственному лицу, в подотчете которого находится имущество гостиницы, третий выдается на руки плательщику.


Заявка на бронирование мест
(форма N 10-Г)


Заполняется предприятиями (организациями), регистрируется в специальном журнале "П" по установленной форме, содержащей следующие реквизиты:

регистрационный номер;

наименование предприятия (организации);

дата представления заявки;

дата заезда, выезда;

гостиница;

количество мест;

подпись лица, принявшего заявку.

Для оперативного учета проживающих на этаже поэтажный персонал (при наличии службы портье - портье) заполняет журнал по форме, содержащей следующие реквизиты:

номер комнаты;

Ф.И.О. проживающего;

время заезда (дата, часы);

дата смены (белья, полотенец);

дата предполагаемого выезда.

Заявки на бронирование мест по телеграммам, телефонным звонкам, письмам регистрируются в журнале "И" по форме, содержащей следующие реквизиты:

регистрационный номер;

фамилия, имя, отчество;

место жительства;

вид заявки;

дата заявки;

дата заезда;

гостиница;

подпись лица, принявшего заявку.


Оборудование контрольной картотеки счетов


Для хранения счетов контрольная картотека укомплектовывается кармашками, количество которых должно соответствовать количеству мест в гостинице с учетом временно используемых дополнительных мест.

Кармашки со счетами в контрольной картотеке размещаются по датам оплаты.


Квитанция "Автостоянка" (форма N 11-Г)


Составляется на автостоянках гостиничного комплекса при приеме и выдаче автотранспорта, выписывается в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию, второй - выдается на руки плательщику. Является бланком строгой отчетности.


Квитанция на предоставление дополнительных платных услуг
(форма N 12-Г)


Выписывается на дополнительные услуги, предоставляемые гостиницей (заказ билетов в аэропорт, оплата услуг переводчика, предоставление чая, кофе по желанию проживающего). Составляется в двух экземплярах: первый представляется в бухгалтерию, второй плательщику. Является бланком строгой отчетности.


Прочие применяемые первичные документы в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н) должны содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование документа (формы), код формы, дату составления;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов могут составляться сводные учетные документы.

Информация из первичных и сводных документов переносится в регистры бухгалтерского учета, которые предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.

Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Порядок ведения бухгалтерского учета определен Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утв. приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56) (с изменениями от 28.12.94 г., 28.07.95г., 27.03.96 г., 17.02.97 г.), в соответствии с которой затраты по оказанию услуг отражаются на счете 20 "Основное производство".

По дебету счета 20 отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства. Прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием услуг, списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 20 с кредита счета 23 "Вспомогательные производства". Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, списываются на счет 20 со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".

По кредиту счета 20 отражаются суммы фактической себестоимости услуг. Эти суммы могут списываться со счета 20 в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

Аналитический учет по счету 20 ведется по видам затрат и видам услуг.

Результаты от реализации продукции (товаров, работ, услуг) списываются ежемесячно со счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" на счет 80 "Прибыли и убытки".


Порядок исчисления и уплаты налогов


Налог на добавленную стоимость


В соответствии с п.1 ст.2 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями) плательщиками данного налога являются предприятия и организации, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.

Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость. В ст.4 названного Закона указано, что в облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Таким образом, оборот от оказания гостиничных услуг облагается НДС.

Однако законодательством предусмотрены льготы по НДС. Так, п.п."ш" п.1 ст.5 определено, что освобождается от уплаты налогов сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации, в случае если их национальным законодательством установлена аналогичная льгота в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации либо если эта льгота предусмотрена в международных договорах. Перечень зарубежных государств, в отношении граждан и юридических лиц которых применяется указанная льгота, определяется Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. В настоящее время такие перечни определены:

в письме Госналогслужбы России от 13.07.94 г. N ЮУ-6-06/80н "Об освобождении от налога на добавленную стоимость сдачи в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации" (с изменениями от 1.11, 28.12.95 г., 22.07.97г., 26.01, 4.09.98 г.);

в письме Госналогслужбы России от 26.01.98 г. N ВГ-6-06/61@ "Об освобождении от налога на добавленную стоимость сдачи в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации".

В отношении некоторых государств предусмотрены дополнительные условия, которые должны соблюдаться для того, чтобы воспользоваться льготой по НДС. Например, льгота по НДС применяется в том случае, если лицам отдельных государств сдаются в аренду немеблированные помещения под жилье или помещения под промышленные и коммерческие нужды при условии, что они сдаются без всякого оборудования и мебели и т.п.


Налог на прибыль


В соответствии с п.8 ст.2 Закона г. Москвы от 18.06.97г. N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" (с изменениями от 26.11., 10, 24.12.97 г., 15, 17.07, 21.10.98 г.) сумма налога на прибыль по гостиницам (согласно перечню, утверждаемому правительством Москвы) уменьшается на величину средств, фактически направленных в централизованный фонд Департамента внешних связей на покрытие затрат, связанных с проживанием беженцев в гостиницах города. Положение о порядке расходования указанного фонда утверждается правительством Москвы. Отчет о его использовании ежегодно представляется также правительству Москвы. Перечень гостиниц, на которые распространяется льгота, утвержден постановлением правительства Москвы от 11.11.97 г. N 785 "О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Москвы от 25.01.96 г. N 61".

Обращаем внимание на разъяснения о порядке налогообложения доходов, получаемых гостиницей от трансляции системы платного телевидения, распространяемой по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одной организации, приведенные в письме Госналогслужбы России от 27.10.98 г. N ШС-6-02/768@ "Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли". В письме указано, что налогообложение предприятий - владельцев кабельного, эфирного, спутникового телевидения, а также студий, производящих и формирующих программное обеспечение коммерческого телевидения, производится в общеустановленном порядке по ставке налога на прибыль 35%.

Такой же режим налогообложения применяется и к гостиницам, осуществляющим показ телепрограмм в номерах по системам кабельного телевидения. К доходам, полученным гостиницей от демонстрации программ по каналам кабельного телевидения, поскольку они не подлежат регистрации в порядке, установленном для средств массовой информации, не может быть применен льготный порядок налогообложения прибыли, установленный для средств массовой информации.

Кроме того, следует иметь в виду, что доходы, полученные гостиницами от демонстрации видеопрограмм в специально отведенных для этих целей местах за плату, подлежат обложению налогом по ставке 70% как видеопоказ.


Налог на имущество


Согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 13.12.91 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями от 16.07, 22.12.92 г., 6.03, 3.06.93г., 11.11.94 г., 25.04, 23.06, 22.08.95 г., 8.01.98 г., 10.02.99г.) плательщиками налога являются предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика, при этом основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.

В п.п."а" ст.5 данного Закона предусмотрено, что стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.

Порядок применения льготы определен в п.6 инструкции Госналогслужбы России от 8.06.95 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с изменениями от 12.07, 9.10.95 г., 5, 13.06.97 г., 2.04.98 г.).

При применении данной льготы согласно Классификатору отраслей народного хозяйства N 1-75-018 (переиздание 1987 г. Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" с изменениями 9-17, утвержденными Госстандартом СССР в 1987 - 1991 гг. и Госстандартом России в 1992 - 1994 гг., г. Москва, ВЦ Госкомстат России, 1994 г.) к объектам жилищно-коммунальной сферы следует относить жилой фонд, гостиницы (без туристических). При этом необходимо обеспечить раздельный учет льготируемого и нельготируемого имущества.


Налог на пользователей автомобильных дорог


В соответствии с п.15 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с изменениями от 17.07, 2.10., 7.12.95 г., 12.01, 23.08.96г., 27.03, 11.12.97 г., 31.03.98 г.) налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Льготы для гостиниц не предусмотрены.


Налог на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы


Плательщиками данного налога в соответствии со ст.2 Закона г. Москвы от 16.03.94 г. N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы" (с изменениями от 24.05.95 г., 29.04., 29.05.96 г., 4.06, 10.12.97 г., 15.07.98 г.) являются расположенные на территории г. Москвы предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами на основании законодательства Российской Федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также иностранные юридические лица; юридические лица по законодательству Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность через филиалы и иные обособленные подразделения, расположенные на территории г. Москвы.

Объект налогообложения - объем реализации продукции (работ, услуг). Под объемом реализации продукции (работ, услуг) понимается выручка (валовой доход от реализации продукции (работ, услуг), определяемая исходя из отпускных цен без налога на добавленную стоимость, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизов.

Для заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций объектом налогообложения является объем реализованных (выполненных) услуг, под которым следует понимать их валовой доход от реализации продукции.

По посредническим операциям и сделкам объектом обложения является сумма полученного вознаграждения по договору комиссии или поручительства.

Льготы гостиницам не предоставляются.



Материалы рубрики "Бухгалтеру гостиницы"

подготовлены экспертной группой

Международного еженедельника "Финансовая газета"


"Финансовая газета. Региональный выпуск" N 10, март 1999 г.




Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение