Учетная политика организаций на 1999 год (Т.Н.Бабченко, Е.Н.Галанина, Е. П.Козлова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 11, март 1999 г.)

Учетная политика организаций на 1999 год*


3. Методы оценки активов и обязательств определены в Положениях по учету имущества и обязательств организации: ПБУ/3, ПБУ/5, ПБУ/6, Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России N 34н). В случае многовариантности методов оценки в учетной политике необходимо указать тот, который будет использоваться.

4. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. В соответствии со ст.12 Закона "О бухгалтерском учете" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения плановой инвентаризации определяет руководитель организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, а именно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).

Документация и порядок проведения инвентаризаций определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49.

5. Правила документооборота и технология обработки учетной информации. В соответствии с п.15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете определяются утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Наиболее полно требования, предъявляемые к документальному оформлению хозяйственных операций, изложены в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Минфином СССР 29.07.83 г. N 105 по согласованию с ЦСУ СССР). В частности, следует обратить внимание на то, что работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации.

График должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. Он может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Сотрудники организации (начальники цехов, мастера, табельщики, сотрудники отделов снабжения, кладовщики, подотчетные лица, работники бухгалтерии и др.) создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика. В ней перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения предприятия, учреждения, в которые представляются указанные документы. Они же несут ответственность за соблюдение сроков представления документов и содержание совершенных хозяйственных операций.

В учетной политике необходимо указать также технологию обработки учетной информации, т.е. совокупность используемых регистров, и составления бухгалтерской отчетности, а также последовательность их составления. В первую очередь следует указать применяемую форму бухгалтерского учета: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, автоматизированная. Каждая из форм должна обеспечивать основные методологические принципы бухгалтерского учета: двойная запись, соответствие данных синтетического и аналитического учета и др.

Хочется обратить внимание на то, что в соответствии с п.22 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - государственной тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

6. Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Среди элементов учетной политики необходимо указать установленные в организации методы контроля за совершением хозяйственных операций, их оформлением сотрудниками организации, установленные формы и способы контроля за их действиями. К ним можно отнести разделение функций, выполняемых сотрудниками, составление форм внутренней отчетности отдельными подразделениями, проведение периодических проверок профессиональных качеств сотрудников, создание службы внутреннего аудита или привлечение аудиторских фирм не только для подтверждения годовой отчетности, но и для проведения проверки правильности совершаемых операций как с юридической, так и с финансовой точки зрения независимым аудитором по инициативе организации.


Внесение изменений в учетную политику


Как известно, учетная политика организации принимается на ряд лет и не должна ежегодно меняться. Изменения могут вноситься в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов, влияющих на постановку бухгалтерского учета;

разработки организацией новых способов бухгалтерского учета, применение которых позволит более достоверно отражать факты хозяйственной деятельности или уменьшить трудоемкость учетного процесса;

существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.п.).

Изменения учетной политики должны быть обоснованными и оформляться в порядке, предусмотренном в ПБУ 1/98. Они должны вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Об изменениях учетной политики на год, следующий за отчетным, сообщается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

В ПБУ 1/94 не было предусмотрено, каким образом отражать в учете и отчетности последствия изменения учетной политики. В новом положении в соответствии с требованиями международных стандартов это предусмотрено. Пунктом 19 ПБУ 1/98 определено, что последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Если причина корректировки учетной политики - изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, такие изменения отражают в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если новые нормативные документы не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном ПБУ 1/98.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в периоды, предшествующие отчетному, не может быть произведена с достаточной степенью надежности. При соблюдении данного требования следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.

Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. Они не сопровождаются никакими учетными записями.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной степенью надежности, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.

Пример. До 1 января 1999 г. ЗАО "Сигма" начисляло амортизацию основных средств линейным способом с использованием единых норм амортизационных отчислений. На 1999 г. учетная политика для основных средств, приобретенных после 1 января 1998 г., была изменена и был принят способ уменьшающегося остатка.

При составлении годового бухгалтерского отчета за 1999 г. организация должна будет сделать корректировки бухгалтерской отчетности (не внося исправления в бухгалтерский учет) и рассчитать, как изменятся финансовые результаты, если бы такой способ использовался в течение двух последних лет, предшествующих отчетному. Сумма корректировок вносится в бухгалтерскую отчетность и списывается на нераспределенную прибыль прошлых лет по состоянию на начало отчетного периода.

Допустим, за два года, предшествующих отчетному, в ЗАО "Сигма" была начислена сумма амортизации за 1998 г. 12,5 тыс. руб. Пересчет амортизации по основным средствам, приобретенным после 1 января 1998 г. составляет 22 тыс. руб. Следовательно, при составлении годовой отчетности за текущий год необходимо скорректировать отчетность на 1 января 1999 г.: увеличить сумму начисленного износа и уменьшить прибыль прошлых лет на 9,5 тыс. руб.

Указанные изменения в порядок составления годового бухгалтерского отчета внесены ПБУ 1/98, которое вступило в силу с 1 января 1999 г., а значит, не распространяется на отчет за 1998 г.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать причину изменения учетной политики, оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

В пояснительной записке ЗАО "Сигма" необходимо будет отметить, что в связи с изменением в 1999 г. учетной политики при начислении износа основных средств были пересчитаны и скорректированы сумма начисленного износа основных средств и прибыль прошлых лет только за 1998 г., а не за два предшествовавших отчетному года. Один год был взят в связи с тем, что возможность начислять амортизацию основных средств указанным способом появилась только после принятия ПБУ 6/97. Пересчет, выполненный в пояснительной записке, привел к изменению соответствующих статей отчетности текущего отчетного года.


Методы оценки активов и обязательств и их отражение
в учетной политике


На примере ЗАО "Сигма" рассмотрим более подробно методы оценки активов и обязательств, которые имеют многовариантный характер. ЗАО "Сигма" осуществляет два вида деятельности: оказывает посреднические услуги и производит продукцию.

Надо отметить, что в 1998 г. вышло несколько нормативных документов, требующих от организаций внесения определенных изменений в учетную политику на 1999 г. К ним относятся:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н (далее - Положение N 34н);

Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98), утвержденное приказом Минфина России от 15.06.98 г. N 25н;

Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденное приказом Минфина России от 3.09.97 г. N 65н.

Рассмотрим на примере ЗАО "Сигма" вариант учетной политики.

1. В соответствии с ПБУ 5/98 и Положением N 34н организации в 1999 г. должны отражать в учете сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тару, используемую для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

В данном элементе учетной политики необходимо выбрать те счета, которые будут использованы для учета материалов:

1 - только счет 10, на котором формируется фактическая себестоимость материалов и отражается их движение;

2 - счета 15, 16 - для определения фактических затрат по приобретению материально-производственных запасов и отклонений от учетной цены, счет 10 - для учета движения материальных запасов по учетным ценам. При использовании указанных счетов учетная цена материалов доводится до фактической по окончании месяца путем списания разницы в этих ценах со счета 15 на счет 10.

ЗАО "Сигма" ведет учет материальных запасов по фактической себестоимости на счете 10 "Материалы".

2. При разработке учетной политики организации руководители финансовых служб могут выбрать один из вариантов расчета фактической себестоимости израсходованных материалов, утвержденный ПБУ 5/98 и Положением N 34н:

по себестоимости единицы запасов;

исходя из средней себестоимости каждого вида материалов;

метод ЛИФО, который используется в период инфляции, так как позволяет предприятию включать в затраты отчетного периода в первую очередь более дорогостоящие поставки позднего периода поступления;

метод ФИФО, который используется при падении цен на материальные ценности, когда наибольшей будет цена первой по времени поступления партии (с целью возмещения более дорогостоящих затрат).

Два последних варианта применимы при сокращенной номенклатуре материальных ценностей, при отдельном учете поступивших партий, при обязательном их аналитическом учете в количественно-ценовом выражении, что возможно при наличии специально разработанного программного продукта для компьютерной обработки указанных показателей.

ЗАО "Сигма" применяло в 1998 г. и предшествующие ему годы метод средней себестоимости. На 1999 г. в связи с изменением финансового состояния ЗАО, ростом курса доллара, резким скачком цен на сырье и комплектующие руководство приняло решение перейти на метод ЛИФО.

3. Учетной политикой организаций могут быть предусмотрены варианты учета готовой продукции по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат.

ЗАО "Сигма" учитывает готовую продукцию по фактической себестоимости на счете 40 "Готовая продукция".

4. Согласно ПБУ 5/98 и Положению N 34н организация самостоятельно выбирает один из способов начисления амортизации по малоценным и быстроизнашивающимся предметам:

линейный - исходя из фактической себестоимости предмета и нормы амортизации в зависимости от срока полезного использования (спецодежда, спецобувь);

списание стоимости пропорционально объему продукции (работ) исходя из количества продукции (работ), производимой (выполненной) с использованием предмета в отчетном периоде и соотношения фактической себестоимости предмета и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования (спецоборудование, специнструменты);

процентный - исходя из фактической себестоимости предмета и ставки в 50 или 100% при передаче предмета в эксплуатацию или в производство. При этом в первом случае оставшиеся 50% начисляются при выбытии предмета из-за невозможности использования (непригодности) из производства или эксплуатации.

Способ начисления амортизации по конкретному предмету применяется в течение всего его срока использования. МБП, находящиеся в пути и переданные покупателю в залог, принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, предусмотренной в договоре с последующим уточнением фактической себестоимости.

Аналогичные способы начисления износа МБП действовали и ранее (см. п.45 Положения N 170), однако не всеми организациями использовались. Теперь же они введены в ПБУ 5/98 и должны применяться организацией в зависимости от вида и назначения МБП.

В связи с тем что производство продукции требует специальных инструментов, а рабочие снабжаются специальной одеждой, в учетной политике ЗАО "Сигма" предусмотрено на 1999 г. три способа начисления износа МБП: для спецодежды - линейный, для спецприспособлений (матрицы и изложницы) - пропорционально объему выпущенной продукции, для остальных МБП - процентный: начисление износа в размере 100% при передаче МБП в эксплуатацию. Соответственно и учет МБП организуется на субсчетах в разрезе этих видов МБП.

5. Согласно ПБУ 6/97 "Учет основных средств" организации могут выбрать один из способов начисления амортизации для разных групп однородных объектов основных средств: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Сейчас самым распространенным остается линейный способ расчета амортизации, для чего организации используют нормы амортизации, установленные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" (далее постановление N 1072). Этот способ позволяет по установленным нормам легко просчитать срок полезного использования объекта. Более того, линейный способ обязателен для расчета амортизации по всем объектам, приобретенным до 1 января 1998 г. (до ввода в действие ПБУ 6/97).

Налоговые органы, проверяя правильность расчета финансового результата и налогооблагаемой прибыли за 1998 г., принимают в целях налогообложения суммы начисленной амортизации по нормам, установленным постановлением N 1072).

Таким образом, при принятии того или иного способа начисления амортизации необходимо иметь в виду, что при любом отличном от линейного способе начисления амортизации сумма налогооблагаемой прибыли должна быть скорректирована.

ЗАО "Сигма" в качестве элемента учетной политики использует начисление износа линейным способом согласно нормам, утвержденным постановлением N 1072, а для основных средств, приобретенных после 1 января 1998 г., - способ уменьшаемого остатка.

6. В учетной политике организации необходимо выделить также способы погашения стоимости нематериальных активов, которые определены в пункте 56 Положения N 34н. Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования. По объектам, по которым производится погашение стоимости, амортизационные отчисления определяются линейным способом исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного использования, либо способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг). Если невозможно определить срок полезного использования нематериальных активов, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности организации).

По нематериальным активам, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), и нематериальным активам бюджетных организаций амортизация не начисляется.

Начисление амортизации нематериальных активов производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

ЗАО "Сигма" начисляет амортизацию нематериальных активов линейным способом. Срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется на основе документов, подтверждающих их приобретение, либо советом директоров исходя из срока, в течение которого данные объекты будут участвовать в процессе хозяйственной деятельности и приносить доход.

7. На основе показателей бизнес-плана бухгалтерия формирует и разрабатывает учетную политику организации, обязательную к применению. При разработке учетной политики по учету производственных затрат и издержек обращения необходимо в первую очередь проанализировать технологические этапы производственного процесса и выбрать метод учета затрат. Затем следует выбрать систему счетов, с помощью которых эти методы будут отражаться в учете, а после этого определить базу для распределения общепроизводственных расходов, если они имеют место, порядок распределения и списания общехозяйственных расходов. При разработке учетной политики не менее важно выбрать и форму бухгалтерского учета, позволяющую получать те или иные показатели, которые будут использоваться руководством, менеджерами организации для оперативного управления.

Распределение общепроизводственных расходов может осуществляться пропорционально заработной плате, начисленной рабочим по видам продукции, работ, услуг; пропорционально сумме прямых затрат (стоимость израсходованных материалов, сумма начисленной заработной платы и пр.). Если в учетной политике организации предусмотрен расчет полной производственной себестоимости выпущенной продукции, выполненных и сданных заказчику работ и услуг, то общехозяйственные расходы могут распределяться так же, как и общепроизводственные. При сокращенной методике ее расчета (только в сумме производственной цеховой себестоимости) общехозяйственные расходы можно распределять и списывать сразу на реализованную продукцию, работы, услуги (т.е. в дебет счета 46). Такой вариант организация может выбрать при наличии нескольких видов деятельности. Существует мнение, что если согласно учетной политике общехозяйственные расходы списываются сразу на реализованные товары, работы, услуги, то они могут не распределяться между произведенными работами, услугами, продукцией, а списываться одной суммой. На наш взгляд, независимо от того, на какой счет списываются общехозяйственные расходы, необходимо определять фактическую себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг. Это позволит, с одной стороны, анализировать уровень своих доходов по сравнению с конкурирующими фирмами, с другой стороны, рассчитать налоги при реализации ниже себестоимости. Можно рекомендовать один их следующих способов распределения общехозяйственных расходов: пропорционально начисленной заработной плате основных рабочих, стоимости основных средств, стоимости прямых затрат.

При разных ставках налогообложения прибыли распределение общехозяйственных и общепроизводственных расходов производится пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности (п.2.10 Инструкции ГНС РФ от 10.08.95 г. N 37). Так как размеры этих расходов достаточно велики, именно они подчас занимают наибольший удельный вес в определении фактической себестоимости того или иного вида продукции, работ, услуг. В п.8 ПБУ 1/98 определено, что если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация может разработать их самостоятельно, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, и указать в учетной политике. Например, организация реализует продукцию внутри страны и на экспорт. Для получения льготы по НДС она должна обеспечить раздельный учет реализации и издержек производства и обращения. В связи с тем что нормативными документами не предусмотрен порядок организации учета в такой ситуации, в учетной политике нужно указать, каким образом обеспечивается раздельный учет затрат по реализованной продукции - как облагаемой, так и не облагаемой НДС. Здесь, по нашему мнению, необходимо привести открываемые субсчета, документооборот, порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов и НДС.

ЗАО "Сигма" как мы уже отмечали, осуществляет два вида деятельности с разными ставками налога на прибыль. В учетной политике приняты следующие ее элементы:

учет прямых затрат, связанных с производством продукции, ведется на субсчете 20-1 "Затраты по производству продукции", с оказанием посреднических услуг - на субсчете 20-2 "Затраты по посреднической деятельности". К каждому субсчету открываются аналитические счета или по видам выпускаемой продукции, или по видам посреднической деятельности. На счете 26 собираются общехозяйственные расходы, связанные с содержанием администрации ЗАО, арендой офиса, коммунальными услугами и пр. Общехозяйственные расходы распределяются пропорционально выручке от каждого вида деятельности и списываются на прямые затраты.

8. При формировании учетной политики по отражению затрат на ремонт основных средств может быть выбран один из трех вариантов:

а) списание затрат по ремонту по мере его выполнения на себестоимость;

б) образование резерва на ремонт основных средств через счет 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей";

в) списание затрат на ремонт в счет расходов будущих периодов в момент их совершения, а затем равномерное их списание на себестоимость продукции в течение определенного периода.

Следует иметь в виду, что варианты "б" и "в" позволяют равномерно распределять затраты по ремонту основных средств, списываемых на себестоимость в течение года. Причем при выборе варианта "б" организация путем создания резерва может списывать на себестоимость затраты по ремонту в течение года независимо от того, в каком периоде будет произведен сам ремонт. При использовании метода "в" списание расходов по ремонту возможно только после его выполнения.

ЗАО "Сигма" занимается производством продукции, имеет определенный парк оборудования, которое подлежит частым ремонтам - как профилактическим, так и текущим, поэтому в качестве элемента учетной политики выбран способ создания резерва на ремонт основных средств. Размер резерва определен исходя из размера средств, израсходованных на ремонт в течение прошедшего года. В частности, сумма средств, израсходованных на ремонт, составила 89560 руб., выручка от продажи собственной продукции за отчетный год без НДС - 791200 руб. Таким образом, на ремонт основных средств затрачено 11,3% выручки. Руководство ЗАО приняло решение о ежемесячном начислении резерва в размере 11% выручки от реализации продукции. Начисление резерва производится ежемесячно.

9. Организации розничной торговли могут выбрать способ отражения в учете приобретенных товаров либо по покупной стоимости, либо по продажной. При этом следует иметь в виду, что понятие "покупная стоимость" шире, чем "покупная цена", так как первое может включать в себя и расходы, связанные с заготовкой товара, например его доставкой, таможенными платежами и др. Так как ЗАО "Сигма" не занимается торговой деятельностью, этот элемент не определялся в учетной политике.

10. Организация может выбрать способ отражения в учете курсовых разниц. Это либо ежемесячное их отражение на счете 80 "Прибыли и убытки", либо на счете 83 "Доходы будущих периодов". Во втором случае суммы списываются со счета 83 на счет 80 по окончании года.

ЗАО "Икс" приобретает импортное сырье для производства продукции, в условиях контрактов предусмотрена оплата авансов иностранным поставщикам, которая при постоянном курсе иностранной валюты приводит к положительным курсовым разницам. Поэтому в учетной политике на 1999 г. предусмотрено отражение курсовых разниц через счет 83.

11. Учетная политика по списанию процентов по кредитам банка предусматривала ранее два варианта: списание процентов на себестоимость или за счет других источников по мере их оплаты либо ежемесячное начисление процентов с увеличением задолженности по кредиту. В соответствии с Положением N 34н в учетной политике может быть предусмотрен только один вариант: начисление процентов ежемесячно.

В ЗАО "Сигма" учетная политика на 1998 г. предусматривала отражение в учете процентов по кредитам по мере оплаты. В учетную политику на 1999 г. были внесены изменения, в соответствии с которыми задолженность по кредитам отражается с учетом начисленных процентов. За 1998 г. проценты были перечислены вовремя, поэтому никакие изменения в бухгалтерском учете на 1.01.99 г. внесены не были.

12. В соответствии с п.70 Положения N 34н организации имеют право создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

В связи с тем что учет выручки в целях налогообложения ведется по моменту оплаты, резерв сомнительных долгов ЗАО "Сигма" не образует.

Пунктом 72 Положения N 34н определено также, что в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения организация может создавать резервы на: предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

ЗАО "Сигма", как мы определили ранее, создает резерв на ремонт основных средств. Создание других резервов в учетной политике не предусмотрено.

В качестве элемента учетной политики ЗАО "Сигма" разработан график документооборота организации. Приведем пример графика движения первичных документов по кассовым операциям:

1. Приходный (расходный) кассовый ордер выписывает главный бухгалтер (или лицо в бухгалтерии, имеющее право подписи таких документов), регистрирует ордер в книге регистрации.

2. Из бухгалтерии кассовый ордер передается в кассу.

3. Кассир выдает или получает денежные средства, оформляет ордера, заносит операции в кассовую книгу.

4. По окончании рабочего дня кассир сдает отчет и первичные документы в бухгалтерию.

5. Лицо, ответственное за контроль кассовых операций, принимает отчет и проверяет правильность заполнения документов и отчета кассира.


Т.Н.Бабченко,

Е.Н.Галанина,

Е.П.Козлова

Контактные телефоны:

аудиторская фирма "Актив" (095) 956-09-19

ЗАО "Русская аудиторская компания" (095) 286-95-36


"Финансовая газета. Региональный выпуск" N 11, март 1999 г.



------------------------------

* Продолжение. Начало см. в N 10



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение