В центре внимания - малый бизнес (В.В.Николаев, А.В.Костров, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 12, март 1999 г.)

В центре внимания - малый бизнес


24 ноября 1998 г. правительство Москвы приняло постановление N 900 "О неотложных мерах по поддержке субъектов малого предпринимательства в Москве в условиях финансово-экономического кризиса" (далее - постановление), которое определило комплекс первоочередных мер, направленных на стабилизацию положения в сфере малого бизнеса города.

В постановлении отмечается необходимость концентрации усилий органов власти и предпринимателей на следующих первоочередных направлениях:

принятие экстренных мер по вовлечению в предпринимательскую деятельность широких слоев населения, в том числе социально незащищенных групп, молодежи и демобилизованных военнослужащих;

принятие экстренных мер по привлечению внебюджетных ресурсов и альтернативных схем финансирования программ развития малого бизнеса Москвы, в том числе привлечение иностранных инвестиций, более широкое использование механизма лизинга, внедрение схем взаимозачетов между малыми предприятиями, горбюджетом и других мер по оздоровлению финансового положения малого бизнеса;

расширение межрегиональных деловых связей малого бизнеса, в том числе активизация консигнационных поставок продовольствия через систему межрегиональных маркетинговых центров, развитие промышленной субконтрактации, расширение рынков сбыта продукции московских предприятий и другие мероприятия по развитию кооперационных связей и прямых деловых контактов малых предприятий.

Постановление устанавливает также необходимость упорядочения проверок субъектов малого предпринимательства, проводимых городскими контролирующими органами. Проверки предусматривается проводить исключительно на плановой комплексной основе при наличии соответствующих предписаний на проведение контрольных мероприятий или по сигналам о допущенных нарушениях. Кроме того, в Общественно-экспертном совете по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москве организована постоянно действующая "горячая линия" для предпринимателей с целью получения информации о должностных злоупотреблениях, волоките, бюрократизме, вымогательстве при решении органами городской власти вопросов регулирования предпринимательской деятельности (т. 229-01-79). "Горячая линия" стала дополнительным каналом поступления информации, причем самой оперативной.

Одной из основных мер, направленных на поддержку малого предпринимательства, должна стать разработка льготного механизма налогообложения субъектов малого бизнеса по принципу вмененного дохода. С момента принятия Федерального закона от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" прошло более трех лет. Однако даже в Москве, где сосредоточено 25% малых предприятий России и установлен целый ряд льгот для субъектов, перешедших на упрощенную систему, в том числе бесплатная выдача патента для юридических лиц, на сегодняшний день малые предприятия неохотно переходят на такую систему.

Недостаточно широкое распространение упрощенной системы послужило одной из причин разработки новой системы налогообложения малых предприятий, в результате чего был принят Федеральный закон от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и начата его реализация в регионах.

Учитывая отсутствие объективных статистических данных о доходности предприятий, фискальный характер системы налогообложения по принципу вмененного дохода и сложившуюся экономическую ситуацию, правительство Москвы приняло решение о введении данной системы налогообложения только в отношении физических лиц. На наш взгляд, такой подход в настоящее время является единственно возможным вариантом реализации системы налогообложения, основанной на вмененном доходе.

Постановление предусматривает разработку предложений по льготам для предприятий, создающих новые рабочие места, а также подготовку и переподготовку кадров для малых предприятий Москвы в количестве 25 тыс. человек. Кроме того, Комитету труда и занятости поручено обеспечить выделение средств по конкретным проектам на создание рабочих мест в малом бизнесе. Одобрено предложение Департамента поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы и Московского фонда поддержки малого предпринимательства об организации бесплатного информационного обслуживания и консультирования руководителей и работников малых предприятий Москвы за счет привлечения городских организаций поддержки малого бизнеса.

В соответствии с постановлением с 1 декабря 1998 г. не взимается торговый сбор с субъектов малого предпринимательства, осуществляющих торговлю продовольственными товарами, в случае, если доля продаж хлеба, молока, овощной продукции в их товарообороте составляет не менее 60%.

Значительное место в постановлении отведено вопросам имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства Москвы. Так, для размещения субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры малого бизнеса предусматривается формирование целевого фонда нежилых помещений, часть объектов которого предусматривается передать в доверительное управление Московской лизинговой компании с правом предоставления указанных объектов в залоговое обеспечение гарантий для кредитования проектов малых предприятий. Субъектам малого предпринимательства при оплате нежилых помещений целевого фонда будут предоставляться определенные льготы, включая оплату в рассрочку.

Кроме того, при условии своевременной оплаты субъектами малого предпринимательства-должниками текущих платежей по арендным договорам до 1 апреля 1999 г. не будут начисляться пени на имеющиеся у них задолженности по оплате аренды помещений и земельных участков.

Постановление предусматривает создание благоприятных условий для деятельности ремесленных предприятий и предприятий производителей продовольственных товаров. В соответствии с постановлением с 1 ноября 1998 г. по 1 ноября 1999 г. для ремесленных предприятий и предприятий - производителей продовольственных товаров при расчете арендных платежей устанавливается коэффициент вида деятельности, равный 0,8. Кроме того, на территории административных округов предполагается выделить торговые площади для реализации товаров ремесленного производства, а также продовольственных товаров, поставляемых из регионов.

В соответствии с постановлением правительства Москвы от 8.12.98 г. N 943 "О базовых социально-экономических показателях и основных пропорциях формирования проекта бюджета города Москвы на 1999 год" с 1 января 1999 г. в формулу расчета арендной платы за нежилые помещения (методика утверждена постановлением правительства Москвы от 13.08.96 г. N 689 "О поступлении средств по итогам первого полугодия 1996 года от приватизации, аренды земли и нежилых помещений и дополнительных мерах по совершенствованию учета городского имущества и повышению эффективности его использования") вводится поправочный коэффициент (множитель), учитывающий уровень инфляции. В первом полугодии 1999 г. при расчете размера арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности г. Москвы, устанавливается коэффициент инфляции в размере, равном 1,7. При этом для субъектов, включенных в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, устанавливается коэффициент инфляции, равный 1,0, что является дополнительным условием для поддержки малого предпринимательства в условиях экономического кризиса.

Постановление предусматривает подготовку предложений по привлечению финансовых ресурсов международных организаций для кредитования малых предприятий Москвы и оказания помощи организациям общегородской инфраструктуры малого бизнеса.

Один из наиболее эффективных инструментов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства - лизинг. В связи с этим постановление предусматривает разработку и реализацию комплекса организационных и экономических мер по развитию лизинга, включая:

передачу в лизинг малым предприятиям города оборудования на сумму не менее 30 млн руб., в том числе для переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;

активизацию работы по привлечению на договорных условиях оборудования, находящегося в залоге у банков и других финансово-кредитных учреждений, для передачи в лизинг малым предприятиям города;

расширение практики заключения договоров с московскими предприятиями в целях передачи производимого ими оборудования в лизинг малым предприятиям города;

обеспечение использования оборудования предприятий - должников бюджета города Москвы, переданного в счет погашения их задолженности, путем передачи в лизинг малым предприятиям города на льготных условиях.

Кроме того, предусматривается предоставить гарантии правительства Москвы в объеме не менее 50 млн долл. США и оказать содействие Московской лизинговой компании в получении под указанные гарантии связанных кредитов для поставок высокотехнологичного импортного оборудования с последующей передачей его в лизинг малым предприятиям города.

Постановление предусматривает разработку предложений по упрощению процедуры регистрации малых предприятий, которые будут учтены при разработке проекта закона города Москвы "О регистрации юридических лиц в городе Москве".

Необходимо отметить, что с 1 декабря 1999 г. действует упрощенный порядок регистрации субъектов малого предпринимательства, утвержденный приказом Московской регистрационной палаты от 30.11.98 г. N 224. В соответствии с приказом государственная регистрация субъектов малого предпринимательства в том случае, если они учреждены физическими лицами без участия юридических лиц, иностранных партнеров, а также созданы не на основе аренды и выкупа государственного (муниципального) имущества, осуществляется по домашнему адресу одного из учредителей при предъявлении Уведомления о малом предприятии (см. приложение).

В соответствии с постановлением при правительстве Москвы образована Межведомственная комиссия по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства. Основные задачи Комиссии:

содействие государственной политике в области поддержки и развития предпринимательской деятельности путем устранения необоснованных административных барьеров на пути развития предпринимательства;

координация работы органов власти города, органов административного управления органов власти районов Москвы, иных органов управления и контроля по подготовке проектов правовых актов по вопросам устранения административных барьеров при развитии предпринимательства;

выработка согласованных решений по разработке механизмов и осуществлению конкретных мер по устранению административных барьеров, препятствующих развитию субъектов предпринимательства;

координация разработки мероприятий и обеспечение согласованных действий городских органов власти, управления и контроля в вопросах устранения административных барьеров при развитии предпринимательства.

Комиссия для выполнения возложенных на нее задач:

вносит предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов предпринимательской деятельности и их взаимодействие с администрацией города, префектурами, районными управами и иными городскими структурами;

предлагает органам исполнительной власти города, префектурам, районным управам и иным городским структурам меры по устранению административных барьеров;

направляет на рассмотрение правительства Москвы, руководителей отраслевых и функциональных органов городской администрации, префектов административных округов, глав районных управ, руководителей контролирующих органов материалы о проблемах, возникающих в связи с имеющимися административными барьерами, для рассмотрения и принятия решений.

Кроме того, комиссия имеет право готовить и вносить в установленном порядке проекты правовых актов Москвы, а также предложения по внесению изменений в действующие правовые акты Москвы по вопросам устранения административно-бюрократических барьеров, препятствующих развитию предпринимательства. Решения, принимаемые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для отраслевых и функциональных органов городской администрации, префектур и районных управ, органов городской контрольно-разрешительной системы.

В соответствии с постановлением руководителям комплексов городского управления, Управлению городского заказа совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства поручено ежеквартально представлять премьеру правительства Москвы информацию о выполнении ст.13 закона г. Москвы от 28.06.95 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве". Согласно данной статье правительство Москвы гарантирует резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли от общего объема ежегодных заказов на производство продукции, товаров и услуг для нужд города. Размеры этой доли определяются исходя из видов и объемов работ, составляющих ежегодный портфель заказов правительства Москвы, но не менее 15% общего объема заказов в стоимостном выражении.

Распределение гарантированной доли заказов среди субъектов малого предпринимательства производится при помощи целевых подрядных конкурсов при обязательном обеспечении доступности информации об условиях их проведения для всех потенциальных участников.

При проведении конкурсов на право получения заказов, величина и сложность выполнения которых превышают возможности субъектов малого предпринимательства, преимущественное право получают претенденты, гарантирующие привлечение в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства Москвы.

Важное место в постановлении отводится развитию межрегиональных связей в сфере малого предпринимательства. В частности, предусматривается разработка положения о Фонде взаимных гарантий для обеспечения межрегиональных коммерческих контрактов малых предприятий на консигнационной основе через систему созданных межрегиональных маркетинговых центров, включая определение статуса и порядка финансирования. Кроме того, намечена разработка механизма получения через систему межрегиональных маркетинговых центров сельскохозяйственной и промышленной продукции в счет погашения долговых обязательств отдельных регионов перед бюджетом Москвы. В целях привлечения зарубежных инвестиций, современного оборудования и технологий, а также обеспечения прямых поставок продовольствия и товаров первой необходимости из-за рубежа планируется расширить систему межрегиональных маркетинговых центров путем создания базовых центров в странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья.


Приложение


                                Уведомление

     Я ____________________________________________________________

                            (Ф.И.О. учредителя)

     Паспорт: серия ______ N _______

     Выдан ________________________________________________________

уведомляю  Московскую    регистрационную    палату  о  том,      что

  ____________________________________________________________________
               (наименование юридического лица)

является  малым   предприятием,  осуществляющим   свою  деятельность   на
территории Москвы  и Московской  области со  среднесписочной численностью
_____человек(а).
     Данное юридическое лицо учреждается физическими лицами  без  участия
юридических лиц, иностранных партнеров и создается не  на  основе  аренды
или выкупа государственного (муниципального) имущества.
     Постоянно действующий орган управления, место  хранения  документов,
почтовый  адрес_________________________________________________________
________________________________________________________________________
                       (название органа управления)

     будет        располагаться        по         моему         домашнему
адресу:_______________________
     В свою очередь обязуюсь:
     после государственной  регистрации  внести  _____________  в  Реестр
субъектов малого предпринимательства;
     не использовать жилое помещение  для  осуществления   деятельности в
сфере материального производства;
     в  случае  изменения  места  жительства  или   выхода     из состава
учредителей (участников, акционеров)  внести  изменения  в  учредительные
документы в части местонахождения предприятия.
     Согласие всех совершеннолетних членов семьи и  учредителей  имеется:
(подписи всех совершеннолетних членов семьи и учредителей).

В.В. Николаев, А.В. Костров

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства

Правительства Москвы



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.