Налог на игорный бизнес (А.В. Щенева, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 20, май 1999 г.)

Налог на игорный бизнес


Игорный бизнес в России сегодня в числе самых высокодоходных. Как и любая деятельность, связанная с извлечением дохода, игорный бизнес попадает в сферу регулирования налоговым законодательством. Однако законодательная база налогообложения данной сферы определилась относительно недавно, когда был принят Федеральный закон от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес". В нем были установлены общие принципы налогообложения, налогооблагаемая база и минимальные ставки налога, а также его плательщики. Поскольку согласно части первой Налогового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу 1 января 1999 г., налог на игорный бизнес относится к региональным налогам, порядок его исчисления регламентируется законодательными актами органов самоуправления субъектов Федерации. В Московской области таким законодательным актом стал принятый 31 декабря 1998 г. Закон N 66/98-03 "О ставках налога на игорный бизнес в Московской области". Методологические аспекты документа вызывают у налогоплательщиков многочисленные вопросы. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них.

Основой игорного бизнеса являются:

1) организация азартной игры - основанного на риске соглашения о выигрыше между двумя или несколькими сторонами, причем стороны имеют возможность оказывать воздействие на наступление выигрыша;

2) заключение пари - соглашения о выигрыше между сторонами, исход которого зависит только от обстоятельств.

И азартная игра, и пари основаны на риске, но различаются по степени активности сторон в воздействии на вероятность выигрыша. На этом различии строится принцип установления ставок налога на игорный бизнес. Критерием их применения служит участие казино в процессе игры непосредственно или как сторона.

Предприятие, в котором на основании лицензии проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари, - это игорное заведение, которое осуществляет игорный бизнес. Основные "инструменты" получения дохода в игорных заведениях - игровой стол и игровой автомат, а в кассе (специально оборудованное место) учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша. Игровой стол используется как место проведения азартных игр, в которых само заведение через своих представителей (например, крупье) участвует как сторона или как наблюдатель (рулетка). Механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование, используемое для проведения азартных игр с денежным выигрышем без участия в процессе игры игорного заведения, это игровой автомат. Таким образом, принципиальная разница между игровым столом и игровым автоматом в том, что первый лишь обеспечивает возможность проведения игры, а второй - непосредственно ее осуществляет.

Если казино выступает только организатором игры (например, игра в рулетку), вероятность выигрыша распределяется между партнерами, хотя и для заведения предусмотрена возможность выиграть - ставка "на зеро". Вероятность того, что выигрыш пойдет в доход казино, многократно увеличивается, если игрок выбирает игровой автомат, ведь здесь вашим непосредственным партнером становится игровое заведение. Это учитывается и в законе при определении ставок налога на игорный бизнес.

Игровой стол и автомат, кассы тотализатора или букмекерских контор - это объекты обложения налогом на игорный бизнес. Их общее количество подлежит обязательной регистрации в налоговых органах по месту нахождения игорного заведения и перед их установлением выдается свидетельство о регистрации. Если количество объектов налогообложения изменяется, каждое изменение также должно быть зарегистрировано в течение 5 рабочих дней.

Ставка налога на игорный бизнес устанавливается на каждый объект в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) на дату исчисления налога (в настоящее время он составляет 83 руб. 49 коп.). Ставки налога в Московской области в год составляют (в скобках приведены минимальные ставки, установленные Федеральным законом от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес"):

за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона, - 2000 МРОТ (1200 MPOT); в данном случае посетитель играет с представителями игорного заведения (крупье) против самого заведения. Если игрок проигрывает, то сумма его проигрыша поступает в доход казино, а если выигрывает - то казино платит ему;

за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как организатор или наблюдатель, - 150 МРОТ (100 MPOT); в случае круговых игр, когда посетители играют между собой, а крупье только обслуживает стол, сумма выигрышей и проигрышей игроков распределяется между ними по итогам каждой сдачи. Игорное заведение получает лишь фиксированный процент за организацию таких игр;

за каждый игровой автомат, предназначенный для проведения азартных игр с денежным выигрышем, - 50 МРОТ (45 MPOT);

за каждую кассу тотализатора - 1500 МРОТ (1000 МРОТ);

за каждую кассу букмекерской конторы - 800 МРОТ (600 МРОТ).

Суммы налога на игорный бизнес определяются плательщиком самостоятельно исходя из количества зарегистрированных объектов и ставок налога. Рассмотрим это на примере.

Казино зарегистрировало на своей территории 20 игровых столов и 30 игровых автоматов. Сумма налога, причитающаяся к уплате, составит 3 464 835 руб. в год (2000 х 20 х МРОТ - за игровые столы) + (50 х 30 х МРОТ - за игровые автоматы).

Такой расчет ежемесячно представляется в налоговую инспекцию по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Уплата налога производится в течение 5 дней после представления расчета, т.е. не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, в размере 1/12 годовой суммы. В рассмотренном примере сумма налога, подлежащего к уплате за отчетный месяц, составляет 288 736 руб. 25 коп. Особое внимание нужно обратить на то, что при изменении количества объектов налогообложения любого вида необходимо зарегистрировать их в налоговом органе и учитывать при расчете сумм налога. Именно поэтому ставка налога установлена на год, а его расчет производится ежемесячно. При установке нового игрового стола или автомата до 15 числа текущего месяца сумма налога исчисляется за полный текущий месяц.

Если налоговые органы устанавливают, что налог на игорный бизнес из-за нерегистрации изменений объектов налогообложения исчислен неверно дважды в течение одного года, предприятию грозит потеря лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса.

Ставка налога в год на каждый объект сверх определенных выше ставок уменьшается на 20%, если в казино более 30 игровых столов и более 40 игровых автоматов. Однако следует иметь в виду, что если в соответствии с учредительными документами налогоплательщик имеет право на занятие предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса и содержит (согласно учредительным документам) несколько игорных заведений, то уменьшение ставки налога на 20% применяется только по каждому конкретному казино, а не по общему количеству объектов, имеющихся у налогоплательщика и находящихся в разных заведениях.

Распределение средств от налога происходит следующим образом: в части, соответствующей минимальному размеру ставки (ее мы указали выше в скобках), они перечисляются в федеральный бюджет, а в части, превышающей ее, - в областной бюджет.

Многочисленные вопросы вызывает налогообложение игровых развлекательных комплексов. Они объединены между собой в локальную сеть и имеют общий центральный компьютер системы. Как рассматривать такую систему с точки зрения учета общего количества объектов налогообложения - как одну единицу или несколько? В процессе игры на игровом автомате, даже если он входит в комплекс, игровая ситуация одного игрока не зависит от игровых ситуаций на других автоматах, т.е. она автономна. Устройство центрального пульта, как правило, во время игры выполняет постоянную программу, позволяющую набивать и снимать с каждого автомата "кредиты", а также накапливающую джек-пот. Поэтому объединение автоматов в комплекс нельзя рассматривать как одну единицу налогообложения, каждый игровой автомат в нем следует считать самостоятельным и регистрировать в общеустановленном порядке.

Аналогичная ситуация возникает при налогообложении стола для игры в рулетку, который оснащен одним колесом и двумя полями для игры. В мировой практике существуют варианты игр, которые протекают при этом независимо друг от друга, и для целей налогообложения учитываются оба стола.


А.В. Щенева

ГНИ по Московской области



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение