Валютные операции: новое в нормативном обеспечении (Н.Т. Шалашова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 14, апрель 1999 г.)

Валютные операции: новое в нормативном обеспечении


Федеральным законом от 29.12.98 г. N 192-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 9.10.92 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". Согласно этим изменениям срок проведения текущих валютных операций по расчетам за экспортируемые и импортируемые товары, работы, услуги с отсрочкой платежа сокращен со 180 до 90 дней. Кроме того, расширен круг операций, в отношении которых применяется этот срок: к товарам, работам и услугам добавлены еще результаты интеллектуальной деятельности. Соответственно операции по экспорту и импорту товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, срок расчетов по которым превышает 90 дней, относятся к операциям, связанным с движением капитала.

Федеральным законом N 192-ФЗ увеличена с 50 до 75% обязательная продажа части валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности. Однако Указом Президента Российской Федерации от 15.03.99 г. N 334 предоставлена льгота экспортерам, выплачивающим долги нерезидентам по полученным от них до подписания Указа кредитам и займам, за счет остающейся в их распоряжении части валютной выручки. Они до выполнения своих обязательств по возврату ранее полученных кредитов и займов осуществляют обязательную продажу в размере 50% валютной выручки.

Вносится ряд изменений в инструкцию Центрального банка Российской Федерации от 29.06.92 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (действующую с учетом уже внесенных в нее ранее изменений и дополнений) (далее - Инструкция N 7).

Согласно указанию ЦБ РФ от 7.12.98 г. N 437-У (далее - Указание N 437-У) обязательная продажа части валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности осуществляется через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах или непосредственно Центральному банку Российской Федерации по согласованию с его Департаментом иностранных операций, если иное не установлено Банком России.

Если федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или актами Банка России установлены специальные правила обязательной продажи валютной выручки, то Инструкция N 7 должна применяться с учетом этих правил. Так, согласно Положению ЦБ РФ от 28.09.98 г. N 57-П обязательная продажа экспортной валютной выручки в долларах США осуществляется исключительно на специальных торговых сессиях.

Изменен срок представления поручений клиентам на обязательную продажу части валютной выручки. Он снижен с 14 до 7 календарных дней. Сокращен также с 7 до 3 рабочих дней срок, в течение которого банк должен произвести обязательную продажу. Основанием для такого изменения является указание ЦБ РФ от 11.09.98 г. N 347-У.

Указанием ЦБ РФ от 31.12.98 г. N 476-У внесены изменения в п. 14 Инструкции от 29.06.92 г. N 7, согласно которому при непредставлении клиентом поручения в установленный срок уполномоченный банк как агент валютного контроля на следующий рабочий день депонирует подлежащую обязательной продаже часть валютной выручки на своем отдельном лицевом счете "Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты" и продает ее в установленном порядке.

Приказом ЦБ РФ от 17.07.97 г. N 02-311 установлены цели, на которые юридические лица - резиденты могут приобретать иностранную валюту за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации:

для осуществления текущих валютных операций, являющихся таковыми по Закону Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (т.е. перечисленные в п. 9 Закона);

для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, которые в соответствии с нормативными актами Банка России осуществляются резидентами Российской Федерации без лицензий Банка России (т.е. те, которые перечислены в его Положении от 24.04.96 г. N 39 "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций");

для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, требующих лицензий Банка России, только при наличии таких лицензий и в пределах сумм, указанных в лицензиях (это все остальные операции, связанные с движением капитала);

для осуществления платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте от уполномоченных банков, включая проценты за пользование кредитом, а также сумм штрафных санкций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по возврату кредитов;

для оплаты командировочных расходов своих сотрудников, направляемых в командировку за границу;

для осуществления платежей на валютные счета за рубежом, открытые по разрешению Банка России для оплаты расходов на содержание представительств;

для проведения обязательных платежей в иностранной валюте, взимаемых государственными органами в соответствии с федеральными законами в иностранной валюте.

Согласно Указанию N 437-У в Инструкцию N 7 от 29.06.92 г. внесена запись о том, что Банк России вправе ввести ограничения на цели покупки резидентами иностранной валюты за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, перечисленные выше, а также установить порядок продажи резидентами неиспользованной иностранной валюты через уполномоченные банки.

Новый порядок совершения юридическими лицами-резидентами операций по покупке иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации установлен с 1 января 1999 г. указанием Банка России от 20.10.98 г. N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации". Инструкция N 7 действует в части, не противоречащей указанному документу.

Согласно новому порядку юридическим лицам-резидентам для покупки валюты открывается специальный транзитный валютный счет, на который в обязательном порядке зачисляется купленная валюта. Без открытия такого счета покупка валюты не допускается. Никакие другие суммы на этот счет не зачисляются.

Купленная валюта, зачисленная на специальный транзитный валютный счет, должна быть переведена по назначению, т.е. в соответствии с теми основаниями, которые были указаны в поручении на покупку, в течение 7 календарных дней со дня зачисления. Если в этот срок купленная валюта не списана, она подлежит обратной продаже. Для этого клиент должен дать поручение уполномоченному банку на обратную продажу до истечения 7 календарных дней со дня зачисления валюты. В случае непредставления в указанные сроки такого поручения уполномоченный банк как агент валютного контроля обязан задепонировать эту валюту на отдельный лицевой счет "Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты" не позднее следующего рабочего дня, затем произвести ее продажу в течение 3 рабочих дней, включая день депонирования, на внутреннем валютном рынке или купить от своего имени и за свой счет.

В поручении на покупку цели покупки формулируются в соответствии с тем, как они указаны в приложении к документу.

Не допускается перевод неиспользованной валюты на текущий валютный счет, на открытие депозита, на покупку ценных бумаг или другой иностранной валюты и т.д.

В соответствии с указанием ЦБ РФ от 12.03.99 г. N 511-У "Об установлении специального порядка использования иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" иной порядок использования, отличный от определенного указанием ЦБ РФ от 20.10.98 г. N 383-У, допускается только по разрешению Банка России.

Неиспользованные валютные средства от загранкомандировок при сдаче их организациями в уполномоченные банки также зачисляются на специальные транзитные валютные счета и подлежат обратной продаже.

В целях усиления валютного контроля за валютными операциями и сокращения утечки капитала за рубеж Центральный банк Российской Федерации утвердил указание от 12.02.99 г. N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства".

В соответствии с этим документом уполномоченные банки при получении от клиента поручения на проведение валютной операции обязаны потребовать от него документы, на основании которых проводится операция, а клиент обязан их представить. Банк устанавливает, не имеет ли контракт признаки фиктивности, которые определены в документе:

1. В контракте не предусмотрены штрафные санкции за несоблюдение нерезидентами сроков поставок товаров и не предусмотрено обеспечение исполнения ими своих обязательств.

2. Стороной контракта, предусматривающего экспорт или импорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, является нерезидент, зарегистрированный в государстве или на территории, где расположены оффшорные зоны. Перечень таких государств и территорий приводится в документе.

3. В контракте на импорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности предусмотрен авансовый платеж в пользу нерезидента, превышающий 30% суммы контракта либо сумму, превышающую 100 тыс. долл. США.

4. В кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата процентов и других дополнительных платежей в пользу нерезидента, которые в совокупности в течение года превышают 20% суммы кредита (займа).

5. Нерезидент полностью не выполнил свои обязательства по контракту и вернул резиденту переведенный им аванс (предоплату).

6. В качестве получателя экспортной продукции (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности либо получателем денежных средств по контракту на импорт товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности указан нерезидент, не являющийся стороной контракта.

7. Контракт заключен резидентом - юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев с момента регистрации.

При выявлении хотя бы одного из перечисленных признаков уполномоченный банк обязан представить Центральному банку Российской Федерации информацию о таких контрактах по установленной форме в течение 10 дней с момента получения от клиента документов на проведение валютной операции.

Уполномоченные банки должны также информировать Банк России о нарушении клиентами валютного законодательства Российской Федерации в течение 10 дней с момента выявления.

Клиенты за непредставление уполномоченному банку необходимых документов несут ответственность по ст. 14 (п. 2) Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".

В целях предотвращения необоснованных переводов иностранной валюты путем предоплаты Банком России утверждено указание от 22.03.99 г. N 519-У, согласно которому импортеры в случае предоплаты обязаны держать на рублевом счете в качестве гарантии исполнения иностранным партнером своих обязательств рублевый эквивалент суммы платежа. Он возвращается импортеру только при документальном подтверждении факта поступления товара, выполнения работ, оказания услуг.


Н.Т. Шалашова

Бизнес-школа "Интел-Синтез"



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.