Налог с продаж: учетные аспекты (Л.П.Хабарова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 19, май 1999 г.)

Налог с продаж: учетные аспекты


Согласно Федеральному закону от 31.07.98 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территории.

На 1 апреля 1999 г. налог с продаж введен в действие в 43 субъектах Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.94 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" законы вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, если иное не установлено законом. Особое правило применяется при установлении новых налогов (федеральных, региональных, местных) и при введении региональных и местных налогов и сборов. В соответствии с п.1 ст.5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Таким образом, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления не могут в течение года ввести и начать взимать налог, который с 1 января не взимался.

Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджет субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60% и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения. Субъекты Российской Федерации, на территории которых не был введен налог с продаж в декабре 1998 г., располагают меньшими источниками финансирования социальных программ. В связи с этим 30 марта 1999 г. был принят Федеральный закон N 51-ФЗ, который приостановил до 1 января 2000 г. действие п.1 ст.5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования. Таким образом, субъекты Российской Федерации получили право введения налога с продаж в течение 1999 г.

Согласно п.3 ст.20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями на 10.02.99 г.) плательщиками налога с продаж являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения; иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации за наличный расчет. Следовательно, плательщиками этого налога являются все предприятия и организации, а также индивидуальные предприниматели, реализующие товары за наличный расчет, а не только торговые организации и предприятия сферы услуг.

Необходимо отметить, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками налога с продаж. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предусмотрена замена уплаты установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

С введением в действие на территории субъектов Российской Федерации налога с продаж не взимаются налоги, предусмотренные п.п."г" п.1 ст.20 и п.п."г", "е", "и", "к", "л", "м", "н", "о", "п", "р", "с", "т", "у", "ф", "х", "ц" п.1 ст.21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Так как налог с продаж вводится вместо указанных налогов, уплата которых заменяется уплатой единого налога, субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения и соответственно не являющиеся плательщиками местных налогов и сборов, уплачивать налог с продаж не должны. Такая точка зрения изложена в письме ГНС РФ от 31.12.98 г. N ВГ-6-01/930 @ "По отдельным вопросам исчисления и уплаты налога с продаж".

Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно:

подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей;

мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков;

услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ);

услуг по рекламе;

услуг трех-, четырех-, пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским перевозкам в салонах первого и бизнес-классов, услуг по пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов "люкс" и "СВ", других товаров и услуг не первой необходимости.

Субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж. Например, законодательные органы субъектов Российской Федерации могут предусмотреть в перечне товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж, стоимость товаров, выдаваемых в порядке натуральной оплаты работникам предприятия.

Если натуральная оплата труда работников предприятия не включена в перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога с продаж, то реализация (продажа) этих товаров подлежит налогообложению в установленном порядке.

В бухгалтерском учете стоимость готовой продукции, товаров, выдаваемых в порядке натуральной оплаты работникам предприятия, отражается следующими записями:


        1. Дебет счета 20 | начисление заработной платы
        Кредит счета 70   | работникам организации
        2. Дебет счета 46 | списание затрат на производство
        Кредит счета 20   | по отгруженной продукции
        3. Дебет счета 70 | реализация продукции (работ, услуг)
        Кредит счета 46   | в порядке натуральной оплаты работникам
                          | предприятия
        4. Дебет счета 46 |начисление налога с продаж по реализации
        Кредит счета 68,  |продукции, выдаваемой в порядке
        субсчет "Налог    |натуральной оплаты
        с продаж"         |

Напомним, что в соответствии с п.3 ст.20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определено, что в целях настоящего Закона к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислению со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Следовательно, указанные формы расчетов, которые производят физические лица приравниваются к наличному расчету.

В расчетах между юридическими лицами в хозяйственной практике широко применяются векселя. В соответствии со ст.143 Гражданского кодекса Российской Федерации вексель является ценной бумагой и согласно ст.815 ГК РФ удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя.

Законом N 2118-1 определено, что стоимость ценных бумаг не является объектом налогообложения по налогу с продаж.

Таким образом, форму расчетов векселем между организациями за товары (работы, услуги) нельзя приравнять к наличному расчету и операции по расчетам векселями между юридическими лицами не подлежат обложению налогом с продаж. Такая точка зрения изложена в письме МНС России от 18.02.99 г. N 01-3-09/271.

Сумма налога с продаж определяется налогоплательщиком самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).

При определении налогооблагаемой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров. Ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5%. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога с продаж самостоятельно.

В бухгалтерском учете продавца налог с продаж отражается по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредиту счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация основных средств", 48 "Реализация иного имущества".

На сумму налога с продаж, подлежащую перечислению в бюджет, производится запись по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (47, 48) и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу с продаж".

В соответствии с п.3.1 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (приложение 2 к приказу Минфина России N 97) в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) по строке 010 выручка (нетто) от реализации товаров, продукции (работ, услуг) показывается за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей. Следовательно, из сумм выручки, отражаемых по строке 010 формы N 2, исключается и налог с продаж.

При перечислении налога с продаж в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, определено, что имущество (в том числе материально-производственные запасы) отражается в бухгалтерском учете по фактической себестоимости. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку. Таким образом, суммы налога с продаж, уплаченные при приобретении имущества, включаются в его стоимость и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержки производства и обращения в том случае, когда использование этого имущества связано с процессом производства и реализации. В бухгалтерском учете покупателя сумма налога с продаж отражается следующими записями:


        1. Дебет счетов 10, 12, 41 | отражена стоимость оприходованных
        Кредит счета 60            | товарно-материальных ценностей
                                   | вместе с налогом с продаж
        2. Дебет счета 19          | НДС по товарно-материальным
        Кредит счета 60            | ценностям
        3. Дебет счета 60          | оплата счета поставщика,
        Кредит счета 51            | включающего налог с продаж

Необходимо подчеркнуть, что суммы налога с продаж включаются в стоимость имущества (в том числе товарно-материальных ценностей) только в случае оплаты поставщику.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют порядок и сроки уплаты налога с продаж, льготы и форму отчетности по данному налогу, поэтому во многих субъектах Российской Федерации оформление налога с продаж происходит по-разному. Так, в соответствии с законом Ярославской области от 29.12.98 г. "О налоге с продаж" сумма этого налога не выделяется в товарных и кассовых чеках, приходных кассовых ордерах, бланках строгой отчетности формы, утвержденной Минфином России. При использовании других форм расчетных документов (счетов, счетов-фактур и др.) сумма налога с продаж подлежит выделению.

В законе Тульской области "О налоге с продаж" устанавливается, что сумма налога с продаж выделяется отдельной строкой:

в расчетных документах, приходных кассовых ордерах, реестрах, реестрах на получение средств с аккредитива;

в первичных учетных документах (счетах, накладных, актах выполненных работ).

При разном документальном оформлении налога с продаж возникают вопросы по отражению налога с продаж в бухгалтерском учете.

Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России в письме от 25.02.99 г. N 16-00-11-105 изложил порядок отражения в бухгалтерском учете налога с продаж (письмо носит статус официальной переписки).

При отгрузке товара на сумму, причитающуюся к оплате по счету-фактуре с учетом налога на добавленную стоимость, в бухгалтерском учете делается следующая запись:


        1. Дебет счета 62 | на основании счета-фактуры
        Кредит счета 46   | вместе с НДС.

Порядок заполнения счетов-фактур и ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 2.02.98 г. N 108. Счет-фактура составляется организацией-поставщиком по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) на имя организации-покупателя. Это дает право последнему на зачет (возмещение) сумм НДС в порядке, установленном Федеральным законом (в настоящее время по факту оплаты продукции).

В соответствии с письмом Минфина России от 12.11.96 г. N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" в организациях, применяющих для целей налогообложения метод определения выручки по оплате, суммы НДС по отгруженной, но неоплаченной продукции учитываются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по НДС".


        2. Дебет счета 46 | суммы НДС по отгруженной,
        Кредит счета 76   | но неоплаченной продукции

Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Следовательно, до момента наличного расчета объекта обложения налогом с продаж не возникает.

При получении за продукцию наличных денежных средств в бухгалтерском учете делаются следующие записи:


        3. Дебет счета 50 | на сумму, причитающуюся по счету-фактуре
        Кредит счета 62   | с учетом НДС, и на полученную сумму
                          | налога с продаж
        4. Дебет счета 62 | на сумму налога с продаж
        Кредит счета 46   |
        5. Дебет счета 46 | сумма налога с продаж включается
        Кредит счета 68,  | в расчеты с бюджетом
        субсчет "Налог    |
        с продаж"         |
        6. Дебет счета 76 | НДС по оплаченной продукции
        Кредит счета 68,  | включается в расчеты с бюджетом
        субсчет           |
        "Расчеты по НДС"  |

В случае неоплаты покупателем суммы налога с продаж расчеты с бюджетом по этому налогу должны быть произведены за счет собственных источников, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении организации. В бухгалтерском учете расчеты с бюджетом по налогу с продаж будут отражены следующей записью:

Дебет счета 88, субсчет "Нераспределенная прибыль прошлых лет"

Кредит счета 68, субсчет "Налог с продаж"


В заключение можно сделать следующие выводы.

Первое. Плательщиками налога с продаж являются все предприятия и организации, а также индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) за наличный расчет как физическим, так и юридическим лицам.

Второе. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (Федеральный закон от 29.12.95 г. N 222-ФЗ), не являются плательщиком данного налога.

Третье. Объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом (вместе с суммами НДС и акцизами) за наличный расчет.

Четвертое. Расчеты векселями между юридическими лицами за товары (работы, услуги) не являются объектом обложения налогом с продаж.

Пятое. Сумма налога с продаж не отражается в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Шестое. Суммы налога с продаж, уплаченные поставщику, включаются в стоимость приобретенного имущества (товарно-материальных ценностей).


Л.П. Хабарова,

профессор


"Финансовая газета. Региональный выпуск" N 19, май 1999 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.