Бухгалтерский учет исполнения бюджетов
Правильная организация бухгалтерского учета - основа составления достоверного и документально обоснованного отчета об исполнении бюджета соответствующего уровня, обеспечивающего открытость бюджетного процесса, особенно на стадии исполнения бюджетов.
В целях правового урегулирования такой важной сферы отношений в области государственных финансов как учет исполнения бюджетов Главным управлением федерального казначейства была разработана Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 17.02.99 г. N 15н и зарегистрированная Минюстом России 22 апреля 1999 г. (регистрационный номер 1765). Более чем полугодовая работа специалистов Минфина России, территориальных органов федерального казначейства и финансовых органов субъектов Российской Федерации дала свои положительные результаты.
Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов - это обобщение существовавшего опыта бухгалтерского учета исполнения как государственного бюджета СССР, так и бюджетов всех уровней в Российской Федерации. В ней определены концептуальные положения и общие принципы ведения бухгалтерского учета применительно к казначейской системе исполнения бюджета.
Исходя из того что финансовая система России является единой, в инструкции урегулированы вопросы учета исполнения бюджетов всех уровней. При этом значение Инструкции состоит еще в том, что она должна стать надежной базой для совершенствования процедур исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, обеспечивая при этом реальное единство методологической базы исполнения бюджетов всех уровней.
Можно отметить, что Инструкция по бухгалтерскому учету, предусмотренные в ней счета объективно способствуют переходу субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на казначейскую систему исполнения бюджетов.
Основными задачами бухгалтерского учета исполнения бюджетов всех уровней, сформулированными в Инструкции, являются, исходя из социальной значимости этой работы, формирование полной и достоверной отчетности об исполнении бюджетов, контроль за соблюдением бюджетного законодательства, обеспечение формирования информации для исполнительных и представительных органов власти, иных внутренних и внешних пользователей. Возможность получения достоверной информации об исполнении бюджета должны иметь не только государственные органы, но и кредиторы - владельцы государственных ценных бумаг.
Для выполнения декларируемых задач в качестве объектов учета исполнения бюджетов выступают составные части бюджета, проявляющиеся на всех стадиях его исполнения: доходы, расходы бюджета, средства от предпринимательской и иной деятельности, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, подтвержденные бюджетные обязательства, источники финансирования дефицита бюджета, бюджетные ссуды (кредиты), государственный долг, обязательства заемщиков средств бюджета по уплате процентов за пользование бюджетными ссудами, расчеты, возникающие в ходе исполнения бюджетов, результаты исполнения бюджета.
Важно отметить, что Инструкция не ограничивается перечислением типовых бухгалтерских записей и характеристикой бухгалтерских счетов, но и определяет документы и регистры бухгалтерского учета, порядок совершения в них записей.
Одной из особенностей Инструкции является применение наряду с кассовым методом учета исполнения бюджета по методу начислений. Так, учету подлежат начисленные проценты, причитающиеся к получению и выплате по средствам на возвратной основе. В дальнейшем такой подход позволит обеспечить учет на балансовых счетах обязательств федерального бюджета перед кредиторами казны, задолженности по заработной плате.
В отличие от ранее действовавших инструкций по учету исполнения бюджетов в настоящее время объектом учета стали бюджетные ссуды (кредиты), а также государственный долг, что позволит составить баланс исполнения бюджета с отражением всех денежных активов и пассивов Российской Федерации, образовавшихся в ходе исполнения бюджетов всех уровней.
В Инструкции предусмотрены балансовые счета для учета средств, получаемых от предпринимательской и иной деятельности, подлежащие применению при обслуживании учреждений через соответствующие лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства. Для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований учет средств от предпринимательской и иной деятельности учреждений является дальнейшим шагом на пути реализации принципа полноты исполнения бюджета в условиях казначейской системы.
Особое место в Инструкции занимают вопросы межбюджетных отношений - взаимные расчеты между бюджетами, учитывающие федеративное устройство Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 6.01.98 г. N 1н (в ред. от 4.03.99 г.), подлежит применению при ведении аналитического учета к соответствующим балансовым счетам бухгалтерского учета.
Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов состоит из следующих 4 частей:
1. Общие положения, раскрывающие основные задачи и объекты бухгалтерского учета исполнения бюджетов, вопросы организации бухгалтерского учета.
2. Единый план счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов.
3. Указания по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов.
4. Типовые корреспонденции счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов.
5. Формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета.
Единый план счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов включает в себя 9 разделов балансовых счетов (счетов первого, второго и третьего порядка), забалансовые и небалансируемые счета.
Первый раздел балансовых счетов "Бюджетные средства" предназначен для учета денежных средств бюджетов как в рублях, так и в иностранной валюте. Особенностью раздела является включение в него счетов, предназначенных для учета ценных бумаг, передаваемых в соответствии с законодательством органам, исполняющим бюджет, в погашение задолженности по платежам в бюджет соответствующего уровня.
В разделы 2 и 4 включены традиционные для бюджетного учета счета учета соответственно расходов и доходов бюджетов. Следует отметить, что в Едином плане счетов при казначейской системе исполнения бюджета не применяется ранее существовавший счет N 014, предназначавшийся для учета текущих счетов получателей средств бюджета соответствующего уровня: кассовый расход, совершаемый получателем средств бюджета, переведенным на казначейскую систему исполнения бюджета, учитывается непосредственно по дебету счетов второго раздела. В этом случае объемы доведенных до получателей лимитов бюджетных обязательств подлежат учету на забалансовых счетах.
Раздел 3 Единого плана счетов предназначен для учета государственного (муниципального) долга. Если в соответствии с ранее действовавшими инструкциями по бухгалтерскому учету суммы привлеченных на возвратной основе средств по окончании бюджетного года относились на счета результатов исполнения бюджета, то теперь источники финансирования дефицита бюджета подлежат учету на балансовых счетах и списываются при погашении кредиторам задолженности по ним. Впервые в числе источников финансирования дефицита бюджета предусмотрены курсовые разницы, возникающие при переоценке остатков средств и задолженности в иностранной валюте и не подлежащие отнесению на доходы или расходы бюджета.
Аналогично порядку учета государственного долга на балансовых счетах раздела 5 подлежит учету до ее погашения задолженность заемщиков по предоставленным им из бюджета бюджетным ссудам (кредитам).
Разделы 6 "Расчеты по средствам бюджета" и 7 "Внутриказначейские расчеты, средства переданные и полученные" включают счета для учета расчетов, возникающих в процессе исполнения бюджета между бюджетами различных уровней (взаимные расчеты), различными уровнями казначейской системы, между органами, исполняющими бюджет, и кредитными организациями, получателями средств федерального бюджета, не переведенными на казначейскую систему исполнения бюджета, налогоплательщиками и бюджетами иных уровней по регулирующим налогам.
Впервые в бюджетном учете исполнения бюджетов предусмотрены бухгалтерские счета для учета расходов, доходов будущих периодов, расходов, подлежащих восстановлению (раздел 8 Единого плана счетов). На балансовых счетах этого раздела подлежат отражению:
предстоящие к финансированию расходы бюджета по обслуживанию государственного (муниципального) долга и по выплате из бюджета штрафов и пени;
предстоящие к получению проценты, штрафы, пени заемщиков средств бюджета;
предстоящие к восстановлению ранее произведенные расходы бюджета по предоставлению кредитов (бюджетных ссуд) из бюджета.
Балансовые счета раздела 9, как и ранее, предназначены для учета результатов исполнения бюджетов (дефицита, профицита) и должны отражать накопленный результат за весь период исполнения бюджета соответствующего уровня.
На забалансовых счетах отражаются с использованием двойной записи стадии санкционирования на всех уровнях казначейской системы при исполнении бюджета - доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, подтверждение бюджетных обязательств.
Особенностью небалансируемых счетов является включение в их состав счетов, предназначенных для учета расчетных документов, не оплачиваемых с лицевых счетов бюджетополучателей из-за отсутствия лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
С принятием Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов в состав отчетности по исполнению бюджетов подлежит включению не только отчет об исполнении, составляемый в соответствии с кодами бюджетной классификации Российской Федерации, но и баланс исполнения бюджета, отражающий все активы и пассивы, возникшие при исполнении бюджета текущего года и прошлых лет. Баланс исполнения бюджета, характеризующий дефицит (профицит) исполнения бюджета, состояние расчетов с кредиторами (объем государственного (муниципального) долга) и заемщиками средств бюджета, заключает в себе необходимую для пользователей информацию о состоянии государственных финансов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 г. N 763 (в ред. от 13.08.98 г.) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов должна вступить в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня ее официального опубликования в "Российской газете". С этого дня каждый орган федерального казначейства, финансовый орган, в том числе и Министерство финансов Российской Федерации, должны применять Инструкцию в полном объеме. Для составления бухгалтерского баланса за 1999 г. необходимо, проинвентаризировав остатки по балансовым счетам ранее действовавшего плана счетов, отразить вступительные остатки по балансовым счетам Единого плана счетов по состоянию на 1 января 1999 г.
Г.И. Маклева,
заместитель начальника
Главного управления федерального казначейства
Минфина России,
государственный советник
Российской Федерации I класса
Р.Е. Артюхин,
начальник отдела - главный бухгалтер главной бухгалтерии
Главного управления федерального казначейства
Минфина России, советник
Российской Федерации I класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/