Филиалы юридических лиц: особенности учета и налогообложения ("Финансовая газета. Региональный выпуск", N 16, апрель 1999 г.)

Филиалы юридических лиц:
особенности учета и налогообложения


Правовое регулирование


В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации обособленные подразделения юридического лица создаются в форме филиалов и представительств. Филиал - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал не является юридическим лицом.

Представительства и филиалы действуют на основе Положения о представительствах и филиалах, которое утверждается создавшим их юридическим лицом. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Сведения о созданных филиалах и представительствах должны содержаться в уставных документах юридического лица.

Основание: ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первая и вторая) (с изменениями от 20.02, 12.08.96 г., 24.10.97 г.).

Действующим законодательством не предусмотрена государственная регистрация филиалов и приравненных к ним подразделений предприятий и организаций. Однако в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Следовательно, при постановке на учет филиалы и приравненные к ним подразделения предприятий и организаций, созданные после введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, должны представлять документы, приведенные в приложении N 3 к Положению о порядке ведения Государственного реестра предприятий, утвержденному Госналогслужбой России 12.04.93 г. N ЮУ-4-12/65н и зарегистрированному Минюстом России 14.05.93 г., регистрационный N 250, за исключением копии документа о регистрации.

В соответствии с налоговым законодательством филиалы и другие подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, признаны плательщиками некоторых видов налогов. В том случае, когда у филиала отсутствует какой-либо из приведенных признаков, порядок перечисления им налогов определяется положением о филиале (приравненном к нему подразделении предприятия и организации), другими учредительными и иными документами юридического лица, определяющими его учетную политику.

Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. N 1006 (ред. от 6.01.98 г.) "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах. Следовательно, постановке на учет в налоговом органе подлежат все филиалы и приравненные к ним подразделения предприятий и организаций, уплачивающие налоги от своего имени.

Основание: письмо Госналогслужбы России от 3.07.95 г. N ВП-4-12/31н "О порядке постановки на учет в налоговых органах филиалов и приравненных к ним подразделений предприятий и организаций".

С 1 января 1999 г. введены в действие новые формы:

форма N 12-1-3 "Заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения филиала (представительства) на территории Российской Федерации";

Порядок заполнения заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения филиала (представительства) на территории Российской Федерации;

форма N 12-1-8 "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения филиала (представительства) на территории Российской Федерации".

Код причины постановки на учет присваивается организации при постановке на учет по месту нахождения филиала или представительства на основании заявления о постановке на учет, а также представляемых в одном экземпляре копий, заверенных в установленном порядке: свидетельства о ее постановке на учет в налоговом органе, документов, подтверждающих создание филиала и/или представительства (положения о филиале или представительстве), распоряжения (приказа) о создании, устава организации, доверенности, выданной организацией руководителю филиала (представительства), и документов, подтверждающих обязанности филиалов и иных обособленных подразделений российских организаций выполнять обязанности этих организаций по уплате налогов, в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

В соответствии с положениями абзаца 4 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса организация обязана сообщать в налоговый орган по месту своего учета об обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации.

Основание: приказ Госналогслужбы России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц".

До введения в действие части второй Налогового кодекса порядок уплаты налогов и сборов организациями по месту нахождения их филиалов и иных обособленных подразделений устанавливается Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в части перечня уплачиваемых налогов) и законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов.

Соответственно после введения в действие части первой Кодекса филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов. Так, обособленные подразделения российских организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (текущий, корреспондентский) согласно законам, регулирующим порядок взимания конкретных налогов, представляют в налоговые органы установленную для них в соответствии с законодательством налоговую декларацию (налоговый расчет) и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (бухгалтерскую и налоговую отчетность), и выполняют обязанность по уплате налогов и сборов, рассчитанных ими в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах на основании данных, отраженных в представленной ими бухгалтерской отчетности.

По организациям, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, также сохраняется порядок исчисления и уплаты налогов, установленный законами, регулирующими порядок взимания этих налогов.

Основание: письмо МНС России от 2.03.99 г. N ВГ-6-18/151@ "О порядке уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями Российской Федерации налогов и сборов".

Порядок создания филиалов акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью определен законодательно:


  /----------------------------------------------------\
  | Федеральный закон от   | Федеральный закон от      |
  | 26.12.95 г. N 208-ФЗ   | 8.02.98 г. N 14-ФЗ        |
  |   "Об акционерных      |      "Об обществах с      |
  |      обществах"        |       ограниченной        |
  |  (с изменениями  от    |     ответственностью"     |
  |     13.06.96 г.)       |    (с изменениями  от     |
  |                        |   11.07., 31.12.98 г.)    |
  |------------------------+---------------------------|
  | 1.   Общество   может  |   1.    Общество    может |
  |создавать  филиалы   и  | создавать    филиалы    и |
  |открывать               | открывать                 |
  |представительства   на  | представительства      по |
  |территории  Российской  | решению  общего  собрания |
  |Федерации            с  | участников      общества, |
  |соблюдением требований  | принятому большинством не |
  |настоящего              | менее двух третей голосов |
  |Федерального закона  и  | от  общего числа  голосов |
  |иных       федеральных  | участников общества, если |
  |законов.                | необходимость    большего |
  | Создание    обществом  | числа     голосов     для |
  |филиалов   и  открытие  | принятия  такого  решения |
  |представительств    за  | не  предусмотрена уставом |
  |пределами   территории  | общества.                 |
  |Российской   Федерации  |   Создание      обществом |
  |осуществляются также в  | филиалов    и    открытие |
  |соответствии         с  | представительств       на |
  |законодательством       | территории     Российской |
  |иностранного            | Федерации  осуществляются |
  |государства  по  месту  | с  соблюдением требований |
  |нахождения филиалов  и  | настоящего   Федерального |
  |представительств, если  | закона и иных федеральных |
  |иное  не предусмотрено  | законов,  а за  пределами |
  |международным           | территории     Российской |
  |договором   Российской  | Федерации     также     в |
  |Федерации.              | соответствии            с |
  | 2.  Филиалом общества  | законодательством         |
  |является           его  | иностранного государства, |
  |обособленное            | на   территории  которого |
  |подразделение,          | создаются   филиалы   или |
  |расположенное      вне  | открываются               |
  |места       нахождения  | представительства,   если |
  |общества             и  | иное   не   предусмотрено |
  |осуществляющее все его  | международными договорами |
  |функции,  в том  числе  | Российской Федерации.     |
  |функции                 |   2.   Филиалом  общества |
  |представительства, или  | является его обособленное |
  |их часть.               | подразделение,            |
  | 3.                     | расположенное  вне  места |
  |Представительством      | нахождения   общества   и |
  |общества      является  | осуществляющее  все   его |
  |его       обособленное  | функции  или их часть,  в |
  |подразделение,          | том     числе     функции |
  |расположенное      вне  | представительства.        |
  |места       нахождения  |   3.   Представительством |
  |общества,               | общества   является   его |
  |представляющее          | обособленное              |
  |интересы  общества   и  | подразделение,            |
  |осуществляющее      их  | расположенное  вне  места |
  |защиту.                 | нахождения      общества, |
  | 4.      Филиал      и  | представляющее   интересы |
  |представительство   не  | общества и осуществляющее |
  |являются  юридическими  | их защиту.                |
  |лицами,  действуют  на  |   4.       Филиал       и |
  |основании               | представительство         |
  |утвержденного           | общества    не   являются |
  |обществом   положения.  | юридическими   лицами   и |
  |Филиал               и  | действуют   на  основании |
  |представительство       | утвержденных    обществом |
  |наделяются   создавшим  | положений.    Филиал    и |
  |их           обществом  | представительство         |
  |имуществом,    которое  | наделяются     имуществом |
  |учитывается как на  их  | создавшим их обществом.   |
  |отдельных    балансах,  |   Руководители филиалов и |
  |так   и   на   балансе  | представительств общества |
  |общества.               | назначаются  обществом  и |
  | Руководитель  филиала  | действуют   на  основании |
  |и         руководитель  | его доверенности.         |
  |представительства       |   Филиалы               и |
  |назначаются  обществом  | представительства         |
  |и     действуют     на  | общества     осуществляют |
  |основании               | свою   деятельность    от |
  |доверенности, выданной  | имени    создавшего    их |
  |обществом.              | общества. Ответственность |
  | 5.      Филиал      и  | за деятельность филиала и |
  |представительство       | представительства         |
  |осуществляют            | общества  несет создавшее |
  |деятельность от  имени  | их общество.              |
  |создавшего          их  |   5.    Устав    общества |
  |общества.               | должен содержать сведения |
  |Ответственность     за  | о    его    филиалах    и |
  |деятельность филиала и  | представительствах.       |
  |представительства       | Сообщения об изменениях в |
  |несет   создавшее   их  | уставе  общества сведений |
  |общество.               | о    его    филиалах    и |
  | 6.   Устав   общества  | представительствах        |
  |должен       содержать  | представляются  в  орган, |
  |сведения     о     его  | осуществляющий            |
  |филиалах             и  | государственную           |
  |представительствах.     | регистрацию   юридических |
  |Сообщения           об  | лиц.  Указанные изменения |
  |изменениях  в   уставе  | в     уставе     общества |
  |общества, связанных  с  | вступают   в   силу   для |
  |изменением сведений  о  | третьих   лиц  с  момента |
  |его     филиалах     и  | уведомления    о    таких |
  |представительствах,     | изменениях        органа, |
  |представляются  органу  | осуществляющего           |
  |государственной         | государственную           |
  |регистрации             | регистрацию   юридических |
  |юридических   лиц    в  | лиц.                      |
  |уведомительном          |                           |
  |порядке.     Указанные  |                           |
  |изменения   в   уставе  |                           |
  |общества  вступают   в  |                           |
  |силу для третьих лиц с  |                           |
  |момента уведомления.    |                           |
  \----------------------------------------------------/

Налогообложение


В соответствии с п. 1 ст. 44 Закона Российской Федерации от 28.08.95 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.

Решения о введении на подведомственной им территории местных налогов и сборов принимают органы местного самоуправления, которые вправе определить плательщиками этих налогов и сборов предприятия и организации, осуществляющие ту или иную деятельность на данной территории, включая их филиалы.

В письме Госналогслужбы России от 3.07.95 г. N ВП-4-12/31н "О порядке постановки на учет в налоговых органах филиалов и приравненных к ним подразделений предприятий и организаций" разъясняется, что в том случае, когда филиал или приравненное к нему подразделение предприятия не является по действующему налоговому законодательству самостоятельным плательщиком налогов, на учете в налоговом органе по месту нахождения филиала должно стоять юридическое лицо, создавшее его, на которое налоговым законодательством возложена обязанность перечислять налоги в соответствующие бюджеты по месту нахождения филиала (приравненного к нему структурного подразделения).

Таким образом, предприятия и организации, имеющие филиалы (другие обособленные структурные подразделения), расположенные отдельно от места регистрации юридического лица, являются плательщиками местных налогов в доле, исчисленной пропорционально численности работающих, если решениями органов местной власти они не освобождены от их уплаты.

Основание: письмо Госналогслужбы России от 7.03.97 г. N 01-3-09/133 "О порядке расчетов юридических лиц по уплате местных налогов и сборов за финансово-хозяйственную деятельность их филиалов, расположенных на территориях других регионов".

В соответствии с п. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, пп. 3 и 4 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.09.97 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" право на установление местных налогов и сборов на подведомственных территориях предоставлено представительным органам местного самоуправления. Эти органы своими решениями о введении местных налогов и сборов утверждают положения о порядке исчисления и уплаты таких налогов, определяют круг налогоплательщиков, решают вопросы предоставления льгот отдельным категориям плательщиков.

Кроме того, п. 1 ст. 39 Федерального закона от 28.08.95 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно, а в п.п. 4 п. 3 ст. 15 этого Закона указано, что установление местных налогов и сборов находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь обособленные подразделения (представительства, филиалы), расположенные вне места его нахождения. Пунктом 3 этой статьи определено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

Таким образом, филиалы представительства или другие обособленные подразделения юридического лица, составляющие отдельный баланс, имеющие в банке или ином кредитном учреждении текущий счет, являются самостоятельными плательщиками налогов, а за филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и текущего счета, расчеты по исчислению и уплате местных налогов и сборов осуществляет юридическое лицо (головное предприятие).

Если из общего объема налогооблагаемой базы невозможно определить ее размер по каждому структурному подразделению (филиал, представительство и др.), то общая сумма выручки от реализованной продукции (работ, услуг) юридическим лицом распределяется по структурным подразделениям пропорционально численности работающих в них или фактически начисленной сумме заработной платы, а затем от этой доли исчисляется сумма налога исходя из размера ставки, утвержденной органом местного самоуправления на подведомственной ему территории.

Исходя из расчета долю начисленного налога на каждый филиал по согласованию с исполнительной властью территорий, где расположены филиалы, головное предприятие перечисляет в согласованные сроки в соответствующие бюджеты.

Указанный порядок расчетов по уплате местных налогов и сборов юридическими лицами, имеющими в других регионах обособленные подразделения, соответствует Порядку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1.07.95 г. N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета". В Порядке указано, что доля прибыли, которая приходится на территориально - обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, и по которой исчисляется налог, подлежащий зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом.

По применению указанного постановления Правительства Российской Федерации Госналогслужбой России разработаны методические указания, доведенные до налоговых инспекций инструктивным письмом от 4.08.95 г. N НП-4-01/46н (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.95 г. N 932).

Основание: письмо Госналогслужбы России от 7.12.98 г. N ШС-6-01/865@ "О некоторых особенностях расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам".


Налог на добавленную стоимость


Филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящиеся на территории Российской Федерации, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги), являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Основание: п. 2 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями от 23.01, 14.03, 22.08.96 г., 2.04, 29.12.97г., 7.08.98 г.).

В соответствии со ст. 2 и 8 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) обязанность по уплате налога в бюджет в определенные сроки возникает у налогоплательщика. Поэтому если филиал (находящийся в ином, чем головная организация, регионе) зарегистрирован в качестве налогоплательщика в территориальных налоговых органах, то он должен перечислять в бюджет (этой территории) сумму налога на добавленную стоимость по реализованным им товарам (работам, услугам).


Акцизы


Плательщиками акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (в том числе из давальческого сырья), являются производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, и простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели.

Филиалы, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, не являются плательщиками акцизов.

Основание: п.п. "а" п. 2.1 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.98 г. N 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" (утв. приказом Госналогслужбы России от 14.08.98г. N БФ-3-03/185).


Подоходный налог


Перечисление налога за филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций, не имеющие счетов в банках, осуществляют их головные организации в бюджет по месту нахождения указанных филиалов и других обособленных подразделений одновременно с перечислением средств на оплату труда, а при выплате средств на оплату труда из выручки - не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда.

Основание: ст. 9 Закона Российской Федерации от 7.12.91 г. N 1998-I "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями от 16.07, 22.12.92 г., 6.03, 11.12.93 г., 27.10, 11.11, 23.12.94 г., 27.01, 26.06, 4.08, 27.12.95 г., 5.03, 21.06.96 г., 10.01, 28.06, 31.12.97 г., 21.07.98г., 9.02.99 г.).

Гражданско-правовой статус филиалов и других обособленных подразделений определяется ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой обособленными подразделениями предприятий, учреждений и организаций являются представительства и филиалы юридического лица, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все его функции или их часть на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, они должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Следовательно, если в учредительных документах головной организации не обозначены филиалы и структурные подразделения, расположенные на территории других районов, то перечисление всех сумм подоходного налога производится головной организацией в бюджет по месту ее нахождения.

Основание: письмо Госналогслужбы России от 28.05.98 г. N 08-1-06/664 "О порядке перечисления подоходного налога в бюджет за филиалы и другие обособленные подразделения".


Взносы в Пенсионный фонд


На основании п. 7 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной постановлением Правления ПФР от 11.11.94 г. N 258, обособленные подразделения юридических лиц регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в органах ПФР.

Региональные отделения ПФР при регистрации в качестве плательщиков страховых взносов представительств и филиалов юридических лиц запрашивают следующие документы: Положение о представительстве или филиале; соответствующую доверенность, выданную руководителю представительства или филиала; копии учредительных документов юридического лица, создавшего представительство или филиал. Копии указанных документов подшиваются и хранятся в деле плательщика.

Основание: письмо ПФР от 2.07.98 г. N АЗ-09-28/5213 "О регистрации филиалов юридических лиц в качестве плательщиков страховых взносов в органах ПФР".


Налог на имущество


Начиная с расчетов за I квартал 1998 г. в связи с принятием Федерального закона от 8.01.98 г. N 1-ФЗ "О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений. Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. С учетом этого налог на имущество, которым предприятие наделило созданные им обособленные подразделения (филиалы, представительства), не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, перечисляется предприятием в бюджет субъекта Российской Федерации и местный (районный, городской) бюджет по месту нахождения обособленного подразделения согласно части второй ст. 7 Закона Российской Федерации от 13.12.91 г. N 2030-1 (ред. от 10.02.99 г.) "О налоге на имущество предприятий".


Местные налоги


Распределение платежей головным предприятием, имеющим филиалы на нескольких территориях, производится между бюджетами этих территорий пропорционально доле работников соответствующего филиала в общей численности работников предприятия.

Следует отметить, что в случае отсутствия на территории, где расположен филиал, местных налогов, действующих по месту нахождения головного предприятия, уплата платежей в местные бюджеты по месту нахождения филиалов головными предприятиями не производится.

В случае применения по месту нахождения филиалов размеров налогов, отличных от действующих на территории нахождения головного предприятия, платежи головными предприятиями вносятся в местные бюджеты по месту нахождения их филиалов в размерах, предусмотренных для уплаты на территории данных филиалов.

Основание: письмо Госналогинспекции по г. Москве от 28.08.95 г. N 11-13/13347 "О расчетах филиалов по налогам".


Бухгалтерский учет


Порядок ведения бухгалтерского учета определен в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утв. приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56 с изменениями от 28.12.94 г., 28.07.95г., 27.03.96 г., 17.02.97 г.). В соответствии с этой инструкцией счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты). В частности, это расчеты по выделенному имуществу, взаимному отпуску материальных ценностей, реализации продукции, передаче расходов по общеуправленческой деятельности, выплате заработной платы работникам подразделений, по фондам потребления и затратам за счет них, если фонды не передаются подразделениям, а учитываются на балансе предприятия, и т.п.

К счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" могут быть открыты субсчета:

79-1 "По выделенному имуществу";

79-2 "По текущим операциям" и др.

На субсчете 79-1 учитывается состояние расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия, выделенными на отдельные балансы, по переданным им основным и оборотным средствам.

Имущество, выделенное указанным подразделениям, списывается предприятием со счета 01 "Основные средства" в дебет счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты". Аналитический учет по счету 79 ведется на предприятии по каждому подразделению, выделенному на отдельный баланс.

Имущество, выделенное предприятием указанным подразделениям, принимается на учет этими подразделениями с кредита счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" в дебет счета 01 "Основные средства" и др.

На субсчете 79-2 учитывается состояние всех прочих расчетов предприятия с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями, выделенными на отдельные балансы.

В балансе предприятия внутрихозяйственные расчеты не отражаются.

Аналитический учет по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению предприятия.

Следует иметь в виду, что в Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) (утв. приказом Минфина России от 9.12.98 г. N 60н) указано, что способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Соблюдение данных положений обеспечит выполнение требований по формированию отчетности, установленных приказом Минфина России от 12.11.96 г. N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" (с изменениями от 3.02, 21.11.97 г., 20.10.98г.), в соответствии с которым при заполнении форм бухгалтерской отчетности в них должны включаться показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Обращаем внимание на то, что приказом Минфина России от 10.03.99 г. N 19н "Об утверждении формы "Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности организации" определен порядок заполнения данной формы и предусмотрено, что в ней отражаются показатели, характеризующие состояние дебиторской и кредиторской задолженности по организации, включая показатели деятельности филиалов и иных обособленных подразделений независимо от их местонахождения.


Материалы рубрики "В помощь бухгалтеру" подготовлены экспертной группой Международного еженедельника "Финансовая газета"



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.