Проверки деятельности субъектов малого предпринимательства Москвы (А.В. Костров, В.В. Николаев, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 23, июнь 1999 г.)

Проверки деятельности субъектов малого предпринимательства Москвы


В соответствии с действующим законодательством право осуществлять контроль за деятельностью субъектов малого предпринимательства имеют свыше 40 организаций. По результатам опроса предпринимателей г. Москвы, проведенного Институтом стратегического анализа и развития малого предпринимательства в 1998 г., абсолютными лидерами в области контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства являются четыре организации - государственная служба пожарного надзора, государственная налоговая служба, государственная санитарно-эпидемиологическая служба и милиция (на их долю приходится 70% всех проверок).

Согласно законодательству в компетенцию милиции входят вопросы осуществления контроля за законностью торговли товарами, свободная продажа которых запрещена или ограничена, наличием соответствующих документов на продажу товаров, наличием маркировки на подакцизных товарах, соблюдением лицензионных условий. Сотрудник милиции имеет право применять санкции за нарушение законодательства в сфере природоохраны и санитарно-эпидемиологического благополучия, за невыполнение городских природоохранных мероприятий и неудовлетворительное содержание особо охраняемых территорий города, а также за обман потребителей в небольшом размере (причинивший ущерб в размере до 0,1 МРОТ). Причем милиция наделена чрезвычайно широкими полномочиями. Фактически проверка любого предприятия может быть осуществлена сотрудником милиции в любое время без всякого предписания на ее проведение. Таких организаций, регулярно осуществляющих проверки деятельности субъектов малого предпринимательства, насчитывается свыше 10; среди них муниципальная милиция, управление по экономическим преступлениям, управление по организованной преступности, уголовный розыск, экологическая и транспортная милиция.

Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора отслеживают нарушение действующих санитарных правил на основании Федерального закона от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В соответствии с ним в компетенцию органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора входят вопросы осуществления контроля за соблюдением установленных санитарных правил, соответствием продукции, продовольственного сырья, пищевых продуктов и контактирующих с ними материалов и изделий действующим санитарным правилам, законностью торговли данными товарами, а также за их качеством.

Государственная служба пожарного надзора действует на основании Федерального закона от 21.12.94 г. N 69-ФЗ (ред. от 24.01.98 г.) "О пожарной безопасности". В компетенцию этой службы входят вопросы осуществления контроля за соблюдением правил пожарной безопасности на объектах торговли, своевременной уплатой налогов и страховых отчислений на обеспечение пожарной безопасности, наличием сертификата пожарной безопасности на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, а также на товары, имеющие повышенную пожарную опасность.

Государственная налоговая служба контролирует вопросы нарушения налогового законодательства, в том числе сокрытия и занижения доходов, осуществления расчетов после приостановки деятельности, использования контрольно-кассовых машин.

В последнее время наблюдается увеличение числа контролирующих органов, расширения их полномочий, ужесточения налагаемых ими штрафных санкций, что оказывает отрицательное влияние на состояние предпринимательства в городе. В связи с этим правительство Москвы приняло ряд документов, направленных на упорядочение проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов предпринимательской деятельности в Москве. Созданы группа по координации деятельности инспекций и Совет по координации работы контролирующих органов по использованию финансовых ресурсов города Москвы. Основные задачи этих структур - координация деятельности контролирующих органов, объединение их действий для проведения комплексных проверок, исключение дублирования в работе.

9 декабря 1998 г. Московской городской Думой был принят закон города Москвы N 29 "О торговой деятельности в городе Москве", основной задачей которого является регулирование отношений в сфере торговой деятельности в целях обеспечения более полного удовлетворения потребностей города в товарах и услугах. Статья 14 закона определяет порядок осуществления контроля в сфере торговой деятельности и устанавливает возможность обжалования в суде действий проверяющих органов и лиц. Кроме того, в соответствии с законом проверки деятельности торговых объектов должны осуществляться работниками контролирующих органов города Москвы только при предъявлении удостоверения и направления на проверку, выданного в пределах компетенции контролирующего органа, с указанием даты и цели ее проведения, должности и фамилии проверяющих, а результаты проверки должны фиксироваться в установленном порядке.

24 ноября 1998 г. было принято постановление правительства Москвы N 900 "О неотложных мерах по поддержке субъектов малого предпринимательства в Москве в условиях финансово-экономического кризиса". Постановление устанавливает необходимость упорядочения городскими контролирующими органами проверок субъектов малого предпринимательства. Такие проверки предусматривается проводить исключительно на плановой комплексной основе при наличии соответствующих предписаний на осуществление контрольных мероприятий или по сигналам о допущенных нарушениях.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов предпринимателей 16 февраля 1999 г. было выпущено распоряжение мэра Москвы N 116-РМ "О мерах по упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства Москвы". В соответствии с распоряжением руководители комплексов городского управления должны обеспечить координацию деятельности подведомственных им контрольных органов в целях сокращения общего числа проверок и проведения их исключительно на плановой комплексной основе или по сигналам о допущенных нарушениях. Руководителям контролирующих органов предписывается использовать комплексную форму проверок, когда проверка любого малого предприятия осуществляется совместно с другими контролирующими органами. Кроме того, предусматривается возможность ограничения количества проверок субъекта малого предпринимательства контролирующими органами. Например, в том случае, если один контролирующий орган проверяет субъект малого предпринимательства в течение календарного года больше двух раз, распоряжение устанавливает обязательность согласования необходимости проведения очередной проверки с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы.

Для регистрации проверок, проводимых контролирующими органами, предполагается использовать Книгу инспекторских проверок субъекта малого предпринимательства Москвы, выдаваемую при внесении его в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы. Распоряжение утверждает ее форму и устанавливает, что это официальный документ для регистрации всех проверок, проводимых контролирующими органами, и ведется субъектом малого предпринимательства Москвы в течение всего времени осуществления им предпринимательской деятельности.

Кроме того, в соответствии с распоряжением предполагается обеспечить предоставление субъектам малого предпринимательства в территориальных подразделениях Московского агентства по развитию предпринимательства необходимых консультаций по вопросам взаимодействия с контролирующими органами при осуществлении предпринимательской деятельности, а также отстаивания интересов в арбитражных и иных судах.

Таким образом, в настоящее время принят ряд городских нормативно-правовых актов, регулирующих работу контролирующих органов, которые осуществляют проверки деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Вместе с тем необходимо учитывать, что большинство контролирующих органов, осуществляющих свою деятельность на территории Москвы, являются территориальными подразделениями федеральных контролирующих органов и руководствуются в своей работе федеральными правовыми актами, в связи с чем для принятия радикальных мер по сокращению числа проверок субъектов малого предпринимательства представляется необходимым внести соответствующие изменения в федеральные правовые акты, регулирующие деятельность контролирующих органов.


А.В. Костров, В.В. Николаев

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства

правительства Москвы



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение