Проблемы и перспективы взимания НДС в отношениях государств - участников СНГ (П.И.Савельев, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 13, март 1999 г.)

Проблемы и перспективы взимания НДС в отношениях государств - участников СНГ


В Российской Федерации с 1992 г. в отношении всех стран СНГ применяется принцип взимания НДС "по стране происхождения" товаров, т.е. налог взимается в стране-экспортере со "своих" предприятий так же, как и по внутренним оборотам. Такой принцип был введен исходя из фактически единого в то время экономического пространства на территории бывшего СССР, отсутствия эффективного таможенного контроля между новыми независимыми государствами и в максимальной степени соответствует интеграции государств, применяющих его.

Российское предприятие оказывает услуги на территории одной из стран - участниц СНГ юридическому лицу этой страны. Свою деятельность в стране - участнице СНГ российское предприятие осуществляет через зарегистрированное постоянное представительство. Постоянное представительство уплачивает налоги (в том числе НДС) в бюджет этой страны. При осуществлении внешнеэкономической деятельности со странами СНГ необходимо не только соблюдать правила взимания НДС, существующие между Российской Федерацией и странами - участницами СНГ, но и учитывать аналогичные правила, существующие между другими странами. Если постоянное представительство в качестве юридического лица зарегистрировано на территории страны - участницы СНГ состоит на налоговом учете в этой стране и выручка за услуги, оказанные этим представительством юридическому лицу данной страны, уплачивается в этой стране, то НДС с оборота от реализации услуг взимается также в этой стране. У головной организации в Российской Федерации такой оборот налогом не облагается.

НДС, уплаченный поставщикам материальных ресурсов в России, использованных при производстве услуг, которые оказаны данным представительством в стране СНГ, к возмещению на территории России не принимается, а ставится в зачет (возмещение) в стране СНГ, где показываются кредитовые обороты от этой реализации. Следует отметить, что все закупки материальных ресурсов на территории России производятся с НДС.

В налоговую инспекцию головная российская организация представляет документы, подтверждающие уплату НДС в стране СНГ постоянным представительством этой головной организации, что является основанием для освобождения головной организации от уплаты НДС по данным оборотам.

Правила взимания НДС при международной торговле в странах СНГ приведены в таблице.


 /----------------------------------------------------------------------\
 | Страна     |Стандар-   |     Порядок           |       Порядок       |
 |            |  тная     | налогообложения       |   налогообложения   |
 |            | ставка    |     экспорта          |       импорта       |
 |            | НДС, %    |                       |                     |
 |            |           |-----------------------+---------------------|
 |            |           |  в СНГ     |   в      |  из СНГ   |   из    |
 |            |           |            |остальные |           |остальных|
 |            |           |            |  страны  |           |  стран  |
 |            |           |            |  мира    |           |  мира   |
 |------------+-----------+------------+----------+-----------+---------|
 |Армения     |   20      |облагается  |нулевая   | зачет НДС |облагает-|
 |            |           |            | ставка   | страны-   |   ся    |
 |            |           |            |          | экспортера|         |
 |------------+-----------+------------+----------+-----------+---------|
 |Азербайджан |   20      |облагается  |нулевая   | зачет по  |облагает-|
 |            |           |            | ставка   | стандарт- |   ся    |
 |            |           |            |          | ной ставке|         |
 |------------+-----------+------------+----------+-----------+---------|
 |Беларусь    |   20      |облагается* |освобож-  | облагает- |облагает-|
 |            |           |            |дается    | ся, за    |    ся   |
 |            |           |            |          | исключе-  |         |
 |            |           |            |          | нием      |         |
 |            |           |            |          | импорта   |         |
 |            |           |            |          | из России |         |
 |------------+-----------+------------+----------+-----------+---------|
 |Грузия      |   20      |облагается  |нулевая   | зачет НДС |облагает-|
 |            |           |            | ставка   | страны-   |   ся    |
 |            |           |            |          | экспортера|         |
 |------------+-----------+------------+----------+-----------+---------|
 |Казахстан   |   20      |облагается  |нулевая   | облагает- |облагает-|
 |            |           |            | ставка   | ся, за    |    ся   |
 |            |           |            |          | исключе-  |         |
 |            |           |            |          | нием      |         |
 |            |           |            |          | импорта   |         |
 |            |           |            |          | из России |         |
 |------------+-----------+------------+----------+-----------+---------|
 |Киргизия    |   20      |облагается  |освобож-  | зачет по  |облагает-|
 |            |           |            |дается    | стандарт- |   ся**  |
 |            |           |            |          | ной ставке|         |
 |------------+-----------+------------+----------+-----------+---------|
 |Молдова     |   20      |облагается  |освобож-  | нет       |облагает-|
 |            |           |            |дается    | налога на |   ся    |
 |            |           |            |          | импорт и  |         |
 |            |           |            |          | нет       |         |
 |            |           |            |          | зачетов   |         |
 |------------+-----------+------------+----------+-----------+---------|
 |Россия      |   20      |облагается  |нулевая   | как       |облагает-|
 |            |           |            | ставка   | правило,  |   ся    |
 |            |           |            |          | засчитыва-|         |
 |            |           |            |          | ется по   |         |
 |            |           |            |          | стандарт- |         |
 |            |           |            |          | ной ставке|         |
 |------------+-----------+------------+----------+-----------+---------|
 |Таджикистан |  20+3     |облагается  |освобож-  | нет       |облагает-|
 |            |"специаль- |            |дается    | налога на |   ся    |
 |            | ная"***   |            |          | импорт и  |         |
 |            |           |            |          | нет       |         |
 |            |           |            |          | зачетов   |         |
 |------------+-----------+------------+----------+-----------+---------|
 |Туркменистан|   20      |облагается  |облагает- | нет       |   нет   |
 |            |           |            |   ся     | налога на |налога на|
 |            |           |            |          | импорт и  |импорт и |
 |            |           |            |          | нет       | зачетов |
 |            |           |            |          | зачетов   |         |
 |------------+-----------+------------+----------+-----------+---------|
 |Украина     |   20      | нулевая    |нулевая   | облагает- |облагает-|
 |            |           | ставка     | ставка   | ся, кроме |   ся    |
 |            |           |            |          | импорта   |         |
 |            |           |            |          | с/х       |         |
 |            |           |            |          | продукции |         |
 |            |           |            |          | из России |         |
 |------------+-----------+------------+----------+-----------+---------|
 |Узбекистан  |   17      |облагается  |освобож-  | зачет НДС |облагает-|
 |            |           |            |дается    | страны-   | ся****  |
 |            |           |            |          | экспортера|         |
 \----------------------------------------------------------------------/

* За исключением случаев, когда платежи осуществляются в валютах стран, не являющихся членами СНГ.

** С мая 1996 г.

*** Временный дополнительный сбор.

**** На этапе переработки для полуфабрикатов.


Переход на принцип "страны назначения" предполагает взимание НДС по внешнеторговым операциям в месте потребления товаров (т.е. в стране-импортере). Таким образом, применяется такой же принцип налогообложения, как и со странами дальнего зарубежья. Такой принцип используется в международной практике государств, торгующих друг с другом в режиме экспорта-импорта и имеющих четкие границы и обустроенные пограничные таможенные пункты пропуска.

Взимание косвенных налогов "по стране назначения" в сложившихся на сегодня условиях может отрицательно сказаться на интеграционных связях в рамках Содружества Независимых Государств.

На практике уровень межгосударственных отношений между участниками Таможенного союза в условиях слабой организации российских таможенных границ с этими государствами и их прозрачности, может привести к существенным дополнительным финансовым потерям консолидированного бюджета Российской Федерации.

Если распространить принцип взимания косвенных налогов "по стране назначения" на все страны СНГ (а сохранять разные режимы в течение длительного времени невозможно), то реальное недопоступление денежных ресурсов в российскую казну можно ожидать за счет массового потока фиктивных, подложных сделок из-за льготного налогового режима, устанавливаемого на территории стран - участниц СНГ. Сюда также необходимо отнести и не учитываемые сделки за наличный расчет. Предотвратить поток подобного рода сделок будет практически невозможно прежде всего из-за неорганизованности таможенных границ и отсутствия механизма контроля за подобными сделками.

Кроме того, в настоящее время механизм взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения" при отсутствии таможенного контроля не разработан ни на уровне налогового законодательства, ни на уровне администрирования налогов в целом.

Опыт стран Европейского союза показал, что взимание налогов по принципу "страны назначения" при отсутствии таможенных границ приводит к резкому увеличению фиктивного экспорта товаров и соответствующим потерям бюджета. Контроль за соответствием количества и качества фактически поставленных товаров представленной документации возможен только при наличии таможенных складов, лабораторий и т.д. В рамках существующей системы налоговые органы не имеют необходимой инфраструктуры и соответственно - возможности для проведения такого рода операций. Возложение подобных функций на налоговые органы потребует формирования в налоговых инспекциях специальных подразделений, во многом дублирующих функции таможенных органов, и значительных дополнительных бюджетных ассигнований на их содержание и создание необходимой материально-технической базы, что в настоящее время практически нереально.

По нашему мнению, истинная интеграция между странами СНГ заключается в использовании механизма кооперированных поставок, при соблюдении строгого контроля за ними и наличии экономической заинтересованности участвующих государств.

Поддерживая идеи интеграции, считаем, что для их успешной реализации необходимо создать унифицированную систему правовых норм налогового и таможенного законодательства, единых правил осуществления административных процедур, оформления и контроля, а также общий порядок налогового, валютного и таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности государств - участников СНГ. Такое законодательство будет представлять собой фундамент правового обеспечения единого экономического пространства и соответственно служить базой единой унифицированной системы налогообложения.

В настоящее время использование потенциальных возможностей межгосударственной интеграции в рамках СНГ сдерживается из-за расхождения национальных хозяйственных, налоговых и таможенных законодательств в основном на уровне подзаконных актов и, как следствие, - имеет место двойное налогообложение, неурегулирование расчетно-платежных отношений и т.д.

Недостатки в развитии правовой основы единой налоговой системы в рамках Таможенного союза обусловлены отсутствием модельной нормативной базы гражданского законодательства и государственного регулирования экономики, взаимного информационного обмена по правовым вопросам между государствами - участниками Договора от 29 марта 1996 г.

Считаем, что первоочередной интеграционной задачей является не смена системы налогообложения в странах-участницах, а совершенствование правовой основы взаимодействия этих стран и установление единой налоговой системы. Для этого необходимо:

приведение национальных законодательств в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках СНГ и Таможенного союза, и решениями государственных органов управления;


координация законодательной работы в экономической и гуманитарной сферах, законотворческой и нормотворческой деятельности национальных парламентов, правительств и иных уполномоченных государственных органов государств - участников интеграционных процессов;

создание единой модельной нормативной базы гражданского законодательства и государственного регулирования экономики, включая модельные законодательные и иные нормативные правовые акты;

создание условий для обмена правовой информацией, включая информацию о принимаемых законодательных и иных нормативных правовых актах, с целью синхронизации выполнения внутригосударственных процедур при заключении международных договоров и реализации решений государственных органов управления.

Для укрепления и развития интеграционных процессов необходимо продолжить совместную работу по созданию правовых предпосылок с целью:

установления единого порядка регулирования внешнеэкономической деятельности, создания единого экономического пространства, сближения экономик государств на основе взаимовыгодных интересов;

совершенствования тарифной политики, для максимально возможной унификации тарифных ставок импортных пошлин;

принятия согласованной системы нетарифного регулирования, включая сертифицирование, стандартизацию, лицензирование, квотирование импортируемой продукции;

установления унифицированных таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через общие таможенные границы государств - участников Договора от 29 марта 1996 г., а также при торговле с третьими странами;

принятия согласованных мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов государств - участников Таможенного союза;

унификации порядка осуществления согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой и таможенной политики, имея в виду создание на всем пространстве СНГ системы налогообложения, действующей в этих государствах;

организации взаимовыгодного регионального сотрудничества, эффективного взаимодействия национальных налоговых, таможенных, пограничных органов, а также органов, занятых законотворческой и нормотворческой деятельностью;

гармонизации правоотношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля;

принятия мер по созданию и совершенствованию модельной нормативной базы гражданского законодательства и государственного регулирования экономики, увязывая подготовку модельных законодательных актов с подготовкой проектов международных договоров, прежде всего с проектом Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве.


П.И. Савельев,

советник налоговой службы I ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.